УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АБИНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АБИНСКИЙ РАЙОН
Принята на заседании
педагогического совета от
25 марта 2024 г.
протокол № 3
Утверждаю
Директор МБУ ДО СЮТ
________________ Н. А. Саянова
приказ от 13 апреля 2024 г. № 124
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ЮНЫЙ ТЕХНИК»
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы:1 год, 72 ч.
Возрастная категория: от 7 до 10 лет
Состав группы: от 8 человек
Форма обучения очная
Вид программы: модифицированная
Программа реализуется: на бюджетной основе
ID-номер Программы в Навигаторе:11556
Автор-составитель
Шляхтенков Виктор Иванович
педагог дополнительного образования
п. Ахтырский, 2024 г.
Паспорт общеобразовательной программы
«Юный техник»
Наименование муниципалитета
Наименование организации
ID-номер программы в АИС
«Навигатор»
Полное наименование программы
Абинский район
МБУ ДО СЮТ
11556
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Юный техник»
На бюджетной основе
Механизм финансирования
(муниципальное задание,
внебюджет)
ФИО авторов составителей
Краткое описание программы
Шляхтенков Виктор Иванович
Данная программа направлена на
формирование научного
мировоззрения, освоение методов
научного познания мира, развитие
исследовательских,
конструкторских способностей
обучающихся в области
начального технического
творчества в объединении.
очная
ознакомительный
1 год 72 часа
Форма обучения
Уровень содержания
Продолжительность освоения
(объём)
Возрастная категория
Цель программы
7-10 лет
Формирование и развитие
социально активной, творческой,
успешной личности в условиях
творческой деятельности
объединения.
Создание условий для
формирования у детей начальных
научно-технических знаний и
умений в области начального
технического моделирования
Задачи программы
Личностные:
развитие творческих способностей
2
обучающихся: умения наблюдать,
размышлять, фантазировать,
решать простейшие
конструкторско- технологические
задачи, делать выводы.
Метапредметные:
воспитание чувства патриотизма и
любви к Родине; воспитание
уважительного уважения к людям
и результатам их труда;
воспитание позитивных
личностных качеств.
Образовательные:
формировать умение использовать
различные технические приемы
при работе с материалами;
отрабатывать
практические
навыки работы с инструментами
при изготовлении моделей; учить
ориентироваться в технике чтения
элементарных схем и чертежей;
осваивать навыки организации и
планирования работы;
Предметные
развитие интереса обучающихся к
техническому творчеству.
Личностные
развивать способность к принятию
собственных решений
и
осознанию
собственных
потребностей и целей
Метапредметные
получение опыта коллективного
общения
На обучение зачисляются все
желающие, в том числе дети
попавшие в трудную жизненную
ситуацию и находящиеся в
социально опасном положении,
дети с ограниченными
возможностями здоровья.
Нет
Ожидаемые результаты
Особые условия
Возможность реализации в
сетевой форме
3
Возможность реализации в
электронном формате с
применением дистанционных
технологий
Материально-техническая база
При необходимости возможна
реализация в электронном формате
с применением дистанционных
технологий.
1.Оборудование для творчества :
стол и стул для педагога; столы и
стулья для обучающихся;
кабинетная доска;
2. Рабочие материалы: ножницы,
клей, линейки, цветная бумага,
картон, карандаши и т.д.
3.Информационное обеспечение:
ноутбук, книги, журналы.
4
РАЗДЕЛ 1
«КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ:
ОБЪЕМ, СОДЕРЖАНИЕ, ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ»
1.1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
объединения «Юный техник» разработана в соответствии со следующими
нормативными и распорядительными документами:
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 24.06.2023 года);
2.
Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями
на 31.07.2020 года);
3.
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской
4.
Федерации на период до 2024 года»;
5.
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. №474 «О
национальных целях развития России до 2030 года»;
6.
Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г.
№ 16);
7.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от
29.05.2015 г. № 996-р;
8.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.2022г. № 678-р;
9.
Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к
протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту
«Образование» от 07.12.2018 г. № 3;
10.
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.12.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
11.
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”;
12.
Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 г. №467 «Об
5
утверждении Целевой модели развития региональных систем развития
дополнительного образования детей»;
13.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
14.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
15.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 29.03.2016 г. № ВК641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»;
16.
Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от
20.02.2019 г. № ТС – 551/07«О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ
и инвалидностью»;
17.
Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от
31.01.202 №ДГ 245/06"О направлении методических рекомендаций" (вместе с
"Методическими
рекомендациями
по
реализации
дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий");
18.
Устав МБУ ДО СЮТ.
