Компьютерная грамотность

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АБИНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АБИНСКИЙ РАЙОН
Принята на заседании
педагогического совета
от 25 марта 2024 г.
протокол № 3

Утверждаю
Директор МБУ ДО СЮТ
________________ Н.А Саянова
приказ от 13 апреля 2024 г. № 124

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: 1 год, 72 часов
Состав группы: от 8 человек
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная
Программа реализуется: бюджетной основе
ID-номер программы в Навигаторе: 36263
Автор-составитель:
педагог дополнительного
образования
Шельпякова Е.В.

Ахтырский, 2024 г.

РАЗДЕЛ 1
«КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ:
ОБЪЁМ, СОДЕРЖАНИЕ, ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ»
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Компьютерная грамотность» разработана и реализуется в соответствии:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «3D
моделирование» разработана и реализуется в соответствии:
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №
273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на
24.06.2023 года);
2.
Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями на 31.07.2020 года);
3.
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года»;
4.
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. №474 «О
национальных целях развития России до 2030 года»;
5.
Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому
развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 16);
6.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации
от 29.05.2015 г. № 996-р;
7.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.2022г. № 678-р;
8.
Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к
протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018 г. № 3;
9.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.12.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
10. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”;

11. Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 г. №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития дополнительного образования детей»;
12. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
13. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
14. Письмо Министерства образования и науки РФ от 29.03.2016 г. №
ВК- 641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»;
15. Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от
20.02.2019 г. № ТС – 551/07«О сопровождении образования обучающихся с
ОВЗ и инвалидностью»;
16. Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от
31.01.202№ДГ 245/06"О направлении методических рекомендаций" (вместе с
"Методическими рекомендациями по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий");
17. Устав МБУ ДО СЮТ
Направленность (профиль) программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Компьютерная грамотность» имеет техническую направленность.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время одной
из задач современного образования является содействие воспитанию нового
поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям
информационного общества. Для этого обучающимся предлагается осваивать
способы работы с информационными потоками – искать необходимую
информацию,
анализировать
ее,
преобразовывать
информацию
в
структурированную текстовую форму, использование другими людьми – одно
из условий образовательной компетенции учащегося. Информационные
технологии и глобальная информационная сеть Интернет дает возможность
получать самуюразнообразную актуальную информацию в широком диапазоне
науки и техники. Основное назначение программы: научить детей работать с
вычислительными
и
информационными
системами,
персональными
компьютерами. Программа направлена на социально-экономическое развитие

муниципального образования и региона в целом.
Новизна программы заключается в том, что она построена таким
образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться информатикой и найти
ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной
жизни при работе с большим объемом информации.
Настоящая программа является одним из механизмов формирования
творческой личности, умение ориентироваться в современном обществе,
формирует мышление современного человека, основанное на развитии логики с
использованием современных компьютерных технологий, расширяет кругозор
обучающихся в области технической сферы деятельности
Педагогическая целесообразность обусловлена тем, что овладение
умением использования компьютерных приложений развивает у учащихся
полезные качества, которые помогут им в учебе, в дальнейшей
профессиональной деятельности. Развитие вычислительной техники настолько
стремительно и разнообразно, что даже в рамках технического объединения
невозможно угнаться за ее достижениями, и то, что было передовым сегодня в
области вычислительной техники, через 5-6 лет становится безнадежно
устаревшим. Поэтому, главной задачей считается не только освоение навыков
работы с современной вычислительной техникой, но и выработка потребности у
ребенка самостоятельно работать с книгой, самим интересоваться новыми
достижениями, быть в курсе последних разработок. Только в этом случае они
смогут идти в ногу с развитием вычислительной техники.
Отличительная особенность программы данной программы является её
практическая направленность, нацеленная на подготовку учащихся, владеющих
современными технологиями и в силу этого способных адаптироваться к быстро
меняющемуся миру. Современные дети активно используют компьютер в своей
жизни, им интересно познавать новое в мире информационных технологий.
Необходимо отвлечь современных детей от компьютерных игр и социальных
сетей, привлечь их к творческому, к интеллектуальному труду.
Адресат программы:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Компьютерная грамотность» разработана для детей в возрасте 8-16 лет.
Обучающиеся объединения являются разными по возрасту и социальному
статусу. Объединение комплектуется на основании заявлений законных
представителей обучающихся (самих обучающихся с 14 лет). Группы
формируются из школьников разного возраста на добровольной внеконкурсной
основе.
Программа составлена с учётом индивидуальных и возрастных
особенностей
обучающихся.
Психолого-педагогические
особенности
обучающихся определяют и методы индивидуальной работы педагога с каждым
из них, темпы прохождения образовательного маршрута.
Особенности организации образовательного процесса
− Срок реализации программы: 1 год.
− Режим обучения: 2 раза в неделю по 1 часа, или 1 раз в неделю по 2 часа.

