УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АБИНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АБИНСКИЙ РАЙОН
Принята на заседании
педагогического совета от
25 марта 2024 г.
протокол № 3
Утверждаю
Директор МБУ ДО СЮТ
________________ Н. А. Саянова
приказ от 13 апреля 2024 г. № 124
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ»
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы:1 года 72 часа.
Возрастная категория: от 8 до 10 лет
Состав группы: от 8 человек
Форма обучения очная
Вид программы: модифицированная
Программа реализуется: на бюджетной основе
ID-номер Программы в Навигаторе: 8385
Автор-составитель
Шляхтенков Виктор Иванович
педагог дополнительного
образования
п. Ахтырский, 2024
СОДЕРЖАНИЕ
Название раздела
Титульный лист программы
Содержание
Паспорт
Пояснительная записка программы
Цель и задачи
Содержание программы
Планируемые результаты
Календарный - учебный график
Условия реализации программы
Формы аттестации
Оценочные материалы
Методические материалы
Список рекомендуемой литературы для педагога
Список рекомендуемой литературы для детей
Приложения
Нумерация
страниц
1
2
3
6
8
9
11
12
14
15
15
15
17
17
18
Паспорт
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Художественная обработка древесины»
Наименование муниципалитета
Наименование организации
ID-номер программы в АИС «Навигатор»
Полное наименование программы
Механизм финансирования
(ПФДО, муниципальное задание,
бюджет)
ФИО авторов составителей
Краткое описание программы
Форма обучения
Уровень содержания
Тип программы
Продолжительность освоения (объем)
Возрастная категория
Цель программы
Задачи программы
3
Абинский район
МБУ ДО СЮТ
8385
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Художественная
обработка
древесины»
На бюджетной основе
вне
Шляхтенков Виктор Иванович
Данная
программа
имеет
выраженную
техническую
направленность, личностноориентированная,
личностнозначимая
очная
ознакомительный
модифицированная
1 год 72 часа
8-10 лет
Создание
условий
для
реализации
творческого
потенциала растущей личности.
Научить
владеть
технологическими приёмами
Художественной
обработки
древесины.
Образовательные:
- Овладеть
основами,
умениями техники выжигания по
дереву;
- освоить основы технологии
росписи;
- освоить навыки организации и
планирования работы.
Метапредметные:
- мотивировать обучающихся на
развитие технического мышления
творческого подхода к работе.
- предоставить
возможность
выражать
свои
творческие
замыслы
в
практической
деятельности.
Личностные:
развивать
аккуратность,
усидчивость.
развивать чувства красоты и
гармонии,
трудолюбия
и
ответственности.
сформировать
профессиональное
самоопределение обучающихся
Предметные:
уметь:
самостоятельно
подготовить и обработать фанеру,
подобрать рисунок; перевести
рисунок
на
заготовку
и
выполнить
выжигание
по
контуру;
- знать:
историю
возникновения выжигания по
дереву;
правила
техники
безопасности,
оборудование
рабочего места, материалы(виды
фанеры),
инструменты,
приспособления
для работы,
технологическую
последовательность,
выполняемой работы.
Метапредметные результаты
обучающиеся взаимодействуют с
педагогом
и
сверстниками;
обладают
способностью
к
конструктивному
общению;
оказывают помощь друг к другу.
Личностные
–
проявляют
интерес
к
техническому
декоративноприкладному
творчеству; развивают образное
мышление, воображение.
- проявляют
навыки
взаимодействия и сотрудничества
(умение работать в паре и малых
Ожидаемые результаты
4
группах).
дают адекватную самооценку
результатов
труда
(умение
оценить
и
согласовать
собственное
поведение
с
поведением других детей).
проявляют
внимание,
целеустремленность
и
аккуратность
Особые условия
на обучения зачисляются все
желающие, в том числе дети,
попавшие в трудную жизненную
ситуацию,
находящиеся
в
социально опасном
положении
и
дети
с
ограниченными возможностями
здоровья.
Возможность реализации в сетевой форме нет
Возможность реализации в электронном
при необходимости возможна
формате с применением дистанционных реализация
в
электронном
технологий
формате
с
применением
дистанционных
технологий
Материально-техническая база
- мебель
необходимая
для
работы с детьми и хранения
материалов иизделий.
- инструменты
и
приспособления:
электровыжигатели
(пирографы),
ножницы,
линейки, карандаши простые,
кисточки для красок, кисточки
для лака, копировальная бумага,
зажимы, шлифовальная шкурка
(мелкая и средняя наждачная
бумага);
- материалы: заготовки из
фанеры, деревянные предметы
домашней
утвари
(ложки,
лопатки,
расчески,
скалки,
разделочные доски и т.д.), краски
акварельные, гуашь, альбомы
для рисования.