Программа «Юный техник» разработана на основе авторской
программы педагога дополнительного образования Муниципального
Бюджетного Образовательного Учреждения Дополнительного Образования Дом
Детского Творчества Муниципального Образования Кавказский район Сасиной
Ирины Владимировны 2016год.
Направленность данной программы техническая. Программа направлена
на формирование научного мировоззрения, освоение методов научного познания
мира,
развитие
исследовательских,
конструкторских
способностей
обучающихся в области начального технического творчества в объединении.
Новизна в образовательном процессе используются возможности
информационных технологий.
Начальное техническое моделирование – первая ступень в подготовке
детей в области технического моделирования, изготовления несложных
моделей, которые изучаются при помощи коммуникационных технологий
(презентаций, чертежей, развёрток моделей, взятых из интернета). Программа
«Юный техник» предназначена для детей, интересующихся техникой и ручным
трудом. Программа «Юный техник» направлена на развитие интереса к
техническому моделированию, на развитие образного и логического мышления,
6
на освоение обучающимися навыков работы с различными материалами,
инструментами и приспособлениями ручного труда.
Актуальность Программа направлена на социально-экономическое
развитие муниципального образования и региона в целом.
С раннего возраста дети начинают фантазировать, что-то «строить», а
данная программа даёт детям познания в методах построения и моделирования.
Дети могут применять полученные навыки и практический опыт при
дальнейшем изучении естественных наук: физики, математики, а также
трудового обучения в общеобразовательной школе. На занятиях обучающиеся
осваивают моделирование из картона и бумаги, работу с шаблонами и
простейшим ручным инструментом, строят простые бумажные модели,
изучается устройство основных видов техники (самолёты, корабли, наземная
техника), технологии изготовления объёмных моделей, способы и приёмы
работы инструментами. На протяжении всего периода обучения с
обучающимися проводятся теоретические занятия по темам программы, а также
беседы по истории авиации, флота, бронетанковой техники, направленные на
воспитание патриотизма и любви к Родине.
Педагогическая целесообразность программы «Юный техник» состоит в
том, что она предоставляет широкое развитие интереса к активному
преобразованию окружающей среды. Она позволяет воспитывать у ребят дух
коллективизма, прививает целеустремлённость, развивает внимательность,
интерес к технике и техническое мышление. На занятиях создаются
оптимальные условия для усвоения ребёнком практических навыков работы с
различными материалами и инструментами. Дети приобретают знания в области
конструирования, технического моделирования и дизайна, знакомятся с
технической терминологией. Ребята учатся работать ножницами и циркулем,
изготавливать различные модели. На занятиях развивается: мелкая моторика
рук, образное и логическое мышление, зрительная память, внимание,
аккуратность в исполнении работ. Кроме этого занятия в объединении дают
представление о судо-, авто- и авиастроительных специальностях, что является
ориентиром в выборе обучающимися интересной профессии.
Отличительная особенность.
Данная программа дополняет и углубляет знания и умения детей,
приобретенные на школьных уроках. Формирует навыки анализа плоских
геометрических фигур, навыки классификации по форме, размеру и цвету,
навыки проектирования своей деятельность, коммуникативные навыки парных
или групповых взаимодействий, способствует творчеству и самостоятельности
мышления. Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался
постоянный интерес к занятиям у всех детей
Адресат программы.
Программа «Юный техник» адресована обучающимся 7-10 лет. Система
тем и заданий, разработанных в данной программе, дает возможность зачислить
всех желающих.
7
Комплектование групп проводится с 1 августа по 1 сентября. Группы могут
быть одновозрастные и разновозрастные.
Образовательный процесс в объединении строится с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей обучающихся, а дидактическое обеспечение
образовательной программы должно обеспечивать свободный выбор модели,
отвечающим возможностям и интересам.
На обучение зачисляются все желающие, в том числе дети, попавшие в
трудную жизненную ситуацию и находящиеся в социально опасном положении,
дети с ограниченными возможностями здоровья.
Уровень программы, объем и сроки
Объем программы
Общее количество учебных часов, запланированных на весь период
обучения и необходимых для освоения программы, определяется содержанием
программы и составляет 72 часа. 1 модуль – 34 часа. 2 модуль - 38 часов.
–
Срок освоения программы - 1 год.
Форма обучения – очная.
Режим занятий
1 раз в неделю по 2 часа, с перерывами по 15 минут для игр на воздухе или
разминки, а так же для отдыха глаз.
15 минут в конце занятия необходимы для приведения рабочего места в
порядок, уборки инструментов.
Наполняемость
Количество обучающихся в группе –
от 8 человек. Состав группы
постоянный.