−
−
−
−
−

Форма обучения: очная.
Формирование групп осуществляется по желанию детей.
Возраст обучающихся–8-16лет.
Состав группы постоянный.
Количество обучающихся в объединении: от 8 человек.
Уровень программы – Базовый.
Объем программы - 72 часа.
Режим работы в группах:
− 2 раза в неделю по 1 часу или 1 раз в неделю по 2 часа.
− с перерывами по 10-15 минут для игр на воздухе или разминке, а также для
отдыха глаз. 15 минут после занятий необходимы для приведения рабочего места
в порядок.
− Форма занятий групповая с индивидуальным подходом.
Методические принципы программы
−
принцип развития: развитие индивидуальных способностей, общей
культуры, навыков творческой продуктивной деятельности обучающихся;
−
принцип демократизма: право каждого субъекта системы технического
творчества на выбор своей траектории развития;
−
принцип дифференциации и индивидуализации образования: выявление и
развитие способностей обучающихся в области технического творчества,
обеспечение их развития в соответствии с потенциалом, индивидуальными
возможностями и интересами;
−
принцип культуросообразности: ориентация на потребности общества и
личности обучающихся, единство человека и социокультурной среды, адаптация
детей к современным условиям жизни общества;
−
принцип единства учебного и воспитательного процесса;
−
принцип систематичности и последовательности: вначале используется
репродуктивный и интерактивный методы усвоения знаний с постепенным
введением проблемного метода обучения, метода проекта.
Формы обучения и занятий
Отбор методов обучения обусловлен необходимостью формировать
информационную и коммуникативную компетентности обучающихся,
реализовывать личностно-ориентированное обучение, направлять их на
самостоятельное решение разнообразных проблем, развивать исследовательские
и творческие способности. Решение данных задач кроется в организации
деятельностного подхода к обучению, в проблемном изложении материала
педагогом, в переходе от репродуктивного вида работ к самостоятельным,
поисково-исследовательским видам деятельности. Поэтому основная
методическая установка в данном курсе – обучение обучающихся навыкам
самостоятельной творческой деятельности.
Теория преподносится в форме беседы, эвристической беседы,
презентации, обзора и т.п.
Практические занятия проходят в форме тестирования, практикума,
совместной продуктивной деятельности, моделирования и защиты проектов,

проблемном изложении материала, с помощью которого дети сами решают
познавательные задачи.
1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель:
развитие
творческих
способностей
и
формирование
информационной
культуры учащихся через первоначальное знакомство с компьютерными
программами.
Задачи программы
Образовательные:
- освоить приемы работы в программах: WordPad, Paint, MicrosoftWord,
Excel, Power Point;
-создать у учащихся представление об информационной среде,средствах,
способах и инструментах работы с ПК;
- научить использовать ПК для работы с документацией (оформление
текстов, графических изображений);
- познакомить с технологией мультимедиа.
Личностные:
- помочь учащимся в самопознании и самореализации личности;
- развивать творческий подход к выполнению задания, аккуратность,
усидчивость, воспитать; интерес к избранному виду деятельности;
доброжелательное отношение друг к другу, окружающим людям; умение
работать в группе, коллективе; упорство в достижении цели (участие в
конкурсах и олимпиадах); сформировать устойчивый интерес к обучению и
потребности в общении.
Метапредметные:
- формировать навыки учебного труда, самостоятельного
добываниязнаний;
- развивать познавательные способности, внимание, память,
логическое мышление.
Воспитательные:
- воспитать уважительное отношение к преподавателям и сверстникам,
культуру поведения во время занятий и совместной продуктивной
деятельности;
- сформировать культуру занятий, направленную на воспитание
личностных и социальных качеств;
Развивающие:
- развить познавательные процессы (внимание, восприятие, логическое
мышление, память),
- развить креативность,
- развить способности к самореализации.

