Волшебная глина

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АБИНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АБИНСКИЙ РАЙОН
Принята на заседании
педагогического совета
от 25 марта 2024 г.
протокол № 3

Утверждаю
Директор МБУ ДО СЮТ
________________ Н.А. Саянова
приказ от 13 апреля 2024г. № 124

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ВОЛШЕБНАЯ ГЛИНА»
Уровень программы: базовый
Срок реализации программы:
2 года, 288 ч. (1-ый год – 144 ч., 2-ой год 144 ч.)
Возрастная категория: от 7 до 15 лет
Состав группы: до 12 человек
Вид программы: модифицированная
Программа реализуется: на бюджетной основе
ID-номер Программы в Навигаторе: 11640

Автор-составитель
Коновалова Анжела Анатольевна
педагог дополнительного образования

п. Ахтырский,2024г.

СОДЕРЖАНИЕ
Название раздела

Нумерация
страниц

Титульный лист программы

1

Содержание

2

Паспорт

3-5

Пояснительная записка программы

6-9

Цель и задачи

10

Планируемые результаты

11-12

Содержание программы

13-21

Календарный учебный график

22-29

Формы аттестации, контроля
Оценочные материалы
Методические материалы

30
30
31

Условия реализации программы

32

Список рекомендуемой литературы
Воспитательный компонент
Приложения

34
35
36-37

2

Паспорт
программы «Волшебная глина»
Наименование муниципалитета

Абинский район

Наименование организации

МБУ ДО СЮТ

ID-номер программы в АИС 11640
«Навигатор»
Полное наименование программы
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Волшебная глина»
Механизм
финансирования Муниципальное задание
муниципальное
задание,
вне
бюджета
ФИО авторов составителей
Коновалова Анжела Анатольевна
Краткое описание программы

Тип программы

Данная программа имеет выраженную
художественную
направленность,
личностно-ориентированная, личностнозначимая
модифицированная

Вид программы

Модульная

Форма обучения

Очная

Уровень содержания

Базовый

Продолжительность
(объем)
Возрастная категория
Цель программы

Задачи программы

освоения 144 часа – 1 год, 144 – 2 год
(всего 288 часов)
7 – 15 лет
Цель:
формирование
творческого
отношения
детей
к
изучению
окружающего их предметного мира и
умения отобразить его в своих работах.
Личностные:
- способствовать проявлению внимания,
целеустремленности и аккуратности;
- развивать интерес к декоративноприкладному творчеству способности к
образному мышлению, воображению
(получение общих знаний о промыслах);
- формировать навыки взаимодействия и
сотрудничества (умение работать в паре и
малых группах);
научить адекватной самооценке
результатов труда (умение оценить и
3

Ожидаемые результаты

согласовать собственное поведение с
поведением других детей).
метапредметные:
- формировать любовь к декоративноприкладному искусству,
развить и
закрепить знания, умения и навыки работы
с глиной, красками, кистями т.д.;
предметные:
- формировать умение пользоваться
разными способами и приёмами лепки при
работе с глиной;
- отработать практические навыки работы с
инструментами, при работе с глиной;
- помочь понять особенности материала;
- научить создавать форму предмета на
основе восприятия и самостоятельного
наблюдения
По
окончанию
курса
обучения
обучающиеся должны знать и уметь
предметные результаты:
-Правила техники безопасности.
-Оборудование рабочего места, материалы
(свойства
глины),
инструменты,
приспособления для работы.
- Технологическую последовательность,
выполняемой работы. Способы лепки из
глиняного теста.
- Характерные основные особенности
лепки и росписи народных игрушек
(Каргопольской,
Филимоновской,
Дымковской);
- Способы декорирования изделий из
глины.
- уметь:
Выполнять
правила
техники
безопасности.
- Качественно выполнять каждую работу.
Пользоваться
инструментами
и
приспособлениями.
- Выполнять лепку глиняной игрушки по
соответствующей технологии.
Личностные результаты:
- проявляют интерес к декоративноприкладному творчеству;
4

