Мир творчества

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АБИНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АБИНСКИЙ РАЙОН

Принято на заседании
педагогического совета
от 25 марта 2024 г.
Протокол № 3

Утверждаю
директор МБУ ДО СЮТ
Н.А. Саянова
приказ от 13 апреля 2024 г. № 124

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«МИР ТВОРЧЕСТВА»
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: 1 год, 72 часа
Возрастная категория: от 10 до 15 лет
Состав группы: от 8 человек
Форма обучения очная
Вид программы: модифицированная
Программа реализуется: на бюджетной основе
ID-номер Программы в Навигаторе: 55213

Автор-составитель
Казаринова Дарья Валерьевна
педагог дополнительного образования

пгт Ахтырский, 2024 г.

РАЗДЕЛ 1
«КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ:
ОБЪЕМ, СОДЕРЖАНИЕ, ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ»
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности «Мир творчества» разработана на основе
нормативных документов:
•
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N
273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
•
Концепция модернизации российского образования на период до
2025 года;
•
Порядок
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам,
утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 29 августа 2013 г. №1008;
•
Федеральный государственный стандарт основного общего
образования;
•
"Концепция духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России";
•
Примерными требованиями к программам дополнительного
образования (Приложение к письму Департамента молодежной политики
воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006г.
№06-1844);
•
Программа развития образования Краснодарского края;
•
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва "Об утверждении
СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей.
Примерная образовательная программа основного общего
образования по Технологии.
Авторская программа по предмету (А.Т.Тищенко, Н.В. Синица. М:
Вентана –Граф, 2015г.)
Устав МБУ ДО Станция юных техников
Положение о рабочей программе дополнительного образования в
МБУ ДО Станция юных техников
Направленность дополнительной образовательной программы.
Предлагаемая программа по различным видам рукоделия является
программой художественной направленности, комплексной, вариативной,
предполагает
формирование
ценностных
эстетических
ориентиров,

художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой
деятельности.
Работа кружка представляет широкие возможности для профессиональной
ориентации детей. Работа на кружке является составной частью воспитательного
процесса, продолжает формирование у подрастающего поколения интереса к
различным профессиям, к истории народного творчества, уважения к людям.
В основу данной программы заложено духовно – нравственное и
художественно – эстетическое воспитание детей среднего школьного возраста.
Это позволяет привить детям чувство любви к Родине, родному дому – семье.
У детей подросткового возраста хорошо развита механическая память,
произвольное внимание, наглядно – образное мышление, зарождается
понятийное мышление на базе жизненного опыта, неподкрепленное научными
данными, развиваются познавательные и коммуникативные умения и навыки.
Программа кружка «Мир творчества», носит практико - ориентированный
характер, направлена на овладение обучающимися основными приемами и
техникой работы с картоном, бумагой, лентами, тканью, вязания крючком,
спицами.
Программа
предоставляет
возможность
осуществлять
индивидуальный подход к каждому обучающемуся, раскрывать его личностные
задатки, прививать любовь к народному творчеству, развивать художественно –
эстетический вкус.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
Новизна данной программы заключается не только в том, что в ней
собраны разные виды художественной деятельности; обучающиеся приобретают
углубленные знания по данным видам творчества, развивается способность к
труду, творческой деятельности, умение изготовить оригинальную вещь своими
руками, но и в том, что в процессе ее освоения четко прослеживаются
межпредметные связи (интеграция с другими областями знания), а также
воспитание у обучающихся оригинального творческого мышления.
Необычность орнаментального изделия пробуждает у обучающихся интерес к
рукоделию, в процессе работы приобретаются навыки и основными приемами, и
техникой работы с картоном, бумагой, салфетками, тканью, кожей, фоамираном,
бисером, воспитывается аккуратность, внимание, усидчивость.
Актуальность данной программы обусловлена ее практической
значимостью. Программа направлена на социально-экономическое развитие
муниципального образования и региона в целом.
Любое полученное знание ребенок может применить в повседневной
жизни. Все, что связано или сплетено, можно либо подарить, либо носить или
применять самому. Дети на самом деле очень часто задают вопрос: “Для чего это
нужно?”. То есть в них очень развита практическая жилка. И ценность рукоделия
в том и состоит, что все, что мы изготовим, нам пригодится в жизни.
Педагогическая целесообразность. Дети не любят однообразного
монотонного труда, он их быстро утомляет, вследствие этого у детей может
пропасть интерес к работе, поэтому на каждом занятии виды поделок
необходимо менять. Важно, чтобы в работе дети могли проявить выдумку,