Группа может быть одновозрастная или разновозрастная, разнополая.
Обучающиеся изучают единый теоретический материал, предусмотренный
программой, а практическое задание выбирают в зависимости от степени
владения навыками изготовления модели.
Форма обучения групповая, с ярко выраженным индивидуальным
подходом.
Виды занятий:
теоретическое занятие с практической работой
Особенности организации образовательного процесса
В программе предусмотрено участие детей с особыми образовательными
потребностями: детей-инвалидов и детей с особыми образовательными
потребностями: детей- инвалидов и детей с ограниченными возможностями
здоровья; талантливых (одаренных, мотивированных) детей; детей, находящихся
в трудной жизненной ситуации.
В программе предусмотрена возможность занятий по индивидуальной
образовательной траектории (по индивидуальному учебному плану).
8
1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: создание условий для формирования у детей
начальных научно-технических знаний и умений в области начального
технического моделирования
Задачи программы
Образовательные:
- познакомить детей с особенностями технического моделирования и
конструирования;
- формировать умение использовать различные технические приемы
при работе с материалами;
отрабатывать практические навыки работы с инструментами при
изготовлении моделей;
учить ориентироваться в технике чтения элементарных схем и
чертежей;
научить распознавать и использовать основные виды отделки,
применяемые при окончательном изготовлении изделия;
- осваивать навыки организации и планирования работы;
Личностные:
- развитие познавательной активности, расширение кругозора, уровня
информированности в области достижений технического прогресса;
- развитие творческих способностей обучающихся: умения наблюдать,
размышлять,
фантазировать,
решать
простейшие
конструкторскотехнологические задачи, делать выводы;
- развитие внимания, умения сосредоточиться и довести начатое дело до
конца;
- развитие мелкой моторики и координации пальцев рук.
Метапредметные:
- воспитание чувства патриотизма и любви к Родине;
- воспитание уважительного уважения к людям и результатам их труда;
- воспитание позитивных личностных качеств.
1.3 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты
К концу учебного года обучающиеся должны
знать:
особенности технического моделирования и конструирования;
виды транспортных средств и их классификации по назначению;
названия ручных инструментов и приспособлений для изготовления
различных моделей;
последовательность изготовления моделей (основные трудовые
операции)
9
уметь:
планировать предстоящие трудовые действия, подбирать материал,
инструменты и приспособления для разметки, обработки и отделки изделия;
использовать различные технические приемы при работе с разными
материалами;
использовать различные ручные инструменты, соблюдая правила
безопасной работы;
ориентироваться в технике чтения элементарных схем и чертежей;
распознавать и использовать основные виды отделки, применяемые при
окончательном изготовлении изделия;
навыки организации и планирования работы.
Личностные результаты:
развивать любознательность, сообразительность, культура
поведения в социуме, навыки здорового образа жизни;
развивать способность к принятию собственных решений и
осознанию собственных потребностей и целей;
развивать внимательность, настойчивость, целеустремленность;
- уметь организовывать свое рабочее место.
Метапредметные результаты.
1.
Регулятивные:
–планировать результат своей деятельности с помощью педагога и
самостоятельно;
Развиты конструкторские способности, техническое мышление,
творческий подход к работе;
Умеют выражать свои творческие замыслы в практической
деятельности;
проявлять способность управлять своей деятельностью;
осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности.
2.
Познавательные:
уметь работать с разными источниками информации: книгами,
журналами, техническими картами, схемами, интернет ресурсами.
проявлять способность к анализу и синтезу получаемой информации;
способны находить, исправлять и объяснять свои ошибки.
10
1.4
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебно-тематический план
Модуль №1 «Поделки из картона и бумаги»
№
п/п
1
2
3
Название
раздела, темы
Раздел 1:
Вводное
занятие
Раздел 2:
Техника
Раздел 3 :
Заключительное
занятие.
Итого:
Количество часов
Форма
аттестации
контроля
Всего
2
Теория
2
Практика
-
30
8
22
2
1
1
34
11
23
Устный
опрос
Устный
опрос,
выполнение
задания по
образцу,
выставка
Устный
опрос,
выставка
Модуль № 2 «Поделки из картона и бумаги»
№
п/п
1
2
3
Название
раздела, темы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Раздел 1: Вводное
занятие
Раздел 2:
Водный
транспорт
2
2
-
6
1,5
4,5
Раздел 3:
Воздушный
транспорт
4
1
3
11
Форма
аттестации
контроля
Устный
вопрос
Устный опрос,
выполнение
задания по
образцу,
выставка
Устный опрос,
выполнение
задания по
образцу,
выставка
4
Раздел 4:
Предметы
быта
24
6
18
5
Раздел 5.
