Мир через объектив

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АБИНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АБИНСКИЙ РАЙОН
Принята на заседании
педагогического совета
от 25 марта 2024 г.
протокол № 3

Утверждаю
Директор МБУ ДО СЮТ
________________ Н.А. Саянова
приказ от 11.04.2024 г. № 124

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«МИР ЧЕРЕЗ ОБЪЕКТИВ»
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: 1 год, 72 часа.
Возрастная категория: 8-18 лет
Состав группы: от 8 человек
Форма обучения очная
Вид программы: модифицированная
Программа реализуется: на бюджетной основе
ID-номер Программы в Навигаторе: 46565
Автор-составитель
Филатова М.И.
педагог дополнительного
образования
пгт Ахтырский, 2024 г.

РАЗДЕЛ 1
«КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ:
ОБЪЕМ, СОДЕРЖАНИЕ, ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ»
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Выжигание» разработана и реализуется с учетом законодательных нормативноправовых документов:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации" (с изменениями на 24.06.2023 года).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями на
31.07.2020 года);
3. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации
на период до 2024 года»;
4. Указ президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О
национальных целях развития России до 2030 года».
5. Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г.
№ 16).
6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от
29.05.2015 г. № 996-р.
7. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.2022г. № 678-р.
8. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - Приложение: к
протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту
«Образование» от 07.12.2018 г. № 3.
9. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.12.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи.
10. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
11. Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 г. №467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем развития
дополнительного образования детей».
12. Приказ министерства труда и защиты Российской Федерации от
05.05.2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог

дополнительного образования детей и взрослых».
13. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ «включая разноуровневые
программы)»
14. Письмо Министерства образования и науки РФ от 29.03.2016 г. № ВК641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей».
15. Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от
20.02.2019 г. № ТС – 551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ
и инвалидностью»
16. Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от
31.01.2022 №ДГ 245/06 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с
«Методическими
рекомендациями
по
реализации
дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий»).
17. Устав МБУ ДО СЮТ.
Модифицированная программа объединения разработана на основе
типовых и авторских программ фотостудий и фотокружков (например, Г.Н.
Лукьяновой). «Программы для объединений детского технического творчества»
автора А. Е. Сахурский, 2007 г.
Программа дополнительного образования «Мир через объектив» является
общеобразовательной
общеразвивающей
программой
технической
направленности.
Образовательная программа «Мир через объектив» реализует
дополнительное образование детей, связанное с визуальными технологиями.
Искусство фотографии, зародившееся более полутора веков назад, в наши
дни получило новый толчок в развитии благодаря цифровым технологиям. С
появлением относительно недорогих цифровых фотоаппаратов, быстрых
компьютеров и доступных программ для редактирования изображений каждый
может создавать прекрасные фотографии, посылать их по электронной почте,
создавать великолепные отпечатки, и делать многое другое, недоступное ранее
даже профессиональным фотографам.
Фотография, как аналоговая, так и цифровая развивает у детей технические
и творческие способности, фантазию. Что способствует развитию творческого
восприятия окружающего мира, развитию умения использовать фотоаппарат и
компьютер как инструмент творчества. Повышение образовательного уровня в
области фотографии открывает широкие возможности для выявления таланта
фото-художника в юном человеке. Проводимые на различных уровнях
фотоконкурсы, фото фестивали вызывают большой интерес детей и взрослых.
Занятие фотографией помогает обучающимся, овладеть цифровыми

технологиями, приобрести уверенность в своей способности к творческой
деятельности.
Данная программа позволяет многим обучающимся найти своё место в
жизни, развить в себе способности творческого самовыражения или просто
заняться интересным и полезным делом. В настоящее время фотография
является широко доступной, как никакой другой вид визуального искусства, и в
то же время, именно фотография имеет средства и возможности научить
изобразительному мышлению.
Актуальность предлагаемой образовательной программы базируется на
современных требованиях модернизации системы образования через
применение компьютерной и электронной техники в визуальных технологиях.
Программа направлена на социально-экономическое развитие муниципального
образования и региона в целом.
Новизна программы
Новизна данной программы заключается в том, что она предназначена для
обучения с нулевого уровня школьников младшего, среднего и старшего
возраста нескольким видам деятельности: цифровым технологиям получения и
обработки изображения наряду с изучением традиционных процессов в
фотографии. Смена видов деятельности (работа в помещении, съемки на улице,
посещение выставок, участие в конкурсах) способствует развитию
коммуникабельности, оптимизма.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что занятия
по общеобразовательной программе «Мир через объектив» способствуют
развитию
коммуникабельности,
целеустремленности,
собранности,
усидчивости, что в свою очередь влияет на интеллектуальное и речевое развитие
ребёнка. Ребенок тренируется в решении проблемных ситуаций, идет
становление его характера. Особенно это заметно на застенчивых детях. Занятие
фотографией помогает им обрести уверенность, почувствовать свою ценность,
найти свое место.
Данный курс способствует развитию познавательных интересов
обучающихся; творческого мышления; повышению интереса к фотографии,
имеет практическую направленность, так как получение обучающимися знаний
в области информационных технологий и практических навыков работы с
графической
информацией
является
составным
элементом
общей
информационной культуры современного человека, служит основой для
дальнейшего роста профессионального мастерства.
Отличительные особенности программы.
Специфика кружка позволяет развивать такие черты характера, как
усидчивость, собранность, целеустремленность, коммуникабельность. Ребенок
тренируется в решении проблемных ситуаций, идет становление его характера.
Особенно это заметно на застенчивых детях. Занятие фотографией помогает им
обрести уверенность, почувствовать свою ценность, найти свое место.
Программа реализуется в очной форме, при необходимости возможна
реализация в электронном формате с применением дистанционных технологий.
Адресат программы – освоение программы рассчитано для младшего,

