УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АБИНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АБИНСКИЙ РАЙОН
Принята на заседании
педагогического совета
от 25 марта 2024 г.
протокол № 3
Утверждаю
Директор МБУ ДО СЮТ
________________ Н.А Саянова
приказ от 13 апреля 2024 г. № 124
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Информатика для начинающих»
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: 1 год, 72 часов.
Возрастная категория:9-11 лет
Состав группы: от 8 человек
Форма обучения очная
Вид программы: модифицированная
Программа реализуется: на бюджетной основе
ID-номер Программы в Навигаторе: 9746
Автор-составитель
Петрухина Н.С.
педагог дополнительного
образования
пгт Ахтырский, 2024 г.
Паспорт программы «Информатика для начинающих»
Наименование муниципалитета
Абинский район
Наименование организации
МБУ ДО СЮТ
ID-номер программы в АИС
«Навигатор»
Полное наименование программы
9746
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Информатика для начинающих»
на бюджетной основе
Механизм финансирования
(ПФДО, муниципальное задание, вне
бюджет)
ФИО авторов составителей
Петрухина Надежда Станиславовна
Краткое описание программы
Форма обучения
Данная программа имеет
выраженную техническую
направленность, личностноориентированная, личностнозначимая
очная
Уровень содержания
базовый
Продолжительность освоения (объем) 1 год, 72 часов
Возрастная категория
9 – 11 лет
Цель программы
Развитие
интеллектуальных
и
творческих
способностей
детей
средствами
информационных
технологий
Личностные
Формирование
общественной
активности личности, гражданской
позиции.
Развитие
уверенности
в
себе,
формирование
адекватной
самооценки.
Формирование навыков культуры
общения и поведения в социуме.
Привитие навыков здорового образа
жизни.
Развитие
навыков
рефлексии;
развивать
интеллектуальные,
творческие
способности
Задачи программы
2
воспитанников;
совершенствовать
навыки
познавательной
самостоятельности учащихся;
развитие
толерантности
и
коммуникативных навыков (умение
строить свои отношения, работать в
группе, с аудиторией); привитие
любви к родине, родной природе,
народным традициям.
Метапредметные
•
- развитие мотивации к
техническому творчеству;
•
- развитие потребности в
творческом
саморазвитии,
самостоятельности, ответственности,
активности, аккуратности;
•
- воспитание у детей
понимания
необходимости
саморазвития и самообразования, как
залога
дальнейшего
жизненного
успеха;
•
воспитание
основ
культуры труда: привитие бережного
отношения
к
инструментам,
материалу и оборудованию;
•
формирование
аккуратности в работе, усидчивости,
терпения и трудолюбия.
Образовательные
(предметные)
•
познакомить учащихся с
устройством ввода информации клавиатурой;
•
дать
учащимся
представления
о
современном
информационном
обществе,
информационной
безопасности
личности и государства;
•
дать
учащимся
первоначальное представление о
компьютере
и
современных
информационных
и
коммуникационных технологиях;
3
•
научить
учащихся
работать с программами Word, Paint,
PowerPoint, Калькулятор;
•
углубить первоначальные
знания и навыки использования
компьютера для основной учебной
деятельности;
•
развить творческие и
интеллектуальные способности детей,
используя знания компьютерных
технологий.
•
сформировать
эмоционально-положительное
отношение к компьютерам.
1. Предметные – развитие
интереса обучающихся к
моделированию.
2. Личностные – развитие
навыков конструирования и
программирования роботов.
3. Метапредметные – получение
опыта коллективного общения
На обучения зачисляются все
желающие, в том числе дети попавшие
в трудную жизненную ситуацию,
находящиеся в социально опасном
положении и дети с ограниченными
возможностями здоровья.
Ожидаемые результаты
Особые условия
Возможность реализации в сетевой
форме
Возможность реализации в
электронном формате с применением
дистанционных технологий
нет
При
необходимости
возможна
реализация в электронном формате с
применением
дистанционных
технологий.
Занятия в объединении «Информатика
для начинающих» проходят в
специально
оборудованном
в
соответствии с требованиями ТБ и
Санитарно-гигиенических
норм
кабинете.
Оборудование учебного кабинета:
- компьютерные столы и стулья для
обучающихся и педагога,
Материально-техническая база
4
-шкафы для хранения дидактических
пособий и учебных материалов,
- компьютеры.
Перечень
оборудования,
инструментов
и
материалов,
необходимых
для
реализации
программы.
Дидактический
и
раздаточный
материал (рисунки, схемы, шаблоны,
текст для набора).
Доска.
3.Информационное обеспечение аудио,
видео,
фото,
интернет
источники, литература для педагога и
детей.
4. Кадровое обеспечение - педагог
дополнительного образования.
5
РАЗДЕЛ 1
«КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ:
ОБЪЕМ, СОДЕРЖАНИЕ, ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ»
1.1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Информатика для начинающих» разработана и реализуется в соответствии:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 24.06.2023 года);
2. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями на
31.07.2020 года);
3. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации
на период до 2024 года»;
4. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. №474 «О
национальных целях развития России до 2030 года»;
5. Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г.