5
РАЗДЕЛ 1
«КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ:
ОБЪЕМ, СОДЕРЖАНИЕ, ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ»
1.1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Художественная обработка древесины» разработана в соответствии с
нормативными документами:
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №
273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на
24.06.2023 года);
2.
Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с
изменениями на 31.07.2020 года);
3.
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года»;
4.
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. №474 «О
национальных целях развития России до 2030 года»;
5.
Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г.
№ 16);
6.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации
от 29.05.2015 г. № 996-р;
7.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.2022г. № 678-р;
8.
Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к
протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту
«Образование» от 07.12.2018 г. № 3;
9.
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.12.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
6
10. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”;
11. Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 г. №467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем развития
дополнительного образования детей»;
12. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
13. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
14. Письмо Министерства образования и науки РФ от 29.03.2016 г. №
ВК- 641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с
«Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом
их особых образовательных потребностей»;
15. Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от
20.02.2019 г. № ТС – 551/07«О сопровождении образования обучающихся с
ОВЗ и инвалидностью»;
16. Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от
31.01.202№ДГ 245/06"О направлении методических рекомендаций" (вместе с
"Методическими
рекомендациями
по
реализации
дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий");
17. Устав МБУ ДО СЮТ
Данная программа объединения «Художественная обработка древесины»
является модифицированной, разработана на основе программ Симоненко В.Д.,
Неменского Б.М. для общеобразовательных школ и гимназий «Основы
народного и декоративно - прикладного искусства 1-8 классы; технология для 59 классов; декоративно-прикладного творчества для дополнительных
образовательных учреждений.
Задания по темам подобраны с учётом возраста детей, их интересов,
запросов времени.
Выжиганием по дереву, или пирографией люди занимаются уже не одну
сотню лет. Слово пирография произошло от греческого пир, что означает
«огонь», и graphos, что означает «письмо». Царапая обугленную древесину
7
каменным или металлическим оружием, люди обнаружили, что дерево является
прекрасным материалом для рисования и что это его свойство можно
использовать в декоративных целях. Благодаря этому наблюдению и зародилась
пирография. Пирографией может заниматься любой желающий, даже не
имеющий художественного образования. Умение и желание делать что-то
своими руками способствует формированию духовного мира, нравственности,
художественного вкуса.
Во время занятий пирографией ребята знакомятся с породами и
свойствами древесины, приёмами работы различными инструментами, познают
особенности декоративного рисунка.
Увлечение пирографией может в будущем стать и решающим моментом
в выборе профессии. Украшенные выжиганием изделия пользуются во все
времена.
Направленность. Дополнительная общеобразовательная программа
«Художественная обработка древесины» - техническая, направлена на развитие
начального технического творчества.
Актуальность. Программа направлена на социально-экономическое
развитие муниципального образования и региона в целом. Программа создаёт
условия для формирования у обучающихся целостного представления о
народном искусстве и способствует овладению начальными навыками
технического творчества. Полученные на занятиях знания становятся для
обучающихся необходимой теоретической и практической основой их
дальнейшего участия в техническом творчестве. Данная программа помогает
раскрыть творческий потенциал обучающегося, определить его резервные
возможности, осознать свою личность в окружающем мире и является первой
ступенью к формированию стремления стать мастером.
Новизна. Новизна данной программы заключается в объединении
традиций русского народа в изготовлении изделий из древесины и реализации
творческой индивидуальности каждого обучающегося. Применение различных
насадок в выжигательном приборе открыли более широкие возможности в
выполнении работ. Изделия стали выразительнее и глубже, приобрели объём.
Педагогическая целесообразность. Изготовление красивых, полезных и
нужных вещей очень важны для общего технического развития детей, для
воспитания у них здорового нравственного начала, любви и уважения к труду.
Отличительной особенностью программы от других программ является
комплекс занятий, включающих в себя изучение истории промыслов, техники
выжигания по дереву и основных композиционных приемов.
Адресат программы. Программа адресована обучающимся 8-10 лет,
желающим заниматься в объединении «Художественная обработка древесины».
На обучение зачисляются все желающие, в том числе дети, попавшие в
трудную жизненную ситуацию, находящиеся в социально опасномположении.
При необходимости возможна реализация в электронном формате с
применением дистанционных технологий.
Комплектование групп проводится с 1 августа по 1 сентября. В
объединении могут заниматься мальчики и девочки без требований к
8
подготовке.
Учебный год начинается с 1 сентября и заканчивается 31 мая
Уровень программы, объем и сроки.
