УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АБИНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АБИНСКИЙ РАЙОН
Принята на заседании
педагогического совета
от 25 марта 2024 г.
протокол № 3
Утверждаю
Директор МБУ ДО СЮТ
________________ Н.А. Саянова
приказ от 13 апреля 2024г. № 124
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«АЗБУКА ЛЕПКИ»
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы:1 год, 72 ч.
Возрастная категория: от 6 до 10 лет
Состав группы: от 8 человек
Форма обучения очная
Вид программы: модифицированная
Программа реализуется: на бюджетной основе
ID-номер Программы в Навигаторе: 11622
Автор-составитель
Коновалова Анжела Анатольевна
педагог дополнительного образования
п. Ахтырский, 2024г.
СОДЕРЖАНИЕ
Название раздела
Нумерация
страниц
Титульный лист программы
1
Содержание
2
Паспорт
3-5
Пояснительная записка программы
6-8
Цель и задачи
9
Планируемые результаты
9-10
Содержание программы
11-12
Календарный учебный график
13-15
Формы аттестации, контроля
Оценочные материалы
Методические материалы
16
16
16-17
Условия реализации программы
17
Воспитательный компонент
Список рекомендуемой литературы
Приложения
18-19
20
21-24
2
Паспорт общеобразовательной общеразвивающей программы
«Азбука лепки»
Наименование муниципалитета
Абинский район
Наименование организации
МБУ ДО СЮТ
ID-номер программы в АИС
«Навигатор»
Полное наименование программы
11622
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Азбука лепки»
муниципальное задание
Механизм финансирования
муниципальное задание, внебюджет
ФИО авторов составителей
Коновалова Анжела Анатольевна
Краткое описание программы
Форма обучения
Данная программа имеет выраженную
художественную направленность,
личностно-ориентированная,
личностно-значимая
очная
Уровень содержания
ознакомительный
Продолжительность освоения (объем)
1 год - 72 часа
Возрастная категория
6 – 10 лет
Цель программы
развитие творческих способностей
детей.
Образовательные:
- формировать знания, умения и
навыки работы с глиной;
- знакомить
с
традициями
народного искусства по лепке из глины;
- учить
работать в группе и
индивидуально;
- учить простейшим приёмам
лепки, формировать умение составлять
простые композиции.
Задачи программы
3
Метапредметные:
- развивать особенности оценки
выполненной работы, интуицию;
- развивать
творческие
способности и задатки;
- развивать умение наблюдать,
выделять главное;
- развивать чувство формы и цвета,
мелкую моторику рук, обогащать
словарный запас.
Личностные:
- воспитывать художественный
вкус, трудолюбие, любознательность;
- воспитывать самостоятельность;
- повышать коммуникативную
культуру детей;
- учить работать в группе и
индивидуально;
воспитание у ребёнка
уверенности в своих силах;
- воспитывать наблюдательность и
усидчивость.
1. Предметные
знакомство
с
базовыми
технологиями в области керамики основных способов формообразования
(способы из жгута, из пласта, из
цельного куска глины);
2. Личностные - умение работать
в паре и малых группах; умение оценить
и согласовать собственное поведение с
поведением других детей.
3.Метапредметные - свободно
пользуются способами и приёмами
лепки;
понимают
особенности
материала; - умеют создавать форму
предмета на основе восприятия и
самостоятельного наблюдения.
На обучения зачисляются все
желающие, в том числе дети, попавшие в
трудную
жизненную
ситуацию,
находящиеся в социально опасном
положении и дети с ограниченными
возможностями здоровья.
Ожидаемые результаты
Особые условия
4
Возможность реализации в сетевой
форме
Возможность реализации в электронном
формате с применением дистанционных
технологий
Материально-техническая база
5
нет
При необходимости возможна
реализация в электронном формате с
применением дистанционных
технологий.
1. Инструменты и приспособления для
работы с глиной. Муфельная печь.
Рабочая одежда
2 Помещение с набором столов стульев
и необходимыми условиями для
проведения занятий. Мебель
необходимая для работы с детьми и
хранения материалов и изделий.
3. Интернет ресурсы; ноутбук,
презентации
4. Наглядные пособия.
5.Дидактические
материалы:
иллюстрации, технологические схемы
фотографии, рисунки и альбомы,
посвященные народным промыслам,
шаблоны.
РАЗДЕЛ 1
«КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ:
ОБЪЕМ, СОДЕРЖАНИЕ, ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ»
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Азбука лепки» разработана на основе ряда законов и нормативных документов:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.2012 г. № 273- ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (с изменениями 24.2023 года);
2. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями
от 31.07.2020 года);
3.Указ президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации
на период до 2024 года»;
4. Указ президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О
национальных целях развития России до 2030 года»;
5.Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г.