№ 16);
6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от
29.05.2015 г. № 996-р;
7. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.2022г. № 678-р;
8. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к
протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту
«Образование» от 07.12.2018 г. № 3;
9. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.12.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
10. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”;
11. Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 г. №467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем развития
дополнительного образования детей»;
6
12. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
13. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разно уровневые
программы)»;
14. Письмо Министерства образования и науки РФ от 29.03.2016 г. № ВК641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»;
15. Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от
20.02.2019 г. № ТС – 551/07«О сопровождении образования, обучающихся с ОВЗ
и инвалидностью»;
16. Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от
31.01.2022№ДГ 245/06"О направлении методических рекомендаций"(вместе с
"Методическими
рекомендациями
по
реализации
дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий");
17. Устав МБУ ДО СЮТ
Программа обновляется с учетом развития науки, техники, экономики,
технологий и социальной сферы.
Одним из важнейших изобретений человечества является компьютер. Ни
для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не познав
подлинных возможностей компьютера. Чаще всего дети играют в компьютерные
игры, общаются в социальных сетях, просматривают множество бесполезной
информации. Таким образом, бесконтрольное времяпрепровождение детей за
компьютером способствует искажению представления учащихся об
«информационном пространстве» в целом и компьютере, как средстве
получения этой информации. В результате компьютер остается для них
нереализованным источником знаний. Возникает потребность усилить
воздействие компьютера как средства познания окружающего мира, источника
знаний и эмоциональных впечатлений, а также важного инструмента для
реализации своего творческого потенциала.
Программа построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и
привития интереса к компьютеру осуществлялось комплексное воздействие на
интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка.
Данная программа помогает ознакомить ребенка с информационными
технологиями. Параллельно с овладением знаниями родного языка учиться
осуществлять набор уже изученных букв, тренируя память и анализируя образы
7
В младшем школьном возрасте происходит постепенная смена ведущей
деятельности, переход от игры к учебе. При этом игра сохраняет свою ведущую
роль. Поэтому значительное место на занятиях занимают игры. Возможность
опоры на игровую деятельность позволяет сделать интересными и
осмысленными любую учебную деятельность. Дети при восприятии материала
обращают внимание на яркую подачу его, эмоциональную окраску, в связи с
этим основной формой объяснения материала является демонстрация.
Модифицированная программа объединения «Информатика для
начинающих» разработана на основе программы курса информатики для 2-4
классов начальной общеобразовательной школы (Авторы: Н.В. Матвеева, Е.Н.
Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, 2012 г.). с учетом законодательных
нормативно-правовых документов:
Направленность программы.
Программа объединения «Информатика для начинающих» имеет
техническую направленность, которая является стратегически важным
направлением в развитии и воспитании подрастающего поколения. Являясь
наиболее доступным для детей младшего школьного возраста, работа с
компьютером обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью,
эффективностью. Данная программа ориентирована на развитие интереса детей
к инженерно-техническим и информационным технологиям, научноисследовательской и конструкторской деятельности.
Новизна программы заключается в использовании новых форм и видов
занятий, современных образовательных технологий и методических материалов,
в приобретении детьми начальных навыков в области информатики, математики,
геометрии, черчения, физики, трудового обучения в доступной и увлекательной
форме. В зависимости от конкретных условий, материалов, требований жизни и
интересов учащихся, педагог может вносить новые технологии обработки
материалов.
Актуальность программы. Перемены, происходящие в современном
обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного
пространства, определения целей образования, учитывающих государственные,
социальные и личностные потребности и интересы. Неизменную роль в
формировании у ребенка теоретического мышления и практических навыков
играют занятия информатикой, которые служат основополагающим
фундаментом для дальнейшей как творческой, так и производственной
деятельности человека. Таким образом, занятия информатикой являются
первоначальной ступенью научно-технического творчества, которое, в свою
очередь, признано приоритетным направлением дополнительного образования.
Программа
направлена
на
социально-экономическое
развитие
муниципального образования и региона в целом.
Педагогическая целесообразность. Творчество - это деятельность
человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями
и потребностями человека на основе объективных законов действительности.
Техническое творчество с использованием современных компьютерных
8
технологий
способствует
расширению
политехнического
кругозора
школьников, что предполагает получение информации о технических новинках
и способах решения технических и творческих задач из разных источников –
специальной литературы, консультации специалистов, электронных источников
и т.д.
На занятиях объединения «Информатика для начинающих» ребенок делает
выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Это
возможность приобретения практического жизненного опыта, освоения и
постижения окружающего мира, красоты, гармонии.