развивают
образное
мышление,
воображение (получение общих знаний о
промыслах); знакомство с базовыми
технологиями в области керамики основных способов формообразования
(способы из жгута, из пласта, из цельного
куска глины).
- проявляют навыки взаимодействия и
сотрудничества (умение работать в паре и
малых группах).
Метапредметные результаты:
-формирование
умения
сравнивать,
выделять главное в своей работе
(классифицировать, анализировать).
-разбираться в геометрических формах
предметов.
- умения осуществлять действия по
образцу.
Особые условия
На обучения зачисляются все желающие, в
том числе дети, попавшие в трудную
жизненную ситуацию и находящиеся в
социально опасном положении, дети с
ограниченными возможностями здоровья.
Возможность реализации в сетевой нет
форме
Возможность
реализации
в при необходимости возможна реализация
электронном
формате
с в электронном формате с применением
применением
дистанционных дистанционных технологий.
технологий
Материально-техническая база
Инструменты
и приспособления для
работы с глиной. Кисти щетинные и
искусственные,
ножницы.
Краски
гуашевые, акварель. Карандаши, линейки,
клей ПВА, лак - ПФ, глина, скульптурные
стеки. Муфельная печь. Рабочая одежда.
Мебель необходимая для работы с детьми
и хранения материалов и изделий.

5

РАЗДЕЛ 1
«КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ:
ОБЪЕМ, СОДЕРЖАНИЕ, ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ»
1.1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
разработана в соответствии:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.2012 г. № 273- ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (с изменениями 24.2023 года);
2. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями
от 31.07.2020 года);
3.Указ президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации
на период до 2024 года»;
4. Указ президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О
национальных целях развития России до 2030 года»;
5.Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г.
№ 16);
6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от
29.05.2015 г. № 996-р;
7. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022
г. № 678-р;
8.Федеральны проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к
протоколу комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018г.
№ 3;
9. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.12.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
10. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022г. № 629. «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
11. Приказ Минросвещения России от 03.09.2019г. № 467. «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем развития
дополнительного образования детей;
6

12. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018г. № 298н. «Об утверждении профессионального
стандарта педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
13. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015г. № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы);
14. Письмо Министерства образования и науки РФ от 29.03.2016 г. № ВК641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеразвивающих программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей – инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»;
15. Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от
20.02.2019г. №ТС – 551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ
и инвалидностью»;
16. Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации
от31.01.2022г. №ДГ 245/06 «О направлении методических рекомендаций»
(вместе с «Методическими рекомендациями по реализации дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения
дистанционных образовательных технологий»);
17. Устав МБУ ДО СЮТ.
Данная программа объединения является модифицированной в основу,
которой легла типовая программа учебного курса «Декоративно-прикладное
искусство» педагога Тимошиной Е.А., г. Кореновск, 2001г. «Занятия в системе
дополнительного образования детей» - В.Н.Иванченко, 2007г. Задания по темам
подобраны с учётом возраста детей, их интересов, запросов времени.
Использованы некоторые интересные идеи и темы из программ по керамике
Малогулко И.В., Соловьёва И.Ф. и Полиновского Е.Л.
Направленность (профиль) программы
Направленность программы художественная, так как в ходе ее освоения
дети приобщаются к декоративно-прикладному искусству и приобретают
практические навыки работы с художественным материалом и инструментами.
Программа рассчитана на школьников 7-15 лет и направлена на их
творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие, приобретение ими
опыта по созданию изделий декоративно-прикладного творчества.
Актуальность программы предлагаемой программы обусловлена
следующими факторами:
- целью современного образования, в котором дополнительному
образованию отводится одна из ведущих ролей в нравственно-эстетическом
воспитании ребѐнка, удовлетворении его индивидуальных потребностей,
развитии творческого потенциала, адаптации в современном обществе,
повышении занятости детей в свободное время;
7