творчество, фантазию, что, несомненно, будет способствовать повышению
эффективности труда. Правильно поставленная работа кружка имеет большое
воспитательное значение. У детей развивается чувство коллективизма,
ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других. Работа в
кружке «Мир творчества» - прекрасное средство развития творчества,
умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского
мышления детей.
Отличительные особенности образовательной программы.
Отличительная особенность программы состоит в том, что она носит
комплексный характер овладения процессом технологии с различными
материалами, включая изучение различных технологических приемов их
обработки, расширяет круг возможностей детей, развивает пространственное
воображение, эстетический вкус, творческие способности.
Приобретая теоретические знания и практические навыки работы с
разными материалами, ребята не только создают своими руками полезные
изделия, но и познают радость творчества. Творческий подход к работе,
воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды
общественно-полезной деятельности.
Занятия ручным трудом, позволяют проявить себя детям с теми
особенностями интеллекта, которые в меньшей степени востребованы на других
учебных предметах. Программа кружка «Мир творчества» должна помочь
стимулировать развитие обучающихся путем тренировки движений пальцев рук,
развивать познавательные потребности и способности каждого обучающегося,
создать условия для социального и культурного самовыражения личности
ребенка.
Недостаточная сформированность пространственного восприятия и
зрительно-моторных координаций является причиной возникновения
трудностей в обучении детей.
Учеными установлено, что активные физические действия пальцами
благотворно влияют на весь организм. Приблизительно треть мозговых центров,
отвечающих за развитие человека, непосредственно связано с руками. Развивая
моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических
процессов. Ученые и педагоги, изучавшие деятельность мозга, психику детей,
отмечают большое стимулирующее влияние функций руки. Ни один предмет не
даст возможности для такого разнообразия движений пальцами кисти руки, как
ручной труд. На занятиях предметно-практической деятельности развиваются
тонко-координированные движения: точность, ловкость, скорость. Поэтому
занятия в объединении «Мир творчества» дают возможность для развития
зрительно - пространственного восприятия воспитанников, творческого
воображения, разных видов мышления, интеллектуальной активности, речи,
воли, чувств.
Адресат программы – освоение программы рассчитано для среднего,
школьного возраста 10 –15 лет, имеющие базовую подготовку в рамках
школьной программы технология. В объединение принимаются все желающие

без специального отбора. Общее количество в группе 10-12 человек.
Объем программы – программа рассчитана на 1 год обучения.
Режим занятий - рассчитан с учетом проведения в неделю одного занятия
продолжительностью 2 академических часа. Всего – 72 часа.
Уровень сложности программы – базовый.
Формы обучения – очная (групповая), очно – заочная.
Особенности организации образовательного процесса
В программе предусмотрено участие детей с особыми образовательными
потребностями: детей-инвалидов и детей с особыми образовательными
потребностями: детей- инвалидов и детей с ограниченными возможностями
здоровья; талантливых (одаренных, мотивированных) детей; детей, находящихся
в трудной жизненной ситуации.
В программе предусмотрена возможность занятий по индивидуальной
образовательной траектории (по индивидуальному учебному плану).
1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: формирование всесторонне развитой личности,
развитие художественно-творческой активности детей, знакомство с
современными видами рукоделия и традиционной народной культурой и
ремеслами, формирование специальных знаний, умений и навыков,
необходимых для овладения декоративно-прикладной деятельностью.
Задачи :
образовательные:
- закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии,
изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их
систематизации;
- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования,
цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить
свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными
инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
развивающие:
- развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение,
трудолюбие, интерес к истории родного края, его культуре;
- учить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных
материалов: ткани, кожи, фоамирана, бумаги, картона, бисера, салфеток и др.;
- учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности
школьников, воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за
свой выполненный труд;
- помочь ребенку овладеть теоретическими знаниями и практическими
навыками работы с различными материалами, направленными на воспитание
художественно-эстетического вкуса.

воспитательные:
- осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание
школьников;
- воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному
искусству;
- добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
ценностно-смысловые компетенции:
- умение владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на
основе собственных представлений, умений и навыков;
- умение принимать решения, брать на себя ответственность за их
последствия, осуществлять самостоятельные действия и поступки на основе
выбранных целевых и смысловых установок;
- умение осуществлять индивидуальную образовательную деятельность
(траекторию) с учетом общих требований и норм;
учебно-познавательные компетенции:
- умение ставить цель и организовывать процесс её достижения;
- уметь организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку
своей учебно-познавательной деятельности;
- умение выступать устно и письменно о результатах своей деятельности с
использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические
редакторы, презентации);
социокультурные компетенции:
- уметь определять свое место и роль, систему взаимоотношения в
окружающем мире: в семье, в классе;
- владеть культурными нормами и традициями родного края, России;
- иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России
и других странах;
- иметь осознанный опыт жизни в многонациональном, многокультурном,
многоконфессиональном обществе;
коммуникативные компетенции:
- владеть способами совместной деятельности в группе, приемами
действий в ситуациях общения, умениями искать и находить компромиссы;
- владеть способами взаимодействия с окружающими, выступать с устным
сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести диалог;
информационные компетенции:
- владеть навыками работы с различными источниками информации:
книгами, учебниками, справочниками, энциклопедиями, каталогами, словарями,
интернетом;
- самостоятельно искать, систематизировать, анализировать и отбирать
необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать,
преобразовывать, сохранять и передавать её;
- применять для решения учебных задач информационные и
телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту,
интернет;