Заключительное
занятие
Итого:
2
1
1
38
11,5
26,5
1.5
Устный опрос,
выполнение
задания по
образцу,
выставка
Устный опрос,
выставка
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
Содержание программы
Содержание учебного плана модуль №1
Раздел 1: Вводное занятие.
Теория. Игра «Давайте познакомимся». Знакомство с программой.
Оборудование кабинета. Организация рабочего места. Правила поведения в
кабинете. Инструменты и материалы. Назначение инструментов, правила
техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами.
Раздел 2: Техника
Теория. Техника, которая нас окружает. Презентация «Виды и
многообразие техники». Основы конструирования изделий на плоскости.
Понятие о контуре, силуэте технического объекта. Расширение и углубление
понятий о геометрических фигурах: прямоугольник, круг, половина круга,
призма и др. Сопоставление формы окружающих предметов с геометрическими
фигурами.
Практическая работа. Изготовление занимательных поделок из бумаги с
целью выявление интересов и степени подготовки обучающихся. Скручивание
бумажной ленты в завиток без использования подручных средств или с помощью
карандаша или ножниц, сгибание и складывание листа бумаги. Изготовления
простейших изделий путем сгибания листа бумаги: самолетика, лодочки,
пароходика. Рисунки на тему «Техника в нашейжизни».
Раздел 3 : Заключительное занятие.
Теория. Повторение пройденного материала.
Практическая работа. Выставка всех изделий изготовленных за учебный
период.
Содержание учебного плана модуль №2
Раздел 1: Вводное занятие.
Теория. Игра «Давайте познакомимся». Знакомство с программой.
Оборудование кабинета. Организация рабочего места. Правила поведения в
кабинете. Инструменты и материалы. Назначение инструментов, правила
12
техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами.
Раздел 2: Водный транспорт
Теория. Значение морского и речного транспорта. Эволюция плавающих
средств. Классификация моделей кораблей и судов, их назначение: гражданские
суда, военные корабли, подводные лодки, яхты.
Использование древесины, пенопласта и других материалов в плавающих
моделях. Паровой флот. Водный транспорт для отдыха. Знакомство с
технической терминологией: корпус, рубка, иллюминатор, трап.
Практическая работа. Изготовление модели лодочки. Изготовление
плота с парусом. Изготовление модели лодки - плоскодонки. Изготовление
моделей парусников, пароходов, кораблей. Изготовление моделей морского
транспорта с применением различных материалов.
Раздел 3: Воздушный транспорт
Теория. Воздушный транспорт. Виды самолетов (пассажирские, грузовые,
военные, спортивные, прогулочные). Планер - простейший летательный аппарат.
Основные части самолетов: крыло, фюзеляж (кабина), шасси, стабилизатор,
киль. Марки самолётов и вертолётов. Подъёмная сила крыла самолёта.
Технология сборки моделей. Способы регулировки моделей. Космический
транспорт. Виды космических аппаратов: искусственные спутники, космические
ракеты, орбитальные станции, международные космические станции.
Знакомство с авиаконструкторами самолётов: Н.Н. Поликарпов, О.К. Антонов,
А.Н. Туполев, А.С. Яковлев, С.В. Ильюшин, А.И. Микоян. Вертолётов: Н.И.
Камов, М.Л. Миль и другие.
Практическая работа. Изготовление моделей различных планеров.
Изготовление модели военного самолёта. Изготовление модели ракеты.
Изготовление модели самолётов из прищепок. Изготовление моделей ракет из
пластилина и картона. Изготовление летающих тарелок из различных
материалов.
Раздел 4: Предметы быта
Теория. Понятие о геометрических телах: куб, конус, цилиндр.
Элементарное понятие о развёртках, выкройках, простых геометрических тел.
Правила изготовления развертки куба, конуса, цилиндра. Элементы
геометрических тел: грань, ребро, вершина, основание, боковая поверхность
геометрического тела в сопоставлении с геометрическими фигурами. Правила
выполнения операций: разметка, вырезание, вырезание, склеивание и
оформление.
Практическая работа. Изготовление на основе куба - коробочки.
Изготовление объектов на основе цилиндра. Изготовление объектов на основе
развёртки конуса. Изготовление моделей из готовых форм (органайзер,
балалайка, садовая тачка и различные предметы быта). Изготовление из
объемных геометрических тел - домов, замков, крепостей. Изготовление моделей
из тарных коробочек.
Раздел 5 : Заключительное занятие.
13
Теория. Повторение пройденного материала.