№ 16);
6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от
29.05.2015 г. № 996-р;
7. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022
г. № 678-р;
8.Федеральны проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к
протоколу комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018г.
№ 3;
9. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.12.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
6
10. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022г. № 629. «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
11. Приказ Минросвещения России от 03.09.2019г. № 467. «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем развития
дополнительного образования детей;
12. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018г. № 298н. «Об утверждении профессионального
стандарта педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
13. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015г. № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы);
14. Письмо Министерства образования и науки РФ от 29.03.2016 г. № ВК641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеразвивающих программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей – инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»;
15. Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от
20.02.2019г. №ТС – 551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ
и инвалидностью»;
16. Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации
от31.01.2022г. №ДГ 245/06 «О направлении методических рекомендаций»
(вместе с «Методическими рекомендациями по реализации дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения
дистанционных образовательных технологий»);
17. Устав МБУ ДО СЮТ.
Актуальность данной программы состоит в том, что она приобщает детей
к искусству народных промыслов и формирует художественно - творческую
активность через создание творческих работ на основе приемов и методов лепки.
Данная программа объединения является модифицированной в основу,
которой легла типовая программа учебного курса «Декоративно-прикладное
искусство» педагога Тимошиной Е.А., г. Кореновск, 2001г. «Занятия в системе
дополнительного образования детей» - В.Н.Иванченко, 2007г. Задания по темам
подобраны с учётом возраста детей, их интересов, запросов времени.
Использованы некоторые интересные идеи и темы из программ по керамике
Малогулко И.В., Соловьёва И.Ф. и Полиновского Е.Л.
7
Программа «Азбука лепки» имеет художественную направленность.
Вопрос о развитии творческих способностей дошкольников в теории и
практике обучения стоит особенно остро. Открытие в себе индивидуальности
поможет ребенку реализовать себя в обществе.
Занятия лепкой повышают сенсорную чувствительность, способствуют
тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики.
Развивается воображение, пространственное мышление, общая ручная
умелость, мелкая моторика; синхронизируются работа обеих рук.
Лепка является одним из средств релаксации, что имеет важное значение
для психологического благополучия ребенка.
Новизна данной программы заключается в том, что на занятиях дети
углубляют свои познания в нетрадиционных техниках лепки. Программа
направлена на социально-экономическое развитие муниципального образования
и региона в целом.
Педагогическая целесообразность обусловлена необходимостью
раскрытия у детей творческих навыков, воображения, приобщением к
окружающему миру и искусству, расширением кругозора, созданием условий, в
которых дети могут проявить свои как индивидуальные способности, так и
способности при участии в коллективной работе. Настоящая программа
призвана научить детей не только репродуктивным путём приобретать новые
навыки в лепке, но и побудить интерес к творческой деятельности, который в
дальнейшем поможет ребёнку перейти на новый уровень умственного развития
и облегчит подготовку к школе.
Отличительные особенности программы:
Во время работы с глиной ребёнок получает эстетическое наслаждение от
её пластичности, объёмности, от форм, которые получаются в процессе лепки.
Лепка развивает у детей лучшую координацию движений, развивает пальцы рук
(моторику), способствует большей свободе и раскованности всей руки, а также
лучшему освоению пространства, объёма, глубины. Дети этого возраста с
большим успехом передают движения в осязаемом объёме.
Изделия, получаемые в процессе работы, вызывают у детей чувство
радости, гордости, удовлетворённости, уверенности в себе.
Занятия по программе «Азбука лепки» развивают умственные способности
детей, расширяют их художественный кругозор, формируют нравственные
представления, содействуют формированию творческого отношения к
окружающему миру, воспитывают любовь к труду.
Данная
программа
объединения
«Азбука
лепки»
является
модифицированной на основе уже существующих образовательных программ:
8
Иванченко В. Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Учебнометодическое пособие. Издательство «Учитель», 2007г.
Казин В., Сиротин В. Изобразительное искусство. Начальная школа,
Программно-методические материалы. М.: Дрофа, 1999.
Основные характеристики образовательного процесса.
Адресат программы.
Программа ориентирована на детей дошкольного возраста от 6 до 10 лет.
На обучение зачисляются все желающие, в том числе дети, попавшие в
трудную жизненную ситуацию, находящиеся в социально опасном положении и
дети с ограниченными возможностями здоровья.