Продолжительность образовательного процесса по данной программе
рассчитана на 1 год обучения. Программа относится к ознакомительному уровню
и состоит из двух модулей: модуль № 1 - 34 часа, и модуль № 2 - 38 часов. При
последовательном прохождении обучающимися учебных модулей объем
учебных часов составит 72 часа.
Группы комплектуются в количестве не менее 8 человек.
Форма обучения - очная.
Режим занятий по 2 часа 1 раз в неделю, с перерывами для отдыха глаз.
15 минут после занятий необходимы для приведения рабочего места в порядок,
уборки инструментов.
Особенности организации учебного процесса. Группа формируется из
разных возрастов с постоянным составом. Основными формами работы
являются практические занятия, беседы, рассматривание готовых образцов
изделий по выжиганию, иллюстраций, альбомов, открыток, посещение
выставок, участие обучающихся в выставках, фестивалях, конкурсах.
В программе предусмотрено участие детей с особыми образовательными
потребностями: детей-инвалидов и детей с особыми образовательными
потребностями: детей- инвалидов и детей с ограниченными возможностями
здоровья; талантливых (одаренных, мотивированных) детей; детей, находящихся
в трудной жизненной ситуации.
В программе предусмотрена возможность занятий по индивидуальной
образовательной траектории (по индивидуальному учебному плану).
1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: Создание условий для реализации творческого потенциала
растущей личности. Научить владеть технологическими приёмами
художественной обработки древесины.
Задачи.
Образовательные:
- овладеть основами, умениями техники выжигания по дереву;
- освоить основы технологии росписи;
- освоить навыки организации и планирования работы.
Метапредметные:
мотивировать обучающихся на развитие технического мышления
творческого подхода к работе.
предоставить возможность выражать свои творческие
замыслы впрактической деятельности.
Личностные:
- развивать аккуратность, усидчивость.
развивать чувства красоты и гармонии, трудолюбия и
9
ответственности.
сформировать профессиональное самоопределение обучающихся.
1.3 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ожидаемые результаты:
знать правила по технике безопасности;
научиться правильно подготавливать деревянные заготовки к работе;
получить навыки по работе с электровыжигателем;
овладеть техниками и приемами выжигания по дереву;
знать основы цветоведения, композиции, подбора и применения
инструментов и приспособлений для художественной обработки древесины;
самостоятельно выполнять несложные работы;
экономно расходовать материалы и электроэнергию;
бережно
обращаться
с
инструментами,
оборудованием,
приспособлениями.
Образовательные (предметные) результаты:
к концу обучения обучающиеся:
знают: историю возникновения выжигания по дереву; правила техники
безопасности, оборудование рабочего места, материалы (виды фанеры),
инструменты,
приспособления
для
работы,
технологическую
последовательность, выполняемой работы.
- умеют: самостоятельно подготовить и обработать фанеру, подобрать рисунок;
перевести рисунок на заготовку и выполнить выжигание.
Личностные проявлять интерес
к
техническому,
декоративноприкладному творчеству; развивать образное мышление, воображение.
Проявлять навыки взаимодействия и сотрудничества (умение работать в
паре и малых группах).
Давать адекватную самооценку результатов труда (умение оценить и
согласовать собственное поведение с поведением других детей).
Проявлять внимание, целеустремленность и аккуратность.
Метапредметные результаты
– взаимодействовать с педагогом и сверстниками;
- обладать способностью к конструктивному общению;
- оказывать помощь сверстникам
10
1.4 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебно-тематический план
№
п/п
Количество часов
Название
раздела, темы
Формы
организации
занятий
Формы
аттестации
(контроля)
Всего Теория Практика
Модуль № 1
1.1 Вводное
2
2
Игра – знакомство. Собеседование
занятие.
Беседа:
«Особенности
выжигания по
дереву». Рассказ и
показинструментов.
ТБ
1.2. Выжигание
по 30
7.5
22.5
Занятия- сообщение, Собеседование,
контуру.
усвоение новых
опрос.
знаний, закрепление
новых знаний.
1.3. Итоговое
2
2
Подведение итогов Собеседование,
занятие.
1модуля.
опрос.
Мини
Анализ проведённой выставка.
работы.
Всего часов по 34
11,5
22,5
учебному
модулю
Модуль № 2
2.1. Вводное
занятие.
2.2. Штриховка
тонирование
2.3. Итоговое
занятие.
2
и 34
2
2
8.5
25.5
2
Всего часов по 38
учебному
модулю
12,5
25,5
Всего часов по 72
программе
24
48
11
Занятие сообщение,
ТБ.
Занятие сообщение,
Усвоение
новых
знаний, закрепление
нового материала.
Анализ проведённой
работы.
Собеседование,
опрос.
Собеседование,
опрос.