Практическая работа. Выставка всех изделий, изготовленных за учебный
период.
14
РАЗДЕЛ 2
«КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ,
ВКЛЮЧАЮЩИХ ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ»
2.1 КАЛЕНДАРНЫЙ - УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Календарно учебный график модуль № 1
№п/
п
Дата
План
Тема занятия
Количество часов
Факт
Всего
Теория
Практика
2
-
2
1
1
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
Вводное занятие 2 часа
Вводное занятие
1
2
Тема: Техника 30 часов
2
3
4
5
6
7
8
9
Техника в жизни
человека.
Знакомство с
основными
приемами работы с
бумагой
Понятие о линиях
чертежа
Основы
Конструирования на
плоскости
Изготовление
модели машины
Понятие о
геометрических
телах: куб, цилиндр,
конус.
Изготовление
объектов на основе
развертки цилиндра
"Мышка"
Изготовление
объектов на основе
развертки
конуса
"Такса"
15
Изготовление
Автомобилей из
спичечных коробок
Изготовление
модели легкового
автомобиля
Изготовление
модели грузового
автомобиля
Изготовление
модели танка
Сборка модели танка
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
15
Изготовление модели
трактора
2
0,5
1,5
16
Сборка модели
трактора
2
0,5
1,5
10
11
12
13
14
Тема Заключительное занятие – 2 часа.
Заключительное
занятие
Итого
17
2
1
1
34
11
23
Календарно учебный график 1 год обучения модуль № 2
№п/
п
Дата
План
Тема занятия
Количество часов
Факт
Всего
Теория
Практика
2
-
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
Вводное занятие 2 часа
Вводное занятие
1
2
Тема Морской транспорт - 6 часов.
2
3
4
Значение морского и
речного транспорта.
Изготовление
модели лодочки
Изготовление
корабля
Изготовление
модели плота с
16
парусом
Тема Воздушный транспорт – 4 часа.
5
Виды самолетов.
Изготовление
самолета из картона
2
0,5
1,5
6
Изготовление ракеты
из картона
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
Тема: Предметы быта 24 часа
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
Изготовление кружки
из картона
Изготовление
балалайки
Изготовление модели
балалайки
Изготовление
шкатулки
Изготовление
шкатулки
Изготовление
подставки для
карандашей
Изготовление
"Декоративный
фонарик"
Изготовление бинокля
модели
Изготовление
из
тарных
коробок
дачного домика
Изготовление
из
тарных
коробок
дачного домика
Изготовление
садовой тачки из
коробок
Изготовление
бумажных
стаканчиков
"Мухоморы"
17
19
Тема Заключительное занятие – 2
часа.
2
Заключительное
занятие
Итого
38
1
1
11,5
26,5
2.2 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ
В процессе обучения предусмотрен ряд диагностических мероприятий:
педагогическое наблюдение за работой обучающихся;
опрос, собеседование;
контрольные задания;
зачеты;
викторины, ребусы, кроссворды;
выставки работ после каждой темы внутри творческого объединения;
выставка работ обучающихся на творческом отчете
участие в поселковых, районных, городских, дистанционных выставках
технического творчества.
Успехи обучающихся отмечаются грамотами, благодарностями.
2.3 ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Прямыми критериями оценки результатов обучения служит успешное
усвоение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Юный техник».
Косвенными критериями служат: создание стабильного коллектива в
объединении, заинтересованность обучающихся в избранном виде деятельности,
развитие чувства ответственности и товарищества.
Пакет диагностических методик, позволяющих определить достижения
обучающихся планируемых результатов находится в приложении данной
программы
2.4 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Методические материалы
В программе «Юный техник» используются
методы обучения:
словесный(беседа, рассказ, объяснение, диалог.)
наглядный (образцы, таблицы, схемы, шаблоны, раздаточный материал)
практический (упражнения, зарисовки, схемы, чертежи, изготовление
поделок).
18
наблюдения (зарисовки, записи, фотографирование).
исследования (знакомство с электронными носителями). Обучение
успехом(поощрения);
репродуктивный («Делай, как я) выполнение действий на занятии на
уровне подражания, выполнение практических упражнений, заданий);
игровой (путешествия, конкурсы, соревнования, праздники, ролевые и
деловые игры и др.);
мотивация и стимулирование (участие в выставках, награды в виде
грамот, дипломов, благодарностей;
творческо-поисковый – практическая работа творческого характера,
самостоятельное изготовление поделки.
Содержание программы определяет оптимальную и рациональную
систему подачи и усвоения знаний, соблюден принцип «от простого к
сложному» и принцип расширения областей знаний.