При необходимости возможна реализация в электронном формате с
применением дистанционных технологий.
Объем программы - программа рассчитана на 1 год обучения..
Режим занятий. Программа относится к ознакомительному уровню и
состоит из учебных модулей: «Объемная лепка» - 34 часа, «Декоративная лепка»
- 38 часов. При последовательном прохождении обучающимися учебных
модулей объем учебных часов составит 72 часа Занятия проходят 1 раз в неделю
по 2 часа.
Занятия распределены по расписанию, с перерывами по 10-15 минут для
игр на воздухе или разминки, а также для отдыха глаз. 15 минут после занятий
необходимы для приведения рабочего места в порядок, уборки инструмента.
Уровень сложности программы - ознакомительный.
Формы и методы обучения.
Формы обучения – очная (групповая).
Методы
обучения
индивидуально-дифференцированный;
групповой;
практический; наглядный, игра-конкурс; разговор; рассматривание готовых
образцов; лепка под руководством педагога; самостоятельная деятельность.
Методы воспитания – убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование,
мотивация и др.
Тип занятия – комбинированный, практический, диагностический.
Особенности организации образовательного процесса:
В программе предусмотрено участие детей с особыми образовательными
потребностями: детей-инвалидов и детей с особыми образовательными
потребностями: детей- инвалидов и детей с ограниченными возможностями
здоровья; талантливых (одаренных, мотивированных) детей; детей, находящихся
в трудной жизненной ситуации.
В программе предусмотрена возможность занятий по индивидуальной
образовательной траектории (по индивидуальному учебному плану).
9
1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: развитие творческих способностей детей.
Задачи:
Предметные:
- формировать знания, умения и навыки работы с глиной;
- знакомить с традициями народного искусства по лепке из глины;
- учить работать в группе и индивидуально;
- учить простейшим приёмам лепки, формировать умение составлять
простые композиции.
Метапредметные:
- развивать особенности оценки выполненной работы, интуицию;
- развивать творческие способности и задатки;
- развивать умение наблюдать, выделять главное;
- развивать чувство формы и цвета, мелкую моторику рук, обогащать
словарный запас.
Личностные:
- воспитывать художественный вкус, трудолюбие, любознательность;
- воспитывать самостоятельность;
- повышать коммуникативную культуру детей;
- учить работать в группе и индивидуально;
- воспитание у ребёнка уверенности в своих силах;
- воспитывать наблюдательность и усидчивость.
1.3 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Занятия в объединении способствуют развитию индивидуальных
способностей воспитанников.
- знакомство с базовыми технологиями в области керамики -основных
способов формообразования (способы из жгута, из пласта, из цельного куска
глины);
- умение работать в паре и малых группах;
- умение оценить и согласовать собственное поведение с поведением
других детей.
- свободно пользуются способами и приёмами лепки;
- понимают особенности материала;
- умеют создавать форму предмета на основе восприятия и
самостоятельного наблюдения.
Предметные результаты:
10
К концу учебного года обучения обучающиеся должны знать:
-название и назначение материалов, инструментов и приспособлений,
предусмотренных программой;
-правила организации рабочего места;
-правила и приёмы обработки глины;
-правила общения.
К концу учебного года обучения обучающиеся должны уметь:
- узнавать по внешнему виду изделия традиционных народных промыслов,
изучаемых по программе;
-различать
инструменты
и
приспособления,
предусмотренные
программой;
-пользоваться инструментами и приспособлениями, использовать их
строго по назначению и бережно относится к ним;
-соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
-правильно организовывать рабочее место и поддерживать порядок во
время работы;
-выполнять правила и приёмы обработки глины;
-правильно выполнять изученные технологические операции;
-самостоятельно изготавливать по образцу изделие.
Метапредметные:
- развить творческие способности и задатки;
- научиться наблюдать, выделять главное;
- развить чувство формы и цвета, мелкую моторику рук, пополнить
словарный запас.
Личностные:
- научиться самостоятельности;
- повысить коммуникативные навыки;
-научиться работать в группе и индивидуально;
1.4
№
п/п
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебно-тематический план
Количество часов
Название раздела, темы
Всего
1
Формы аттестации (контроля)
Теория
Практика
1. Учебный модуль «Объемная лепка» (34 ч.)
11
1.1
Вводное занятие.
1.2
1
-
Способы
объемной 32
лепки.
Итоговое занятие
1
4
28
1
-
Всего часов по учебному 34
модулю
6
28
1.3
1
Входной
контроль,
собеседование.
