Выжигание

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АБИНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ АБИНСКИЙ РАЙОН

Принята на заседании
педагогического совета
от 25 марта 2024 г.
протокол № 3

Утверждаю
Директор МБУ ДО СЮТ
________________ Н.А. Саянова
приказ от 13.04.2024 г. № 124

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«ВЫЖИГАНИЕ»
Уровень программы: базовый
Срок реализации программы: 2года , 288 ч. (1-ый год – 144ч., 2-ой год –
144ч.)
Возрастная категория: от 8 до 14 лет
Состав группы: 8 - 12 человек
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная
Программа реализуется: на бюджетной основе
ID-номер Программы в Навигаторе: 11593
Автор составитель:
педагог дополнительного образования
Коновалова Анжела Анатольевна

пгт Ахтырский, 2024 год

Паспорт программы «Выжигание»
Наименование муниципалитета

Абинский район

Наименование организации

МБУ ДО СЮТ

ID-номер программы в АИС
«Навигатор»
Полное наименование программы

11593

Механизм финансирования
(ПФДО, муниципальное задание,
внебюджет)
ФИО авторов составителей
Краткое описание программы

Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Выжигание»
Муниципальное задание
Коновалова Анжела Анатольевна

Форма обучения

Данная программа имеет
выраженную техническую
направленность, личностноориентированная, личностнозначимая
очная

Уровень содержания

Базовый

Продолжительность освоения
(объем)
Возрастная категория

2 года, 288 часов

Цель программы

Создание условий для социального,
культурного и профессионального
самоопределения, для реализации
творческого потенциала ребёнка в
декоративно-прикладном
творчестве.
Личностные:
• формировать трудолюбие,
внимание, доброжелательное
отношение к окружающим,
терпимость к чужому мнению,
культуру поведения и
общения в коллективе;
• приобщать детей к
декоративно-прикладному
творчеству;
• формировать художественный
вкус;

Задачи программы

8 – 14 лет

Ожидаемые результаты

• воспитывать бережное
отношение к оборудованию и
материалам, используемым в
работе.
Метапредметные:
• развивать творческую
активность обучающегося;
• развивать образное мышление,
эстетический вкус и чувство
прекрасного;
• расширять кругозор
обучающихся, творческое
воображение, активность,
интерес к предмету;
• развивать мотивацию к
технической и
художественной деятельности.
Образовательные (предметные):
• учить обучающихся приемам
и технике выжигания, росписи
по дереву;
• знакомить с видами
декоративно-прикладного
искусства;
• формировать мотивацию к
самостоятельной творческой
деятельности;
• учить работать с различными
инструментами;
• учить соблюдать правила
техники безопасности при
работе с техническими
средствами и инструментами.
Предметные - знать технологию и
последовательность
изготовления
изделий
данных
на
занятии
педагогом,
правила техники безопасности на
занятиях, требования предъявляемые
к
готовому
изделию;
уметь
правильно оборудовать рабочее
место и выбрать материалы для
работы, творчески подходить к
выполнению
каждого
изделия,
максимально используя объём ЗУН

Особые условия

Возможность реализации в сетевой
форме
Возможность реализации в
электронном формате с
применением дистанционных
технологий
Материально-техническая база

для достижения выразительности
работы.
Личностные готовность и
способность
учащихся
к
саморазвитию
и
личностному
самоопределению;
Метапредметные
учащиеся
проявляют целеустремлённость и
аккуратность, взаимодействуют с
педагогом и со сверстниками,
оказывают помощь друг другу.
Учащиеся
усваивают
способы
деятельности, применяемые ими как
в рамках образовательного процесса,
так и при решении реальных
жизненных ситуаций.
На обучения зачисляются все
желающие, в том числе дети
попавшие в трудную жизненную
ситуация и находящиеся в
социально опасным положении, дети
в ограниченными возможностями
здоровья
нет
При необходимости возможна
реализация в электронном формате с
применением дистанционных
технологий.
Электровыжигатель со сменными
насадками, пассатижи (или пинцет),
набор надфилей, удлинитель
электрической сети.
Расходные материалы: фанера,
древесина, спилы деревьев,
деревянные предметы (разделочные
доски, ложки, лопатки, расчески,
скалки и др), наждачная бумага
разной степени зернистости:
крупная, мелкая, средняя), лак по
дереву, краски акриловые, краски
акварельные, альбомы для
рисования, бумага копировальная
(чёрная, фиолетовая), калька, бумага
офисная.

РАЗДЕЛ 1
«КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ:
ОБЪЕМ, СОДЕРЖАНИЕ, ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ»
1.1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Выжигание» разработана и реализуется в соответствии:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании
в Российской Федерации" (с изменениями на 24.06.2023 года).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 №124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с
изменениями на 31.07.2020 года);
3. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года»;
4. Указ президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О
национальных целях развития России до 2030 года».
5. Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018
г. № 16).
6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации
от 29.05.2015 г. № 996-р.
7. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.2022г. № 678-р.
8. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - Приложение: к
протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту
«Образование» от 07.12.2018 г. № 3.
9. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.12.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи.
10. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
11. Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 г. №467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем развития
дополнительного образования детей».
12. Приказ министерства труда и защиты Российской Федерации от
05.05.2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального стандарта

«Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
13. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ «включая
разноуровневые программы)»
14. Письмо Министерства образования и науки РФ от 29.03.2016 г. №
ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с
«Методическими рекомендациями по реализации адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей».
15. Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от
20.02.2019 г. № ТС – 551/07 «О сопровождении образования обучающихся с
ОВЗ и инвалидностью»
16. Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от
31.01.2022 №ДГ 245/06 «О направлении методических рекомендаций» (вместе
с «Методическими рекомендациями по реализации дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий»).
17. Устав МБУ ДО СЮТ.
Выжигание по дереву – техника, позволяющая любой деревянный
предмет превратить в оригинальное художественное произведение. В
настоящее время наблюдается интерес к выжиганию как виду декоративноприкладного искусства. Приобщение детей к этому виду искусства произойдет
посредством изучения теории выжигания и применения ее при изготовлении
работ. В выжигании, также как и в рисовании нет одинаковых стилей работ. В
каждой работе мастеров чувствуется творческая индивидуальность, свой
стиль, который складывается у мастера на протяжении ряда лет. Выжигание –
один из самых распространенных видов декоративно-прикладного искусства
среди школьников. Обучение мастерству выжигания по дереву, включенное в
воспитательно-образовательный процесс дополнительного образования,
может быть эффективным при реализации следующих условий:
-выжигание по дереву рассматривается как один из компонентов
эстетического воспитания, заключающийся в формировании личностной
ориентации
обучающихся,
в
нравственно-эстетической
оценке
действительности и народного искусства;
-приемы и методы обучения применяются с учетом возрастных
особенностей, индивидуальных качеств обучающихся;
-обучение должно соответствовать характеру учебно-воспитательных
задач, учебному времени, отведенному программой, быть посильным для
обучающихся,
располагать
творческим
поиском,
соответствовать
требованиям эстетики.

Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Выжигание» по содержанию является технической, по функциональному
предназначению - прикладной, носит практико-ориентированный характер.
Программа является модифицированной, вариативной, что позволяет в
процессе деятельности вносить изменения: сокращать материал по одной
теме, увеличивать по другой, исключать темы и вводить новые.
Программа адресована обучающимся в возрасте от 8 до 14 лет
(разновозрастная) и является начальной ступенью овладения комплексом
знаний и практических навыков по художественной обработке дерева и для
последующей самостоятельной работы. Также программа предполагает
овладение обучающимися средствами художественной выразительности в
создании художественного образа.
Данная программа разработана на основе следующих программ:
- «Выжигание по дереву», автор-составитель Есин П.В, г. Рубцовск,
2017г.;
- «Пирография. Огненная кисть», автор-составитель Веремеенко М.Н.,
г. Яровое, 2020г;
- «Выжигание по дереву», автор-составитель Казанцева Л.И., 2018г.
Актуальность программы Программа направлена на социальноэкономическое развитие муниципального образования и региона в целом.
Актуальность программы заключается в том, что, обучаясь искусству
выжигания, дети не только получают знания по способам оформления
изделий, наложения светотени, по технической обработке материала, но и
учатся видеть и передавать красоту и неповторимость окружающего мира.
Новизна данной дополнительной общеразвивающей программы
заключена в том, что ее содержание включает в себя факты и информацию из
разных областей знаний, таких как техника, искусство, а также достаточное
количество часов, отведенных на практические занятия, что в целом открывает
простор для организации проектной деятельности обучающихся,
способствующей эффективному развитию их творческих способностей.
Кроме того, в данную программу включены новые темы для изучения:
«Орнамент», «Жанры живописи в пирографии», «Сувениры своими руками».
Педагогическая целесообразность обусловлена следующими
факторами:
1)Целью современного образования, которое заключается в воспитании
и развитии личности ребёнка. Важное направление в развитии личности нравственно-эстетическое воспитание. Оно включает в себя формирование
ценностных эстетических ориентиров, эстетической оценки и овладение
основами творческой деятельности через занятия прикладным творчеством.
2)Возрастными психологическими особенностями детей. Обучающийся
в этом возрасте осваивает новый вид деятельности - творческое
самостоятельное мышление. Для его успешного освоения необходимо
интенсивное развитие психических процессов и зрительно-моторной
координации. А также занятия оказывают и психотерапевтическое

воздействие: способствуют сокращению перегрузки и релаксации, в процессе
отвлеченной творческой работы.
Отличительная особенность программы
Отличительной особенностью данной программы является то, что она
адаптирована к условиям воспитательно-образовательного процесса
творческого объединения «Выжигание». В программу включены разделы
«Декоративно-прикладное искусство» и «Роль красок в искусстве выжигания»
с целью знакомства с историей возникновения народного промысла,
обогащения духовной жизни обучающихся, развития фантазии и творческих
способностей обучающихся. Также в программу включена работа над
графическими узорами как современными, так национальными (народов
России, кельтские, скандинавские и др.) После успешного завершения срока
освоения программного материала по данной направленности обучающиеся
смогут использовать свои знания и умения в общеобразовательной школе при
изучении предметов «Технология» и «Изобразительное искусство».
Адресат программы (некоторые сведения о коллективе):
- В коллектив могут быть приняты все желающие (при отсутствии
противопоказаний к занятиям).
- Срок реализации программы – два года:
1 год обучения – «Стартовый уровень» - 144 часа;
2 год обучения – «Базовый уровень» - 144 часа.
- Возраст обучающихся – 8 -14 лет.
- Формирование групп осуществляется по желанию детей.
- Состав группы постоянный.
- Количество обучающихся в группе: 10-12 человек.
- Форма обучения - очная
Режим работы в группах:
1-й год обучения два раза в неделю по два часа – 144 часа в год.
2-й год обучения два раза в неделю по три часа – 144 часов в год.
С перерывами по 15 минут для игр на воздухе или разминке, а также для
отдыха глаз. 15 минут после занятий необходимы для приведения рабочего
места в порядок, уборке инструментов.
Форма занятий групповая с индивидуальным подходом. При
необходимости возможно сочетание различных форм обучения: очная, очнозаочная, очно-дистанционная, заочная (ФЗ №273, г.2, ст. 17, п.4)
Уровень сложности программы – базовый
Формы и методы обучения
Формы обучения – очная (групповая), очно - заочная
Методы
обучения
словесный,
наглядный,
практический;
объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый,
исследовательский, проблемный; игровой, дискуссионный, проектно конструкторский и др.
Методы воспитания - убеждение, поощрение, упражнение,
стимулирование, мотивация и др.

Тип занятия - комбинированный, теоретический, практический,
диагностический, а так же возможны и иные формы, способствующие
повышению эффективности обучения при освоении программы в различных
условиях.
Особенности организации образовательного процесса
В
программе
предусмотрено
участие
детей
с
особыми
образовательными потребностями: детей-инвалидов и детей с особыми
образовательными потребностями: детей- инвалидов и детей с ограниченными
возможностями здоровья; талантливых (одаренных, мотивированных) детей;
детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В программе предусмотрена возможность занятий по индивидуальной
образовательной траектории (по индивидуальному учебному плану).
1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель:
Цель данной программы создание условий для развития творческой
самостоятельности обучающихся, формирование умения использовать
навыки декорирования древесины (выжигание, роспись по дереву) в
практической деятельности.
Задачи
Личностные:
•
формировать
трудолюбие,
внимание,
доброжелательное
отношение к окружающим, терпимость к чужому мнению, культуру
поведения и общения в коллективе;
•
приобщать детей к декоративно-прикладному творчеству;
•
формировать художественный вкус;
•
воспитывать бережное отношение к оборудованию и материалам,
используемым в работе.
Метапредметные:
• развивать творческую активность обучающегося;
• развивать образное мышление, эстетический вкус и чувство
прекрасного;
• расширять кругозор обучающихся, творческое воображение,
активность, интерес к предмету;
• развивать мотивацию к технической и художественной деятельности.
Образовательные (предметные):
• учить обучающихся приемам и технике выжигания, росписи по дереву;