Отличительные особенности программы. Главное в программе не
конкретные знания и умения, полученные детьми в объединении технического
творчества, а существенные компоненты развивающейся личности –
направленность интересов, мотивы ребенка; опыт общения и анализ отношений
к себе, людям, миру; познание себя, самореализация, ведущие потребности,
индивидуальные проявления и т.д. Данная программа - не самоцель, а одно из
средств помощи обучающегося в социальном становлении, показатель его роста
в той или иной деятельности. «Истоки способностей и дарований детей – на
кончиках их пальцев», - писал В.А. Сухомлинский. Программа объединения
«Информатика для начинающих» дает возможность стимулировать развитие
детей путем тренировки движений пальцев рук. Недостаточная
сформированность пространственного восприятия и зрительно-моторных
координаций является причиной возникновения трудностей в обучении детей,
особенно в первом классе. Учеными установлено, что активные физические
действия пальцами благотворно влияют на весь организм. Поэтому развитию
моторики рук уделяется большое внимание. Набор текста и работа с
компьютерной мышью способствуют решению этой задачи.
Программа реализуется в очной форме, при необходимости возможна
реализация в электронном формате с применением дистанционных технологий.
Адресат программы. Программа ориентирована на детей в возрасте
9 - 11 лет и рассчитана на один год обучения. В объединение «Информатика для
начинающих» принимаются все желающие без специального отбора, в том числе
дети, попавшие в трудную жизненную ситуация, находящиеся в социально
опасным положении, и дети с ограниченными возможностями здоровья.
При комплектовании групп учитывается возраст детей и степень их
подготовленности. Дети данной возрастной группы имеют свои
психологические особенности. В этом возрасте наиболее значимыми мотивами
являются:
- «потребности во внешних впечатлениях», которые реализуются при
участии взрослого, его поддержке и одобрении, что способствует созданию
климата эмоционального благополучия;
- познавательная потребность, выражающаяся в желании приобретать
новые знания;
9
- потребность в общении, принимающая форму желания выполнять
важную общественно значимую деятельность, имеющую значение не только для
него самого, но и для окружающих взрослых.
Быстрая утомляемость младших школьников – характерная особенность
данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на
занятиях конкурсов, загадок, игровых моментов, физ. минуток. Это снимает
эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому
материалу. Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей,
предусмотрены разные виды деятельности: творческая, исследовательская,
игровая, проектная.
Программные средства, используемые в программе, обладают
разнообразными графическими возможностями, понятным даже первокласснику
интерфейсом. Эти программы русифицированы, что позволяет легко и быстро их
освоить. Так как программы строятся по логическим законам, возможна
организация разнообразной интересной деятельности с четким переходом от
одного вида работы к другому, с конкретными указаниями, на что обратить
внимание. При этом будет развиваться произвольное внимание детей. Несмотря
на общие возрастные особенности, каждый ребенок индивидуален в своем
развитии, поэтому программа предусматривает индивидуальный подход к
каждому ребенку
Для успешной реализации программы, состав группы – от 8 человек.
Уровень программы, объем и сроки реализации программы.
Продолжительность образовательного процесса за 1 год составляет 72 ч.
Программа объединения «Информатика для начинающих» реализуется на
базовом уровне.
Форма обучения - очная.
Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительность 2
часа, с перерывами о 15 минут через 45 минут занятия.
Особенности организации образовательного процесса.
Состав обучающихся в данной группе формируется из детей разного
возраста, т.е. группа является разновозрастной.
Форма занятий: групповые занятия.
Виды занятий:
- практические;
- интегрированные (изучение одной учебной темы с использованием 2-3
видов творческой деятельности);
- лабораторные работы;
- научно-исследовательская и проектная деятельность.
Особенности организации образовательного процесса
В программе предусмотрено участие детей с особыми образовательными
потребностями: детей-инвалидов и детей с особыми образовательными
потребностями: детей- инвалидов и детей с ограниченными возможностями
здоровья; талантливых (одаренных, мотивированных) детей; детей, находящихся
в трудной жизненной ситуации.
10
В программе предусмотрена возможность занятий по индивидуальной
образовательной траектории (по индивидуальному учебному плану).
1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: развитие интеллектуальных и творческих
способностей детей средствами информационных технологий.
Задачи работы объединения:
Предметные:
•
познакомить обучающихся с устройством ввода информации клавиатурой;
•
дать обучающимся представления о современном информационном
обществе, информационной безопасности личности и государства;
•
дать обучающимся первоначальное представление о компьютере и
современных информационных и коммуникационных технологиях;
•
научить обучающихся работать с программами Word, Paint,
PowerPoint, Калькулятор;
•
углубить первоначальные знания и навыки использования
компьютера для основной учебной деятельности;
•
развить творческие и интеллектуальные способности детей,
используя знания компьютерных технологий.
•
сформировать
эмоционально-положительное
отношение
к
компьютерам.
Личностные:
•
- формирование общественной активности личности, гражданской
позиции;
•
- развитие уверенности в себе, формирование адекватной
самооценки;
•
- формирование навыков культуры общения и поведения в социуме;
•
- привитие навыков здорового образа жизни;
•
- развитие навыков рефлексии;
•
развивать
интеллектуальные,
творческие
способности
воспитанников;
•
- совершенствовать навыки познавательной самостоятельности
обучающихся;
•
- развитие толерантности и коммуникативных навыков (умение
строить свои отношения, работать в группе, с аудиторией);
•
- привитие любви к родине, родной природе, народным традициям.