Собеседование, опрос минивыставка
мини-выставка
2. Учебный модуль «Декоративная лепка»(38ч.)
2.1
Вводное занятие.
Лепка
по
мотивам
народной игрушки
2.3 Лепка
рельефных
изображений.
2.4 Итоговое занятие
Всего часов по учебному
модулю
Всего часов по программе
2.2
1.5
1
1
-
18
4
14
18
4
14
1
38
1
10
28
72
18
54
Собеседование, опрос, минивыставка
Собеседование, опрос, минивыставка
Собеседование, опрос, минивыставка
Выставка творческих работ
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
Содержание программы
1.
Учебный модуль «Объемная лепка» (34ч.)
Тема 1.1Вводное занятие (1 ч.).
Ознакомление с программой работы объединения, целями и задачами 1
года обучения. Правила поведения обучающихся в объединении. Знакомство с
учебным модулем. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с глиной и
инструментами.
Тема 1.2Способы объемной лепки (32 ч.).
Теория: Знакомство со способами лепки: конструктивный, пластический,
комбинированный. Лепка животных. Показ фотографий, иллюстраций с
изображением животных. Анализ пропорционального соотношения частей
различных животных. Способы лепки. Выбор способа лепки животного, подбор
цветовой гаммы для оформления игрушки.
Практическая работа. Освоение способов объёмной лепки. Лепка
посуды, игрушек с применением способов объемной лепки. Лепка животных с
применением способов объемной лепки, сушка, обжиг, раскраска игрушек.
Тема 1.3 Итоговое занятие (1ч.).
Теория. Подведение итогов по учебному модулю. Беседа, обсуждение.
Практическая работа: Выставка работ обучающихся.
12
2.
Учебный модуль «Декоративная лепка» (38ч.)
Тема 2. 1. Вводное занятие (1 ч.).
Теория. Знакомство планом работы учебного модуля «Декоративная
лепка».
Инструменты и приспособления при работе с глиной. Техника
безопасности.
Тема 2.2 Лепка по мотивам народной игрушки (18 ч.)
Теория. Знакомство с Дымковской игрушкой.Ознакомление обучающихся
с глиняной игрушкой, как одним из видов народного творчества.
Типичные черты Дымковской игрушки, выразительность пластики,
разнообразные сюжеты, приемы и особенности росписи.
Практическая работа. Знакомство малышей с алгоритмом исполнения
глиняных игрушек: рассматривание рисунков, фотографий, схем с
элементами росписи Дымковского промысла. Цветовая гамма: богатство
элементов в росписи, яркость используемых цветов. Характерные особенности
пропорционального соотношения игрушек. Особенности лепки, технология
выполнения. Лепка игрушек, сушка, обжиг, грунтовка, раскрашивание работ.
Тема 2.3.Лепка рельефных изображений (18 ч.).
Теория. Беседа-рассказ «Объемное изображение на плоской основе».
Показ декоративных пластин. Прорисовка эскиза декоративной пластины.
Техника выполнения декоративных пластин путем накладывания деталей на
пластину: подготовка основания (раскатать пласт из глины толщиной 6-10 мм),
нанесение контура рисунка на пластину (с помощью жгута выкладывается
контур рисунка) Сушка изделия. Раскраска изделия краской: акварель, гуашь,
темпера.
Практическая работа. Освоение приемов лепки объемных изображений
на плоской основе.
Тема 2.4 Итоговое занятие (1 ч.).
Теория. Подведение итогов по учебному модулю. Беседа, обсуждение.
Практическая работа: Выставка работ обучающихся. Подведение итогов
за учебный год. Подготовка работ к выставке.
13
РАЗДЕЛ 2
«КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ,
ВКЛЮЧАЮЩИХ ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ»
2.1 КАЛЕНДАРНЫЙ - УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Дата
п\п
План.
Количество часов
Факт.
Всего
Название темы
теория практика
1. Учебный модуль «Объемная лепка» (34 ч.)
1
-
15
45
3.
Вводное занятие.
1
Знакомство с инструментами и
приспособлениями для лепки,
техникой безопасности.
Способы объемной лепки (30 ч.) – 1
Конструктивный,
пластический,
комбинированный
(Фруктовая
фантазия.).
«Змейка».
1
15
45
4.
«Морская звезда».
1
15
45
5.
«Подружусь я с красками…».
1
15
45
6.
«Солнышко».
1
15
45
7.
«Мышка с сыром».
1
15
45
8.
«Гусеница».
1
15
45
9.
15
45
10.
«Собираем
овощи:
огурец, 1
помидор, морковка, капуста».
«Цыпленок».