среднего, школьного возраста 8–18 лет. В объединение принимаются все
желающие без специального отбора. Общее количество в группе от 8
человек.
Объем программы – программа рассчитана на 1 год обучения.
Режим занятий.
Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительность 2 часа, либо 2 раза
в неделю продолжительностью 1 час, общее количество часов – 72.
Уровень сложности программы – стартовый, ознакомительный.
Формы и методы обучения
Форма обучения - очная.
Методы обучения словесный, наглядный, практический; объяснительноиллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский,
проблемный; игровой, дискуссионный, проектно - конструкторский и др.
Методы воспитания - убеждение, поощрение, упражнение,
стимулирование, мотивация и др.
Тип занятия - комбинированный, теоретический, практический,
диагностический, а так же возможны и иные формы, способствующие
повышению эффективности обучения при освоении программы в различных
условиях
Особенности организации образовательного процесса
В программе предусмотрено участие детей с особыми образовательными
потребностями: детей-инвалидов и детей с особыми образовательными
потребностями: детей- инвалидов и детей с ограниченными возможностями
здоровья; талантливых (одаренных, мотивированных) детей; детей, находящихся
в трудной жизненной ситуации.
В программе предусмотрена возможность занятий по индивидуальной
образовательной траектории (по индивидуальному учебному плану).
1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: на основе интереса подростков к фотографии развивать
духовный мир воспитанников, формировать у них потребность в
самосовершенствовании и создавать условия для реализации их творческих
возможностей, познакомить обучающихся с историей фотографии, как
самостоятельного визуального искусства, так и в контексте мировой
художественной культуры, дать представление о различных технических
возможностях обработки фотографического кадра.
Задачи:
Предметные:
• формировать положительное отношение к профессиям, которые связаны с
фотографией;
• дать представление об истории фотографии;
• научить пользоваться фотоаппаратом;
• дать представление о выразительных средствах и режимах фотосъемки;

• подготовить обучающихся к выставкам и конкурсам.
Метапредметные:
• развивать познавательные интересы;
• развивать интеллектуальные и творческие способности;
• развивать глазомер;
• развивать координацию движений;
• развивать усидчивость;
• развивать умение самореализовываться;
• развивать чувство долга, и выполнения возложенных обязательств.
Личностные:
• формировать знания о правовых и этических нормах работы с
информацией;
• воспитывать стремление к самоутверждению через освоение цифровой
техники;
• воспитывать личную ответственность за результаты своей работы;
• воспитывать потребность и умение работать в коллективе при решении
сложных задач;
• воспитывать скромность, заботу о пользователе продуктов своего труда.
• укрепление дружбы между обучающимися.
Программа объединения «Мир через объектив» имеет техническую
направленность, которая является стратегически важным направлением в
развитии и воспитании подрастающего поколения. Являясь наиболее доступным
для детей школьного возраста, работа с фотоаппаратом, камерой и компьютером
обладает
необходимой
эмоциональностью,
привлекательностью,
эффективностью. Данная программа ориентирована на развитие интереса детей
к техническим и художественным технологиям, научно-исследовательской
деятельности.
1.3 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Занятия в объединении в значительной степени способствуют развитию
индивидуальных способностей воспитанников, вызывают у них стремление
овладевать знаниями и умениями сверх обязательных программ.
Образовательные
Обучающиеся должны знать:
•
представление о возникновении, истории и развитии фотографии, о роли и
месте фотографии в современной жизни
•
какие режимы фотосъемки существуют, какой они дают эффект
•
что такое светочувствительность, выдержка, диафрагма, баланс белого
•
как правильно работать с естественным и искусственным светом
•
как правильно выстроить композицию. Получить основные навыки
оценивания фотоснимка.
В результате обучения в объединение «Мир через объектив» обучающиеся
должны знать:

- технику фотографирования;
- основные композиционные правила построения снимка;
- владеть основными знаниями и навыков работы в самых распространенных
приложениях для смартфонов.
Метапредметные
Обучающиеся должны уметь:
- фотографировать цифровой камерой без грубых композиционных ошибок;
- пользоваться основными настройками ЦФК;
- обрабатывать фотографии в графическом редакторе GIMP
- создавать коллажи в графическом редакторе GIMP
- подготовить цифровые фотографии к размещению на Web-страницах.
- грамотно оформить фотографии для выставок.
- сформировано умение сравнивать, анализировать, сопоставлять, делать
выводы;
- умеют применять полученные умения и навыки в практической деятельности и
повседневной жизни для: сбора интересных материалов, фотосюжетов;
подготовки и создания, собственных мультимедийных проектов в различных
типах фотоискусства;
Личностные:
В результате освоения программы у обучающихся:
- сформированная картина мира;
- сформирован широкий художественный кругозор и эстетическое отношение к
окружающей действительности.
1.4 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебно-тематический план
№ Тема
п/п
1

2
3
4

5
6

Количество часов

Форма
аттестации
всего теория практика (контроля)
Вводное занятие. История 1
1
0
Анкетирование,
фотографии.
Мастера
тестирование.
прошлого и современности.
Презентация
Устройство
фотокамеры. 1
1
0
Устный опрос
Виды фотоаппаратов.
Выдержка,
диафрагма, 2
1
1
Групповая
светочувствительность
оценка работ
Использование цвета и света в 2
1
1
Устный опрос
фотографии для отражения
эмоциональногосостояния.
Создание
коллажей
из 2
0,5
1,5
Выставка
фотографий
Освещение. Свет и его 6
2
4
Устный опрос
выразительные возможности.

Виды освещения.
7 Понятие
композиции.
Перспектива,
ракурс,
смысловой центр. Правила
компоновки.
8 Фото жанры. Пейзаж, портрет,
натюрморт,
репортажная
съёмка. Разбор жанров и его
особенностей.
9 Работа с моделью. Как
наладить контакт, позы и
выигрышные ракурсы съёмки.
10 Подготовка фотографий к
выставкам.
Составление
портфолио.
Размещение
фотографий в интернете.
11 Экспозиция и экспокоррекция.
12 Фотографируем на открытых и
закрытых диафрагмах, на
длинных
и
коротких
выдержках.
13 Резкость. Глубина резкости.
Естественное
освещение.
Студийное освещение.
14 Основы
компьютерной
графики.
15 Жанр
“Репортаж”.
Практическое занятие по теме
репортаж.
16 Искусство портретной съемки.
Секреты
выразительности
фотопортрета. Практическое
занятие по теме портрет.
17 Требования и особенности
пейзажнойсъемки.
18 Создание
образа
для
фотосессии.
19 Создание
фотозоны
для
фотосессий.
20 Подготовка фотографий к
выставкам.
Составление
портфолио.
Размещение
фотографий в интернете.
Итого

8

2

6

Проект

8

2

6

Устный опрос

2

0

2

Педагогическое
наблюдение

2

0,5

1,5

Выставка

2
2

1
1

1
1

Тестирование
Тестирование

6

2

4

2

1

1

Устный опрос.
Педагогическое
наблюдение
Проект

4

1

3

Выставка

8

2

6

Проект

8

2

6

Проект

2

0

2

Устный опрос

2

0

2

Проект

2

1

1

Выставка

72

22

50

1.5

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
Содержание программы

1. Вводное занятие. Теория: цели и задачи детского объединения
«Мир через объектив», знакомство с программой, инструкция по технике
безопасности,
презентация
выставочных
фотографий,
выполненных
обучающимися объединения. История фотографии. Мастера прошлого и
современности. Теория: камера Абскура, первые фотографии Джозефа Ньепса,
первые фотостудии, развитие фотографии, известные мировые фотографы,
знаменитые фотографы г. Краснодар. (теория 1ч.)
2. Устройство фотокамеры. Виды фотоаппаратов (теория 1ч.,
практика 1ч.). Теория: плёночные и цифровые фотоаппараты, корпус,
объективы, вспышки встроенные и выносные, виды объективов, фулфрэйм и
кроп матрицы, карты памяти, Практика: работа со встроенной и выносной
вспышкой, работа с зум и фикс объективами.
3. Выдержки, диафрагма, светочувствительность (теория 1ч.,
практика 1ч.). Теория: режимы съёмки, три кита экспозиции, понятие
выдержка, подбор выдержки для различных видов съемок, понятие диафрагмы,
влияние диафрагмы на глубину резкости, боке, понятие светочувствительности,
цифровой шум. Практика: съёмка в ручном режиме, приоритете, диафрагмы,
приоритете выдержки, съёмка на пленэре и в студии, работа с естественным и
дополнительным светом.
4. Использование цвета и света в фотографии для отражения
эмоционального состояния (теория 1ч., практика 1ч.). Теория: теплые и
холодные цвета, цветовой круг, цветотерапия, фотографии в светлом ключе,
фотографии в тёмном ключе. Практика: фотографируем портреты друзей и
родных на пленэре и в студии. Подбираем свет и образы для различных моделей
и поставленных проектом задач.
5. Создание коллажей из фотографий (теория 0,5 ч., практика 1,5
ч.). Теория: правило третей и золотого сечения в композиции, цветовая
гармония, цветовой контраст, понятие «коллаж», виды коллажей, техника
выполнения, правило подбора фотографий для коллажей. Практика: проекты по
созданию коллажей на темы: «Моя семья», «Как я провёл
лето»,«Школьные годы чудесные», «Времена года», «Природа Краснодарского
края».
6. Освещение. Свет и его выразительные возможности. Виды
освещения (теория 2 ч., практика 4 ч.). Теория: естественный и
дополнительный свет, виды дополнительного света, софтбоксы и лайтдиски
инструкция по применению, световые схемы с одним, двумя и тремя
источниками света. Верхний, нижний, боковой и контровой свет. Практика:
фотографируем портреты на пленэре с использованием лайтдиска, снимаем в
«Золотой час», снимаем в студии с выносной вспышкой, на открытых
диафрагмах и дополнительными источниками света, снимем пейзажи и
репортаж, фотографируем портреты с верхним, нижним, боковым и контровым
светом.