Мини выставка
Собеседование,
опрос,
мини
выставка.
1.5
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
Содержание программы
Модуль № 1 (34ч.)
Тема 1.1 Вводное занятие (2 ч.)
Теория. Задачи объединения. Организационные вопросы. История
возникновения и развития выжигания. Значение выжигания в жизни человека.
Инструктаж по технике безопасности.
Форма контроля: опрос
Тема 1.2. Выжигание по контуру (30ч.)
Теория. Свойства и особенности фанеры, её разновидности и дефекты.
Инструменты и способы обработки фанеры. Правила техники безопасности.
Способы выжигания.
Практическая работа. Обработка фанеры с помощью наждачной бумаги.
Выжигание по контуру сплошной линией и точками.
Форма контроля: собеседование, опрос.
Тема 1.3. Итоговое занятие (2ч.)
Теория. Анализ проведённой работы. Мини выставка.
Форма контроля: опрос.
Модуль № 2 (38ч.)
Тема 2.1. Вводное занятие (2ч.)
Теория. Задачи творческого объединения, ТБ.
Форма контроля: Собеседование, опрос.
Тема 2.2. Штриховка и тонирование (34ч.)
Теория. Выполнить шлифование заготовки, перенести рисунок и
выполнить выжигание по контуру. Зачистить выжженную поверхность,
проверить качество работы.
Практическая работа: Самостоятельная подготовка заготовки, перенос
рисунка, выжигание по контуру; «Кленовый лист», «Цветок», композиция
«Весенние цветы», композиция «Осенняя полянка», панно
«Бабочка».
Форма контроля: собеседование, опрос; проверка качества
самостоятельной работы.
Тема 2.3. Итоговое занятие (2ч.)
Теория. Анализ проведённой работы. Мини-выставка.
Форма контроля: собеседование, опрос
12
РАЗДЕЛ 2
«КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ,
ВКЛЮЧАЮЩИХ ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ»
2.1 КАЛЕНДАРНЫЙ - УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№
п/п
Да
та
План.
Факт
Название темы
Количество часов
всего
тео- пракрия тика
2
2
-
Модуль № 1.
Тема1.1. Вводное занятие (2ч.)
1.
Вводное занятие. Техника безопасности.
Тема 1.2. Техника выжигания (30ч.).
2.
Подготовка заготовки для выжигания.
2
0.5
1.5
3.
Практическая
работа.
Шлифование 2
заготовки, перенос рисунка с помощью
копирки.
0.5
1.5
4.
Техника выжигания по контуру.
2
Выжигание сплошной линией, отдельными
точками.
0.5
1.5
5.
Выжигание прямой линии, ломанной,
выжигание волны, зигзаг.
2
0,5
1,5
6.
Учебная работа. Выжигание по контуру 2
«Кленовый лист».
0,5
1,5
7.
Практическая работа. Самостоятельный 2
поиск рисунка, перенос на заготовку,
выжигание по контуру.
0.5
1.5
8.
Краски как дополнение к отделке работ. 2
Раскрашивание не должно преобладать над
выжиганием
0.5
1.5
9.
Практическая работа. Выжигание по
контуру «Цветок», раскрашивание.
2
0.5
1.5
10.
Композиции «Весенние цветы»,
выжигание по контуру.
2
0.5
1.5
11.
Выжигание композиции «Осенняя
полянка».
2
0.5
1.5
12.
Практическая
«бабочка».
панно 2
0.5
1.5
13.
Практическая работа: выжигание по
контуру (рисунок по выбору обучающихся).
2
0.5
1.5
14.
Выжигание по контуру «Бабочка».
2
0.5
1.5
работа.
13
Выжигание
15.
Выжигание по контуру, «Стрекоза».
2
0.5
1.5
16.
Практическая работа: выжигание по
контуру (рисунок по выбору обучающихся).
2
0.5
1.5
2
2
2
2
Тема1.3. Итоговое занятие (2ч.)
17.
Итоговое занятие. Выставка.
Модуль № 2
Тема 2.1 Вводное занятие (2ч.).
18.
ТБ. Инструменты и материалы.
Тема 2.2 Штриховка и тонирование (34ч.).
19.
Штриховка тонкими линиями.
2
0,5
1,5
20.
Штриховка точками.
2
0.5
1.5
21.
Практическая работа: выжигание поконтуру 2
(рисунок по выбору обучающихся),
нанесение штриховки точками.
0,5
1,5
22.
Штриховка «свободное блуждание».
Самостоятельная работа.
2
0.5
1.5
23.
Практическая работа (рисунок по выбору 2
обучающихся) - выжигание по контуру,
нанесение
штриховки
«свободное
блуждание».