1
15
45
11.
«Осенние листочки».
1
15
45
12.
«Птичий двор».
1
15
45
13.
«Подружусь я с красками…».
1
15
45
14.
«Домашние питомцы».
1
15
45
15.
«Золотая рыбка».
1
15
45
16.
«Лесные жители» (Белка)
1
15
45
17.
18.
19.
«Подружусь я с красками…».
«Хавронья с поросятами».
«Птичка» (павлин).
1
1
1
15
15
15
45
45
45
20.
«Аквариум:
улитки,
водоросли».
«Кудрявая овечка».
рыбки, 1
15
45
1
15
45
1.
2.
21.
14
22.
«Быстроногая лошадка».
1
15
45
23.
«Подружусь я с красками…».
1
15
45
24.
«Жар-птица».
1
15
45
25.
«Подружусь я с красками…».
1
15
45
26.
«Круторогий барашек».
1
15
45
27.
«Снеговик».
1
15
45
28.
«Лесные жители»
1
15
45
29.
«Подружусь я с красками…».
1
15
45
30.
«Ёлочка нарядная».
1
15
45
31.
«Шарики-фонарики».
1
15
45
32.
«Снежинки».
1
15
45
33.
«Подружусь я с красками…».
1
15
45
34.
Итоговое
занятие.
обучающихся по модулю.
Опрос 1
1
2 учебный модуль «Декоративная лепка» (38 ч.)
35.
Вводное занятие.
1
15
45
36.
Лепка по мотивам народных 1
игрушек (18 ч.). Дымковская
игрушка.
«Подружусь я с красками…».
1
15
45
15
45
1
15
45
1
15
45
1
15
45
1
1
1
15
15
15
45
45
45
44.
«Дымковская игрушка» (лепка
петуха)
«Дымковская игрушка». (лепка
козлика)
«Дымковская игрушка». (лепка
индюка)
«Подружусь я с красками…».
«Подружусь я с красками…».
«Дымковская игрушка» Нарядные
лошадки.
Лепка композиции на озере.
1
15
45
45.
Лепка «Кошкин дом».
1
15
45
46.
Зоопарк: слон, лиса.
1
15
45
47.
«Подружусь я с красками…».
1
15
45
48.
«Зоопарк: верблюд».
1
15
45
49.
«Филимоновский олень».
1
15
45
50.
Лепка игрушек «Динозавры».
1
15
45
51.
Лепка игрушек «Цветы для мамы».
1
15
45
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
15
52.
«Барыня-сударыня».
1
15
45
53.
«Подружусь я с красками…».
1
15
45
54.
15
45
55.
Лепка рельефных изображений 1
(18 ч.) Беседа «Керамическое
панно»
«Подружусь я с красками…».
1
15
45
56.
Лепка рельефа «Весна».
1
15
45
57.
Лепка рельефа «Цветы».
1
15
45
58.
Лепка рельефа «Бабочки».
1
15
45
59.
«Подружусь я с красками…».
1
15
45
60.
Лепка «Морские мотивы».
1
15
45
61.
Лепка «Летим мы на ракете».
1
15
45
62.
Лепка «Квакушка».
1
15
45
63.
«Подружусь я с красками…».
1
15
45
64.
Лепка «Птица».
1
15
45
65.
Лепка сувениров.
1
15
45
66.
Лепка сувениров.
1
15
45
67.
«Подружусь я с красками…».
1
15
45
68.
«Весенний лужок».
1
15
45
69.
«Лепка животных!».
1
15
45
70.
«Подружусь я с красками…».
1
15
45
71.
Лепка «Черепашка».
1
15
45
72.
Итоговое
занятие.
Опрос 1
обучающихся по модулю. Минивыставка.
Итого:
72
15
45
2.2 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ
Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и
итоговых результатов. Методом контроля и управления образовательным
процессом является тестирование детей, анализ результатов конкурсов,
творческих работ обучающихся. Качество обучения прослеживается в
творческих достижениях, обучающихся, в призовых местах на конкурсах.
Результативность программы «Азбука лепки» определяется диагностическими
исследованиями, которые проходят в два этапа.
16
1. Промежуточная аттестация – проводится в конце 1 полугодия. Её
результаты позволяют определить уровень развития практических навыков
(педагог оформляет протокол).
2.
Итоговая аттестация – проводится в конце года обучения. По её
результатам определяется уровень динамики, которого достигли обучающиеся
за время обучения (педагог оформляет протокол).
2.3 ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Перечень (пакет) диагностических методик, позволяющих определить
достижение обучающимися планируемых результатов. Тестирование знаний по
модулям программы (приложение в программе).