Метапредметные:
•
- развитие мотивации к техническому творчеству;
11
•
развитие
потребности
в
творческом
саморазвитии,
самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности;
•
- воспитание у детей понимания необходимости саморазвития и
самообразования, как залога дальнейшего жизненного успеха;
•
- воспитание основ культуры труда: привитие бережного отношения
к инструментам, материалу и оборудованию;
•
- формирование аккуратности в работе, усидчивости, терпения и
трудолюбия.
1.3 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Образовательные:
к концу обучения в объединении обучающиеся должны знать:
правила техники безопасности;
правила работы за компьютером;
назначение и работу графического редактора Paint;
назначение и работу стандартных программ «Блокнот» и «Калькулятор»;
возможности текстового редактора Word;
понятие информации, свойства информации;
назначение и работу программы PowerPoint;
основные блоки клавиш;
компьютерные сети;
информационные процессы;
понятие информации, свойства информации;
основные понятия логики;
устройство персонального компьютера, основные блоки;
устройства ввода и вывода информации;
основные операционные системы и их отличия;
определение файла и файловой системы;
классификации вирусов;
способы защиты информации;
понятие алгоритм;
свойства алгоритмов;
Личностные:
к концу обучения в объединении учащиеся должны уметь:
•
соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности;
•
включить, выключить компьютер;
•
работать с устройствами ввода/вывода (клавиатура, мышь, дисководы);
•
набирать информацию на русском регистре;
•
запустить нужную программу, выбирать пункты меню, правильно закрыть
программу.
•
работать с программамиWord, Paint, Блокнот, Калькулятор.
•
работать со стандартными приложениями Windows;
12
пошагово выполнять алгоритм практического задания;
•
осуществлять поиск информации на компьютере;
•
работать с разными видами информации
•
строить суждения;
•
решать логические задачи;
•
работать с основными блоками компьютера, и подключать их;
•
пользоваться устройствами ввода и вывода информации, подключать их к
компьютеру;
•
запускать операционную систему Windows.
•
работать с файлами (создавать, сохранять, осуществлять поиск);
•
Метапредметными результатами являются:
развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего
школьника; формирование мотивации к изучению предметов естественноматематического цикла.
1.4
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебно-тематический план
всего
Форма
аттестации
теория практика (контроля)
1. Вводные занятия.
2
1
1
Собеседование
2. Из чего состоит
компьютер?
10
1
9
Собеседование,
опрос.
3. Информация вокруг нас
и технике
6
2
4
Собеседование,
опрос.
4.Знакомство со
стандартными
программами. «Блокнот»
4
1
3
Собеседование.
5. Знакомство со
стандартными
программами.
«Калькулятор»
4
1
3
Собеседование.
6. Работа на клавиатурном
6
тренажере
-
6
Собеседование.
12
Собеседование,
опрос, защита
проекта.
Тема
7. Текстовый редактор
Word
Количество часов
16
4
13
8. Создание презентаций с
помощью PowerPoint
22
4
18
9. Итоговые занятия.
2
-
2
Итого
72
14
58
1.5
Собеседование,
опрос, защита
проекта.
Собеседование,
защита
проекта.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
Содержание программы
Тема 1. Вводные занятия. (2 часа).
Теория (1 час): Знакомство с объединением. Правила техники
безопасности. Практика (1 часа): Развивающая игра.
Формы аттестации (контроля): Собеседование.
Тема 2.Из чего состоит компьютер? (10 часов).
Теория (1 час): Компьютер и его составляющие. Что умеет компьютер?
Информационные технологии, информация. Основные понятия.
Практика (9 часов): Викторина «что такое компьютер?». Как вводить
информацию в компьютер? Программы. Основные группы клавиш.
Мультимедийные технологии.
Формы аттестации (контроля):собеседование, опрос.
Тема 3. Информация вокруг нас и технике (6 часов).
Теория (2 часа): Организация хранения информации в компьютере.
Устройства ввода и вывода информации.
Информация в компьютере. Диски. Съемные носители информации.
Практика (4 часа): Создание папок и файлов. Переименование
документа. Сохранение документа. Управление компьютером с помощью мыши.
Формы аттестации (контроля): Собеседование, опрос.
Тема 4. Знакомство со стандартными программами. «Блокнот»
(4часа).
Теория (1 часа): Назначение программы. Структура окна.
Практика (3 часа): Работа с текстом. Набор текста и редактирование.
Копирование, перемещение текста. Исправление ошибок.
Формы аттестации (контроля): Собеседование.
Тема 5. Знакомство со стандартными программами. «Калькулятор» (4
часа).
Теория (1 часа): Назначение программы. Структура окна.
14
Практика (3 часа): Работа с простейшими арифметическими действиями.
Решение задач.
Формы аттестации (контроля): Собеседование.
Тема 6. Работа на клавиатурном тренажере (6 часов).
Практика (6 часов): Работа на клавиатурном тренажере с ненавязчивой
скоростью работы. Знакомство с методом слепой десятипальцевой печати.