• знакомить с видами декоративно-прикладного искусства;
• формировать мотивацию к самостоятельной творческой деятельности;
• учить работать с различными инструментами;
• учить соблюдать правила техники безопасности при работе с
техническими средствами и инструментами.
Цель и задачи первого года обучения
Цель – формирование интереса учащихся к декоративно прикладному
творчеству, ознакомление с видом художественной обработки древесины –
выжиганием.
Задачи:
Обучающие - познакомить с приёмом художественной обработки
древесины – выжиганием;
Развивающие – развивать технологические навыки, наблюдательность,
творческое мышление;
Воспитательные – воспитывать культуру труда, бережное отношение к
материалам и оборудованию, уважение к труду окружающих.
Цель и задачи второго года обучения
Цель – закрепить знаний, полученных в первый год обучения; помочь
учащимся овладеть навыками декоративно-прикладного искусства и научить
применять их на практике.
Задачи:
Обучающие – формирование устойчивых навыков выжигания по
дереву, освоение основ технологии росписи;
Развивающие
–
развитие
настойчивости,
трудолюбия,
целеустремлённости;
Воспитательные – воспитание чувства принадлежности к социуму,
воспитание чувства терпимости к мнению другого человека, воспитание
культуры чувств.
Принципы реализации образовательной программы
Процесс обучения строится на обще-дидактических и конкретных
педагогических принципах. Данная программа предусматривает:
•
принцип добровольности (зачисление учащихся в объединение
возможно только по его желанию);
•
воспитание и обучение в совместной деятельности педагога и
ребёнка;
•
принцип сбалансированного сочетания разнообразных форм и
видов деятельности;
•
систематичность и последовательность в освоении знаний и
умений;
•
принцип доступности (весь предлагаемый материал должен быть
доступен пониманию учащихся).

•
принцип обратной связи (педагога интересуют впечатления детей
от занятия);
•
принцип ориентации на успех;
•
принцип взаимоуважения;
•
принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания
(индивидуальный подход, система поощрений, опора на семью);
•
принцип связи обучения с жизнью;
•
принцип научности содержания и методов образовательного
процесса.
1.3 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Планируемые результаты первого года обучения
Предметные
Должны знать:
- историю возникновения выжигания по дереву;
-правила техники безопасности при работе с древесиной
электровыжигателем;
- оборудование рабочего места;
- материалы используемые для выжигания;
- технологическую последовательность выполнения работ.
Должны уметь:
- самостоятельно подготовить и обработать фанеру;
-подобрать рисунок;
- перевести рисунок на заготовку;
-выполнить выжигание по контуру.

и

Личностные
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному
самоопределению, а также проявление навыков взаимодействия и
сотрудничества. Обучающиеся должны уметь давать адекватную самооценку
своему труду.
Метапредметные
Обучающиеся проявляют целеустремлённость и аккуратность,
взаимодействуют с педагогом и со сверстниками, оказывают помощь друг
другу. Обучающиеся усваивают способы деятельности, применяемые ими как
в рамках образовательного процесса, так и при решении реальных жизненных
ситуаций.
Планируемые результаты второго года обучения
Предметные
Должны знать:
- технологию и последовательность изготовления изделий данных на
занятии педагогом;

- правила техники безопасности на занятиях;
- требования предъявляемые к готовому изделию.
Должны уметь:
-правильно оборудовать рабочее место и выбрать материалы для работы;
-творчески подходить к выполнению каждого изделия, максимально
используя объём ЗУН для достижения выразительности работы.
Личностные
Готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному
самоопределению;
Метапредметные
Обучающиеся проявляют целеустремлённость и аккуратность,
взаимодействуют с педагогом и со сверстниками, оказывают помощь друг
другу. Обучающиеся усваивают способы деятельности, применяемые ими как
в рамках образовательного процесса, так и при решении реальных жизненных
ситуаций.
1.4

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебно-тематический план

Учебный план
1-й год обучения (стартовый уровень)

Название раздела, темы

Количество
часов
Все Тео Прак
го
рия тика

№
п/п

Формы
Формы
организации аттестаци
занятий
и
(контроля
)

Модуль 1. Основы выжигания (34 часа)
1

2

Вводное занятие. Что такое
выжигание (пирография)?
Вводный инструктаж по
технике безопасности.

2

2

-

Игразнакомство.
Беседа.

Опрос

Материаловедение.

2

1

1

Сообщение
новых знаний
Беседа.
Закрепление
знаний,
выработка
умений и
навыков.

Собеседов
ание,
опрос

3

Электровыжигатель.

2

1

1

4

Перевод рисунка.

4

1

3

5

Основные приёмы
выжигания.

24

2

22

Сообщение
новых знаний
Беседа.
Закрепление
знаний,
выработка
умений и
навыков.
Сообщение
новых знаний.
Беседа.
Закрепление
знаний,
выработка
умений и
навыков.
Сообщение и
усвоение
новых знаний.
Закрепление
знаний,
выработка
умений и
навыков.

Беседа,
проверка
качества
работы
опрос

Беседа,
опрос
проверка
качества
работы.

Беседа,
опрос
проверка
качества
работы.
Минивыставка.

Модуль 2. Художественные приёмы в выжигании (38 часов)
1

Цветоведение.
6

1

5

2

Штриховка и тонирование.

22

2

20

3

Орнамент в пирографии

10

2

8

Сообщение
Беседа,
новых знаний.
опрос.
Выработка
умений и
навыков.
Сообщение
новых знаний.
Выработка
Беседа,
умений и
опрос
навыков.
проверка
качества
работы.
Минивыставка.
Сообщение
Беседа,
новых знаний. проверка
Выработка

умений и
качества
навыков.
работы.
Модуль 3. Выжигание на плоских поверхностях и отделка готовых работ (34
часа)
1 Выжигание на плоских
26
4
22 Сообщение
Беседа,
поверхностях.
новых знаний. опрос
Выработка
проверка
умений и
качества
навыков.
работы.
2 Отделка готовых работ
8
2
6
Сообщение
Беседа,
новых знаний. опрос,
Выработка
проверка
умений и
качества
навыков.
работы.
Минивыставка.
Модуль 4. Творческие работы (38 часов)
5 Творческие работы
36
1
35 Применение
знаний,
умений и
навыков.
6 Заключительное занятие
2
2
Обобщение.
Итого:
144 21
123

Самооценк
а, минивыставка.
Выставка.

Учебный план
2-й год обучения (базовый уровень)

Название раздела, темы

Количество
часов
Все Тео Прак
го
рия тика

№
п/п

Формы
Формы
организации аттестаци
занятий
и
(контроля
)

Модуль 1. Орнамент в пирографии (34 часа)
1

Вводное занятие. Что такое
выжигание (пирография)?
Вводный инструктаж по
технике безопасности.

2

2

-

Игразнакомство.
Беседа.

Опрос

2

Материалы и инструменты
для выжигания.