1.3 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Реализация программы предполагает достижение обучающимися
следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Обучающиеся приобретут и усвоят следующие знания, навыки и умения:
Метапредметные:
- умение определять наиболее эффективные способы достижения
результата;
- умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;
- умение объективно оценивать результаты собственного труда, находить
возможности и способы их улучшения;
- умение следовать при выполнении задания инструкциям педагога;
- умение понимать цель выполняемых действий;
- перерабатывать полученную информацию, делать выводы;
- осуществлять поиск информации с помощью ИКТ;
- умение договариваться и приходить к общему решению, работая в паре,
группе;
- координировать различные позиции во взаимодействии с другими
обучающимися;
- принимать общее решение;
- умение участвовать в диалоге, соблюдать нормы речевого этикета,
передавать в связном повествовании полученную информацию.
Предметные:
Учащиеся должны уметь:
- соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности;
- включить, выключить компьютер;
- работать с устройствами ввода/вывода (клавиатура, мышь, дисководы);
- представлять информацию в табличной форме, в виде схем;
- создавать свои источники информации – информационные проекты
(сообщения, небольшие сочинения, графические работы);
- создавать и преобразовывать информацию, представленную в виде
текста, таблиц, рисунков;
- владеть основами компьютерной грамотности;
- использовать на практике полученные знания в виде докладов, программ,
решать поставленные задачи;
- готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной теме;
- придерживаться этических правил и норм, применяемых при работе с
информацией, применять правила безопасности поведения при работе с
компьютерами.
Личностные:
- дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении
поставленных целей;
- умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
- оказывать помощь своим сверстникам.

1.4 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебно-тематический план
Количествочасов
№
п/п

Название
темы

раздела,
всего теория практика

Раздел
1.
Классификация
компьютеров
их 8
1.
устройство
и
предназначение.
Охрана труда. Техника
1.1. безопасности на ПК.
2
Классификация
ПК.
устройства 2
1.2. Внутренние
системного блока.
Дополнительные
устройства.
Носители
1.3. информации.
2
Клавиатурные тренажёры.
1.4

Итоговое занятие.

2

Раздел 2. Служебные
и
прикладные
2.
12
программы
OC
Windows.
Начальные сведения
операционной
2.1. об
2
системе Windows.
Виды
меню
операционной системы
Windows. Работа с
2
2.2. файлами и папками.
Установка и удаление
программ.
Служебные
программы
2.3. ОС Windows.
2
Стандартные программы.

Формы
аттестации/
контроля

4

4

2

0

Опрос по
терминологии

1

1

Демонстрация
умений
Опрос по
терминологии.
Демонстрация
навыков
и
умений.
Самостоятельная
работа

1

1

0

2

5

7

1

1

Опрос
по
терминологии

1

1

Демонстрация
умений

1

1

Демонстрация
умений

Графический
редактор
2.4. Paint. Совмещение текста 2
с рисунками.
Работа
в
редакторе
2
WordPad
Программа «Проводник».
2.6 Дефрагментация жесткого 2
диска.
Раздел 3. Работа в
3.
16
Microsoft Word.
Начальные
сведения
о
редакторе
4
Word.
3.1. Microsoft
Предварительные
настройки редактора.
Форматирование абзаца.
3.2. Проверка
2
орфографии.
Практика
ввода
и
3.3. сохранения текста.
6
Редактирование текста.
2.5.

Демонстрация
умений

1

1

0,5

1,5

Демонстрация
умений

0,5

1,5

Самостоятельная
работа

3,5

12,5

1

3

0.5

1,5

Демонстрация
умений

1

5

Демонстрация
умений

Опрос
по
терминологии

Демонстрация
умений
Тест.
Самостоятельная
работа.

3.4.

Создание
и
2
редактирование таблицы.

1

1

3.5

Итоговое занятие

0

2

2

10

1

3

Опрос по
терминологии

0,5

3,5

Демонстрация
умений

0,5

3,5

Тест «Microsoft
Power Point»

4

8

1

1

2

Раздел 4. Возможности
12
Microsoft Power Point.
Начальные сведения о
4.1. программе
4
Microsoft Power Point.
Редактирование текста и
рисунка для
4.2. создания слайда, создание 4
открыток.
4.

Режимы
просмотра
4.3. Microsoft Power Point. 4
Итоговое занятие.
5.
Раздел 5. Microsoft Excel. 12
Начальные сведения о
5.1. программе
2
Microsoft Excel.

Опрос по
терминологии

Оформление
и
редактирование таблиц в
5.2. программе
Microsoft 2
Excel.
5.3.

5.4.

6.

6.1.

6.2.

6.3.

Построение диаграмм в
4
Microsoft Excel.
Итоговое
занятие.
Решение задач при
помощи
учебной
4
электронной
таблицы.
Раздел
6.
Microsoft
12
Publisher.
Характеристики,
интерфейс
и
возможности
4
программы
Microsoft Publisher.
Оформление
визитной
карточки и новой
публикации на основе 4
шаблона.
Создание календаря и
буклета на основе
4
шаблона.
Итого:
72

1

1

Демонстрация
умений

1

3

Демонстрация
умений

1

3

Самостоятельная
работа

3

9

1

3

1

3

Демонстрация
умений

1

3

Демонстрация
умений

21,5

Демонстрация
умений

50,5

1.5 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
Содержание программы
Раздел 1. Классификация
предназначение (8 часов).