- особенностью современной ситуации, когда искусству и культуре

отводится значимая роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего
поколения, в формировании его мировоззрения на лучших и достойных
подражания образцах искусства, в том числе и декоративно-прикладного;
- необходимостью формирования ценностных эстетических ориентиров
подрастающего поколения;
- потребностью в творчестве, заложенной в каждом ребенке, желанием
созидать, создавать прекрасное своими руками;
- программа
направлена на социально-экономическое развитие
муниципального образования и региона в целом.
Новизна программы. Дополнительная общеобразовательная программа
составлена с учетом требований, предъявляемых к программам дополнительного
образования, на основе последних достижений и исследований детского
прикладного творчества, педагогической практики.
Новизна программы заключается в том, что в ней охвачены два
направления декоративно-прикладного искусства с их углубленным изучением.
Реализация творческого потенциала обучающихся происходит через активное
участие в выставках, конкурсах, благотворительных акциях и в других
мероприятиях. Изготовление подарков к праздникам, сувенирные изделия для
дома, украшения и т.д.
Педагогическая целесообразность программы направлена на овладение
основами творческой деятельности, на формирование художественноэстетической оценки, дает возможность каждому воспитаннику реально
открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства,
проявить и реализовать свои творческие способности; во-вторых, оно
практически значимо. Дети могут применять полученные знания и творческий
опыт в практической работе по оформлению интерьера собственной комнаты,
класса, создавая изделия из доступного материала – глины.
Отличительные особенности программы:
- педагог использует дифференцированный подход в работе с каждым
ребёнком, так как группы формируются из разновозрастных детей, имеющих
различный уровень базовых знаний и умений;
- педагог использует творческий подход к выбору заданий при изучении
новой темы, интересной для детей и актуальной на данный момент;
- образовательная программа нацеливает обучающихся не только на
освоение теоретических и практических знаний и умений, но и на активное
участие в выставках, фестивалях и ярмарках народных ремесел.
Адресат программы.
Программа, адресована на возрастную категорию от 7-15 лет. Программа
реализуется в течение двух лет.
Первый год обучения состоит из четырех модулей: «Лепим легко и
просто», «Объемная лепка», «Рельефная лепка», «Сюжетная лепка». Второй год
обучения: «Увлекательный мир керамики», «Декоративная лепка», «Лепка
декоративных панно», «Наши глиняные шедевры».
8

Система тем и заданий, разработанных в данной программе, позволяет
обучающемуся последовательно проходить обучение по всем модулям и дает
возможность зачислять всех желающих. Дети имеют разные знания и умения,
поэтому в программе большое внимание уделяется индивидуальному подходу в
работе с детьми.
Комплектование групп проводится с 1 августа по 15 сентября.
Состав групп постоянный. Группы комплектуются в количестве не менее
8 человек.
Уровень и объем программы, сроки реализации.
Общее количество учебных часов, запланированных, на весь период
обучения и необходимых для освоения программы определяется, содержанием и
составляет 288 ч.
Срок освоения - программы 2 года.
Форма обучения – очная.
Режим занятий: Режим занятий: занятия проходят 2 раза в неделю по 2
учебных часа.
Занятия распределены по расписанию, с перерывами по 10-15 минут для
игр на воздухе или разминки, а также для отдыха глаз. 15 минут после занятий
необходимы для приведения рабочего места в порядок, уборки инструментов.
Объем учебных часов по программе.
Первый год обучения – 144 часа. Учебный модуль «Лепим легко и просто»
- 34 часа, «Объемная лепка» - 38 часов, «Рельефная лепка» - 34 часа, «Сюжетная
лепка» - 38 часов.
Второй год обучения – 144часа.
Учебный модуль «Увлекательный мир керамики» - 34 часа, «Декоративная
лепка» - 38 часов, «Лепка декоративных панно» - 34 часа, «Наши глиняные
шедевры»- 38 часов.
При последовательном прохождении обучающимися всех учебных
модулей объем учебных часов составит 288 часов.
1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель и задачи первого года обучения: - формирование творческого
отношения детей к изучению окружающего их предметного мира и умения
отобразить его в своих работах.
Цель и задачи второго года обучения:
- закрепление знаний, полученных в первый год обучения. Овладение
новыми приемами работы с глиной.
Задачи
Обучающие:
- формировать умение пользоваться разными способами и приёмами лепки
при работе с глиной;
- отработать практические навыки работы с инструментами, при работе с
глиной;
- помочь понять особенности материала;
9