3
3.1

Орнамент (30часов)
Орнамент в пирографии.
Разработка собственного
эскиза в квадрате, в круге,
в полосе. Бордюр.

3.2

Изготовление рамки для
фотографии ( и других
предметов) с
использование орнамента

2

1

1

Сообщение
Собеседов
новых знаний. ание,
Беседа.
опрос
Закрепление
знаний,
выработка
умений и
навыков.

14

2

12

16

2

14

Сообщение
новых знаний.
Беседа.
Закрепление
знаний,
выработка
умений и
навыков.
Беседа.
Закрепление
знаний,
выработка
умений и
навыков.

Беседа,
проверка
качества
работы
опрос

Беседа,
опрос
проверка
качества
работы.
Минивыставка.

Модуль 2. Жанры живописи в пирографии (38 часов)
1

2

Жанры живописи. Основы
композиции.

Ботанические и
анималистические
композиций.

2

1

1

18

2

16

Сообщение
новых знаний.
Выработка
умений и
навыков.
Сообщение
новых знаний.
Выработка
умений и
навыков.

Беседа,
опрос.

Беседа,
опрос
проверка
качества
работы.
Минивыставка
.

3

Пейзаж и натюрморт.

18

2

16

Сообщение
Беседа,
новых знаний. проверка

Выработка
умений и
навыков.

качества
работы.
Минивыставка.
Модуль 3. Сувениры своими руками (Индивидуальные проекты) (34 часа)
1

Индивидуальный проект
"Подарок для защитника
Отечества".

16

1

15

Применение
знаний,
умений и
навыков.

2

Индивидуальный проект
"Мамин день".

18

1

17

Применение
знаний,
умений и
навыков.

Беседа,
опрос
проверка
качества
работы.
Минивыставка.
Беседа,
опрос,
проверка
качества
работы.
Минивыставка.

Модуль 4. Творческая мастерская (Индивидуальные итоговые проекты)
(38 часов)
1 Технологический этап
2
2
Применение
Проверка
выполнения проекта
знаний,
аккуратнос
(создание шаблонов,
умений и
ти
подготовка деталей)
навыков.
выполнени
я работы,
беседа.
2 Выполнение итогового
32
32 Применение
Проверка
проекта по замыслу
знаний,
аккуратнос
умений и
ти
навыков.
выполнени
я работы,
беседа.
3 Презентация итогового
2
1
1
Сообщение
Презентац
проекта
новых знаний. ия проекта
Применение
знаний,
умений и
навыков.
4 Заключительное занятие
2
2
Обобщение.
Выставка.
Итого:
144 16
128

1.5

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА

Содержание учебно-тематического плана первый год обучения
(стартовый уровень)
Модуль 1. Основы выжигания (34 часа)
1. Вводное занятие – (2 часа)
Знакомство. Задачи творческого объединения. Организационные
вопросы. История возникновения и история выжигания. Значение выжигания
в жизни человека. Охрана труда, электро- и пожарная безопасность при
производстве художественных изделий. Инструктаж по технике безопасности.
2. Материаловедение – (2 часа)
Теория. Выжигание, как вид искусства на Руси. Техники по обработке
древесины. Сходства и различия с графикой. Древесина для выжигания.
Свойства и особенности фанеры, её разновидности и дефекты. Инструменты и
способы обработки фанеры. Правила техники безопасности.
Практическая работа. Обработка фанеры с помощью наждачной
бумаги.
Форма контроля. Собеседование, опрос.
3. Электровыжигатель – (2 часа)
Теория. Устройство прибора. Правила техники безопасности при работе
с прибором. Сменные насадки и их виды.
Практическая работа. Смена насадок на выжигателе: насадки для
контурного выжигания, насадки для тонирования и штриховки.
Форма контроля. Проверяем умение менять насадки.
4. Перевод рисунка (4 часа)
Теория. Обработка заготовки шлифованием. Перенос рисунка при
помощи копировальной бумаги.
Практическая работа. Подготовка фанеры, обработка наждачной
бумагой. Выбор рисунка. Перевод рисунка через копирку.
Форма контроля. Собеседование. Опрос по подготовке фанеры для
выжигания, проверка качества работы.
5. Основные приёмы выжигания. (24 часа)
Теория. Плоское выжигание. Глубокое выжигание. Точечное
выжигание. Выжигание по контуру. Выполнение шлифования заготовки,
перенесение рисунка и выполнение выжигания по контуру. Зачистка
выжженной поверхности.
Практическая работа. Самостоятельная подготовка заготовки, перенос
рисунка. Выжигание по контуру («Кленовый лист», «Цветок», «Морская
композиция», «Якорь», «Бабочка» и др).

Форма контроля. Собеседование,
самостоятельной работы. Мини-выставка.

опрос,

проверка

качества

Модуль 2. Художественные приёмы в выжигании и отделка готовых
работ (38 часов)
1. Цветоведение (4 часа)
Теория. Понятие спектра. Гармоничное сочетание цветов. Передача
объёма. Свет, тень, полутень. Способы работы цветом. Способы получения
дополнительных оттенков.
Практическая работа. Окрашивание, когда выжигание уже закончено.
Смешать краски, чтобы добиться необходимого цвета. Постараться передать
объём предметов при помощи цвета.
Форма контроля. Беседа, опрос.
2. Штриховка и тонирование (20 часов)
Теория. Свет и тень. Различные способы выполнения штриховки и
тонирования: завитки, точки, линии; способ свободного блуждания.
Практическая работа. Выбор рисунка, подготовка фанеры, перенос
рисунка, выжигание по контуру, тонирование любым из способов: точки,
завитки, штриховка. Постараться передать объём предметов при помощи
штриховки, тонирования.
Форма контроля. Беседа, опрос, проверка аккуратности выполнения
работ. Мини-выставка.
3. Орнамент в пирографии (10 часов).
Теория. Виды орнамента. Ритм в орнаменте. Пропорции в орнаменте.
Бордюр.
Практическая работа. Выбор готового орнамента или самостоятельное
моделирование орнамента, подготовка фанеры, перенос рисунка, выжигание
по контуру, тонирование.
Форма контроля. Беседа. Проверка аккуратности выполнения работ.
Модуль 3. Выжигание на плоских поверхностях и отделка готовых
работ (34 часа).
1. Выжигание на плоских поверхностях (26 часов)
Теория. Декоративное оформление выжиганием различных предметов
домашнего обихода (разделочные доски, полки для книг, настенные панно,
рамки для фотографий и др.).
Практическая работа. Подготовка предмета для выжигания. Перенос
рисунка, выжигание по контуру, тонирование при помощи выжигателя или
заполнение цветом.
Форма контроля. Собеседование. Опрос, проверка аккуратности
выполнения работы.