0.5
1.5
24.
Работа по выбору обучающихся.
2
0.5
1.5
25.
Орнамент: растительный,
2
геометрический. Применение орнамента в
пирографии.
0.5
1.5
26.
Работа по выбору обучающихся.
2
0.5
1.5
27.
Работа по выбору обучающихся.
2
0.5
1.5
28.
Работа по выбору обучающихся.
2
0,5
1,5
29.
Работа по выбору обучающихся.
2
0,5
1,5
30.
Чернение рисунка, обозначенного
контуром(силуэт)
2
0,5
1,5
31.
Выжигание силуэт «Ворон»
2
0,5
1,5
32.
Выжигание силуэт «Дерево»
2
0,5
1,5
33.
Выжигание силуэт «Кот»
2
0,5
1,5
34.
Работа по выбору обучающихся.
2
0.5
1.5
35.
Работа по выбору обучающихся.
2
0.5
1.5
Подведение итогов. Выставка.
2
2
Итого:
72
24
Тема 2.3 Итоговое занятие (2ч.).
36.
14
48
2.2 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ
Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и
итоговых результатов. Методом контроля и управления образовательным
процессом является тестирование детей, анализ результатов конкурсов,
творческих работ обучающихся. Качество обучения прослеживается в
творческих достижениях, обучающихся, в призовых местах на конкурсах.
Результативность программы «Художественная обработка древесины»
определяется диагностическими исследованиями, которые проходят в два этапа.
1.
Промежуточная аттестация – проводится в конце 1 полугодия. Её
результаты позволяют определить уровень развития практических навыков
(педагог оформляет протокол).
2.
Итоговая аттестация – проводится в конце года обучения. По её
результатам определяется уровень динамики, которого достигли обучающиеся
за время обучения (педагог оформляет протокол).
Перечень (пакет) диагностических методик, позволяющих определить
достижение учащимися планируемых результатов. Тестирование знаний по
модулям программы (смотреть в приложении к программе).
2.3 ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Карта
оценки
результативности
реализации
дополнительной
общеобразовательной программы «Художественная обработка древесины».
Цель: проверка результативности освоения образовательной программы
«Художественная обработка древесины».
Проводится в конце 1 и 2 полугодия, как промежуточная и итоговая
диагностика.
Показатели
(оцениваемые
параметры)
1.Теоретические
знания
2. Практические
умения и
Критерии
Степень выраженности оцениваемого
качества
Соответствие
теоретических
знаний ребенка
программным
требованиям
1 балл - Миним. уровень (обучаемый
овладел менее ½ объема знаний,
предусмотренных программой)
2 балла - Средний уровень (объем
усвоенных знаний составляет более
половины)
3 балла - максимальный уровень
(ученик освоил практический весь
объем знаний за конкретный период)
Соответствие
практических
умений и
15
навыки,
навыков
предусмотренные программным
программой
требованиям
3.Творческие
навыки
1балл - миним. уровень (обучаемый
овладел менее ½ предусмотренных
умений и навыков)
2 балла - средний уровень (объем
усвоенных умений и навыков
составляет более ½)
3 балла - максим. уровень
(обучаемый овладел практически
всеми умениями и навыками,
предусмотренными программой за
конкретный период)
Креативность в
выполнении
практических
заданий
1 балл - начальный (элементарный)
уровень развития креативности, в
состоянии выполнять лишь
простейшие практические задания
2 балла - репродуктивный уровень
(выполняет в основном задания по
образцу)
3 балла - творческий уровень
2.4 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Методические материалы
На основе принципов построения программы определяются приёмы и
методы обучения и воспитания.
Методы обучения.
- Словесный (беседа, рассказ, объяснение, диалог).
- Наглядный (образцы, схемы, шаблоны, раздаточный материал).
Практическая работа (зарисовки, схемы, чертежи).
Наблюдения (зарисовки, записки, фотографирования).
Репродуктивный.
Содержание программы определяет оптимальную и рациональную
систему подачи и усвоения знаний, соблюдён принцип «от простого к
сложному» и принцип расширения занятий.
Образовательные технологии.
коммуникативная. Даёт возможность обучающимся общаться и
сотрудничать друг с другом;
технология
личностно-ориентированного
обучения.
Позволяет
использовать индивидуальный подход к каждому в соответствии с его
способностями.
Формы организации учебного занятия: беседа, игра, наблюдение,
презентация, мастер-класс, практическое занятие.
Алгоритм учебного занятия
16
Занятие по художественной обработке древесины обычно включает в себя
следующие этапы:
Организационная часть - организационный момент (приветствие,
проверка готовности к занятию).