- научить создавать форму предмета на основе восприятия и
самостоятельного наблюдения;
Развивающие:
- способствовать проявлению внимания, целеустремленности и
аккуратности;
- развивать интерес к декоративно-прикладному творчеству способности
к образному мышлению, воображению (получение общих знаний о промыслах);
- формировать навыки взаимодействия и сотрудничества (умение
работать в паре и малых группах);
- научить адекватной самооценке результатов труда (умение оценить и
согласовать собственное поведение с поведением других детей).
Воспитательные:
- формировать любовь к декоративно-прикладному искусству, развить и
закрепить знания, умения и навыки работы с глиной, красками, кистями т.д.;
- мотивировать обучающихся к планированию и коррекции результатов
деятельности с помощью педагога и самостоятельно;
- осуществлять способность обучающихся к конструктивному общению
взаимодействию с педагогом и сверстниками.
1.3 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ожидаемые результаты освоения программы первого года обучения
- получение общих знаний о промыслах.
- знакомство с базовыми технологиями в области керамики -основных
способов формообразования (способы из жгута, из пласта, из цельного куска
глины);
- умение работать в паре и малых группах;
- умение оценить и согласовать собственное поведение с поведением
других детей.
Ожидаемые результаты освоения программы второго года обучения:
- свободно пользуются способами и приёмами лепки;
- понимают особенности материала;
- творчески используют выразительность средств;
- умеют создавать форму предмета на основе восприятия и
самостоятельного наблюдения.
Предметные результаты первого года обучения обучающиеся должны
знать:
1. Правила техники безопасности.
2. Оборудование рабочего места, материалы (свойства глины),
инструменты, приспособления для работы.
3. Технологическую последовательность, выполняемой работы.
4. Способы лепки из глиняного теста.
5. Характерные основные особенности лепки и росписи народных игрушек
(Каргопольской, Филимоновской, Дымковской);
10

6.
Способы декорирования изделий из глины.
- уметь:
1. Выполнять правила техники безопасности.
2. Качественно выполнять каждую работу.
3. Пользоваться инструментами и приспособлениями.
4. Выполнять лепку глиняной игрушки по соответствующей технологии.
5. Творчески подходить к выполнению своих работ, достигая их
выразительности для участия в выставках. Лепить предметы простой и сложной
формы.
Личностные результаты:
- проявляют интерес к декоративно-прикладному творчеству;
- развивают образное мышление, воображение (получение общих знаний
о промыслах); знакомство с базовыми технологиями в области керамики основных способов формообразования (способы из жгута, из пласта, из цельного
куска глины).
- проявляют навыки взаимодействия и сотрудничества (умение работать в
паре и малых группах).
- дают адекватную самооценку результатов труда (умение оценить и
согласовать собственное поведение с поведением других детей).
- проявляют внимание, целеустремленность и аккуратность.
Метапредметные результаты:
-формирование умения сравнивать, выделять главное в своей работе
(классифицировать, анализировать).
-разбираться в геометрических формах предметов.
- умения осуществлять действия по образцу.
Планируемые результаты освоения программы обучающимися
второго года обучения - предметные результаты:
К концу второго года обучения обучающиеся должны обучающиеся
Знать:
1. Правила Т.Б. на занятиях.
2. Правильно оборудовать рабочий стол, подобрать материалы и
инструменты для выполнения работы.
3. Историю возникновения керамики.
4. Определять технологические свойства керамического теста.
5. Технологию и последовательность изготовления изделий, данных на
занятиях педагогом.
6. Свойства красок, смешивание цветов.
7. Творчески подбирать средства воплощения замысла в изделии.
8. Особенности создания художественного образа в процессе
изготовления изделия.
9. Требования, предъявляемые к готовому изделию.
- Уметь:
1. Творчески создать каждое изделие, максимально используя объём
знаний, умений, навыков.
2. Рационально планировать свою работу при изготовлении изделия.
11

3. Выполнять работу различной сложности.
4. Создавать свой авторский фонд.
5. Экономно расходовать материалы.
Личностные результаты
– понимают особенности материала;
- свободно пользуются способами и приёмами лепки;
- творчески используют выразительность средств;
- испытывают ответственность за результаты своего труда.
Метапредметные результаты:
– знают технологию и последовательность изготовления изделий, данных
на занятиях педагогом, правила Т.Б. на занятиях;
- определяют технологические свойства керамического теста; требования,
предъявляемые к готовому изделию;
- обладают умением работать с информацией;
- умеют творчески подходить к выполнению каждого изделия,
максимально используя объём знаний, умений, навыков достигая их
выразительности для участия в выставках; правильно оборудовать рабочий стол,
подобрать инструменты и приспособления для выполнения работы;
рационально планировать свою работу при изготовлении изделия.
1.4

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебно-тематический план

№
п/п Название раздела, темы

Количество часов

Формы
аттестации
(контроля)