7. Понятие композиции. Перспектива, ракурс, смысловой центр
композиции. Правила компоновки (теория 2 ч., практика 6 ч.). Теория:
линейная, воздушная, тональная, обратная тональная, искусственная
перспектива, нижний, верхний, лёгкий ракурс, смысловой центр . Правила
композиции: правило третей, симметрия, расфокус, рамка, линии, диагонали и
треугольники, патеры и текстуры, правило нечётных объектов, заполнение
кадра, свободное пространство в кадре, простота и минимализм, «Изоляция»
объекта съёмки. Практика: проекты «Времена года», «Женский образ»,
«Макросъёмка», «Городской пейзаж», «Остановись мгновенье ( репортаж)»,
«Мир животных через объектив», «Экология».
8. Фото жанры. Пейзаж, портрет, натюрморт, репортажная съёмка.
Разбор жанров и их особенностей (теория 2 ч., практика 6 ч). Теория: понятие
жанр, виды жанров, лучшие фотографы, работающие в жанрах пейзаж,
натюрморт, портрет, репортаж. Коммерческие жанры съёмки иих особенности.
Практика: осенний натюрморт в студии, осенний пейзаж, портреты друзей,
зимний пейзаж, новогодний натюрморт, портретные и групповые съёмки в
новогодней фотозоне, весенний пейзаж, репортажная съёмка в парке и на улицах
города, макросъёмка.
9. Работа с моделью. Как наладить контакт, позы и выигрышные
ракурсы съёмки (практика 2 ч.). Практика: психология работы с моделью,
влияние ракурса на результат съёмки, подбор одежды для фотосессии и создание
образа для жанрового портрета. Особенности работы с детьми. Уроки
позирования.
10. Подготовка фотографий к выставкам. Составление портфолио.
Размещение фотографий в интернете (теория 1 ч., практика 1 ч.). Теория:
грамотное составление портфолио, подбор работ для серии, Оформление работ
в паспарту: ширина паспарту, цвет и фактура), Как грамотно сжать фотографии
для соцсетей без потери качества. JPG, RAW и PNG форматы. Практика:
оформление работ к выставкам: 8 марта, НГ, итоговая выставка.
11. Экспозиция и экспокоррекция (теория 1ч., практика 1ч.).
Теория: поправка экспозиции на одну ступень, ручная подборка выдержки,
диафрагмы и светочувствительности. Динамический диапазон камеры.
Практика: съёмка в ручном режиме в студии, приоритете выдержки (репортаж и
фонтаны), приоритете диафрагмы.
12. Фотографируем на открытых и закрытых диафрагмах, длинных
и коротких выдержках (теория 1 ч., практика 1 ч.). Теория: как сделать
размытый фон и красивое боке, точка фокусировки, рисование светом на
длинных выдержках, выдержки для спортивной съёмки. Практика: съёмка
фонтана на длинных и коротких выдержках, рисование светом (новогодние
проекты), съёмка на длинных выдержках статичного объекта и проезжающих на
заднем фоне машин. Съёмка спортивных соревнований и танцевальных
конкурсов на коротких выдержках.
13. Резкость. Глубина резкости.(теория 2ч.). Теория: создание
воздушной перспективы на открытых диафрагмах. Выбор точки фокусировки.
Естественное освещение. Студийное освещение (практика 4 ч.). Теория:

сложные схемы светового освещения, освещение для предметной съёмки,
особенности съёмки стекла. Практика: детская съёмка с естественным светом и
студийным светом, проект «Мир вокруг нас» (пленэр), новогодние студийные
фотосессии.
14. Основы компьютерной графики (теория 1ч., практика 1 ч.).
Теория: знакомство с программой GIMP, инструменты, заливки, фильтры для
фотографий, работа с текстом, Практика: обработка фотографий фильтрами,
кадрирование, цвето и свето коррекция. Создание коллажей.
15. Жанр «Репортаж» (теория 1ч., практика 3 ч.). Теория: основные
условия для хорошего репортажного кадра, лучшие фотографы в жанре
репортаж. Геннадий Бодров. Практика: репортажная съёмка в парках. Проект
«Жизнь центра Абинска».
16. Искусство портретной съёмки. Секреты выразительности
фотопортрета. Практическое занятие по теме «Портрет» (теория 2ч.,
практика6 ч.). Теория: история портрета в фотографии, известные фотографы
портретисты, фэшэн съёмка и её особенности, Социальная и психологическая
составляющие портрета, Профессиональный, репортажный и рекламный
портреты.
17. Требования и особенности пейзажной съёмки (теория 2 ч.,
практика 6 ч.). Теория: мастера пейзажной фотографии, выбор времени суток
для съёмки пейзажа, правило третей в съёмке пейзажа, кадрирование, обработка
в графических редакторах. Практика: съёмка городского пейзажа, выездные
пленэры.
18. Создание образа для фотосессий (практика 2 ч.). Практика:
съёмки жанровых портретов пожилого человека, ребёнка, фэшэн съёмка. Съёмка
в новогодней фотозоне. Делаем макияж для фотосессий.
19. Создание фотозоны для фотосессий (практика 2 ч.). Практика:
разработать эскиз фотозоны с учетом правила композиции и
дизайна, организовать рабочие место, подобрать материалы для изготовления
отдельных элементов фотозоны, изготовить отдельные элементы будущей
фотозоны, сформировать композицию из элементов фотозоны, оформление
фотостены, создание декораций, оценить качество своей работы сделав
фотографии.
20. Подготовка фотографий к выставкам. Составление портфолио.
Размещение фотографий в интернете (теория 1 ч., практика 1 ч.). Теория:
авторские права на фотографии, съёмка в общественных местах. Фото - стоки.
Практика: презентации обучающихся о работе за год, выставки «Мирв котором
я живу», итоговая выставка.

РАЗДЕЛ 2
«КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ,
ВКЛЮЧАЮЩИХ ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ»
2.1 КАЛЕНДАРНЫЙ - УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№ Дата
п/п план
1

2
3
4

5
6

7

8

9

10

11

Тема

Количество часов

факт
всего теория практика
Вводное занятие. История 1
1
0
фотографии.
Мастера
прошлого и современности.
Устройство
фотокамеры. 1
1
0
Виды фотоаппаратов.
Выдержка,
диафрагма, 2
1
1
светочувствительность
Использование цвета и 2
1
1
света в фотографии для
отражения эмоционального
состояния.
Создание
коллажей из 2
0,5
1,5
фотографий
Освещение. Свет и его 6
2
4
выразительные
возможности.
Виды
освещения.
Понятие
композиции. 8
2
6
Перспектива,
ракурс,
смысловой центр. Правила
компоновки.
Фото
жанры.
Пейзаж, 8
2
6
портрет,
натюрморт,
репортажная съёмка. Разбор
жанров и его особенностей.
Работа с моделью. Как 2
0
2
наладить контакт, позы и
выигрышные
ракурсы
съёмки.
Подготовка фотографий к 2
0,5
1,5
выставкам.
Составление
портфолио.
Размещение
фотографий в интернете.
Экспозиция
и 2
1
1
экспокоррекция.

12

13

14
15

16

17
18
19
20

Фотографируем
на
открытых
и
закрытых
диафрагмах, на длинных и
короткихвыдержках.
Резкость. Глубина резкости.
Естественное освещение.
Студийное освещение.
Основы
компьютерной
графики.
Жанр
“Репортаж”.
Практическое занятие по
теме репортаж.
Искусство
портретной
съемки.
Секреты
выразительности
фотопортрета.
Практическое занятие по
теме портрет.
Требования и особенности
пейзажнойсъемки.
Создание
образа
для
фотосессии.
Создание фотозоны для
фотосессий.
Подготовка фотографий к
выставкам.
Составление
портфолио.
Размещение
фотографий в интернете.
Итого

2

1

1

6

2

4

2

1

1

4

1

3

8

2

6

8

2

6

2

0

2

2

0

2

2

1

1

72

22

50

2.2 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ
Чтобы определить уровень знаний, умений и навыков, полученных по
программе в целом и отдельно по каждому образовательному разделу,
необходимо систематически, объективно и наглядно проводить диагностику
образовательного процесса.
Применяемые техники диагностики:
•
Диагностические карты.
•
Обсуждение и анализ творческих работ
•
Педагогические наблюдения
Для подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы проводятся опросы, конкурсы, выставки, презентация творческих
работ, коллективный анализ работ, оценка результатов труда
Формы отслеживания образовательных результатов:

беседа, педагогическое наблюдение, конкурсы, открытые и итоговые занятия,
тестирование, выполнение творческих заданий.
Формы фиксации образовательных результатов: грамоты, дипломы,
конкурсы, пополнение портфолио, отзывы родителей и педагогов.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
открытые занятия, итоговые отчеты, конкурсы, творческие мастерские,
выставки, аналитическая справка, диагностическая карта, портфолио.
2.3 ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Во время образовательного процесса используются следующие методы
отслеживания результативности и качества освоения программы:
1. Педагогическое наблюдение (с какими знаниями ребенок пришел на
занятия и как эти знания развиваются и совершенствуются в течение
образовательного процесса).
2. Педагогический анализ проводится по степени активности и
результатам участия детей в выставках разного уровня, в тематических
мероприятиях.
3. Педагогический мониторинг. Для успешной реализации программы
предлагается непрерывное и систематическое отслеживание результатов
деятельности ребенка. Цель мониторинга – изучить процесс достижения детьми
планируемых результатов освоения данной программы на основе выявления
динамики формирования у воспитанников интегративных качеств, а также
определенных умений и навыков.
Разрабатывая диагностический материал следует учесть, что в процессе
прохождения программы педагог проводит входящий, текущий, промежуточный
контроль. Итоговый контроль проводится в конце каждого года обучения.
Педагогический мониторинг
Педагогический
мониторинг
позволяет
системно
отслеживать
результативность образовательного процесса и включает в себя: текущий
контроль и про-межуточную аттестацию (проводится в конце учебного модуля).
Текущий контроль осуществляется регулярно в течение учебного года
руководителем детского объединения. Начинается текущий контроль с входной
диагностики. Формы входной диагностики: устный опрос и тестирование.
Промежуточная аттестации проводится в конце каждого модуля
обучения по данной образовательной программе. Форма промежуточной
аттестации– тестирование
Основными оценочными материалами по программе являются итоги
выставок конкурсов, проводимых в течение изучения данной программы.
Способы контроля:
– наблюдение;
– беседа;
– устный опрос;
– комбинированный опрос;

– проверка самостоятельной работы;
– игры;
– защита проектов.
Система оценивания – безотметочная. Используется словесная оценка
достижений обучающихся. Формой отслеживания и фиксации образовательных
результатов является диагностическая карта обучающегося (приложение 2).
2.4 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Методы
обучения:
словесный,
наглядный,
объяснительноиллюстративный, исследовательский, проблемный, игровой, дискуссионный.
Формы организации образовательного процесса: групповая,
индивидуальная.
Формы организации учебного занятия: беседа, открытое занятие,
экскурсия, презентация.
Педагогические технологии: технология группового обучения,
технология коллективного взаимообучения, технология игровой деятельности,
информационно-коммуникационные технологии.
Дидактический материал:
- таблицы;
- схемы;
- шаблоны;
- фотографии;
- методическая литература;
- раздаточный материал;
- методические разработки.
Алгоритм учебного занятия:
I этап - организационный.
Задача: подготовить детей к работе на занятии.
Содержание
этапа:
организация
начала
занятия,
создание
психологического настроя на учебную деятельность и активизацию внимания.
II этап – подготовительный (подготовка обучающихся к восприятию
материала нового содержания).
Задача: мотивация и принятие детьми цели учебно-познавательной
деятельности.
Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация
учебной деятельности детей.
III этап - основной. В качестве основного этапа может
выступать:
1.
Усвоение новых знаний и способов действий.
Задача: восприятие и осмысления нового материала.
Содержание: целесообразно при усвоении новых знаний использовать
задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность
детей.
2.
Первичная проверка понимания.

Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового
учебного материала, выявление неравных представлений, их коррекция.
Содержание: применяют пробные практические задания, которые
сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием.
3.
Закрепление знаний и умений.
Задача: закрепить полученные на занятии знания и умения по
пройденному материалу.
Содержание: применяются практические задания, выполняемые
детьми самостоятельно.
4.
Обобщение и систематизация знаний.
Задача: формирование целостной структуры знаний по теме.
Содержание: наиболее распространенными способами работы
являются беседа и практические занятия.
IV этап - контрольный.
Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция.
Содержание: используются тестовые задания, виды устного опроса,
вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного,
творческого).
2.5 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для успешной реализации программы необходимо:
1.
Кадровое обеспечение:
Руководитель объединения – педагог дополнительного образования,
обладающий профессиональными знаниями в области фото- искусства и
имеющий навыки организации деятельности детей.
2. Информационное обеспечение:
- сценарии, презентации, необходимые для проведения различных
тематических мероприятий.
- информационные интернет-ресурсы.
3. Материально-техническое обеспечение:
- Кабинет для занятий
- Мебель (столы, стулья, шкафы, полки)
- Удлинители
- Мультимедийные средства (компьютер, проектор, экран)
- Фотоаппарат
- Штатив
- Зеленый фон
- Оборудование для освещения.
4. Методическое обеспечение:
- разработки и конспекты занятий
- оценочные материалы (приложение 1)
- тестовые методы
- памятки и инструкции для обучающихся
- банк интерактивных игр и упражнений