Критерии показателей уровневого дополнительного образования
обучающихся
Диагностика прогнозируемых результатов производится согласно
таблице развития навыков лепки у детей 6 - 10лет (см. приложение
Оценочные материалы по программе)
2.4 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Методы обучения: индивидуально-дифференцированный; групповой;
практический; наглядный.
Формы организации образовательного процесса: групповая,
индивидуальная.
Формы организации учебного занятия: игра-конкурс; беседа;
презентация, рассматривание готовых образцов; лепка под руководством
педагога; самостоятельная деятельность.
Педагогические технологии: технология группового обучения,
технология коллективного взаимообучения, технология игровой деятельности,
информационно-коммуникативные технологии.
Дидактический материал: схемы, шаблоны, рисунки, методические
разработки.
Алгоритм организации учебного занятия по лепке для детей 6-7 лет
строятся по следующему примерному плану.
Организационная часть - организационный момент (приветствие,
проверка готовности к занятию).
Подготовительная часть – рассказ педагога, объяснение, беседа.
Создание интереса и эмоционального настроя (используются сюрпризные
моменты, стихи, загадки, песни, потешки; знакомство с произведениями
17
изобразительного искусства; напоминания об увиденном ранее; появление
сказочного персонажа, нуждающегося в помощи; игры-драматизации;
упражнения на развитие памяти, внимания и мышления; подвижные игры).
Практическая часть - (самостоятельная работа, игровая или творческая
часть занятия, физкультминутка). Процесс выполнения работы начинается с
анализа изображаемого предмета, советов педагога и предложений детей по
созданию работы; в некоторых случаях используется показ приемов
изображения. Далее дети приступают к созданию своих работ. Педагог может
обратить их внимание на удачно начатую поделку; направить действия ребят,
нуждающихся в поддержке и помощи. При доработке изделия дополнительными
элементами следует обращать внимание детей на выразительные средства
(правильно подобранные нужные цвета и интересные детали).
Заключительная часть - подведение итогов занятия (рассматривание
готовых работ, при этом педагогом дается только положительная оценка).
Ребенок должен радоваться полученному результату, учиться оценивать свою
поделку и работы других детей, подмечать новые и интересные решения, видеть
сходство с натурой, уборка рабочего места. Форма подведения итогов: выставка
детских работ;
2.5 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Кадровое обеспечение.
Реализовывать программу может педагог, имеющий среднее специальное
или высшее педагогическое образование, обладающий достаточными
теоретическими знаниями и практическими умениями в области декоративноприкладного творчества, и иметь необходимый педагогический опыт.
Материально-техническое обеспечение
1. Материально-техническая база (глина, краски, кисти, основной и
вспомогательный инструмент).
2.Дидактическое
обеспечение
(наглядные
пособия,
схемы,
фотоматериалы, работы детей и педагога).
3.Методическое обеспечение (методическая и техническая литература,
специальная литература по прикладному искусству)
4.Техника безопасности.
Материалы и инструменты - глина, деревянные дощечки, стеки
пластмассовые; скалки; салфетки влажные; фартуки; краски (гуашь); кисти;
палитры.
18
2.6 ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
Сегодня под воспитанием в образовательной организации понимается
создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного
становления и подготовки к жизненному самоопределению.
Общие задачи и принципы воспитания представлены в Федеральном
законе от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся», где воспитательная деятельность рассматривается как
компонента педагогического процесса в каждом общеобразовательном
учреждении и охватывает все составляющие образовательной системы, что
направленно на реализацию государственного, общественного и индивидуальноличностного заказа на качественное и доступное образование в современных
условиях.
Цели воспитательной деятельности: формирование и развитие
учащихся системы нравственных, морально-волевых и мировоззренческих
установок, способствующей их личностному, гармоничному развитию и
социализации в соответствии с принятыми социокультурными правилами и
нормами как основы их воспитанности.
Задачи воспитательной деятельности:
– развитие морально-нравственных качеств обучающихся: честности,
доброты, совести, ответственности, чувства долга;
– развитие волевых качеств обучающихся: самостоятельности,
дисциплинированности,
инициативности,
принципиальности,
самоотверженности, организованности;
– воспитание стремления к самообразованию, саморазвитию,
самовоспитанию;
– приобщение детей к экологической и социальной культуре,
здоровому образу жизни. Рациональному и гуманному мировоззрению;
– формирование нравственного отношения в духе демократии к
человеку, труду и природе;
– воспитание обучающихся в духе демократии, личностного достоинства,
уважения прав человека, гражданственности и патриотизма.