компьютеров

их

устройство

и

Теория (4 часа):
- История и перспективы развития компьютеров, информационных и
коммуникационных технологий. Охранатруда.
- Техника безопасности на ПК.
- Вводный инструктаж.
- Классификация ПК.
- Базовая аппаратная конфигурация.
- Внутренние устройства системного блока.
- Материнская плата.

- Дополнительные устройства компьютера.
- Носители информации.
- Клавиатурные тренажеры.
Практика (4 часа):
- Десятипальцевый метод ввода текста.
- Программы-тренажеры для освоения клавиатуры.
- Технология работы с мышью. Самостоятельная работа: Н
Раздел 2. Служебные и прикладные программы OC Windows (12
часов)
Теория (5 часа):
- Назначение, особенности, экран операционной системы.
- Основные понятия и определения. Объекты операционнойсистемы.
Рабочий стол, элементы рабочего стола.
- Устройство окна и виды окон.
- Устройство папки «Мой компьютер».
- Способы запуска программ в Windows.
- Представление информации в окнах программы «Мойкомпьютер».
- Команды пунктов главного меню.
- Виды представления информации в окнах, расположениеокон.
- Установка и удаление программ.
- Установка и удаление компонентов Windows.
- Установка и удаление дополнительных программ.
- Команды пунктов главного меню.
- Виды представления информации в окнах, расположениеокон.
- Установка и удаление программ.
- Установка и удаление компонентов Windows.
- Установка и удаление дополнительных программ.
Практика (7 часов):
- Работа с командами установки даты, времени, метки диска.
- Создание папок и документов на рабочем столе, перемещение,
копирование папок и документов на рабочем столе.
- Работа с корзиной.
- Приемы работы с окнами, операции с папками и документами, изменение
размеров окон.
- Работа с инженерным калькулятором.
- Создание, редактирование изображений в графическомредакторе Paint.
- Операции с изображениями, размещение изображения нарабочем столе.
- Набор, редактирование, форматирование текста в редактореWordPad.
- Выбор шрифтов, размеры и цвет шрифтов.
Раздел 3. Профессиональная Работа в Microsoft Word.(16 часов).
Теория (3,5 часов):
- Текстовый редактор Word: назначение и его основныефункции.
- Различные форматы текстовых файлов (документов).
- Назначение, экран текстового редактора Microsoft Word.
- Предварительные настройки редактора.

- Форматирование абзаца. Установка абзацных отступов.
- Выравнивание текста.
- Проверка орфографии.
- Оформление документа с помощью основных стилей.
- Сохранение документа.
- Перемещение по документу.
- Выделение текста.
- Копирование, перемещение и вставка текста.
- Создание таблицы с помощью инструмента «нарисовать таблицу», с
помощью команды «таблица», с помощьюкнопки «Добавить таблицу».
- Выделение столбцов и строк. Объединение и разбивка ячеек таблицы.
- Технология заполнения и оформления таблицы.
- Табуляция и списки в редакторе Word.
- Создание графических объектов в Microsoft Word.
- Рисование в Word. Вставка рисунка. Вставка изображений.Изменение
размеров рисунка.
- Обрезка рисунка. Обтекание текста вокруг рисунка.
Практика (12,5)
- Открытие и сохранение документа.
- Редактирование, форматирование текста.
- Выбор шрифта.
- Выделение фрагментов в документах, операции с
вы-деленными
фрагментами.
- Вставка, форматирование таблиц, работа с таблицами.
Печать страниц выбранного диапазона. Печать несколькихэкземпляров.
Раздел 4. Возможности Microsoft Power Point (12 часов)
Теория (2 часа):
- Начальные сведения о программе Power Point.
- Назначение, запуск, обзор режимов программы Power Point.
- Экран программы Power Point.
- Начало работы в режиме «Создать слайд»
- Выбор авторазметок. Заполнение поля текста и поля рисунка.
- Редактирование текста и рисунка для создания слайда.
- Изменение размеров и расположения текстового поля.
- Режимы просмотра Power Point.
- Создание презентации с помощью шаблонов.
- Создание презентации с помощью мастера автосодержания.
Практика (10 часа):
- Выбор шаблонов оформления, создания собственногосценария и шаблона
презентаций.
- Создание и редактирование мультимедийных эффектов впрезентациях,
просмотр готовых презентаций.
- Создание и редактирование изображений.
Самостоятельная работа: «Создание поздравительных открыток в
Microsoft power point».