2. Отделка готовых работ (8 часов).
Теория. Работа с лаком. Нанесение защитного слоя. Подготовка работы
к лакированию: шлифование, нанесение лака с помощью кисти.
Практическая работа. Подготовить фанеру (или другой материал),
нанести рисунок, выполнить выжигание, тонировку, покрыть защитным
слоем.
Форма контроля. Опрос, проверка качества работы. Мини-выставка.
Модуль 4. Творческие работы (38 часов).
1. Творческие работы (36 часов).
Теория. Тематическая беседа.
Практическая работа. Выбор рисунка, подготовка заготовки, перенос
рисунка. Выжигание, тонировка, нанесение защитного слоя. Выполнение
тематических работ «Сказка», «Весенняя композиция», к 9 Мая и других
работ по выбору учащихся.
Форма контроля. Беседа, самооценка работ, Мини-выставка.
6. Итоговое занятие (2 часа).
Теория. Подведение итогов учебного года. Постановка задач на лето.
Поощрение лучших учащихся.
Форма контроля. Выставка работ учащихся.
Содержание учебно-тематического плана второй год обучения
(базовый уровень)
Модуль 1. Орнамент в пирографии (34 часа)
1. Вводное занятие – (2 часа)
Знакомство. Задачи творческого объединения. Организационные
вопросы. Что такое выжигание (пирография)? История возникновения и
история выжигания. Выжигание, как вид искусства на Руси. Современная
пирография. Охрана труда, электро и пожарная безопасность при
производстве художественных изделий. Инструктаж по технике безопасности.
2. Материалы и инструменты для выжигания. – (2 часа)
Теория. Техники по обработке древесины. Сходства и различия с
графикой. Древесина для выжигания. Свойства и особенности фанеры, её
разновидности и дефекты. Инструменты и способы обработки фанеры.
Устройство прибора. Правила техники безопасности при работе с прибором.
Сменные насадки и их виды. Правила техники безопасности.
Практическая работа. Обработка фанеры с помощью наждачной
бумаги. Повторение и тренировка основных техник выжигания.

Форма контроля. Собеседование, опрос.
3. Орнамент (30часов)
Теория. Орнамент в пирографии. Виды орнаментов. Ритм в орнаменте.
Пропорции в орнаменте. Бордюр.
Практическая работа. Разработка собственного эскиза (или
использование готового) в квадрате, в круге, в полосе. Выполнение бордюра.
Изготовление рамки для фотографии (и других предметов) с использование
орнамента
Форма контроля. Беседа, опрос проверка качества работы. Минивыставка.
Модуль 2. Жанры живописи в пирографии (38 часов)
1. Жанры живописи. Основы композиции (4 часа)
Теория.
Жанры
живописи
(Портрет,
пейзаж,
натюрморт,
анималистический жанр, бытовой жанр, батальный жанр, мифологический
жанр, исторический жанр). Понятие композиции. Равновесие в композиции.
Понятие статики и динамики. Симметрия и асимметрия в композиции.
Перспектива. Пропорции.
Практическая работа. Определение жанра живописи по данной
картине. Анализ композиции. Определение пропорций предметов
относительно друг друга.
Форма контроля. Беседа, опрос.
2. Ботанические и анималистические композиций (18 часов)
Теория. Особенности анималистического жанра в живописи и в
пирографии.
Практическая работа. Самостоятельная подготовка заготовки, выбор
эскиза, перенос рисунка. Выжигание, тонировка (или работа цветом), отделка
работы.
Форма контроля. Собеседование, опрос, проверка качества
самостоятельной работы. Мини-выставка.
3. Пейзаж и натюрморт (18 час)
Теория. Особенности жанров пейзажа и натюрморта в живописи и в
пирографии.
Практическая работа. Самостоятельная подготовка заготовки, перенос
рисунка. Выжигание, тонировка (или работа цветом), отделка работы.
Форма контроля. Собеседование, опрос, проверка качества
самостоятельной работы. Мини-выставка.
Модуль 3. Сувениры своими руками (Индивидуальные проекты) (34
часа)

1.Индивидуальный проект "Подарок для защитника Отечества" (16
часов)
Теория. Этапы подготовки к выжиганию. Этапы выжигания. Отделка
готовой работы.
Практическая работа. Самостоятельное выполнение индивидуального
проекта по предложенной тематике. Подготовка заготовки, эскиза, перенос
рисунка. Выжигание, тонировка (или работа цветом), отделка работы.
Форма контроля. Беседа, опрос проверка качества работы. Минивыставка.
2. Индивидуальный проект "Мамин день" (18 часов)
Теория. Этапы подготовки к выжиганию. Этапы выжигания. Отделка
готовой работы.
Практическая работа. Самостоятельное выполнение индивидуального
проекта по предложенной тематике. Подготовка заготовки, эскиза, перенос
рисунка. Выжигание, тонировка (или работа цветом), отделка работы.
Форма контроля. Беседа, опрос проверка качества работы. Минивыставка.
Модуль 4. Творческая мастерская (Индивидуальные итоговые
проекты) (38 часов)
1.Технологический этап выполнения проекта (создание шаблонов,
подготовка деталей) (2 часа)
Практическая работа. Выбор тематики рисунка, подготовка эскиза,
подготовка фанеры, перенос рисунка.
Форма контроля. Проверка аккуратности выполнения работы, беседа.
2. Выполнение итогового проекта по замыслу (32 часа)
Практическая работа. Самостоятельное выжигание по контуру,
тонирование любым из способов: точки, завитки, штриховка. Постараться
передать объём предметов при помощи штриховки, тонирования. Финальная
отделка работы.
Форма контроля. Проверка аккуратности выполнения работы, беседа.
3.Презентация итогового проекта (2 часа)
Теория. Общие правила презентации проекта.
Практическая работа. Самостоятельная презентация
проекта.
Форма контроля. Беседа.

итогового

4. Заключительное занятие (2 часа).
Теория. Подведение итогов учебного года. Постановка задач на лето.
Поощрение лучших учащихся.
Форма контроля. Выставка работ учащихся.