здоровьесберегающие компетенции:
- знать и применять правила техники безопасности при работе с острыми и
колющими инструментами,
- уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности,
- владеть способами оказания первой медицинской помощи.
1.3 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
Деятельность обучающихся на занятиях двусторонняя по своему
характеру. Она включает творческую мыслительную работу и практическую
часть по реализации замысла. Качество каждой из составляющих часто не
совпадает, и поэтому зачастую не может быть одной отметки за урок. Для
успешного продвижения ребенка в его развитии важна как оценка качества его
деятельности на уроке, так и оценка, отражающая его творческие поиски и
находки в процессе созерцания, размышления и самореализации.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Обучающиеся будут иметь представление:
- о проектной деятельности в целом и её основных этапах;
- о понятиях конструкция (простая и сложная, однодетальная и многодетальная),
композиция, чертёж, эскиз, технология, экология, дизайн);
Знать:
- правила ТБ;
- название и назначение ручных инструментов (ножницы, игла), контрольноизмерительных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приспособлений
(шаблон, булавки) и правила безопасной работы с ними;
- правила личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;
- правила общения;
- названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
- что такое деталь (составная часть изделия);
- что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальными и
многодетальными;
- основные требования дизайна к конструкциям, изделиям (польза, удобство,
красота);
- виды материалов;
- последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание,
сборка, отделка;
- способы разметки: сгибание и по шаблону;
- способы соединения с помощью клея ПВА, проволоки, ниток и тонких
верёвочек;
- виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и её варианты.
Уметь:

- находить и использовать дополнительную информацию из различных
источников (в том числе из Интернета);
- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
- различать материалы по их назначению;
- различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;
- читать простейший чертёж (эскиз);
- качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению
несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание
ножницами, сборку изделий с помощью клея, эстетично и аккуратно отделывать
изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и её вариантами;
- безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты
(ножницы, иглы);
- выполнять правила культурного поведения в общественных местах;
- выполнять посильные действия при решении экологических проблем на
доступном уровне (личная гигиена, культура поведения в природе и обществе,
поддержание чистоты в быту и в общественных местах, культура общения –
речь, этикет и т.д.).
Общетрудовые умения:
Самостоятельно:
- анализировать предложенное учебное задание;
- организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом,
подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;
- экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех
её этапах;
- обосновывать выбор конструкции и технологии выполнения учебного задания
в единстве требований полезности, прочности, эстетичности;
- выполнять доступные практические задания с опорой на чертёж (эскиз), схему.
С помощью педагога:
- выбирать темы для практических работ;
- формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных
учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем;
- выдвигать возможные способы их решения;
- доказывать своё мнение.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы
контроля:
- анализ текущих творческих работ;
- выполнение итогового творческого задания в конце курса;
- участие в творческих конкурсах, выставках;
- самооценка и самоконтроль, определение учеником границ своего
«умения - неумения», своих потенциальных возможностей, осознание тех
проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Личностные результаты: у детей проявится интерес к изобразительному
искусству и художественному конструированию, творческий подход к своей

деятельности, будет развиваться наблюдательность и эстетический вкус,
научатся замечать красоту окружающего мира и искусства; проявляют
творческий подход к деятельности, интерес к изобразительному искусству и
художественному конструированию; определяют сюжет рисунка на заданную
тему, развито воображение, фантазия, эстетический вкус.
Метапредметные результаты:
Регулятивные: в сотрудничестве с педагогом научатся планировать новые
учебные задачи; определять последовательность работы с учётом результата;
применять в своей работе правила работы с красками, научатся смешивать цвета,
осуществлять итоговый контроль и устранять ошибки; оценивать результаты
учебной деятельности. вместе с педагогом умеют планировать новые учебные
задачи, определять последовательность действий с учётом конечного результата,
устранять ошибки, оценивать результат учебной деятельности, осуществлять
итоговый контроль.
Коммуникативные: выражают свои мысли и действия в речи; задают
вопросы; организовывают собственную деятельность. Научатся выражать свои
мысли и действия словесно, организовывать свою деятельность с помощью
вопросов.
Познавательные: знают основные цвета и смешанные; понимают термины:
краски, палитра, композиция, роспись, линия, аппликация; материалы и приёмы
оформления; инструменты; понятия «живопись», «цветовой круг», «сюжет»,
«симметрия».
1.4

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебно-тематический план

№ Наименование разделов Всего
п/п

Количество часов

теория

практика

1
2

Вводное занятие
Квиллинг

2
10

2
1

9

3

1

5

4

Поделки
из
кожи, 6
фоамирана
Бисероплетение
12

1

11

5

Декупаж

10

1

9

6

Вышивка крестом

16

1

15

Формы
текущего
контроля
и
промежуточной
аттестации

Выставка
детских работ
Выставка
детских работ
Промежуточная
аттестация
Выставка
детских работ
Выставка
детских работ
Выставка
детских работ