Всего

Тео - Пракрия
тика
1. Учебный модуль «Лепим легко и просто».
1
Тема. Вводное занятие. 2
2
Тема.
Декоративная 30
4
лепка.
3
Тема. Итоговое занятие. 2
2
Всего часов по учебному 34
8
модулю
2. Учебный модуль «Объемная лепка».
2

1
2
3
4

Тема. Вводное занятие.
2
Тема. Способы объемной 22
лепки.
Тема. Лепка народных 12
игрушек.
Тема. Итоговое занятие.
2

26
26

2
4

18

2

10

2

-

12

Собеседование, опрос
Беседа, опрос. минивыставка
Собеседование, опрос,

Собеседование, опрос
Собеседование, опрос
мини-выставка
Собеседование, опрос
мини-выставка
Собеседование, опрос
мини-выставка

Всего часов по учебному 38
10
модулю
3. Учебный модуль «Рельефная лепка».
1
Тема. Вводное занятие.
2
2
2
Тема. Лепка панно.
30
4
3
Тема. Итоговое занятие.
2
2
Всего часов по учебному 34
8
модулю
4. Учебный модуль «Сюжетная лепка».
1
Тема. Вводное занятие.
2
2
2
Сюжетная лепка
16
2
Тема.
Выполнение 18
творческой работы.
4
Тема. Итоговое занятие.
2
Всего часов по учебному 38
модулю
Всего часов по программе
144
3

1.5

28

26

Собеседование, опрос
Собеседование, опрос
мини-выставка

26

14

2

16

2
8

30

34

110

Беседа, устный опрос,
Показ, беседа, устный
опрос, самостоятельная
работа, мини-выставка
самостоятельная
работа обучающихся
Итоги года (анализ)

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА

Содержание программы
Учебный модуль «Лепим легко и просто» (34 ч).
Тема 1. 1. Вводное занятие (2 ч.).
Теория. Задачи творческого объединения. Знакомство с учебным
модулем. Организационные вопросы. История возникновения и развития
керамики. Керамические промыслы народов мира и России. Значение керамики
в истории человечества. Последовательность изготовления керамических
изделий. Инструктаж по технике безопасности. Сказка «Школа лепки».
Тема 1.2. Декоративная лепка (30 ч.).
Теория. Свойства и особенности глины. Сведения о глине как о
художественном материале. Об организации рабочего места. Название и
назначение инструментов, приспособлений (стеки, доска, и.т.д.).Особенности
лепки с натуры. Пропорции, пластика, красота. Подготовка глины к лепке
(вымешивание и перемин глины). Освоение приемов скатывания,
расплющивания, стягивания, защипывания, прижимания, примазывания.
Знакомство с цветовым кругом. Основные и дополнительные цвета.
Способы получения дополнительных цветов. Тёплые и холодные цвета.
Сочетаемые и несочетаемые цвета. Влияние цветов друг на друга. Упражнения в
смешивании цветов, в размыве.
13

Назначение посуды в жизни человека. Посуда из белой и тёмной глины.
Инструменты, используемые при лепке посуды. Способы лепки посуды:
ленточный, лепка из глиняных жгутиков, выбирание стекой.
Способы украшения посуды с применением элементов орнамента
(растительный, геометрический и.т.д.). Понятие о ритме и цвете в орнаменте.
Сочетаемые и несочетаемые цвета. Влияние цветов друг на друга. Подготовка
глины к лепке, изготовление посуды способами ручной лепки, сушка, подготовка
изделий к обжигу шлифовка, обжиг, роспись и оформление готовых изделий.
Беседа «Значение сувенира в жизни человека». Обсуждение вариантов
сувенира. Обсуждение пропорционального и цветового решения изделия.
Практическая работа.
Упражнения в смешивании цветов, в размыве.
Упражнения в получении дополнительных цветов.
Рисуем настроение (радость, печаль).
Лепка фруктов, листьев.
Изготовление посуды способами ручной лепки
(кружка, блюдце, и.т.д.). Лепка сувениров.
Лепка в любой технике: пластами или из целого куска.
Подготовка изделия к обжигу (шлифовка трещин, разрывов).
Декорирование сувениров - гуашь, темперные краски Оформление изделий покрытие работ лаком. Изготовление праздничной упаковки.
Тема 1.3Итоговое занятие (2ч.).
Теория. Подведение итогов по учебному модулю. Беседа, обсуждение.
Практическая работа: Выставка работ обучающихся.
1.
Учебный модуль «Объемная лепка» (38 ч.).
Тема 2. 1. Вводное занятие (2 ч.).
Теория. Знакомство планом работы учебного модуля «Объемная лепка».
Инструменты и приспособления при работе с глиной. Техника
безопасности.
Тема 2.2 Способы объёмной лепки (22 ч.).
Теория. Способы объёмной лепки: конструктивный, пластический,
комбинированный. Сравнительная характеристика способов лепки. Выбор
способа лепки для выбранной работы. Подготовка глины к лепке, лепка
игрушек, сушка, обжиг и раскраска игрушек.
Показ фотографий, иллюстраций с изображением животных. Анализ
пропорционального соотношения частей различных животных. Способы
лепки. Выбор способа лепки животного, подбор цветовой гаммы для
оформления игрушки.
Практическая работа. Освоение способов объёмной лепки. Лепка
игрушек
«В траве-мураве».
Лепка животных с применением способов объемной
14