Раздел 5. Microsoft Excel. (12 часов)
Теория (5 часа):
- Электронные таблицы: назначение, основные функции.
- Структура электронных таблиц, хранение и представлениеинформации в
таблицах.
- Операции с листами и книгами.
- Использование электронных таблиц для решения задач.
- Режим поиска решений.
Практика (8 часов):
- Настройка электронной таблицы.
- Вычисления с использованием стандартных функций.
- Редактирование структуры таблицы.
- Построение диаграмм.
- Самостоятельная работа «Создание сравнительнойдиаграммы».
Раздел 6. Microsoft Publisher. (12 часов)
Теория (3 часа):
- Характеристики, основные элементы интерфейса и возможности
программы Microsoft Office Publisher.
- Особенности Microsoft Publisher 2010.
- Краткий обзор ленты. Создание новой публикации на основе шаблона.
- Элементы макета (текстовые поля, картинки, фотографии).Операции с
объектами.
- Добавление и удаление объекта.
- Порядок расположения объектов.
- Параметры макета. Проверка и сохранение макета.
- Оформление визитной карточки и новой публикации наоснове шаблона.
- Создание календаря и буклета на основе шаблона.
- Работа с улучшенной палитрой цветов.
- Предварительный просмотр и печать публикаций
Практика (9 часов):
- Создание и редактирование публикаций, визитных карточек,буклетов,
календарей с нуля и с помощью шаблонов.
- Работа с улучшенной палитрой цветов.
- Самостоятельная работа «Создание календаря на текущийгод».
- Выполнить простейшие вычисления и создать диаграмму спомощью
электронных таблиц MS Excel;
- Владеть основными навыками работы с программнымисредствами
- Запускать и использовать в работе приложения пакета MSOffice;
- Создавать рекламную продукцию (открытку, календарь,грамоту, буклет
и т.п.);
- Создавать мультимедиа презентации на выбранную тему.

РАЗДЕЛ 2
«КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ,
ВКЛЮЧАЮЩИХ ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ»
2.1 КАЛЕНДАРНЫЙ – УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Дата
План

Факт

№
занятия Название темы

Количество часов
всего

1

2

3

Вводное
занятие.
Техника безопасности на 2
ПК
Классификация
ПК.
Внутренние
устройства системного 2
блока.
Дополнительные
устройства. Носители
информации.
2
Клавиатурные
тренажеры.

4

Итоговое занятие.

5

Начальные сведения
об
операционной
2
системе Windows.
Виды
меню
операционной
системы
Windows.
Работа с файлами и 2
папками.
Установка и удаление
программ.
Служебные программы
ОС Windows.
2
Стандартные
программы.
Графический редактор
Paint.
Совмещение 2
текста с рисунками.

6

7

8

9

Работа
в
WordPad

редакторе

2

2

теория

практика

1

1

0,5

1,5

1

1

0

2

0,5

1,5

0,5

1,5

0,5

1,5

0,5

1,5

0,5

1,5

10

Программа
«Проводник».
Дефрагментация
жесткого диска.

0,5

1,5

Начальные сведения о
2
редакторе Microsoft Word.

1

1

12

Предварительные
настройки редактора.

1

1

13

Форматирование абзаца.
Проверка орфографии. 2
Практика
ввода
и
сохранения текста.
2

0.5

1,5

0,5

1,5

0,5

1,5

0

2

0,5

1,5

0

2

0,5

1,5

0

2

0,5

1,5

1

1

1

1

1

1

0,5

1,5

0,5

1,5

1

1

11

14

2

2

15

Редактирование текста.

16

Самостоятельная работа
2
набор текста.
Создание
и
редактирование таблицы. 2
Итоговое занятие
2
Начальные сведения о
программе
2
Microsoft Power Point.
Работа в Microsoft Power
2
Point
Редактирование текста и
рисунка для
создания слайда, создание 2
открыток.
Создание открытки
2
Режимы
просмотра
2
Microsoft Power Point.
Итоговое занятие.
2
Начальные сведения о
программе
2
Microsoft Excel.
Оформление
и
редактирование таблиц в
программе
Microsoft 2
Excel.
Работа в Excel.
2

17
18
19

20
21

22
23
24
25

26

27

2

28
29

30
31

32
33
34
35

36
37

Построение диаграмм в
2
Microsoft Excel.
Решение
задач
при
помощи
учебной
2
электронной
таблицы.
Итоговое занятие
2
Характеристики,
интерфейс
Microsoft 2
Publisher.
Работа
Microsoft
2
Publisher.
возможности программы
2
Microsoft Publisher.
Работа в программе
2
Оформление
визитной
карточки и новой
публикации на основе 2
шаблона.
Итоговое
занятие.
Самостоятельная работа. 2
Итого:
72