Подход к обучению дифференцированный. Так как в объединении могут
заниматься обучающиеся разного возраста, для них подобран разный по
сложности и объему материал.
Образовательные технологии:
технологии игровые – игра стимулирует умственную деятельность
обучающихся, развивает внимание и познавательный интерес на занятиях. игры
и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки
предметов, сравнивать, сопоставлять их, группы игр на обобщение предметов по
определенным признакам, группы игр, воспитывающих умение владеть собой,
быстроту реакции на слово, смекалку и др.,
педагогика сотрудничества, заложенная в программу, дает возможность
детям интерактивно познавать мир, общаться и сотрудничать с ровесниками и
взрослыми.
Программа построена на основе следующих принципов:
- Дифференцированного подхода.
Учитывается индивидуальность каждого ребенка.
Учета возрастных особенностей. Подбираются формы, методы, приемы
соответственно возраста детей.
Наглядности.
Доступности и креативности.
Единства развивающей и диагностирующей функций.
Связь теории с практикой.
Принцип воспитания в процессе деятельности.
Формы организации учебного занятия:
теоретические;
теоретические занятия с практической работой;
викторина;
игра;
презентация;
19
мастер -класс
Алгоритм учебного занятия
Занятие по структуре может быть построено таким образом:
Организационная часть - организационный настрой на занятие;
Подготовительная часть - рассказ педагога, объяснение, беседа.
Основная часть - работа с наглядным материалом, беседа, объяснение нового
материала, работа со специальной литературой, индивидуальный опрос, игра конкурс, физкультминутка, работа по образцу, практические задания,
самостоятельная разработка изделия.
Заключительная часть занятия: подведение итогов, уборка рабочего места.
Методический материал, используемый на занятиях.
Таблицы.
- Правила техники безопасности. Папки
- «Динамических игрушек из бумаги»,
- «Изготовление моделей автомобильного транспорта»,
- «Изготовление плавающих моделей»,
- «Кукольная мебель»,
- «Сувениры»,
- «Ребусы,кроссворды»,
- «Физминутки»
Методические разработки.
- Презентация «Техника в жизничеловека»,
- Презентация «Морскойтранспорт»,
- Презентация «Сухопутныйтранспорт».
- Мастер – класс«Парусник»,
- Мастер – класс«Трактор»,
- Мастер – класс«Снеговик».
Дидактические материалы, используемые на занятии.
- технологические карты изготовления работ по разным темам,
иллюстрационный материал с изображением разной техники, домов,
мебели,
- книги по технологии изготовления транспорта, игрушечной мебели, домов,
- дидактические игры,
- настольные игры.
Презентации.
- «Урок мужества»,
- Береги свою планету – ведь другой на свете нет!»,
- «Дети - герои Великой Отечественной войны»
Учебно-наглядные пособия – плакаты, таблицы, иллюстративный и
дидактический материал - будут в большей степени способствовать усвоению
детьми изучаемого материала, их трудовому и эстетическому воспитанию, если
их оформить технически грамотно, на высоком эстетическом уровне, в
соответствии с общим эстетическим оформлением помещения. Использование
20
средств наглядности вызывает более активное восприятие ребятами изучаемого
материала, улучшает качество знаний, повышает эффективность процесса
трудового и эстетического воспитания обучающихся.
2.5 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально – техническое обеспечение.
Кабинет
Кабинет для занятий должен быть светлым, теплым и по объему и по
размерам полезной площади соответствовать числу занимающихся
обучающихся, соответствовать СанПину. В кабинете должна быть доска для
работы с мелом, полки для демонстрации наглядных пособий.
До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять
сквозное проветривание.
Оборудование:
стол и стул для педагога;
столы и стулья для обучающихся;
кабинетная доска;
шкафы для хранения методической литературы для педагога и
обучающихся, наглядных пособий, настольных и дидактических игр,
инструментов и материалов;
стенд «Техника безопасности».
Инструменты и материалы:
ножницы – 12штук;
линейки- 12штук;
циркуль – 5штук;
шило – 3штуки;
канцелярский нож – 2штуки;
карандаши – 12штук;
фломастеры – 6наборов;
кисти – 12штук;
бумага;
картон;
гофрокартон;
клей: силикатный, «ПВА», «Момент»;
проволока;
пенопласт;
технические ткани и их заменители;
подручный материал: баночки, картонные коробки разного размера,
спичечные коробки, крышки и др.
Особое внимание следует уделить рабочим местам обучающихся. Рабочее
место всегда должно содержаться в образцовом порядке, а инструменты
21
располагаться каждый на своем месте и так, чтобы удобно было их брать, не
затрачивая времени на поиски.