лепки: «Птичий двор», «Кто сказал, «Мяу»?», «Лесные жители», сушка,
обжиг, раскраска игрушек.
Тема 2.3 Лепка по мотивам народной игрушки (12 ч.).
Теория. Ознакомление обучающихся с глиняной игрушкой, как одним из
видов народного творчества, ее история. Изучение особенностей игрушек
различных ремесленно-художественных центров. Типичные черты
изделий,
выразительность пластики, разнообразные сюжеты, приемы и особенности
росписи.
Дымковская игрушка - Киров-центр производства Дымковской
игрушки.
Глиняные фигурки зверей, птиц, людей, домашней утвари. Снежно-белый
фон, по которому написан простой узор геометрического характера: кружки,
точки, полоски. Насыщенный цвет: красно-алый, малиновый, синий,
золотисто-желтый.
Филимоновская игрушка
–
Филимоново
центр
народного
художественного промысла. В раскраске этой игрушки доминируют красный,
малиновый, темно-синий и зеленый цвета Орнамент росписи простой: узкие
черточки, полоски, или графический древний символ солнца (розетки), круги,
ромбы. Фигурки игрушки устремлены ввысь к солнцу.
Каргопольская игрушка - г. Каргополь, расположен на севере нашей
страны. Технология самая обыкновенная. Мастера очеловечивают животных
- среди игрушек фантастический персонаж - важно стоящий на четырех
конских ногах бородатый крепыш в широкополой шляпе, сказочный
получеловек-полуконь, по-местному - Полкан. Роспись довольно проста сначала
игрушку белят. Набор красок ограничен, чем у многоцветной дымковской
игрушки. Цвета: голубой, кирпично-красный и.т.д. Узор - полоски, штрихи,
ромбы, овалы.
Практическая работа. Знакомство обучающихся с алгоритмом
исполнения
глиняных игрушек: рассматривание рисунков, фотографий, схем с
элементами росписи традиционных для определенного вида промысла.
Сравнение цветовой гаммы богатство элементов в росписи, яркость
используемых цветов. Характерные особенности пропорционального
соотношения игрушек Особенности лепки, технология выполнения Лепка
игрушек, сушка, обжиг, грунтовка, роспись, окончательное оформление работ.
Тема 2.4Итоговое занятие (2 ч.).
Теория. Подведение итогов по учебному модулю. Беседа, обсуждение.
Практическая работа: Выставка работ обучающихся.
2.
Учебный модуль «Рельефная лепка» (34 ч.).
Тема 3. 1. Вводное занятие (2 ч.).
Теория. Знакомство планом работы учебного модуля «Рельефная лепка».
15