1

1

1

1

1

1

0,5

0,5

0

2

0,5

1,5

1

1

1

1

0

2
21,5

50,5

2.2 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ
Входная диагностика позволяет определить уровень знаний, умений и
навыков, компетенций у обучающегося, чтобы выяснить, насколько
обучающийся готов к освоению данной программы.
Форма контроля: собеседование, устный опрос.
Текущий контроль проводится на каждом занятии, после изучения новой
темы, для выявления ошибок в работах детей.
Форма контроля: устный опрос, беседа, творческие работы, практические
работы, самостоятельные работы, выставки, тестирование, защита творческих
работ, проектов.
Промежуточный контроль (аттестация) проводится по окончании
изучения каждого раздела.
Форма контроля: устный опрос, самостоятельная практическая работа по
темам учебного материала.
Итоговый контроль (аттестация) проводится по итогам всего курса
обучения по программе.
Форма контроля: Обучающимися выполняется творческая проектная
работа, защита проекта.

2.3

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Во время образовательного процесса используются следующие методы отслеживания результативности и качества освоения программы:
1.
Педагогическое наблюдение (с какими знаниями ребенок пришел на
занятия и как эти знания развиваются и совершенствуются в течении образовательного процесса).
2.
Педагогический анализ проводится по степени активности и результатам участия детей в выставках разного уровня, в тематических мероприятиях.
3.
Педагогический мониторинг. Для успешной реализации программы
предлагается непрерывное и систематическое отслеживание результатов деятельности ребенка. Цель мониторинга – изучить процесс достижения детьми
планируемых результатов освоения данной программы на основе выявления динамики формирования у воспитанников интегративных качеств, а также определенных умений и навыков.
2.4 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа разработана на основе концептуальных положений Стратегии
инновационного развития Российской Федерации на период до 2025 года.
Методы обучения:
1. Словесный: объяснение нового материала; рассказ обзорный для
раскрытия новой темы; беседы с учащимися в процессе изучения темы.
2. Наглядный: применение демонстрационного материала, наглядных
пособий, презентаций по теме.
3. Практический:
индивидуальная
и
совместная
продуктивная
деятельность, выполнение учащимися определенных заданий, решение задач.
4. Интерактивный: создание специальных заданий, моделирующих
реальную жизненную ситуацию, из которой учащимся предлагается найти
выход.
Технологии:
1. Технология проблемного диалога. Учащимся не только сообщаются готовые
знания, но и организуется такая их деятельность, в процессе которой они сами делают
«открытия», узнают что-то новое и используют полученные знания и умения для
решения жизненных задач.
2. Технология коллективного взаимообучения («организованный диалог»,
«сочетательный диалог», «коллективный способ обучения (КСО), «работа
учащихся в парах сменного состава») позволяет плодотворно развивать у
обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения.
3. Игровая технология. Игровая форма в образовательном процессе создаётся
при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих как средство побуждения к
деятельности. Способствует развитию творческих способностей, продуктивному
сотрудничеству с другими учащимися. Приучает к коллективным действиям,
принятию решений, учит руководить и подчиняться, стимулирует практические
навыки, развивает воображение.

4. Элементы здоровьесберегающих технологий являются необходимым
условием снижения утомляемости и перегрузки учащихся.
5. Проектная технология предлагает практические творческие задания,
требующие от учащихся их применение для решения проблемных заданий, знания
материала на данный исторический этап. Овладевая культурой проектирования,
школьник приучается творчески мыслить, прогнозировать возможные варианты
решения стоящих перед ним задач.
6. Информационно-коммуникационные технологии активизируют творческий
потенциал обучающихся; способствует развитию логики, внимания, речи,
повышению качества знаний; формированию умения пользоваться информацией,
выбирать из нее необходимое для принятия решения, работать со всеми видами
информации, программным обеспечением, специальными программами и т.д.
2.5 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение:
−
столы для компьютера;
−
компьютерные стулья;
−
шкафы для дидактических материалов, пособий;
−
специальная и научно-популярная литература для педагога и
обучающихся;
−
канцтовары;
Информационное обеспечение:
−
персональный компьютер (на каждого участника);
−
мультимедийный проектор;
−
видеоматериалы разной тематики по программе;
−
оргтехника;
−
выход в сеть Internet;
Аппаратное обеспечение:
−
Процессор не ниже Core2 Duo;
−
Объем оперативной памяти не ниже 4 ГбDDR3;
−
Дисковое пространство на менее 128 Гб;
−
Монитор диагональю на мене 19’;
Программное обеспечение:
−
Операционная система Windows 7 Профессиональная или выше;
−
Интерпретатор Python версии 3.7 и выше;
−
IDE JatBrainsPyCharm;
−
FoxitReader или другой просмоторщик PDF файлов;
−
WinRAR;
−
Пакет офисных программ;
−
Adobe Photoshop или другой растровый графический редактор;
−
Любой браузер для интернет серфинга.