РАЗДЕЛ 2
«КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ,
ВКЛЮЧАЮЩИХ ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ»
2.1 УЧЕБНЫЙ - КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК
Календарный учебный график
1-й год обучения (стартовый уровень)
№
п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

18

19
20

21
22
23
24

дата
план

факт

Тема занятия
Модуль 1. Основы выжигания (34 часа)

Вводное занятие.
Материаловедение.
Электровыжигатель
Перевод рисунка. Способы перенесения рисунка.
Перевод рисунка. Способы перенесения рисунка.
Основные приёмы выжигания. Плоское выжигание.
Глубокое выжигание.
Контурное и точечное выжигание. Отработка приемов
контурного и точечного выжигания.
Выжигание прямой линии, ломаной линии, волны,
зигзага. Параллельные и пересекающиеся линии.
Выжигание геометрических фигур, спиралей и
завитков.
Выжигание по контуру «Кленовый лист».
Выжигание по контуру «Кленовый лист».
Выжигание по контуру «Якорь»
Выжигание по контуру «Якорь»
Выжигание по контуру «Цветок» («Бабочка»)
Выжигание по контуру «Цветок» («Бабочка»)
Выжигание по контуру « Морская композиция»
Выжигание по контуру « Морская композиция»
Модуль 2. Художественные приёмы в выжигании и (38 часов)
Цветоведение (4 часа).
Цветоведение. Понятие спектра. Основные и
дополнительные цвета. Гармоничное сочетание цветов.
Цвет не преобладает над выжиганием.
Практическая работа «Смешение различных цветов,
способы работы цветом»
Практическая работа. Выжигание по контуру,
раскрашивание.
Штриховка и тонирование (22 часа).
Штриховка и тонирование изделия. Понятие светотени.
Штриховка тонкими линиями
Штриховка точками
Практическая работа. Выжигание по контуру (рисунок
по выбору), нанесение штриховки точками

Кол-во
часов

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

2

2
2

2
2
2
2

25
26
27

28

29
30
31
32

Практическая работа. Выжигание по контуру (рисунок
по выбору), нанесение штриховки точками
Штриховка «Свободное блуждание»
Практическая работа. Выжигание по контуру (рисунок
по выбору), нанесение штриховки «свободное
блуждание».
Практическая работа. Выжигание по контуру (рисунок
по выбору), нанесение штриховки «свободное
блуждание».
Работа по выбору обучающихся
Работа по выбору обучающихся
Работа по выбору обучающихся
Орнамент в пирографии (10 часов)
Орнамент в пирографии. Виды орнамента. Ритм в
орнаменте. Пропорции в орнаменте. Бордюр.

2
2
2

2

2
2
2
2

Практическая работа «Моделирование орнамента»,
2
перенос рисунка на заготовку
34
Выжигание орнамента
2
35
Выжигание орнамента
2
36
Выжигание орнамента. Бордюр.
2
Модуль 3. Выжигание на плоских поверхностях и отделка готовых работ (34 часов)
33

37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53

54
55
56
57
58

Выжигание на плоских поверхностях (26 часов)
Выжигание на плоских поверхностях: разделочные
доски, подставки под горячее, панно, картины.
Работа по выбору обучающихся
Работа по выбору обучающихся
Работа по выбору обучающихся
Работа по выбору обучающихся
Работа по выбору обучающихся
Работа по выбору обучающихся
Работа по выбору обучающихся
Работа по выбору обучающихся
Работа по выбору обучающихся
Работа по выбору обучающихся
Работа по выбору обучающихся
Работа по выбору обучающихся
Отделка готовых работ (8 часов)
Способы отделки готовой работы. Работа с лаком, ТБ.
Подготовка работы к лакированию. Нанесение лака.
Работа по выбору обучающихся
Работа по выбору обучающихся
Работа по выбору обучающихся
Модуль 4. Творческие работы (38часов)
Творческие работы (36 часов)
Силуэтное выжигание. Работа по выбору учащихся
Силуэтное выжигание. Работа по выбору учащихся
Выжигание на выпуклых поверхностях.
Выжигание на выпуклых поверхностях.
Негативная пирография. Работа по выбору учащихся.

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

2
2
2
2
2

Негативная пирография. Работа по выбору учащихся.
Работа по выбору обучающихся
Работа по выбору обучающихся
Работа по выбору обучающихся
Работа по выбору обучающихся
Работа по выбору обучающихся
Работа по выбору обучающихся
Работа по выбору обучающихся
Работа по выбору обучающихся
Работа по выбору обучающихся
Работа по выбору обучающихся
Работа по выбору обучающихся
Работа по выбору обучающихся
Заключительное занятие

59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

Календарный учебный график
2-й год обучения (базовый уровень)
№
п/п

Дата
план

Тема занятия

Кол-во
часов

факт
Модуль 1. Орнамент в пирографии (34 часа)

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

11
12
13
14
15
16
17

18

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.
Материалы и инструменты.
Орнамент (30 часов)
Орнамент в пирографии. Виды и особенности
орнамента.
Орнаменты народов Мира.
Практическая работа. Разработка собственного эскиза
орнамента в полосе.
Выжигание орнамента в полосе.
Практическая работа. Разработка собственного эскиза
орнамента в любой геометрической фигуре.
Выжигание орнамента в круге, квадрате, ромбе.
Выжигание орнамента в круге, квадрате, ромбе.
Практическая работа. Изготовление рамки для
фотографии с использованием орнамента.
Подготовительный этап.
Практическая работа. Изготовление рамки для
фотографии с использованием орнамента.
Практическая работа. Изготовление рамки для
фотографии с использованием орнамента.
Работа по выбору обучающихся
Работа по выбору обучающихся
Работа по выбору обучающихся
Работа по выбору обучающихся
Работа по выбору обучающихся
Модуль 2. Жанры живописи в пирографии (38 часов)
Жанры живописи. Основы композиции.

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

2
2
2
2
2
2
2

2

19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

29
30
31
32
33
34
35
36

37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53

Ботанические и анималистические композиции (18 часов)
Особенности выжигания животных (птиц,
насекомых,рыб) и растений.
Составление сюжета. Композиция из отдельных
элементов.
Работа по выбору обучающихся
Работа по выбору обучающихся
Работа по выбору обучающихся
Работа по выбору обучающихся
Составление и выжигание панно «Коллекция
энтомолога»
Выжигание панно «Коллекция энтомолога»
Пейзаж и натюрморт (18 часов)
Особенности выжигание пейзажа и натюрморта.
Пейзаж и архитектура.
Самостоятельное составление композиции из
отдельных элементов. Выбор эскиза. Подготовка к
выжиганию.
Работа по выбору обучающихся
Работа по выбору обучающихся
Работа по выбору обучающихся
Работа по выбору обучающихся
Работа по выбору обучающихся
Работа по выбору обучающихся
Работа по выбору обучающихся
Работа по выбору обучающихся
Модуль 3. Сувениры своими руками (34 часа)
Индивидуальный проект «Подарок защитнику отечества» (16 часов)
Технологический этап выполнения проекта.
Работа по выбору обучающихся
Работа по выбору обучающихся
Работа по выбору обучающихся
Работа по выбору обучающихся
Работа по выбору обучающихся
Работа по выбору обучающихся
Презентация проекта
Индивидуальный проект «Мамин день» (18 часов)
Технологический этап выполнения проекта.
Работа по выбору обучающихся
Работа по выбору обучающихся
Работа по выбору обучающихся
Работа по выбору обучающихся
Работа по выбору обучающихся
Работа по выбору обучающихся
Работа по выбору обучающихся
Презентация проекта
Модуль 4.Творческая мастерская (38 часов)