Формы аттестации (контроля): Собеседование.
Тема 7.Текстовый редактор WORD (16 часов).
Теория (4 часа): Строение окна текстового редактора Word. Строка
инструментов. Контекстное меню. Форматирование текста. Создание и
форматирование таблиц.
Практика (12часа): Знакомство с пунктами меню «файл», «правка».
Знакомство с пунктами меню «вид», «вставка». Знакомство с пунктами
меню «формат», «справка». Знакомство со строкой инструментов. Знакомство с
панелью форматирования. Печать текста в текстовом редакторе Word.
Форматирование текста по заданию. Изменение цвета текста. Выравнивание
текста, использование отступа, межстрочный интервал. Нумерация и маркеры.
Вставка специальных символов, даты и времени. Проверка орфографии и
грамматики. Выравнивание текста по вертикали, установка полей, параметры
печати. Используем элементы рисования: автофигуры, заливка. Используем
элементы рисования: тени, объем. Используем элементы рисования: вставка
картинок, рисунков. Используем элементы рисования: объект WordArt.
Используем элементы рисования: объект Надпись. Создание документа
«Приглашение». Работа с таблицами: создание таблиц, ввод текста,
форматирование текста, изменение направления текста. Изменение структуры
таблицы: добавление и удаление строк и столбцов, изменение ширины столбцов
и ячеек, объединение и разбивка ячеек. Форматирование таблиц: добавление
границ и заливки. Создание документа «Расписание уроков». Создание
итогового проекта по выбору.
Формы аттестации (контроля): Собеседование, опрос, защита проекта.
Тема 8.Создание презентаций с помощью PowerPoint (22 часов)
Теория (4 часа): Интерфейс программы (структура окна), основные
функции редактирования текста.
Практика (18 часов): Работа со стилями. Создание нового слайда, фон
слайда.
Вставка рисунков и других объектов на слайд. Линейные презентации.
Презентации со сценариями. Непрерывные презентации. Создание скриншотов.
Анимация на слайдах. Практическая работа «Времена года». Практическая
работа «Часы». Практическая работа «Скакалочка».Практическая работа «Мой
питомец». Практическая работа «Рассказ о себе». Практическая работа «Мой
класс».
15
Формы аттестации (контроля): Собеседование, опрос, защита проекта.
Тема 9. Итоговые занятия. (2 часа).
Практика (2 часа): Создание итогового проекта по выбору.
Формы аттестации (контроля): Собеседование, защита проекта.
16
РАЗДЕЛ 2
«КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ,
ВКЛЮЧАЮЩИХ ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ»
2.1 КАЛЕНДАРНЫЙ - УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Дата
№
Название темы
План Факт заняти
я
.
.
1. Вводные занятия
Вводное занятие. Знакомство с
объединением. Техн.
Безопасности. Видео
2. Из чего состоит компьютер?
2.
Что такое компьютер?
3.
Компьютер и его
составляющие. Кроссворд
«Основные составляющие»
4.
Первое знакомство с
компьютером. Как вводить
информацию в компьютер?
Программы.
5.
Информационные технологии,
информация. Основные
понятия. Признаки предметов.
6.
Интерактивный (диалоговый)
режим работы с компьютером.
Основные группы клавиш.
3. Информация вокруг нас и технике
7.
Информация вокруг нас и
технике. Информация в
компьютере.
8.
Организация хранения
информации в компьютере.
Файлы и папки.
9.
Устройства ввода и вывода
информации. Управление
компьютером. Съемные
носители
4. Знакомство со стандартными программами.
«Блокнот»
10.
Знакомство со стандартными
программами. «Блокнот».
1.
17
Количество часов
всег
о
2
теори практик
я
а
1
1
2
1
1
10
2
2
1
1
9
1
2
2
-
2
2
-
2
2
-
2
6
2
2
1
4
1
2
1
1
2
-
2
4
1
3
2
0,5
1,5
Назначение программы.
Структура окна.
11.
Работа с текстом. Набор текста
и редактирование.
Копирование, перемещение
текста. Исправление ошибок.
5. Знакомство со стандартными программами.
«Калькулятор»
12.
Знакомство со стандартными
программами. «Калькулятор».
Назначение программы.
Структура окна.
13.
Виды калькулятора. Работа с
простейшими
арифметическими действиями.
Решение задач.
6. Работа на клавиатурном тренажере
14.
Работа на клавиатурном
тренажере. Базовый
15.
Работа на клавиатурном
тренажере. Цифры
16.
Работа на клавиатурном
тренажере. экзамен
7. Текстовый редактор Word
17.
Текстовый редактор Word.
Компьютер – основной
инструмент подготовки
текстов.
18.
Строение окна текстового
редактора Word. Ввод текста
19.
Знакомство с пунктами меню
«файл», «правка», «вид»,
«вставка», «формат»,
«справка».
20.
Знакомство с панелью
форматирования. Таблицы
21.
Печать текста в текстовом
редакторе Word.
Редактирование.
22.
Форматирование текста по
заданию.
23.