2.6 ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
В центре воспитательного процесса МБУ ДО Станция юных техников
находится личностное развитие обучающихся, формирование духовнонравственных ценностей, способности к осуществлению ответственного выбора
собственной индивидуальной образовательной траектории, способности к
успешной социализации в обществе.
Профессионализм педагога способствует обеспечению позитивной
динамики развития личности ребенка. Сотрудничество, партнерские отношения
педагога и обучающегося, сочетание усилий педагога по развитию личности
ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию - являются важным
фактором успеха в достижении поставленной цели.
Цель воспитательной работы в рамках реализации программы
«Компьютерная грамотность» формирование общей культуры как
составляющей личности ребёнка через воспитание в творческом коллективе,
приобщение к техническому творчеству, развитие творческого созидательного
мировоззрения.
Задачи:
✓ воспитание патриотизма, гражданского сознания;
✓ развитие лидерских качеств через самоуправление и организацию
коллективно-творческой деятельности;
✓ построение системы взаимодействия с семьёй и местным социумом,
реализация творческого потенциала обучающихся.
Приоритеты воспитательной деятельности:
✓ создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной,
ориентированной на труд личности;
✓ формирование внутренней позиции личности по отношению к
окружающей социальной действительности;
Особенности организуемого воспитательного процесса
План воспитательной работы составлен в соответствии со Стратегией
развития воспитания в РФ на период до 2025 года.
Настоящий План имеет следующую структуру:
Основные направления воспитательной работы:
•
гражданское воспитание;
•
развитие
социальных
институтов
воспитания
(семья,
консультирование родителей и т.д.);
•
духовно-нравственное
воспитание;
приобщение
детей
к
культурному наследию; популяризация научных знаний. Приоритеты
воспитательной деятельности:
1. создание условий для воспитания здоровой, духовной, самостоятельной
личности, обогащенной научными знаниями, готовой к сознательной творческой
деятельности, нравственному поведению;
2. формирование внутренней позиции личности по отношению к
окружающей социальной действительности.

Особенности организуемого воспитательного процесса.
Содержание воспитательной работы в учреждении планируется по
направлениям в соответствии с ФГОС, Стратегией развития воспитания в РФ на
период до 2025г.:
1. Духовно-нравственное воспитание.
2. Социальное воспитание.
3. Спортивно-оздоровительное воспитание
4. Общеинтеллектуальное воспитание.
5. Общекультурное воспитание.
Виды, формы и содержание деятельности: комбинированное занятие;
беседа; игра; викторина, творческая встреча, соревнование, экскурсия и др.
Воспитательное значение игры, ее влияние на развитие ребенка трудно
переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом
руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может
сделать трудолюбивым, незнайку - знающим, неумелого - умельцем. Игра
помогает сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей
замкнутых и застенчивых. В играх воспитывается сознательная дисциплина,
дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению
контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки
других.
Основными формами работы с детьми в объединениях являются
фронтальная, групповая, индивидуальная.
Планируемые результаты.
•
будет сформирована общественная активность личности,
сформирована гражданская позиция;
•
будет выстроена система взаимодействия с семьёй и местным
социумом; сформирована потребность в реализация творческого потенциала
обучающихся.
Календарный план воспитательной работы
Мероприятия

Сроки
Цель
проведения
Духовно-нравственное воспитание
День Конституции РФ
декабрь
• формирование
у
обучающихся
понимания
значения Конституции и
государственных
символов
Российской Федерации
• воспитание
чувства
уважения,
гордости,
патриотизма
• расширение кругозора и
повышение общей культуры

учащихся
Социальное воспитание
Беседа «Мои цели в жизни»

Февраль
март

- Формирование у детей ценного
отношения к своему здоровью и
здоровому
образу
жизни,
профилактика
алкоголизма
и
наркомании.
Социально-нравственное
оздоровление молодежной среды.