7

Традиционные
народные куклы

16

1

15

Итого :

72

8

64

1.5

Итоговая
аттестация
Выставка
детских работ

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
Содержание программы

Вводное занятие (2 часа)
Инструктаж по техники безопасности. Ознакомление с планом работы.
Квиллинг (10 часов)
Вырезание полосок для квиллинга. Основные приемы работы. Основные
формы «капля», «треугольник», «долька», «квадрат». Конструирование из
основных форм. Выполнение композиций. Изготовление цветов.
Поделки из кожи, фоамирана (6 часов)
Материалы и инструменты. Способы соединения кожи, фоамирана.
Изготовление элементов цветов. Сборка цветочных композиций.
Бисероплетение (12 часов)
Инструменты и материалы. Приемы бисероплетения. Плетение способом
«скрутка». «низание дугами», «скрещенные оси». Изготовление листьев и
лепестков (по схеме) различных форм и размеров. Приемы сборки цветов.
Составление цветочных композиций.
Декупаж (10 часов)
Основные материалы и инструменты. История возникновения техники
декупаж. Основные материалы и инструменты. Знакомство с материалами,
которые используются в работе. Приклеивание салфетки классическим
способом. Декупаж картонной коробки для подарка Обратный декупаж на
стекле. Винтажный новогодний шар.
Правильная подготовка стеклянной поверхности. Соединение рисунка в
одно целое при работе с цилиндрическими поверхностями. «Моя идея».
выполнение работы на свободную тему
Составление единого рисунка из нескольких фрагментов разных салфеток
в декупаже, подрисовки.
Вышивка крестом (16 часов)
Инструменты и материалы. Орнамент: композиция, цветовое сочетание.
Техника вышивания. Работа со схемой. Вышивание крестом. Обработка
вышитых изделий. Оформление работ.

Традиционные народные куклы (16 часов)
История кукол. Типы и виды кукол. Изготовление куклы-закрутки.
Культовые и обрядовые куклы. Изготовление куклы «Барыня». Изготовление
куклы «Домовенок», «Травница-кубышка», «Ведучка», «Неразлучники»,
«Десятиручка».

РАЗДЕЛ 2
«КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ,
ВКЛЮЧАЮЩИХ ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ»
2.1 КАЛЕНДАРНЫЙ - УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№ Наименование разделов и тем
п/п
1
Вводное занятие
Квиллинг
2
Основные приемы работы
3
Вырезание полосок для квилинга
4
Основные формы «капля», «треугольник»
5
Основные формы «долька», «квадрат»
6
Конструирование из основных форм
7
Конструирование из основных форм
8
Выполнение композиции
9
Выполнение композиции
10 Изготовление цветов для открытки
11 Изготовление цветов для открытки
Поделки из кожи, фоамирана
12 Способы соединения элементов изделия
13 Изготовление элементов цветов.
14 Изготовление цветов из кожи и фоамирана.
(одуванчик)
15 Изготовление цветов из кожи и фоамирана.
(роза)
16 Оформление ободка
17 Сборка цветочных композиций
Бисероплетение
18 Инструменты и материалы
19 Приемы бисероплетения - крестик
20 Приемы бисероплетения -мозаика
21 Приемы бисероплетения - плетение
22 Изготовление листьев и лепестков (по
схеме) различных форм и размеров
23 Изготовление листьев и лепестков (по
схеме) различных форм и размеров
24 Приемы сборки цветов
25 Сборка цветов
26 Составление цветочной композиции
27 Подготовка основы панно

Всего Дата
часов План
2
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Фак

28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39

40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58

Крепление композиции на основу
Декорирование изделия
Декупаж
История
возникновения
техники
«Декупаж». Инструменты и материалы
Приклеивание салфетки классическим
способом.
Декупаж
на
стекле.
Подготовка
поверхности
Соединение рисунка в одно целое при
работе с цилиндрическими поверхностями.
Обратный декупаж на стекле.
Декупаж стеклянной тарелки.
Декупаж картонной коробки для подарка
Винтажный новогодний шар.
«Моя идея». выполнение работы на
свободную тему
«Моя идея». выполнение работы на
свободную тему
Вышивка крестом
Знакомство с вышивкой крестом. Область
применения.
Инструменты и материалы
Разновидности
вышивки:
«крест,
полукрест»
Работа со схемой, подбор ниток
Вышивка крестом. Шов “вперед иголку”.
Шов «строчка».
Шов «за иголку».
«Стебельчатый» шов.
«Тамбурный шов» и его варианты
Вышивка композиции по замыслу.
Вышивка композиции по замыслу.
Вышивка композиции по замыслу.
Вышивка композиции по замыслу.
Обводка вышитых мотивов.
Оформление
края изделия,
глажение
вышитых изделий
Оформление вышивки в рамку
Традиционные народные куклы
История кукол. Типы и виды кукол.
Изготовление куклы-закрутки
Изготовление куклы-закрутки

1
1
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
16
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
16
1
1
1