Информационное обеспечение:
фотоаппарат;
ноутбук;
книги.
Презентации. «История колеса», «История появления автомобиля», «История
воздухоплавания» и др.
Цифровые образовательные ресурсы (интернет-источники)
1http://www.ourboys.pu\modelism
2. Сайт в гостях у Самоделкина.http://usamodelkina.r3.Социальная сеть
работников образования nsportal.ru
4.
Международный
образовательный
портал
«maam.ru»http://www.maam.ru/
5.
Делаем поделки вместе. http://www.svoimi-rukamy.com/podelkiizplastikovih-butilok-rebenkom.htm
6.
Мир самоделок. http://mir-samodelok.ru/tehnology/korabl-v-butyilke
7.
Секрет мастера.http://sekret-mastera.ru/
Кадровое обеспечение
Для реализации программы требуется педагог, обладающий
профессиональными знаниями в области начального технического
моделирования и конструирования, знающий специфику ОДО и имеющий
практические навыки организации интерактивной деятельности детей.
2.6 ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
Сегодня под воспитанием в образовательной организации понимается
создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного
становления и подготовки к жизненному самоопределению.
Общие задачи и принципы воспитания представлены в Федеральном
законе от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся», где воспитательная деятельность рассматривается как
компонента педагогического процесса в каждом общеобразовательном
учреждении и охватывает все составляющие образовательной системы, что
направленно на реализацию государственного, общественного и индивидуальноличностного заказа на качественное и доступное образование в современных
условиях.
Цели воспитательной деятельности: формирование и развитие
учащихся системы нравственных, морально-волевых и мировоззренческих
22
установок, способствующей их личностному, гармоничному развитию и
социализации в соответствии с принятыми социокультурными правилами и
нормами как основы их воспитанности.
Задачи воспитательной деятельности:
– развитие морально-нравственных качеств обучающихся: честности,
доброты, совести, ответственности, чувства долга;
– развитие волевых качеств обучающихся: самостоятельности,
дисциплинированности,
инициативности,
принципиальности,
самоотверженности, организованности;
– воспитание стремления к самообразованию, саморазвитию,
самовоспитанию;
– приобщение детей к экологической и социальной культуре,
здоровому образу жизни. Рациональному и гуманному мировоззрению;
– формирование нравственного отношения в духе демократии к
человеку, труду и природе;
– воспитание обучающихся в духе демократии, личностного достоинства,
уважения прав человека, гражданственности и патриотизма.
Приоритетные направления в организации воспитательной работы:
гражданско-патриотическое,
духовно-нравственное,
художественноэстетическое, спортивно-оздоровительное, трудовое и профориентационное,
здоровьесберегающее, социокультурное, экологическое, воспитание семейных
ценностей и т.д.
Педагог разрабатывает план мероприятий по реализации программы.
План воспитательной работы
Организационная работа
1.
Принять участие в выставках по школам для вовлечения детей в
объединение. Провести ознакомительные беседы с обучающимися.
2.
К 10 сентября укомплектовать группу объединения.
3.
В группах провести:
Беседу о правилах поведения на занятиях.
Беседу по технике безопасности.
Воспитательная работа
1.
В соответствии с планом учебно-воспитательной работы МБУ ДО СЮТ
принимать участие в мероприятиях, проводимых в СЮТ.
2.
Провести тематические беседы: по программе
3.
Провести беседы на нравственную тему: «Главные правила вежливости в
общении», «Я, житель моего поселка», «Учимся ценить добрые отношения»,
«Организованность в труде».
4.
Провести викторины: «Литературная викторина по сказкам»,
«Дикие животные», «Зрительные вопросы», «О домашних животных».
23
5.
Проводить игры: «Поле чудес», «Вспомним разные слова», «Игры Деда
Буквоеда», «Запутанный зоопарк», «Собери картинку», «Загадки-задачки»,
«Головоломки», «Разгадай кроссворд».
6.
Принимать участие в выставках технического творчества, организованных
в СЮТ.
7.
Принимать участие в районных и краевых выставках детского
технического творчества.
Связь со школой, семьей
1.
На родительском собрании в объединении провести выставку работ.
2.
Приглашать родителей обучающихся групп на мероприятия, проводимые
в СЮТ.
3.
Выполнить сувениры к праздникам и знаменательным датам.