Спортивно-оздоровительное
Групповые
выходы
на Сентябрь - Создание
атмосферы
оздоровительные и спортивно- октябрь
доброжелательности, дружеского
массовые мероприятия.
состязания
и
коллективного
общения
Общеинтеллектуальное
мероприятие
по
март
воспитывать самостоятельность,
информатике "И в шутку, и
целеустремленность,
умение
всерьез"
работать
в
команде,
ответственность в достижении
цели.
Общекультурное
Совместные
выходы АпрельРазвивать интерес детей к истокам
учебной группы в музей.
май
русской национальной культуры
План-график воспитательной работы в объединении
«Компьютерная грамотность»
дата
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь

тема
Игра-приветствие
Беседа: «Техника безопасности при работе в
Компьютерном классе»
Беседа: «Как вести себя на занятиях в объединении»
Беседа: «Бережное отношение к имуществу СЮТ»
Беседа: «Правила перехода улиц и дорог»
Беседа: «Поддержание чистоты и порядка в объединении»
Беседа: «Главные правила вежливости в общении»
Инсценировка детей на тему: «Самый вежливый у нас…».
Беседа: «Подарок–символ уважения».
«Золотые руки»-почему так говорят.
Беседа: «Чаще улыбайся, если хочешь нравиться
людям».
Беседа: «Что такое справедливость».

февраль

март
апрель
май

Беседа-викторина «История Олимпийских игр»
Беседа: «История авиации, флота ,бронетанковой
техники».
Беседа: «Закаляйся, если, хочешь быть здоров».
Беседа: «Масленица–древний славянский праздник»
Беседа: «Урок вежливости»
Игровая минутка «1апреля - день смеха»
Беседа-викторина «Шагает эра программирования вперед»
Беседа: «Патриотизм и любовь к Родине».
Беседа-размышление: «Мой лучший друг».
Беседа: «Не пробовать, не начинать» (о вреде алкоголя
и пагубных привычек).

3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты и документы
1.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273-ФЗ
2.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 №1008
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
3.
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 18
июня 2003 №28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению
образовательных программ дополнительного образования детей»,
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 4.07.2014 г. «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей».
5.
Стратегия инновационного развития Российской Федерации на
период до 2020 года. Распоряжение правительства Российской Федерации от
08.12.2011 № 2227-р.
6.
Концепция развития дополнительного образования детей.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 года №
729-р.
7.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая
2015 года № 996-р.
Литература для педагога
▪ Вулф М. М., Разумовский Н. Т., и др., «Защита компьютераот вирусов»,
Наука и тех-ника, Санкт-Петербург 2019г.
▪ Леонтьев В., «Новейшая энциклопедия интернет», ЗАО «ОЛМА Медиа
Групп», издание 2018г.
▪ Леонтьев В., «Новейшая самоучитель работы накомпьютере», ЗАО «ОЛМА
Медиа Групп», издание 2018 г.
Литература для обучающихся
1.Информатика в играх и задачах, 4 класс. Методические рекомендации
для учителя по курсу информатики с и по курсу математики с элементами
информатики. Москва, Баласс, 2017 год.
1.
Обработка текстовой информации. О.Б. Богомолова, А.В. Васильев.
Москва, Бином. Лаборатория знаний, 2009год.
2.
Информатика, 3 класс. Методические рекомендации для учителя. А.
В. Горячев, К. И. Горина, Н. И. Суворова. Москва, Баласс, 2010 год.

3.
Десятипальцевый метод набора вслепую на компьютере.
Практическое пособие. Москва, Центрполиграф, 2012 год.
4.
MicrosoftOffice 2000. Учебный курс. С. В. Глушаков, А. С.
Сурядный. Фолио-Аст, 2001 год.
5.
Информатика и ИКТ. Начальный уровень. Под редакцией
профессора Н. В. Макаровой. Питер, 2014 год.
Литература для родителей
1.
Информатика и информационные технологии / ред. Ю.Д. Романова.
- М.: Эксмо, 2011. - 544 c.
2.
Информатика: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 768 c.
3.
Информатика: Энциклопедический словарь для начинающих / ред.
Д.А. Поспелов. - М.: Педагогика-Пресс, 2013. - 352 c.
4.
Каймин, В.А. Информатика: практикум на ЭВМ / В.А. Каймин, Б.С.
Касаев. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 216 c.
5.
Карцова, В.Г. Из истории Калининской области / В.Г. Карцова. - М.:
Московский рабочий, 2018. - 168 c.
6.
Кушниренко, А.Г. Основы информатики и вычислительной техники
/ А.Г. Кушниренко, Г.В. Лебедев, Р.А. Сворень. - Л.: Просвещение; Издание 3-е,
2019. - 224 c.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».