Используем элементы
рисования: вставка картинок,
рисунков,залика. Используем
18
2
0,5
4
1
3
0,5
1,5
2
0,5
1,5
6
2
-
6
2
2
-
2
2
-
2
16
2
4
0,5
12
1,5
2
0,5
1,5
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
2
1,5
элементы рисования: объект
WordArt.
24.
Создание итогового проекта
по выбору.
8. Создание презентаций с помощью
PowerPoint
25.
PowerPoint. Знакомство с
программой.Интерфейс(структ
ура окна)
26.
Основные функции
редактирования текста.
Режимы просмотра.
27.
Слайд-шоу и режим
докладчика. Первый слайд.
Добавление слайдов.
28.
Макет слайда. Сохранение и
открытие презентации.
29.
Создание презентации.
30.
Работа с панелью структуры.
Фон
31.
Добавление и редактирование
текста.
32.
Работа с объектами.
33.
Выделение объектов на
слайде. Перемещение
34.
Изменение размера, вращение
и перемещение объектов.
Панель выделения,
группирование объектов.
35.
Творческая работа в
программе.
9. Итоговые занятия
36.
Итоговое занятие. Создание
итогового проекта по выбору.
Итого
2
0,5
1,5
22
4
18
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
2
0,5
0,5
1,5
1,5
2
0,5
1,5
2
2
-
2
2
2
0,5
1,5
2
-
2
2
2
-
2
72
14
58
2.2 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ
Контроль и оценка обучающихся в объединении осуществляется при
помощи текущего и итогового контроля в форме викторин, защиты проектной
работы (в конце учебного года).
Возможно проведение мастер-класса в форме открытого занятия, в
объединении для посещения другими учащимися с целью повышения мотивации
при изучении компьютера.
19
На занятиях применяются тематический и итоговый контроль. Уровень
освоения материала выявляется в беседах, в выполнении практических работ и
творческих заданий. В течение года ведется индивидуальное педагогическое
наблюдение за творческим развитием каждого обучающегося. Подведение
итогов по тематическим разделам проводится в форме творческой работы по
определенному заданию, авторской творческой работы по самостоятельно
изготовленному эскизу. Оформляются мини-выставки детских работ учебной
группы. Лучшие из них в конце учебного года показываются на итоговой
выставке.
Также формой подведения итогов реализации программы является защита
созданных моделей и работ обучающихся, участие в выставках и конкурсах
различных уровней.
Важными показателями успешности освоения программы можно считать
развитие интереса обучающихся к созданию авторских моделей, их участие в
мероприятиях в жизнедеятельности объединения.
В образовательном процессе используются следующие виды контроля:
-входной - проводится в начале обучения по программе, предусматривает
изучение личности обучающегося с целью знакомства с ним (наблюдение,
устный опрос, анкетирование).
- текущий – проводится после прохождения какой-нибудь темы, для
определения уровня освоения программного материала и дальнейшей
корректировке действий педагога (наблюдение, устный опрос, творческое
задание).
- промежуточный – проводится в середине учебного года с целью
определения уровня компетентности обучающихся (наблюдение, творческое
задание).
- итоговый – проводится в конце обучения по программе с целью
определения качества усвоения программного материала и проводится в виде
выполнения творческих заданий, а так же оформляется итоговая выставка работ
обучающихся.
Итоги освоения программы подводятся в середине и конце учебного года.
Формой подведения итогов реализации программы является отчетная защита
проектов. По желанию обучающиеся могут демонстрировать портфолио.
Теоретические знания определятся по средствам проведения собеседования и
наблюдения педагога.
Виды
контроля
Вводный
Текущий
Цель проведения
Формы контроля
Сроки
Определение начального
уровня знаний, умений и
навыков в рисовании
Определение степени
понимания и усвоения
учебного материала по
Теоретические беседы,
опрос, тестовые задания.
Начало
учебного
процесса.
В
течение
Педагогическое
наблюдение, опрос
(устный письменный,
20
темам и готовности к
восприятию нового
материала. Выявление
детей, отстающих и
опережающих в
обучении.
Итоговый
графический),
практические занятия.
учебного
года.
Проведение
конкурсов,
Творческий потенциал игр, выставки работ.
В конце
обучающихся.
каждого
блока
тем.
Контроль
выполнения Участие в конкурсах,
В
викторинах, городских и
поставленных задач.
течение
окружных конкурсах,
года, май.
тестирование, итоговая и
контрольные работы.
Формы отслеживания образовательных результатов:
беседа, педагогическое наблюдение, конкурсы, открытые и итоговые занятия,
тестирование, выполнение творческих заданий.
Формы фиксации образовательных результатов: грамоты, дипломы,
конкурсы, пополнение портфолио, отзывы родителей и педагогов.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
открытые занятия, итоговые отчеты, конкурсы, творческие мастерские,
выставки, аналитическая справка, диагностическая карта, портфолио.
2.3 ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Диагностика результативности и качества освоения программы.
Во время образовательного процесса используются следующие методы
отслеживания результативности и качества освоения программы:
1.