-

раздаточный материал (рекомендации, схемы изделий)
специальная литература.
2.6 ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

Сегодня под воспитанием в образовательной организации понимается
создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного
становления и подготовки к жизненному самоопределению.
Общие задачи и принципы воспитания представлены в Федеральном
законе от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся», где воспитательная деятельность рассматривается как
компонента педагогического процесса в каждом общеобразовательном
учреждении и охватывает все составляющие образовательной системы, что
направленно на реализацию государственного, общественного и индивидуальноличностного заказа на качественное и доступное образование в современных
условиях.
Цели воспитательной деятельности: формирование и развитие
учащихся системы нравственных, морально-волевых и мировоззренческих
установок, способствующей их личностному, гармоничному развитию и
социализации в соответствии с принятыми социокультурными правилами и
нормами как основы их воспитанности.
Задачи воспитательной деятельности:
– развитие морально-нравственных качеств обучающихся: честности,
доброты, совести, ответственности, чувства долга;
– развитие волевых качеств обучающихся: самостоятельности,
дисциплинированности,
инициативности,
принципиальности,
самоотверженности, организованности;
– воспитание стремления к самообразованию, саморазвитию,
самовоспитанию;
– приобщение детей к экологической и социальной культуре,
здоровому образу жизни. Рациональному и гуманному мировоззрению;
– формирование нравственного отношения в духе демократии к
человеку, труду и природе;
– воспитание обучающихся в духе демократии, личностного достоинства,
уважения прав человека, гражданственности и патриотизма.
Приоритетные направления в организации воспитательной работы:
гражданско-патриотическое,
духовно-нравственное,
художественноэстетическое, спортивно-оздоровительное, трудовое и профориентационное,
здоровьесберегающее, социокультурное, экологическое, воспитание семейных
ценностей и т.д.
Педагог разрабатывает план мероприятий по реализации программы.

План воспитательной работы
Организационная работа
1.
Принять участие в выставках по школам для вовлечения детей в
объединение. Провести ознакомительные беседы с обучающимися.
2.
К 10 сентября укомплектовать группу объединения.
3.
В группах провести:
Беседу о правилах поведения на занятиях.
Беседу по технике безопасности.
Воспитательная работа
1.
В соответствии с планом учебно-воспитательной работы МБУ ДО СЮТ
принимать участие в мероприятиях, проводимых в СЮТ.
2.
Провести тематические беседы: по программе
3.
Провести беседы на нравственную тему: «Главные правила вежливости в
общении», «Я, житель моего поселка», «Учимся ценить добрые отношения»,
«Организованность в труде».
4.
Провести викторины: «Литературная викторина по сказкам»,
«Дикие животные», «Зрительные вопросы», «О домашних животных».
5.
Проводить игры: «Поле чудес», «Вспомним разные слова»,
«Игры Деда Буквоеда», «Запутанный зоопарк», «Собери картинку»,
«Загадки-задачки», «Головоломки», «Разгадай кроссворд».
6.
Принимать участие в выставках технического творчества, организованных
в СЮТ.
7.
Принимать участие в районных и краевых выставках детского
технического творчества.
Связь со школой, семьей
1.
На родительском собрании в объединении провести выставку работ.
2.
Приглашать родителей обучающихся групп на мероприятия, проводимые
в СЮТ.
3.
Выполнить сувениры к праздникам и знаменательным датам.
План-график воспитательной работы
Дата
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь

Тема
Игра-приветствие
Беседа:«Техника безопасности при работе в кабинете»
Беседа:«Как вести себя на занятиях в объединении»
Беседа:«Бережное отношение к имуществу СЮТ»
Беседа:«Правила перехода улиц и дорог»
Беседа:«Поддержание чистоты и порядка в объединении»
Беседа:«Главные правила вежливости в общении»
Инсценировка детей на тему: «Самый вежливый у нас…».
Беседа: «Подарок – символ уважения».
«Золотые руки»-почему так говорят.
Беседа:«Чаще улыбайся, если хочешь нравиться людям».

февраль
март
апрель
май

Беседа: «Что такое справедливость».
Беседа-викторина «История Олимпийских игр»
Беседа:«История авиации, флота, бронетанковой техники».
Беседа: «Закаляйся, если, хочешь быть здоров».
Беседа: «Масленица–древний славянский праздник»
Беседа: «Урок вежливости»
Игровая минутка«1-апреля день смеха»
Беседа-викторина «Шагает эра космоса вперед»
Беседа: «Патриотизм и любовь к Родине».
Беседа-размышление: «Мой лучший друг».
Беседа: «Не пробовать, не начинать» (о вреде алкоголя и пагубных
привычек).