План-график воспитательной работы
Дата
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
Тема
Игра-приветствие
Беседа:«Техника безопасности при работе в кабинете»
Беседа:«Как вести себя на занятиях в объединении»
Беседа:«Бережное отношение к имуществу СЮТ»
Беседа:«Правила перехода улиц и дорог»
Беседа:«Поддержание чистоты и порядка в объединении»
Беседа:«Главные правила вежливости в общении»
Инсценировка детей на тему: «Самый вежливый у нас…».
Беседа: «Подарок – символ уважения».
«Золотые руки»-почему так говорят.
Беседа:«Чаще улыбайся, если хочешь нравиться людям».
Беседа: «Что такое справедливость».
Беседа-викторина «История Олимпийских игр»
Беседа:«История авиации, флота, бронетанковой техники».
Беседа: «Закаляйся, если, хочешь быть здоров».
Беседа: «Масленица–древний славянский праздник»
Беседа: «Урок вежливости»
Игровая минутка«1-апреля день смеха»
Беседа-викторина «Шагает эра космоса вперед»
Беседа: «Патриотизм и любовь к Родине».
Беседа-размышление: «Мой лучший друг».
Беседа: «Не пробовать, не начинать» (о вреде алкоголя и пагубных
привычек).
24
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для педагога:
1.
Т.Л. Павлова «Диагностика мышления младшего школьника».
Издательство Москва 2006год.
2.
О.Г. Черных,
А.А. Дмитриева «Внеклассные
мероприятия».
Издательство Москва 2010год.
3.
Сборник авторских программ .Часть 1. Ростов-на-Дону 2010год.
4.
Сборник авторских программ .Часть 2. Ростов-на-Дону 2010год.
Интернет-ресурсы
1.
Е. Корвин-Кучинская «Секреты поделок из бумаги и картона».
2014год bookash.pro/ru/book
2.
А. Хакимулин «Коллекция летающих моделей». 2015 год
bookash.pro/ru/book
3.
«Идеи поделок из картона»https://mychildroom.ru
4.
«Страна мастеров» творчество для детей. 2014 год http://stranamasterov.ru
5.
А. Иванова «Поделки из ненужных вещей» 2014 год https://www.labirint.ru
Литература для детей:
1.
Ю.И. Дорогов, Е.Ю. Дорогова «Оригами самые интересные
поделки». ООО «Академия развития» Москва 2011год.
2.
А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева «Апликация». ООО «Академия
развития» Москва 2011год.
3.
Г.И. Долженко «Поделки из бумаги». ООО «Академия развития»
Москва 2011год.
Интернет-ресурсы
1.
А. Иванова «Поделки из ненужных вещей» 2014 год
https://www.labirint.ru
2.
«Страна
мастеров»
творчество
для
детей.
2014
год
http://stranamasterov.ru
3. Е.В.Данкевич «Большая книга поделок для девочек и мальчиков»
2013год
https://www.twirpx.com
4. «Вторая жизнь старых вещей» 2014 год http://worldmammy/ucoz/ru
Литература для родителей:
1.
Ю.И. Дорогов, Е.Ю. Дорогова «Оригами самые интересные
поделки». ООО «Академия развития» Москва 2011год.
25
2.
А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева «Апликация». ООО «Академия
развития» Москва 2011год.
3.
О.Г. Черных, А.А. Дмитриева «Внеклассные мероприятия».
Издательство Москва 2010год.
4.
Т.В. Степанов, Д.В. Григорьев «Внеурочная деятельность».
Издательство Москва 2014год.
Интернет-ресурсы:
1.
Л. Григорьев «Увлекательные поделки из бумаги» 2012год
https://wwwlfbirint/ru
2.
Данкевич Е.В. «Большая книга поделок для девочек и
мальчиков». – М.: Оникс, 2013год.
https://www.twirpx.com
3. Дубовицкая Е.Г. «Увлекательные поделки из спичек». - 3изд.–
Ростовн/Д: Радуга,2011 год https://www.labirint.ru
4. «Вторая жизнь старых вещей» 2014 год http://worldmammy/ucoz/ru
26
Приложение 1
Оценочные материалы
Модуль №1, Модуль№2
1.Эмоциональный отклик на проявление эстетического в природе, явления
окружающей жизни, произведения изоискусства. Видение красоты людей и их
поступков.
2. Видение свойств предметов, живых объектов и явлений, знание эстетических
и сенсорных признаков, которые делают их красивыми и некрасивыми.
3. Участие в художественной деятельности, эмоционально - эстетическая
оценка, высказывание собственного суждения (при активном побуждении
взрослого).
4. Владение достаточно качественными (соответственно возраста) навыками и
умениями, способами различных видов аппликации.
5. Использование полученных знаний и умений в собственной деятельности,
проявление самостоятельной и творческой инициативы.
27