Педагогическое наблюдение (с какими знаниями ребенок пришел на
занятия и как эти знания развиваются и совершенствуются в течении
образовательного процесса).
2.
Педагогический анализ проводится по степени активности и
результатам участия детей в выставках разного уровня, в тематических
мероприятиях.
3.
Педагогический мониторинг. Для успешной реализации программы
предлагается непрерывное и систематическое отслеживание результатов
деятельности ребенка. Цель мониторинга – изучить процесс достижения детьми
планируемых результатов освоения данной программы на основе выявления
21
динамики формирования у воспитанников интегративных качеств, а также
определенных умений и навыков.
2.4 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Методы
обучения:
словесный,
наглядный,
объяснительноиллюстративный, исследовательский, проблемный, игровой, дискуссионный.
Формы организации образовательного процесса: групповая,
индивидуальная.
Формы организации учебного занятия: беседа, открытое занятие,
экскурсия, презентация.
Педагогические технологии: технология группового обучения,
технология коллективного взаимообучения, технология игровой деятельности,
информационно-коммуникационные технологии.
Дидактический материал:
− таблицы;
− схемы;
− шаблоны;
− фотографии;
− методическая литература;
− раздаточный материал;
− методические разработки.
Алгоритм учебного занятия:
I этап - организационный.
Задача: подготовить детей к работе на занятии.
Содержание
этапа:
организация
начала
занятия,
создание
психологического настроя на учебную деятельность и активизацию внимания.
II этап – подготовительный (подготовка обучающихся к восприятию
материала нового содержания).
Задача: мотивация и принятие детьми цели учебно-познавательной
деятельности.
Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация
учебной деятельности детей.
III этап - основной. В качестве основного этапа может
выступать:
1.
Усвоение новых знаний и способов действий.
Задача: восприятие и осмысления нового материала.
Содержание: целесообразно при усвоении новых знаний использовать
задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность
детей.
2.
Первичная проверка понимания.
Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового
учебного материала, выявление неравных представлений, их коррекция.
Содержание: применяют пробные практические задания, которые
22
сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием.
3.
Закрепление знаний и умений.
Задача: закрепить полученные на занятии знания и умения по
пройденному материалу.
Содержание: применяются практические задания, выполняемые
детьми самостоятельно.
4.
Обобщение и систематизация знаний.
Задача: формирование целостной структуры знаний по теме.
Содержание: наиболее распространенными способами работы
являются беседа и практические занятия.
IV этап - контрольный.
Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция.
Содержание: используются тестовые задания, виды устного опроса,
вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного,
творческого).
2.5 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1.Материально-техническое обеспечение.
Занятия в объединении «Информатика для начинающих» проходят в
специально оборудованном в соответствии с требованиями ТБ и Санитарногигиенических норм кабинете.
Оборудование учебного кабинета:
- компьютерные столы и стулья для обучающихся и педагога,
-шкафы для хранения дидактических пособий и учебных материалов,
- компьютеры.
2. Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых
для реализации программы.
Дидактический и раздаточный материал (рисунки, схемы, шаблоны, текст
для набора).
Доска.
3.Информационное обеспечение - аудио, видео, фото, интернет
источники, литература для педагога и детей.
4. Кадровое обеспечение - педагог дополнительного образования.
Методические материалы
Примерный комплекс упражнений для глаз:
Методы, используемые при реализации программы в обучении:
- Практический (работа с компьютером и программным обеспечением)
- Наглядный (фото и видеоматериалы по информатике, распечатки заданий,
тестов).
Практических
- Словесный (инструктажи, беседы, разъяснения).
23
- Инновационные методы (поисково-исследовательский, проектный,
игровой).
- Работа с литературой (изучение специальной литературы).
В программе применяются приемы: создание проблемной ситуации,
построение алгоритма решения задачи, анализ действий и правильность
программирования и т.д.
Гимнастика для глаз, как неотъемлемая часть образовательного процесса
Проведение гимнастики для глаз является неотъемлемой частью
образовательного процесса и не исключает проведение физкультминутки.
Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно
снижает зрительное и статическое напряжение.
Примерный комплекс упражнений для глаз:
1.) Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем
раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль, а счет 1-6. Повторить
4-5 раз.
2.) Посмотреть на переносицу и задержать взгляд на счет 1-4. До усталости
глаза не доводить. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
3.) Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на
счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-С. Аналогичным образом
проводятся упражнения с фиксацией взгляда плево, вверх и вниз. Повторить 3-4
раза.
4.) Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх — налево вниз,
потом прямо вдаль на счет 1-6, затем налево вверх — направо вниз и посмотреть
вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
2.6 ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
Сегодня под воспитанием в образовательной организации понимается
создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного
становления и подготовки к жизненному самоопределению.
Общие задачи и принципы воспитания представлены в Федеральном
законе от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся», где воспитательная деятельность рассматривается как
компонента педагогического процесса в каждом общеобразовательном
учреждении и охватывает все составляющие образовательной системы, что
направленно на реализацию государственного, общественного и индивидуальноличностного заказа на качественное и доступное образование в современных
условиях.