Приоритетные направления в организации воспитательной работы:
гражданско-патриотическое,
духовно-нравственное,
художественноэстетическое, спортивно-оздоровительное, трудовое и профориентационное,
здоровьесберегающее, социокультурное, экологическое, воспитание семейных
ценностей и т.д.
Педагог разрабатывает план мероприятий по реализации программы.
19
1.
План воспитательной работы
Организационная работа
Принять участие в выставках по школам для вовлечения детей в
объединение. Провести ознакомительные беседы с обучающимися.
2.
К 10 сентября укомплектовать группу объединения.
3.
В группах провести:
- Беседу о правилах поведения на занятиях.
- Беседу по технике безопасности.
1.
Воспитательная работа
В соответствии с планом учебно-воспитательной работы МБУ ДО СЮТ
принимать участие в мероприятиях, проводимых в СЮТ.
2.
Провести тематические беседы: по программе
3.
Провести беседы на нравственную тему: «Главные правила вежливости в
общении», «Я, житель моего поселка», «Учимся ценить добрые отношения»,
«Организованность в труде».
4.
Провести викторины: «Литературная викторина по сказкам»,
«Дикие животные», «Зрительные вопросы», «О домашних животных».
5.
Проводить игры: «Поле чудес», «Вспомним разные слова»,
«Игры Деда Буквоеда», «Запутанный зоопарк», «Собери картинку»,
«Загадки-задачки», «Головоломки», «Разгадай кроссворд».
6.
Принимать участие в выставках технического творчества, организованных
в СЮТ.
7.
1.
Принимать участие в районных и краевых выставках детского технического
творчества.
Связь со школой, семьей
На родительском собрании в объединении провести выставку работ.
2.
Приглашать родителей обучающихся групп на мероприятия, проводимые в
СЮТ.
3.
Выполнить сувениры к праздникам и знаменательным датам.
20
План-график воспитательной работы
Дата
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
Тема
Игра-приветствие
Беседа:«Техника безопасности при работе в кабинете»
Беседа:«Как вести себя на занятиях в объединении»
Беседа:«Бережное отношение к имуществу СЮТ»
Беседа:«Правила перехода улиц и дорог»
Беседа:«Поддержание чистоты и порядка в объединении»
Беседа:«Главные правила вежливости в общении»
Инсценировка детей на тему: «Самый вежливый у нас…».
Беседа: «Подарок – символ уважения».
«Золотые руки»-почему так говорят.
Беседа:«Чаще улыбайся, если хочешь нравиться людям».
Беседа: «Что такое справедливость».
Беседа-викторина «История Олимпийских игр»
Беседа:«История авиации, флота, бронетанковой техники».
Беседа: «Закаляйся, если, хочешь быть здоров».
Беседа: «Масленица–древний славянский праздник»
Беседа: «Урок вежливости»
Игровая минутка«1-апреля день смеха»
Беседа-викторина «Шагает эра космоса вперед»
Беседа: «Патриотизм и любовь к Родине».
Беседа-размышление: «Мой лучший друг».
Беседа: «Не пробовать, не начинать» (о вреде алкоголя и пагубных
привычек).
21
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагогов:
1.Сокольникова Н.М. «Изобразительное искусство и методика
преподавания» - М: Академа,2010.
2.Е.С.Юрьева «Керамика в детском саду». Метод. пособ. для
воспитателей. Ижевск, 2011.
3. Бедина. М. В. Поделки из природных материалов.2011. Книжный клуб
семейного досуга, 2011. — 64 с. — (Чудеса своими руками).
4. Дымковская игрушка / мастер-класс (И.А. Лыкова, Н.К.Гаранина, Е.Н.
Левашова) 2009 г.
Список литературы для детей
1. Бедина. М. В. Поделки из природных материалов.2011. Книжный клуб
семейного досуга, 2011. — 64 с. — (Чудеса своими руками).
2. Лебедева Е. Г. «Простые поделки из бумаги и пластилина». Ростов –на
Д: Феникс, 2008.padabum.com›d.php?id=45999
Интернет ресурсы
1. http://paper-life.ru/books/205-large-illustrated-encyclopedia
ПЛАСТИЛИНОВАЯ КАРТИНА. ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.Тихомирова
Ольга Юрьевна, Лебедева Галина Александровна
Педагогика, Методика работы с дошкольниками, Художественное
развитие дошкольников.ISBN: 978-5-86775-890-5Год издания: 2011Серия:
Библиотека воспитателя. Издательство: Мозаика-Синтез.