Вводная часть – рассказ педагога, объяснение, беседа,
Практическая часть - (самостоятельная работа, игровая или творческая
часть занятия, физкультминутка).
Заключительная часть - подведение итогов занятия, уборка рабочего
места.
2.5 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
К условиям реализации программы относится характеристика следующих
аспектов:
- Кадровое обеспечение
Реализовывать программу может педагог, имеющий среднее специальное
или высшее педагогическое образование, обладающий достаточными
теоретическими знаниями и практическими умениями в области технического
творчества, и иметь необходимый педагогический опыт.
-Материально-техническое оснащение
1.Кабинет.
2. Столы, стулья.
3.
Удлинительные провода.
4.
Ручные инструменты.
5.
Абразивные материалы (наждачная бумага).
6.
Выжигательный аппарат.
7.
Пиломатериалы, фанера.
8.
Лакокрасочные материалы.
9.
Разметочно-измерительный инструмент.
10. Персональный компьютер.
Компоненты оснащения
Используются
для
реализации
учебного кабинета
программы
1.1. Программно-методическое
Дополнительная общеобразовательная
обеспечение
общеразвивающая программа
1.2. Учебно-методические материалы
1.2.1. УМК по предмету
Календарно-тематический план, план
воспитательной работы на учебный год
17
1.2.2. Дидактические
и
раздаточные материалы по
предмету
Наглядные пособия:
-наглядные пособия поделок и изделий,
изготовленные педагогом;
-папки с рисунками по темам программы;
- образцы орнаментов для оформления
рамок;
-лучшие
детские
работы
из
выставочного фонда.
1.2.3. Учебно-практическое
− Инструменты и приспособления:
оборудование
Электровыжигатели (пирографы),
ножницы, линейки, карандаши простые,
кисточки для красок, кисточки для лака,
копировальная
бумага,
зажимы,
шлифовальная
шкурка
(мелкая
и
средняя наждачная бумага); материалы:
заготовки из фанеры, деревянные
предметы домашней утвари (ложки,
лопатки, расчески, скалки, разделочные
доски и т.д.), краски акварельные, гуашь,
альбомы для рисования.
1.2.4. Оборудование (мебель)
Мебель необходимая для работы с детьми
и хранения материалов и изделий.
1.2.5. Комплекты диагностических Анкеты, тесты, сборники вопросов для
материалов
викторины.
1.2.6. Информационное
Интернетресурсы;
ноутбук,
обеспечение
презентации.
-Информационное обеспечение
Использование учебно-наглядных пособий. Чертежи, презентации с
процессом изготовления. Схемы и журналы по «Художественной обработке
древесины» а также фотографии, видеофильмы и интернет-источники.
2.6 ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
Сегодня под воспитанием в образовательной организации понимается
создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного
становления и подготовки к жизненному самоопределению.
Общие задачи и принципы воспитания представлены в Федеральном
законе от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся», где воспитательная деятельность рассматривается как
компонента педагогического процесса в каждом общеобразовательном
учреждении и охватывает все составляющие образовательной системы, что
направленно на реализацию государственного, общественного и индивидуально18
личностного заказа на качественное и доступное образование в современных
условиях.
Цели воспитательной деятельности: формирование и развитие
учащихся системы нравственных, морально-волевых и мировоззренческих
установок, способствующей их личностному, гармоничному развитию и
социализации в соответствии с принятыми социокультурными правилами и
нормами как основы их воспитанности.
Задачи воспитательной деятельности:
– развитие морально-нравственных качеств обучающихся: честности,
доброты, совести, ответственности, чувства долга;
– развитие волевых качеств обучающихся: самостоятельности,
дисциплинированности,
инициативности,
принципиальности,
самоотверженности, организованности;
– воспитание стремления к самообразованию, саморазвитию,
самовоспитанию;
– приобщение детей к экологической и социальной культуре,
здоровому образу жизни. Рациональному и гуманному мировоззрению;
– формирование нравственного отношения в духе демократии к
человеку, труду и природе;
– воспитание обучающихся в духе демократии, личностного достоинства,
уважения прав человека, гражданственности и патриотизма.
Приоритетные направления в организации воспитательной работы:
гражданско-патриотическое,
духовно-нравственное,
художественноэстетическое, спортивно-оздоровительное, трудовое и профориентационное,
здоровьесберегающее, социокультурное, экологическое, воспитание семейных
ценностей и т.д.
Педагог разрабатывает план мероприятий по реализации программы.
1.
2.
3.
1.
2.
3.
План воспитательной работы
Организационная работа
Принять участие в выставках по школам для вовлечения детей в
объединение. Провести ознакомительные беседы с обучающимися.
К 10 сентября укомплектовать группу объединения.