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

2
2
2
2
2
2
2
2

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

54

55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72

Технологический этап выполнения проекта на
свободную тематику. Создание эскиза, выбор
материала.
Работа по выбору обучающихся
Работа по выбору обучающихся
Работа по выбору обучающихся
Работа по выбору обучающихся
Работа по выбору обучающихся
Работа по выбору обучающихся
Работа по выбору обучающихся
Работа по выбору обучающихся
Работа по выбору обучающихся
Работа по выбору обучающихся
Работа по выбору обучающихся
Работа по выбору обучающихся
Работа по выбору обучающихся
Работа по выбору обучающихся
Работа по выбору обучающихся
Работа по выбору обучающихся
Презентация итогового проекта
Итоговое занятие

2

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

2.2 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ
К концу обучения основным результатом должно стать формирование у
детей интереса к самостоятельному созданию изделий (картин, панно и т.п) в
технике пирографии (выжигания по дереву).
Основными формами подведения итогов являются опросы, минивыставки, итоговые выставки и презентации своих работ. Так же используется,
такая форма, как самостоятельная работа.
Для отслеживания результативности образовательного процесса
используются следующие виды контроля:
Вводный контроль (сентябрь);
Текущий контроль (в процессе обучения);
Промежуточный (январь);
Итоговый контроль (май).
Вводный контроль осуществляется в виде собеседования,
анкетирования, чтобы выявить уровень знаний и умений учащихся и иметь
возможность откорректировать распределение учащихся по группам.
Текущий контроль осуществляется в ходе практических занятий по
итогам выполнения работ.
Промежуточный контроль – тестирование, опрос, анкетирование.
Итоговый контроль проводится в конце учебного года в виде конкурса,
мини выставки, итоговой выставки.

2.3 ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ДИАГНОСТИКА
Таблица отслеживания результативности обучения в объединении
«Выжигание»
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:

!!-высокий уровень;
!-средний уровень;

•

-низкий уровень.
Периодичность заполнения таблицы:
-показатели специальные знания и практические умения заносятся в таблицу
каждые полгода;
-показатели развития творческих способностей, личностных качеств,
воспитания эстетического вкуса заносятся в таблицу на начало обучения, на
конец 1 года обучения.
После заполнения таблицы делается вывод по каждой группе.
Критерии результативности обучения и методики их отслеживания
Специальные знания
Данный блок включает оценку знаний обучающихся по следующим
направлениям:
-материалы и инструменты;
-устройство прибора;
-специальные знания по отделке древесины;
-оформление работ.
Критерии оценки
Низкий уровень: обучающийся в малой степени владеет знаниями о
материалах и инструментах, не знает устройство прибора, не располагает
сведениями по отделке древесины, оформлению работ.
Средний уровень: обучающийся не в полном объеме владеет знаниями о
материалах и инструментах, устройстве прибора, не располагает полными
знаниями по отделке древесины, оформлению работ.
Высокий уровень: обучающийся в совершенстве владеет знаниями о
материалах и инструментах, знает устройстве прибора, технологию обработки
древесины и способы оформления работ.

Практические умения
Этот блок разработан для отслеживания у обучающихся развития
умений применять знания на практике: обрабатывать древесину, выполнять и
оформлять работы в соответствии с требованиями:
-уметь пользоваться основными приемами выжигания;
-составлять эскизы и композиции в разных художественных жанрах;
-оформлять работы (орнамент, роспись);
-работать с объемными формами.
Критерии оценки
Низкий уровень: изделие выполнено до конца, но со значительными
недочетами.
Средний уровень: изделие выполнено до конца, но неаккуратно.
Высокий уровень: изделие выполнено без ошибок и недочетов.
Творческие способности
Критерии оценки
Низкий уровень: обучающийся работает строго по образцу, с работой
на свободную тему может не справиться.
Средний уровень: обучающийся берет за основу образец, в работе
присутствует оригинальное решение (видоизменяет изделие, добавляет новые
детали).
Высокий уровень: обучающийся самостоятельно, творчески выполняет
работу на заданную тему.
Развитие личностных качеств
Оцениваются
следующие
личностные
качества:
терпение,
самоконтроль, тип сотрудничества.
Критерии оценки
Низкий уровень: обучающийся не способен длительно заниматься
однообразной деятельностью, не всегда контролирует свое поведение, не
чувствует ответственности за порученное дело, не коммуникабелен.
Средний уровень: обучающийся длительно занимается однообразной
деятельностью, иногда переключается на другой вид деятельности, не всегда
контролирует свое поведение и поступки, коммуникабелен с определенной
группой обучающихся.
Высокий уровень: обучающийся способен длительно занимается
однообразной
деятельностью,
ответственный,
дисциплинированный,
коммуникабельный, умеет работать в группе, согласовывать свои действия с
другими ради достижения общей цели.
Развитие эстетического вкуса
Низкий уровень: обучающийся оценивает мастерство автора, технику
исполнения (передачу форм, характер линий, пропорции, технические
приемы, композиционные и цветовые решения).

Средний: обучающийся оценивает мастерство автора, технику
исполнения, подмечает индивидуальность, творческие проявления,
оригинальность, новаторство.
Высокий: помимо вышеперечисленного обучающийся выражает
эмоционально-чувственное отношение к художественному образу, умеет
словесно выразить свои чувства и настроения, связанные с увиденным.
2.4 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Организация образовательного процесса по программе: очное обучение.
Методы
обучения:
словесный,
наглядный,
практический,
объяснительно-иллюстративный, проектный.
Методы воспитания: убеждение, мотивация, поощрение.
Форма организации образовательного процесса: групповая. Категория
учащихся: учащиеся школ.
Формы организации учебного занятия: беседа, защита проектов,
практическое занятие, выставка.
Педагогические технологии: групповое обучение, проектная
деятельность.
2.5 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
К условиям реализации
следующих аспектов:

программы

относится

характеристика

- Материально-техническое оснащение
Для организации работы объединения необходима определённая
материальная база. Прежде всего, это просторное помещение, хорошо
освещённое и проветриваемое. Необходимы также столы и шкафы для
хранения материалов и изделий. Чертежные и измерительные инструменты
(линейки, циркули, карандаши), ножницы, канцелярские зажимы, ластики,
кисти для красок (№ 1, 2, 3, 4), кисти для лака; необходимо иметь несколько
наборов инструментов, чтобы их хватало для одновременного выполнения
работы несколькими детьми. Необходима также рабочая одежда: фартуки и
нарукавники (по максимальному числу детей в группе).
- Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых
для реализации программы (в расчете на количество обучающихся):
Список инструментов
Наименование
1. Электровыжигатель со
насадками
2. Пассатижи (или пинцет)

Кол-во
сменными 12 шт.
2 шт.