3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для педагога:
1. Воспитательный процесс: изучение эффективности: методические
рекомендации/под редакцией Е.Н. Степанова – М., 2011.
2. Жексенаев А.Г. Основы работы в растровом редакторе GIMP (ПО
для обработки и редактирования растровой графики):Учебное пособие. —
Москва: 2008. — 80 с.Грузинцева О. Стильные штучки из ткани- М.:
«АСТ - ПРЕСС».
3. Кутеева, О. Планирование воспитательной работы на основе
личностно-ориентированного обучения/О.Кутеева// Классный руководитель. –
2001. - №1.
4. Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного
образования. – Изд. доп. – М.: Школьная Пресса, 2008.
5. Маленкова, П.И. Теория и методика воспитания/П.И.Маленкова. М., 2012.
6. Работа в графическом редакторе GIMP Автор: Тимофеев С.М.
Издательство: Эксмо-Пресс Год: 2010 Страниц: 351
7. Сластенин, В.А. Методика воспитательной работы/В.А.Сластенин. изд.2-е.-М., 2014
Литература для обучающихся
1. Волков Н. Н. Цвет в живописи. - М.: Искусство, 1985. - 480 с.
2. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Практикум.
– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.Разработанный лабораторный
практикум составителем программы дополнительного образования детей
«Компьютернаяграфика».
3. Иоханнес Иттен. Искусство цвета / Пер. с немецкого Л. Монаховой,
М.: Д.Аронов, 2000., 350 с.
Интернет-источники:
https://pandia.ru/text/77/456/934.php - особенности воспитательной
работыв системе дополнительного образования;
https://videouroki.net/razrabotki/rabochaya-programma-po-vospitatelnoyrabote.html - рабочая программа по воспитательной работе;
https://infourok.ru/rabochaya-programma-vospitatelnoy-raboti-328614.htmlрабочая программа воспитательной работы.

Приложение 1
Оценочные материалы
Диагностика разработана с целью изучения качества освоения
теоретическогои практического материала обучающимися в процессе обучения
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
художественной направленности «Мир через объектив».
Диагностические материалы для промежуточной аттестации по модулю
«Устройство фотоаппарата и экспозиция»
Задание 1. Ответь на вопросы:
Какая вспышка прикреплена к корпусу фотоаппарата?
Какие объективы работают на разных фокусных расстояниях?
Что такое бленда и для чего она используется?
Размытие заднего плана зависит от: диафрагмы, выдержки, зрения того, кто
смотрит фотографию, ISO?
С какой выдержкой надо снимать движущиеся объекты?
При каких значениях ISO появляется цифровой шум?
Чтобы размыть задний план, какие значения диафрагмы надо поставить?
Какая выдержка короче: 1/200 или 1/2 ?
Назови три кита экспозиции
При каких настройках света на матрицу попадает больше: F /2.8 или F/5.6?
Задание 2.
1. Выставь настройки фотоаппарата для съёмки в тёмном помещении
2. Сделай поправку экспозиции на одну ступень.
3. Выставь настройки фотоаппарата для максимального размытия заднего
плана.
Шкала оценивания для задания 1:
Правильныйответ-2 балла; неправильный ответ–0 баллов
Критерии оценивания для задания 2:
Умение выставлять настройки фотоаппарата в разных режимах;
Понимание того, как влияют настройки выдержки, диафрагмы и ISO на
освещённость кадра
умение делать поправку экспозиции в зависимости от условий освещения
Шкала оценивания задания 2:
✓ У ребёнка критерий сформирован полностью– 5 баллов. У ребёнка критерий
сформирован частично– 4 балла.
✓ У ребёнка наблюдается критерий в единичном случае–3 балла.
Максимальное количество баллов, которые может получить обучающийся,
выполнив 2 задания – 35 баллов.
Результат отслеживается по уровням: Менее 20– ниже базового
От 20 до 30 – базовый
От 30 до 35 –выше базового

Диагностические материалы для промежуточной аттестации по модулю
«Композиция и освещение»
Задание 1. Ответь на вопросы
1. Что такое естественный и дополнительный свет?
2. Что является источниками дополнительного света?
3. Когда бывает «Золотой час»?
4. Где находится источник освещения при контровом свете?
5. где находится источник освещения при рисующем свете?
6. Что такое заполняющий свет?
7. Где располагается линия горизонта на фотографии по правилу третей?
8. Где надо размещать объекты на фото, чтобы максимально привлечь к ним
взгляд зрителя по правилу третей?
9. Для чего используется лайт диск?
10. Какая сторона лайт диска даёт холодный свет?
11. Где располагается источник света при театральном освещении?
12. Для чего используются софтбоксы?
Задание 2
1. Сними портрет используя два источника света.
2. Выставь рисующий свет для съёмки натюрморта.
3. Сними модель в контровом свете.
4. Расположи в кадре три объекта по правилу третей .
Шкала оценивания для теоретической части: правильный ответ-2 балла;
неправильный ответ–0 баллов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».