59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72

Изготовление куклы-закрутки
Изготовление
куклы-сувенира
«Домовенок»
Изготовление
куклы-сувенира
«Домовенок»
Изготовление куклы «Барыня»
Изготовление куклы «Барыня»
Изготовление куклы «Травница-кубышка»
Изготовление куклы «Травница-кубышка»
Изготовление куклы «Ведучка»
Изготовление куклы «Ведучка»
Изготовление куклы «Неразлучники»
Изготовление куклы «Неразлучники»
Изготовление куклы «Десятиручка»
Изготовление куклы «Десятиручка»
Выставка работ. Подведение итогов
ИТОГО:

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
72

2.2 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ
Формами аттестации являются: собеседование, опрос, просмотр работ,
выставка, конкурс, творческая работа.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
аналитическая справка, аналитический материал, грамота, готовая работа,
диплом, журнал посещаемости, анкеты, тесты, методическая разработка,
портфолио, перечень готовых работ, протоколы собраний, отзыв о работе,
свидетельство, сертификат, статья, публикация, фото, презентации, сайт
учреждения.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
аналитическая справка, выставка, готовая работа, конкурс, открытое занятие,
годовой отчёт, портфолио, итоговая выставка, дистационные конкурсы,
диагностика.
Для определения результативности освоения программы, согласно плану
мероприятий МБУ ДО СЮТ в течение года проводятся выставки детского
творчества: «Краски осени» , «Зимние фантазии», «Единственной маме на
свете!», итоговая выставка.
Обучающиеся участвуют в традиционных конкурсах детского творчества.
Результаты участия обучающихся в выставках и конкурсах фиксируются в
аналитической справке, пополняется портфолио ребенка и педагога,
формируется фотобанк готовых работ, занявших места в конкурсах.
Образовательные результаты представляются и демонстрируются в форме
аналитического материала по итогам проведения психологической диагностики,
аналитической справки по итогам конкурсно-выставочной деятельности, а так
же в форме рисунков и готовых изделий художественного конструирования.

В результате занятий по предложенной программе обучающиеся
получат возможность:
-развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое
мышление, творческие способности;
-расширять знания и представления о традиционных и современных материалах
для прикладного творчества;
-познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных
материалов;
-использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
-познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с
новыми функциями уже известных инструментов;
-совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
-оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего
жилища;
-достичь оптимального для каждого уровня развития;
-сформировать навыки работы с информацией.
2.3 ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Диагностические методы, применяемые педагогом для определения
уровня творческого развития личности: наблюдение, задания, тесты.
В методе наблюдения используется диагностика творческого поведения по
К. Тэкэксу (Приложение 1). Этот тест необходимо делать три раза: в начале,
середине и конце года. Создаются бланки на каждого ребенка. Обработка данных
заключается в том, что степень выраженности каждого качества переводится в
баллы в числовом выражении и определяется средняя величина. Сопоставление
этих величин в начале, конце года дают представление о динамике развития
качества. Бланк наблюдений состоит из трех частей: параметры творческого
развития; признаки, которые можно наблюдать и фиксировать; шкала оценки.
Степень достижения результатов оценивается по трем уровням
Достижение
Мотивация
творческой
деятельности

1 уровень
Может
работать
только
под
руководством
учителя,
не
проявляя большого
интереса

2 уровень
Выполняет
доступные
практические
действия на основе
образца
с
небольшой
помощью учителя

3 уровень
Самостоятельно
работает
по
предложенной
теме
или
в
определённой
технике,
осуществляет
творческий
подход к каждой
работе

Принятие
сохранение
творческой
задачи

Анализ
учебного
задания

и Может
решать
поставленную
учителем
творческую задачу

Организует
рабочее
место,
подбирает
необходимые
материалы,
инструменты
в
соответствии
с
разработанным
замыслом
Умение
Слушает
и
договариваться понимает других,
и приходить к участвует
в
общему
коллективном
решению
в обсуждении
совместной
предложенных
деятельности
учителем
или
возникающих
в
ходе
работы
учебных проблем

Участвует
в
обсуждении
творческой задачи,
может
вносить
коррективы
в
первоначальный
замысел

Может
сам
поставить
и
решить
творческую
задачу. Экономно,
рационально
и
творчески строит
свою
практическую
работу на всех её
этапах
Обосновывает
Планирует работу
выбор технологии по
реализации
выполнения
замысла,
учебного задания в предвидит
единстве
результат
и
требований
достигает его
полезности,
прочности,
эстетичности;
Умеет
Выполняет
договариваться о различные роли в
правилах общения группе (лидера,
и
совместной исполнителя,
работы в группе и критика)
следует
им,
выдвигает
возможные
способы решения
учебных проблем

Формы подведения итогов реализации программы.
Реализация программы считается успешной при условии, если в конечном
результате происходит формирование творческой личности подростка,
умеющем проецировать полученные в ходе освоения программы знания и
умения на деятельность.
Результатом реализации данной образовательной программы являются
выставки детских работ, различных уровней; использование поделок-сувениров
в качестве подарков и т.д.
2.4 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Формы и методы обучения: рассказ, беседа, объяснение, а также
теоретические и практические занятия. Сочетание индивидуальных, групповых
и коллективных форм работы.