Цели воспитательной деятельности: формирование и развитие
учащихся системы нравственных, морально-волевых и мировоззренческих
установок, способствующей их личностному, гармоничному развитию и
24
социализации в соответствии с принятыми социокультурными правилами и
нормами как основы их воспитанности.
Задачи воспитательной деятельности:
– развитие морально-нравственных качеств обучающихся: честности,
доброты, совести, ответственности, чувства долга;
– развитие волевых качеств обучающихся: самостоятельности,
дисциплинированности,
инициативности,
принципиальности,
самоотверженности, организованности;
– воспитание стремления к самообразованию, саморазвитию,
самовоспитанию;
– приобщение детей к экологической и социальной культуре,
здоровому образу жизни. Рациональному и гуманному мировоззрению;
– формирование нравственного отношения в духе демократии к
человеку, труду и природе;
– воспитание обучающихся в духе демократии, личностного достоинства,
уважения прав человека, гражданственности и патриотизма.
Приоритетные направления в организации воспитательной работы:
гражданско-патриотическое,
духовно-нравственное,
художественноэстетическое, спортивно-оздоровительное, трудовое и профориентационное,
здоровьесберегающее, социокультурное, экологическое, воспитание семейных
ценностей и т.д.
Педагог разрабатывает план мероприятий по реализации программы.
План-график воспитательной работы
в объединении «Информатика для начинающих»
дата
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
тема
Игра-приветствие
Беседа: «Техника безопасности при работе в
Компьютерном классе»
Беседа: «Как вести себя на занятиях в объединении»
Беседа: «Бережное отношение к имуществу СЮТ»
Беседа: «Правила перехода улиц и дорог»
Беседа: «Поддержание чистоты и порядка в объединении»
Беседа: «Главные правила вежливости в общении»
Инсценировка детей на тему: «Самый вежливый у нас…».
Беседа: «Подарок–символ уважения».
«Золотые руки»-почему так говорят.
Беседа: «Чаще улыбайся, если хочешь нравиться
людям».
Беседа: «Что такое справедливость».
Беседа-викторина «История Олимпийских игр»
25
март
апрель
май
Беседа: «История авиации, флота ,бронетанковой
техники».
Беседа: «Закаляйся, если, хочешь быть здоров».
Беседа: «Масленица–древний славянский праздник»
Беседа: «Урок вежливости»
Игровая минутка«1апреля - день смеха»
Беседа-викторина «Шагает эра программирования
вперед»
Беседа: «Патриотизм и любовь к Родине».
Беседа-размышление: «Мой лучший друг».
Беседа: «Не пробовать, не начинать» (о вреде алкоголя
и пагубных привычек).
26
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для учителя
1.
Информатика в играх и задачах, 1
рекомендации для учителя по курсу информатики с и
элементами информатики. Москва, Баласс, 2012 год.
2.
Информатика в играх и задачах, 2
рекомендации для учителя по курсу информатики с и
элементами информатики. Москва, Баласс, 2012 год.
3.
Информатика в играх и задачах, 3
рекомендации для учителя по курсу информатики с и
элементами информатики. Москва, Баласс, 2012 год.
класс. Методические
по курсу математики с
класс. Методические
по курсу математики с
класс. Методические
по курсу математики с
Литература для обучающихся
1.
Информатика в играх и задачах, 4 класс. Методические
рекомендации для учителя по курсу информатики с и по курсу математики с
элементами информатики. Москва, Баласс, 2012 год.
2.
Обработка текстовой информации. О.Б. Богомолова, А.В. Васильев.
Москва, Бином. Лаборатория знаний, 2006 год.
3.
Информатика, 3 класс. Методические рекомендации для учителя. А.
В. Горячев, К. И. Горина, Н. И. Суворова. Москва, Баласс, 2010 год.
4.
Десятипальцевый метод набора вслепую на компьютере.
Практическое пособие. Москва, Центрполиграф, 2007 год.
5.
MicrosoftOffice 2000. Учебный курс. С. В. Глушаков, А. С.
Сурядный. Фолио-Аст, 2001 год.
6.
Информатика и ИКТ. Начальный уровень. Под редакцией
профессора Н. В. Макаровой. Питер, 2010 год.
Литература для родителей
1.
Информатика и информационные технологии / ред. Ю.Д. Романова.
- М.: Эксмо, 2011. - 544 c.
2.
Информатика: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 768 c.
3.
Информатика: Энциклопедический словарь для начинающих / ред.
Д.А. Поспелов. - М.: Педагогика-Пресс, 2013. - 352 c.
4.
Каймин, В.А. Информатика: практикум на ЭВМ / В.А. Каймин, Б.С.
Касаев. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 216 c.
5.
Карцова, В.Г. Из истории Калининской области / В.Г. Карцова. - М.:
Московский рабочий, 2012. - 168 c.
6.
Кушниренко, А.Г. Основы информатики и вычислительной техники
/ А.Г. Кушниренко, Г.В. Лебедев, Р.А. Сворень. - Л.: Просвещение; Издание 3е, 2013. - 224 c.
27