В группах провести:
- Беседу о правилах поведения на занятиях.
- Беседу по технике безопасности.
Воспитательная работа
В соответствии с планом учебно-воспитательной работы МБУ ДО СЮТ
принимать участие в мероприятиях, проводимых в СЮТ.
Провести тематические беседы: по программе
Провести беседы на нравственную тему: «Главные правила вежливости в
общении», «Я, житель моего поселка», «Учимся ценить добрые отношения»,
«Организованность в труде».
19
4.
5.
6.
7.
1.
2.
3.
Провести викторины: «Литературная викторина по сказкам», «Дикие
животные», «Зрительные вопросы», «О домашних животных».
Проводить игры: «Поле чудес», «Вспомним разные слова», «Игры Деда
Буквоеда», «Запутанный зоопарк», «Собери картинку», «Загадки-задачки»,
«Головоломки», «Разгадай кроссворд».
Принимать участие в выставках технического творчества, организованных
в СЮТ.
Принимать участие в районных и краевых выставках детского технического
творчества.
Связь со школой, семьей
На родительском собрании в объединении провести выставку работ.
Приглашать родителей обучающихся групп на мероприятия, проводимые в
СЮТ.
Выполнить сувениры к праздникам и знаменательным датам.
План-график воспитательной работы
Дата
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
Тема
Игра-приветствие
Беседа:«Техника безопасности при работе в кабинете»
Беседа:«Как вести себя на занятиях в объединении»
Беседа:«Бережное отношение к имуществу СЮТ»
Беседа:«Правила перехода улиц и дорог»
Беседа:«Поддержание чистоты и порядка в объединении»
Беседа:«Главные правила вежливости в общении»
Инсценировка детей на тему: «Самый вежливый у нас…».
Беседа: «Подарок – символ уважения».
«Золотые руки»-почему так говорят.
Беседа:«Чаще улыбайся, если хочешь нравиться людям».
Беседа: «Что такое справедливость».
Беседа-викторина «История Олимпийских игр»
Беседа:«История авиации, флота, бронетанковой техники».
Беседа: «Закаляйся, если, хочешь быть здоров».
Беседа: «Масленица–древний славянский праздник»
Беседа: «Урок вежливости»
Игровая минутка«1-апреля день смеха»
Беседа-викторина «Шагает эра космоса вперед»
Беседа: «Патриотизм и любовь к Родине».
Беседа-размышление: «Мой лучший друг».
Беседа: «Не пробовать, не начинать» (о вреде алкоголя и пагубных
привычек).
20
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагогов.
1.
Андреева Е. Художественная работа по дереву. - М.:
Риполклассик,2009.
2.
Грегори Норма Выжигание по дереву. Практическое руководство. М.:Изд. «Ниола- Пресс», 2009.
3.
«Искусство выжигания по дереву» Дэниел Райт Издательская группа
«Контэнт» 2011г. «Оригинальная роспись по дереву. Цветочные мотивы»
Алисия Какка Депрэнгер
4.
Работы по дереву. //Практическое пособие/. - М.: 2010.
5.
Шевчук Л. Самоделкин для мальчиков. - М.: 2010
Интернет ресурсы
http://m-der.ru
http://pyrography-fireart.ru/ http://wooden-stool.ru http://woodtools.nov.ru
http://www.ikt.oblcit.ru/228/Strelnikov/p4aa1.html;
http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/511;
http://www.patlah.ru/etm/etm01/teh%20derevo/dekor%20derevo/dekor%20vizi
ganie/dekor%20viziganie.htm; http://www.mirpodelki.ru/index.php?id=253.
Список литературы для обучающихся.
1.
«Веселые уроки», познавательный журнал для детей,- «Полиграфикс
РПК» - 2008г.
2.
«Детское творчество», - типография «СВЯЗЬ-ПРИНТ» - 2007-2008г.
«Коллекция идей», журнал для умелых ребят - «ЭДИПРЕСС- КОНЛИГА» 2007г.
3.
Журнал «Эскиз» -2008 г.
4.
Подарки. Энциклопедия. М.:1999.
21
Приложение № 1
Примерная диагностика развития навыков выжигания
Выжигание
предметов
(ложки,
лопатки,
Обработка
готовой работы
Оформление
красками
и
цветными
карандашами
Составление
композиции для
выжигания
Способы
тонирования
Способы
выжигания
Обработка
поверхности
для выжигания
Начало
года
Конец
года
Начало
года
Конец
года
Начало
года
Конец
года
Начало
года
Конец
года
Начало
года
Конец
года
Начало
года
Конец
года
Начало
года
Конец
года
Ф.И. ребёнка
Основные техники и приёмы выжигания
Низкий уровень.