Беседа – метод обучения, при котором педагог использует имеющиеся у
обучающихся знания и опыт. С помощью вопросов и полученных ответов
подводит к пониманию и усвоению материала, а также осуществляет повторение
и проверку пройденного.
В обучении используется разновидность рассказа-объяснения, когда
рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией.
Наглядные: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов;
Нестандартные: эстафета творческих дел, конкурс, выставка-презентация,
викторина, аукцион, чаепитие;
Теоретическая работа включает в себя беседы и пояснения по ходу
выполнения работы. Чтобы интерес к теории был устойчивым и глубоким,
необходимо развивать его постепенно, излагая теоретический материал по мере
необходимости применения его к практике. Он может включать в себя – краткое
пояснение руководителя кружка по темам занятий с показом дидактического
материала и приёмов работы.
Практическая работа составляет основную часть времени каждой темы.
Она имеет общественно полезную направленность. Состоит из нескольких
заданий. На начальном этапе работы – осваивание приёмов – по каждому виду
отдельно. Это должны быть небольшие работы по объёму, выполняемые по
образцу. Все практические работы обучающихся объединения строятся по
принципу от простого к сложному. Они могут быть учебными и творческими.
Учебная работа может выполняться по готовому образцу – изделию. При её
выполнении учащиеся изучают технологические процессы изготовления
изделия, приёмы работы. При выполнении творческих работ предусматривается
развитие индивидуальных способностей каждого кружковца в конструкторском,
художественном и технологическом исполнении.
Программа «Мир творчества» составлена в опоре на принцип доступности
и наглядности.
Методы
обучения:
словесный,
наглядный,
объяснительноиллюстративный, исследовательский, проблемный, игровой, дискуссионный.
Формы организации образовательного процесса: групповая,
индивидуальная.
Формы организации учебного занятия: беседа, открытое занятие,
экскурсия, презентация.
Педагогические технологии: технология группового обучения,
технология коллективного взаимообучения, технология игровой деятельности,
информационно-коммуникационные технологии.
Дидактический материал:
− таблицы;
− схемы;
− шаблоны;
− фотографии;
− методическая литература;

− раздаточный материал;
− методические разработки.
Алгоритм учебного занятия:
I этап - организационный.
Задача: подготовить детей к работе на занятии.
Содержание
этапа:
организация
начала
занятия,
создание
психологического настроя на учебную деятельность и активизацию внимания.
II этап – подготовительный (подготовка обучающихся к восприятию
материала нового содержания).
Задача: мотивация и принятие детьми цели учебно-познавательной
деятельности.
Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация
учебной деятельности детей.
III этап - основной. В качестве основного этапа может
выступать:
1.
Усвоение новых знаний и способов действий.
Задача: восприятие и осмысления нового материала.
Содержание: целесообразно при усвоении новых знаний использовать
задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность
детей.
2.
Первичная проверка понимания.
Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового
учебного материала, выявление неравных представлений, их коррекция.
Содержание: применяют пробные практические задания, которые
сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием.
3.
Закрепление знаний и умений.
Задача: закрепить полученные на занятии знания и умения по
пройденному материалу.
Содержание: применяются практические задания, выполняемые
детьми самостоятельно.
4.
Обобщение и систематизация знаний.
Задача: формирование целостной структуры знаний по теме.
Содержание: наиболее распространенными способами работы
являются беседа и практические занятия.
IV этап - контрольный.
Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция.
Содержание: используются тестовые задания, виды устного опроса,
вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного,
творческого).
2.5 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для успешной реализации программы необходимо:
1. Кадровое обеспечение:

Руководитель объединения – педагог дополнительного образования.
2. Информационное обеспечение:
- сценарии, презентации, необходимые для проведения различных
тематических мероприятий;
- информационные интернет-ресурсы.
3. Материально -техническое и методическое обеспечение программы
№ Название
направления
(раздела)
программы

Приемы
и
методы
организации
учебновоспитательног
о процесса
с Словесный,
наглядный,
практический,
объяснительноиллюстративный,
исследовательск
ий,
индивидуальнофронтальный,
коллективногрупповойметоды. Диалоги,
устное
изложение,
беседа,
упражнения,
наблюдения
приемы.

1.

Работа
бумагой

2.

Работа с кожей Словесный,
и фоамироном
наглядный,
практический,
объяснительноиллюстративный,
исследовательск
ий,
индивидуальнофронтальный,
коллективногрупповойметоды. Диалоги,
устное

Дидактический материал Техническое
оснащение
занятий

Фотографии, специальная
литература,
мультимедийные
материалы.
Трафареты
букв.
Наглядноиллюстративный материал,
раздаточный
материал.
Таблицы,
правила
техники
безопасности.