3. Набор надфилей
2 шт.
4. Удлинитель электрической сети (на 3 4 шт
розетки)
- Расходные материалы: фанера, древесина, спилы деревьев,
деревянные предметы (разделочные доски, ложки, лопатки, расчески, скалки
и др), наждачная бумага разной степени зернистости: крупная, мелкая,
средняя), лак по дереву, краски акриловые, краски акварельные, альбомы для
рисования, бумага копировальная (чёрная, фиолетовая), калька, бумага
офисная.
Для компьютерного обучения (показ презентаций, видеоматериалов)
необходим компьютер с установленным программным обеспечением.
- Информационное обеспечение
Использование учебно-наглядных пособий. Фотографии, презентации с
процессом изготовления изделий, видеоролики, мастер-классы и интернет
источники.
- Кадровое обеспечение
Педагог, обладающий профессиональными знаниями в области
декоративно-прикладного искусства и имеющий навыки организации
деятельности детей.
2.6 ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
Сегодня под воспитанием в образовательной организации
понимается создание условий для развития личности ребенка, его духовнонравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению.
Общие задачи и принципы воспитания представлены в Федеральном
законе от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся», где воспитательная деятельность рассматривается как
компонента педагогического процесса в каждом общеобразовательном
учреждении и охватывает все составляющие образовательной системы,
что направленно на реализацию государственного, общественного и
индивидуально-личностного заказа на качественное и доступное образование
в современных условиях.
Цели воспитательной деятельности: формирование и развитие
учащихся
системы
нравственных,
морально-волевых
и
мировоззренческих установок,
способствующей
их
личностному,
гармоничному развитию и социализации в соответствии с принятыми
социокультурными правилами и нормами как основы их воспитанности.
Задачи воспитательной деятельности:
– развитие морально-нравственных качеств обучающихся:
честности, доброты, совести, ответственности, чувства долга;

– развитие волевых качеств обучающихся: самостоятельности,
дисциплинированности,
инициативности,
принципиальности,
самоотверженности, организованности;
– воспитание стремления к самообразованию, саморазвитию,
самовоспитанию;
– приобщение детей к экологической и социальной культуре,
здоровому образу жизни. Рациональному и гуманному мировоззрению;
– формирование нравственного отношения в духе демократии
к человеку, труду и природе;
– воспитание обучающихся в духе демократии, личностного
достоинства, уважения прав человека, гражданственности и патриотизма.
Приоритетные направления в организации воспитательной работы:
гражданско-патриотическое,
духовно-нравственное,
художественноэстетическое,
спортивно-оздоровительное,
трудовое
и
профориентационное,
здоровьесберегающее,
социокультурное,
экологическое, воспитание семейных ценностей и т.д.
Педагог разрабатывает план мероприятий по реализации программы.
План-график воспитательной работы
в техническом объединении
«Выжигание»
дата
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь

январь

февраль

март

тема
Игра-приветствие
Беседа: «Техника безопасности при работе в
Компьютерном классе»
Беседа: «Как вести себя на занятиях в объединении»
Беседа: «Бережное отношение к имуществу СЮТ»
Беседа: «Правила перехода улиц и дорог»
Беседа: «Поддержание чистоты и порядка в
объединении»
Беседа: «Главные правила вежливости в общении»
Инсценировка детей на тему: «Самый вежливый у
нас…».
Беседа: «Подарок–символ уважения».
«Золотые руки»-почему так говорят.
Беседа: «Чаще улыбайся, если хочешь нравиться
людям».
Беседа: «Что такое справедливость».
Беседа-викторина «История Олимпийских игр»
Беседа: «История авиации, флота ,бронетанковой
техники».
Беседа: «Закаляйся, если, хочешь быть здоров».
Беседа: «Масленица–древний славянский праздник»
Беседа: «Урок вежливости»

апрель
май

Игровая минутка«1апреля - день смеха»
Беседа-викторина «Шагает эра программирования
вперед»
Беседа: «Патриотизм и любовь к Родине».
Беседа-размышление: «Мой лучший друг».
Беседа: «Не пробовать, не начинать» (о вреде алкоголя
и пагубных привычек).

3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для педагогов:
1.Величко, Н. Роспись: Техники. Приёмы. Изделия [Текст]:
энциклопедия/ Н. Величко.-М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.-176с.: ил.
2.Горнова, Л.В. Студия декоративно-прикладного творчества [Текст]:
программы, организация работы, рекомендации/ Л.В. Горнова, Т.Л.Бычкова,
Т.В. Воробьёва.-Волгоград: Учитель, 2007.-250 с.
3.Грегори, Н. Выжигание по дереву [Текст]: практическое руководство
/Н. Грегори.-М.: Ниола-Пресс. 2007.-116 с.
4. Райт, Д. Искусство выжигания по дереву [Текст] / Д. Райт.-М.:
Контэнт, 2005.-96 с.
5.Рондели, Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство [Текст]/
Л.Д. Рондели.-М.: Дрофа, 260 с.
Литература для детей и родителей
1. Афанасьев, А.Ф. Резьба по дереву [Текст] / А.Ф. Афанасьев. –Ростовн/Д: Феникс, 1998.-225 с.
2. Грегори, Н. Выжигание по дереву [Текст]: практическое руководство
/Н. Грегори.-М.: Ниола-Пресс. 2007.-116 с.
4. Кузин, В.С., Кубышкина, Э.И. Изобразительное искусство [Текст] /
В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина.-М.: Дрофа, 1996.-240 с.
5. Райт, Д. Искусство выжигания по дереву [Текст] / Д. Райт.-М.:
Контэнт, 2005.-96 с.
6. Рондели, Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство [Текст]/
Л.Д. Рондели.-М.: Дрофа, 260 с.
7. Чайчук, В.А. Раскраски / В.А. Чайчук.-М.: Пресс-конлига, 2005.-28с.
8. Эскиз. Детский журнал об искусстве [Текст]: для детей 6-12 лет /. –М.:
Весёлые
картинки.
С
2000.-36
с.:
ил.
Сайт
журнала:http://www.merrypictures.ru/last_eskiz/
9. Альбомы, открытки, репродукции по изобразительному искусству
Интернет-ресурсы:
https://vk.com/vyzhiganie_po_derevu
http://m-der.ru/
https://lesoteka.com/obrabotka/vyzhiganie-po-derevu
http://pyrography-fireart.ru/
http://woodtools.nov.ru/
https://suncatcherstudio.com/woodworking/pyrography-wood-burning/
https://pyroprint.com/materials-for-pyrography/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».