Ребенок не может самостоятельно подготовить заготовку для выжигания,
испытывает трудности в переводе изображения для выжигания.
Самостоятельно не может применять основные приёмы выжигания.
Средний уровень.
Ребенок не испытывает трудности при подготовке поверхности для
выжигания. Выполняет все приёмы самостоятельно или с небольшой
помощью.
Высокий уровень.
Ребёнок самостоятельно выполняет простые композиции, не испытывает
отрицательные эмоции при неудачах, обращаясь за помощью или
консультацией к педагогу.
22
Приложение № 2
Оценочные материалы
Формы аттестации (контроля) обучающихся по изучению программы
Учебный
модуль
Выжигание
по контуру
Вид
Что контролируем
контроля
Текущий Уровень
освоения
навыков
правильной
подготовки
заготовки
для
выжигания, навыки
выжигания
по
контуру.
«Способы
Текущий Уровень овладения
штриховки и
техникой и степень
тонирования,
самостоятельности
выженных
при
оформлении
работ»
тонированием
выженных работ.
Степень
самостоятельности
при выполнении и
оформлении работ.
23
Формы
аттестации
(контроля)
Беседа
«Выжигание
по
дереву».
Собеседование,
опросдетей.
Самооценка
работ
обучающихся.
«Способы
выжигания»,
минивыставка
работ
обучающихся.
Опрос детей по модулю
«Выжигание по контуру»
Беседа
«Оформление
выжиганием
предметов
быта». Опрос по учебному
модулю.
Мини-выставка работ.
Приложение № 3
Тест: «Выжигание по дереву»
Вопрос №1
Как по-другому можно назвать «выжигание по дереву»?
а). Переграфия по дереву
б). Пирография по дереву
с). Политография по дереву
Вопрос №2
Чем выжигали в старину рисунок на древесине?
а). Палками разогретыми на костре
б). Горелкой
с). Металлическими стержнями разогретыми на огне
Вопрос №3
Каким прибором выполняют выжигание по древесине?
а). Электровыжигателем
б). Электросжигателем
с). Разогретыми металлическими стержнями
Вопрос №4
При соприкосновении раскалённого наконечника выжигателя с древесиной.:
а). ее поверхностный слой подгорает, принимая желто-коричневый оттенок.
б). ее поверхностный слой сгорает, принимая коричневый оттенок.
с). ее внутренний слой подгорает, принимая черный оттенок.
Вопрос №5
Древесина, на которой выполняется выжигание:
а). Гладкой и темного цвета
б). Должна быть светлой и без сучков
с). Должна быть хвойной и без сучков
Вопрос №6
Электровыжигатель состоит из:
а). держатель, корпус, нагреватель, регулятор
б). рукоятка, корпус, регулятор нагрева наконечника, электрический шнур
с).
рукоятка, наконечник, корпус, регулятор нагрева наконечника,
электрический шнур.
Вопрос №7
Чтобы выжечь тонкую линию наконечник электровыжигателя:
а).
Быстро с нажимом наконечник электровыжигателя перемещают на
поверхности.
б). Медленно не дотрагиваясь до древесины перемещают на поверхности.
24
с). Быстро и без сильного нажима перемещают на поверхности.
Вопрос №8
Чтобы выжечь толстую линию наконечник электровыжигателя
а). ведут линию медленно.
б). ведут линию быстро с нажимом.
Вопрос №9
Завершающим этапом является отделка изделия...:
а). лакированием
б). шлифованием
Вопрос №10
Рукоятку электровыжигателя держат в руке:
а). Строго вертикально поверхности древесины
б). Как карандаш при обычном рисовании
Вопрос №11
Первоначально при выжигании поверхность фанеры шлифуютмелкозернистой
шлифовальной шкуркой:
а). поперек волокон
б). вдоль волокон
с). круговыми движениями
Ответы: 1.б, 2.с, 3.а, 4.а, 5.б, 6.с, 7.с, 8.а, 9.а, 10.б, 11.б.
25
Приложение № 5
Лист оценки
(опрос обучающихся, по учебному модулю «Выжигание по контуру»)
Ф.И.О.
№
П/П
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Содержание
Уровень Примечание
Знает, как подготовить заготовку для
выжигания.
Знает технику безопасности использования
электроприборов.
При выполнении работ самостоятельно
определяется с выбором способа выжигания.
Умеет самостоятельно планировать свою
работу при изготовлении изделия.
Умеет передавать характерные особенности
в выжигании
Умеет самостоятельно провести анализ
выполненного изделия
- высокий уровень (качество ярко выражено) (5 баллов)
средний уровень; (4 балла)
низкий уровень; (3 балла)
26