Фотографии, специальная
литература,
мультимедийные
материалы.
Трафареты
букв.
Наглядноиллюстративный материал
,
раздаточный
материал.
Таблицы,
правила
техники
безопасности.

Мультимедийный
проектор,
компьютер.
Ручки, маркеры,
карандаши,
линейки,
угольники,
циркули,
ножницы, шило,
белая и цветная
бумага,
самоклеющаяся
бумага, бархатная
и гофрированная
бумага, белый и
цветной картон,
ватман,
калька,
копировальная
бумага, открытки,
кисточки для клея,
клей.
Столы,
стулья.
Мультимедийный
проектор,
компьютер.
Ручки, маркеры,
карандаши,
линейки,
ножницы, калька,
кожа. фоамиран,
клей-пистолет,
Столы, стулья.

3.

Работа
бисером

4.

Работа
салфеткамидекупаж

5.

Вышивка
крестом

изложение,
беседа,
упражнения,
наблюдения
приемы.
с Словесный,
наглядный,
практический,
объяснительноиллюстративный,
исследовательск
ий,
индивидуальнофронтальный,
коллективногрупповойметоды. Диалоги,
устное
изложение,
беседа,
упражнения,
наблюдения
приемы.
с Словесный,
наглядный,
практический,
объяснительноиллюстративный,
исследовательск
ий,
индивидуальнофронтальный,
коллективногрупповой
методы. Диалоги,
устное
изложение,
беседа, тренинг,
наблюдение
приемы.
Словесный,
наглядный,
практический,
объяснительноиллюстративный,
исследовательск
ий,
индивидуальнофронтальный,
коллективногрупповой
методы. Диалоги,

Фотографии, специальная
литература,
мультимедийные
материалы.
Трафареты
букв.
Наглядноиллюстративный материал
,
раздаточный
материал.
Таблицы,
правила
техники
безопасности.

Мультимедийный
проектор,
компьютер. Бисер.
Проволока,
декор,
клейпистолет, Столы,
стулья.

Фотографии, специальная
литература,
мультимедийные
материалы.
Наглядноиллюстративный материал
, раздаточный материал,
схемы по вязанию.
Таблицы, правила техники
безопасности.

Мультимедийный
проектор,
компьютер.
Ножницы,
клей
краски,
лак,
салфетки
декор,
Столы,
стулья.

Фотографии, специальная
литература,
мультимедийные
материалы.
Наглядноиллюстративный материал
, раздаточный материал,
схемы по вязанию.
Таблицы, правила техники
безопасности.

Мультимедийный
проектор,
компьютер.
Ручки, маркеры,
линейки,
ватман,
калька,
копировальная
бумага, ножницы,
сантиметровая
лента, нитки и
пряжа
разных
цветов
и

устное
изложение,
беседа, тренинг,
наблюдение
приемы.

6.

Работа
с
тканьютрадиционные
народные
куклы

Словесный,
наглядный,
практический,
объяснительноиллюстративный,
исследовательск
ий,
индивидуальнофронтальный,
коллективногрупповой
методы. Диалоги,
устное
изложение,
беседа, тренинг,
упражнения,
наблюденияприемы.

Фотографии, специальная
литература,
мультимедийные
материалы.
Наглядноиллюстративный материал
, шаблоны выкроек.
Таблицы, правила техники
безопасности.

толщины,
вата,
ватин, фурнитура
, иглы швейные,
портновские
булавки,
вязальные крючки
различной
толщины,
электрический
утюг, гладильная
доска.
Столы,
стулья.
Мультимедийный
проектор,
компьютер.
Ручки, маркеры,
портновский мел,
линейки,
угольники,
циркули,
ватман,
калька,
копировальная
бумага,
портновские
ножницы,
распарыватель,
сантиметровая
лента,
нитки
швейные разных
цветов
и
толщины,
мулине,
ткань,
ватин,
тесьма,
эластичная лента,
кружева,
фурнитура, иглы
швейные,
электрический
утюг, гладильная
доска.
Столы,
стулья.

2.6 ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
Сегодня под воспитанием в образовательной организации понимается
создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного
становления и подготовки к жизненному самоопределению.
Общие задачи и принципы воспитания представлены в Федеральном
законе от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный

закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся», где воспитательная деятельность рассматривается как
компонента педагогического процесса в каждом общеобразовательном
учреждении и охватывает все составляющие образовательной системы, что
направленно на реализацию государственного, общественного и индивидуальноличностного заказа на качественное и доступное образование в современных
условиях.
Цели воспитательной деятельности: формирование и развитие
учащихся системы нравственных, морально-волевых и мировоззренческих
установок, способствующей их личностному, гармоничному развитию и
социализации в соответствии с принятыми социокультурными правилами и
нормами как основы их воспитанности.
Задачи воспитательной деятельности:
– развитие морально-нравственных качеств обучающихся: честности,
доброты, совести, ответственности, чувства долга;
–
развитие
волевых
качеств
обучающихся:
самостоятельности,
дисциплинированности,
инициативности,
принципиальности,
самоотверженности, организованности;
– воспитание стремления к самообразованию, саморазвитию, самовоспитанию;
– приобщение детей к экологической и социальной культуре,
здоровому образу жизни. Рациональному и гуманному мировоззрению;
– формирование нравственного отношения в духе демократии к
человеку, труду и природе;
– воспитание обучающихся в духе демократии, личностного достоинства,
уважения прав человека, гражданственности и патриотизма.
Приоритетные направления в организации воспитательной работы:
гражданско-патриотическое,
духовно-нравственное,
художественноэстетическое, спортивно-оздоровительное, трудовое и профориентационное,
здоровьесберегающее, социокультурное, экологическое, воспитание семейных
ценностей и т.д.
Педагог разрабатывает план мероприятий по реализации программы.
План-график воспитательной работы
дата
сентябрь
октябрь
ноябрь

тема
Игра-приветствие
Беседа: «Техника безопасности при работе в
Компьютерном классе»
Беседа: «Как вести себя на занятиях в объединении»
Беседа: «Бережное отношение к имуществу СЮТ»
Беседа: «Правила перехода улиц и дорог»
Беседа: «Поддержание чистоты и порядка в объединении»

декабрь

январь

февраль

март
апрель
май

Беседа: «Главные правила вежливости в общении»
Инсценировка детей на тему: «Самый вежливый у нас…».
Беседа: «Подарок–символ уважения».
«Золотые руки»-почему так говорят.
Беседа: «Чаще улыбайся, если хочешь нравиться
людям».
Беседа: «Что такое справедливость».
Беседа-викторина «История Олимпийских игр»
Беседа: «История авиации, флота ,бронетанковой
техники».
Беседа: «Закаляйся, если, хочешь быть здоров».
Беседа: «Масленица–древний славянский праздник»
Беседа: «Урок вежливости»
Игровая минутка«1апреля - день смеха»
Беседа-викторина «Шагает эра программирования
вперед»
Беседа: «Патриотизм и любовь к Родине».
Беседа-размышление: «Мой лучший друг».
Беседа: «Не пробовать, не начинать» (о вреде алкоголя
и пагубных привычек).

3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бисер. ДонателлаЧиотти – М., изд.дом «Ниола 21-й век», 2006
2. Бисер. Уроки мастерства. Божко Л.А. – Изд. 3-е, испр. и доп. – М., Мартин,
2009
3. Бисер. Издание для досуга. Лиско Н.Л. –Минск, ООО «Харвест», 2006
4. Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках. – М., «Леспромбытиздат»,
1993
5. Декоративно-прикладное творчество. 5-9 классы: Традиционные народные
куклы. Керамика. /авт-сост. О.Я.Воробьева – Волгоград: Учитель, 2009
6. Дильман Т. Полный курс женских рукоделий /пер. М.Авдониной, - М., Изво Эксмо, 2006 (книга для всей семьи)
7. Еременко Т.И. Иголка-волшебница. – М., Просвещение, 1998
8. Иванова А.А. Ручное вышивание. М., «Культура и традиции», 2005
9. Кэрол Тейлор Украшения и узоры из бисера – М., Из-во Эксмо, 2007
10. Литвинец Э.Н. Низание и ручное вышивание. – Минск, Полымя, 1991
11. Мурзина А.С. Бисер. 1000 лучших идей - Минск: Харвест, 2010
12. Скребцова Т.О. Кожа в интерьере – дизайн декоративной посуды. Ростов на
Дону, Феникс, 2006
13. Чернобаева Л.М. Фоамиран. Волшебные цветы. – М., ООО «Издательство
«АСТ», 2015
Интернет-ресурсы
1
dekorativnoprkladnogo-tvorchestva/ infourok. Ru
2
urusluk. Edurm.ru…kruzhka-dekqrativno-prikladnogo
3
http://stranamasterov.ru

Приложение 1
Диагностика творческих способностей обучающихся К. Тэкэксу
1. Способность следить одновременно за двумя или больше происходящими
вокруг событиями.
2. Любопытство.
3. Способность прослеживать причинно-следственные связи и делать
выводы.
4. Отличная память.
5. Большой словарный запас и сложные синтаксические конструкции.
6. Высокий порог отключения (трудные вопросы и ситуации не вынуждают
их отключаться, они нетерпимы, когда за них решают и им
подсказывают).
7. Высокая избирательная концентрация внимания.
8. Упорство в достижении цели в сфере, которая интересна.
9. Высокий уровень притязаний в этой сфере.

Приложение 2
Оценочные материалы
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
результатов обучения детей по дополнительной общеобразовательной программе
в ___________ учебном году
Объединение (название, направленность) ____________________________________
________________________________________________________________________
Год обучения ___________ Группа ___________ Педагог _______________________
Дата заполнения _________________
№ ФИО обучающегося
Класс Критерии
Соответствие Творческие Аккуратность
п/п
практических навыки
умений
и
навыков
программным
требованиям

Средний балл

в работе


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».