2.https://avidreaders.ru/book/plastilinovaya-kartina-dlya-raboty-sРащупкина, С.Ю. Лепка из глины для детей / С.Ю. Ращупкина. - М.:, 2010.
.https://knizhnyymir.com/poznavatelnaya_literatura/10883-lepka-iz-gliny-dlja-detejrazvivaem-palcy-i-golovu.html
22
Приложения № 1
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей
проходит через участие их в выставках, конкурсах. Выставочная деятельность
является важным итоговым этапом занятий.
Выставки могут быть:
- однодневные - проводится в конце каждого задания с целью
обсуждения;
- постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
- тематические - по итогом изучения модулей;
- итоговые – в конце года организуется выставка практических работ
обучающихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов,
родителей, гостей.
Вытягивание
целого
от
куска
Отщипывание
от
части
целого куска
Скручивание
в
жгута
«косу»
Прищипыван
краёв
ие
формы
Сплющивание
формы
Столбик
Шар, конус
Начало
года
Конец
года
Начало
года
Конец
года
Начало
года
Конец
года
Начало
года
Конец
года
Начало
года
Конец
года
Начало
года
Конец
года
Начало
года
Конец
года
Ф.И. ребёнка
Примерная диагностика развития навыков лепки у детей 6 -10 лет
Основные формы и приёмы лепки
Низкий уровень.
Ребенок не может самостоятельно размять глину, испытывает трудности в
изготовлении основных форм из глины. Самостоятельно не может применять
основные приёмы лепки.
Средний уровень.
Ребенок не испытывает трудности при лепке. Самостоятельно разминает
пластилин или глину, выполняет большинство базовых фигур самостоятельно
или с небольшой помощью педагога.
Высокий уровень.
Ребёнок самостоятельно лепит все основные фигуры, составляет простые
композиции, не испытывает отрицательные эмоции при неудачах, обращаясь за
помощью или консультацией к педагогу.
23
Приложения № 2
Оценочные материалы
Формы аттестации (контроля) обучающихся по изучению программы
Учебный
модуль
Вид
Что контролируем
Формы аттестации
контроля
(контроля)
1год обучения
"Объемная
Текущий Уровень освоения
Беседа «Послушная глина».
лепка"
навыков
Собеседование, опрос детей.
правильного
Самооценка
работ
приготовления
обучающихся.
глины, смешивание «Способы объемной лепки»,
цветов.
Уровень «История и особенности,
владения способами техника
изготовления
объемной лепки
народных игрушек», минивыставка работ обучающихся.
Опрос детей по модулю
«Объемная лепка»
«Декоративная Текущий Уровень
овладения Беседа «глиняная игрушка».
лепка»
техникой и степень Глиняные пластины.
самостоятельности
Собеседование,
при
изготовлении «Керамическое панно».
игрушек по народным Опрос по учебному модулю.
промыслам;
Мини-выставка работ.
рельефных изделий,
игрушек по замыслу.
Степень
самостоятельности
при выполнении и
оформлении работ.
24
Лист оценки
(опрос обучающихся, по учебному модулю «Объемная лепка»)
Ф.И.О.___________________________________________________________
№П/П Содержание
Уровень Примечание
1. Знает свойства глины. Умеет самостоятельно
приготовить глину.
2. Знает названия инструментов и их
использование.
3. При выполнении работ самостоятельно
определяется с выбором способа лепки
4. Умеет самостоятельно планировать свою
работу при изготовлении изделия.
5. Умеет передавать характерные особенности в
лепке.
6. Владеет начальными навыками использования
основных цветов, смешивает их.
7. Умеет самостоятельно провести анализ
изделия.
- высокий уровень (качество ярко выражено) (5 баллов)
- средний уровень; (4 балла)
-низкий уровень; (3 балла)
Лист оценки
(опрос обучающихся, по учебному модулю «Декоративная лепка»)
Ф.И.О.___________________________________________________________
№П/П Содержание
Уровень Примечание
1. Знает историю Дымковского промысла.
Выделяет
характерные
средства
выразительности (элементы узора, колорит,
сочетание цветов).
2. При выполнении лепки сувениров использует
способы на основе навыков, полученных в
течение года.
3. Знает технологию изготовления рельефных
изображений, умеет: отличать объемные и
плоские формы; передавать форму предмета;
сравнивать предметы по величине.
4.
Выделяет элементы узора и составляет из
них
композицию.
Рисует
элементы
растительного и геометрического орнамента:
точка, круг, прямая и волнистые линии, клетка,
листок.
25
26