Инструменты и приспособления при работе с глиной. Техника
безопасности.
Тема 3.2Лепка панно (30 ч.).
Теория. Беседа «Объемное изображение на плоской основе». Показ
декоративных пластин. Создание эскиза декоративной пластины. Техника
выполнения декоративных пластин путем накладывания деталей на пластину:
подготовка основания (раскатать пласт из глины толщиной 6-10 мм), нанесение
контура рисунка на пластину (с помощью жгута выкладывается контур рисунка)
Сушка изделия. Подготовка к обжигу (зачистка трещин, разрывов). Раскраска
изделия краской: акварель, гуашь, темпера. Оформление изделия - покрытие
изделия лаком.
Практическая работа. Освоение приемов лепки объемных изображений
на плоской основе.
Тема 3.3 Итоговое занятие (2 ч.).
Теория. Подведение итогов по учебному модулю. Беседа, обсуждение.
Практическая работа: Выставка работ обучающихся.
3.
Учебный модуль «Сюжетная лепка» (38 ч.).
Тема 4. 1. Вводное занятие (2 ч.).
Теория. Знакомство планом работы учебного модуля «Сюжетная лепка».
Инструменты и приспособления при работе с глиной. Техника
безопасности.
Тема 4. 2. «Сюжетная лепка» (16 ч.).
Теория. Понятие композиции. Композиция в скульптуре, ее специфика.
Круговой осмотр скульптуры. Создание выразительности образа. Размещение
предметов в пространстве. Укрепление предметов на подставке. Выбор сюжета
для практического выполнения. Обсуждение: основных фрагментов и
дополнений, включаемых в композицию; пропорциональное соответствие всех
фрагментов композиции, цветовое решение. Лепка основных фрагментов,
основания и дополнений. Подготовка к обжигу. Роспись выполненных
фрагментов. Оформление (покрытие лаком). Размещение и закрепление на
основании подготовленных фрагментов композиции.
Практическая работа. Лепка одного или двух фигурных композиций по
сказкам. Формирование собственного отношения к предметам. Трактовка
собственного отношения к предметам и героям в лепке.
Лепка: сказочных персонажей, зоопарк. цирк и.т.д.
Тема 4.3. Выполнение творческой работы (18 ч.).
Теория. Изготовление работы по индивидуальному эскизу.
Самостоятельный выбор темы для работы. Эскиз. Обсуждение по эскизу.
Использование средств, подчёркивающих выразительность работы, характер
и настроение, способы лепки, подготовка работы к обжигу роспись и
оформление изделия.
16

Практическая работа. Выполнение творческой работы. Доведение
работы
до законченного состояния.
Тема 4.4 Итоговое занятие (2 ч.).
Теория. Подведение итогов по учебному модулю. Беседа, обсуждение. Как
мы можем развиваться в качестве художников. Промежуточная аттестация.
Практическая работа: Выставка работ обучающихся.
Учебно-тематический план второй год обучения
№
п/п Название раздела, темы

Количество часов

Формы
аттестации
(контроля)

Всего ТеоПракрия
тика
1. Учебный модуль «Увлекательный мир керамики.».
1
Тема. Вводное занятие.
2
2
Собеседование, опрос
2

Тема. Объемная лепка.

30

4

26

3
Тема. Итоговое занятие.
2
2
Всего часов по учебному 34
8
26
модулю
2. Учебный модуль «Декоративная лепка».
1
2
3
4

Тема. Вводное занятие.
2
Тема. Лепка народных 22
игрушек.
Лепка
сувениров
к 12
праздникам.
Тема. Итоговое занятие.
2

2
2

20

1

11

2

-

Всего часов по учебному 38
7
31
модулю
3. Учебный модуль «Лепка декоративных панно».
1
Тема. Вводное занятие.
2
2
2
Тема. Лепка
настенных 30
4
26
панно.
3
Тема. Итоговое занятие.
2
2
Всего часов по учебному 34
8
26
модулю
4. Учебный модуль «Наши глиняные шедевры».
1
Тема. Вводное занятие.
2
2
-

17

Беседа,
опрос,
самостоятельная
работа
Собеседование, опрос,

Собеседование, опрос
Собеседование, опрос
мини-выставка
Собеседование, опрос
мини-выставка
Собеседование, опрос
мини-выставка

Собеседование, опрос
Собеседование, опрос
мини-выставка

Беседа, устный опрос,

2

Тема.
Лепка
на 10
предложение и свободные
темы.

Тема. Фантастический мир. 12
Тема.
Выполнение 12
творческой работы.
5
Тема. Итоговое занятие.
2
Всего часов по учебному 38
модулю
Всего часов по программе
144
3
4

2

8

2
1

10
11

2
9

29

32

112

Показ, беседа, устный
опрос,
самостоятельная
работа,
минивыставка

Итоги года (анализ)

Содержание обучения учебно-тематического плана
Учебный модуль «Увлекательный мир керамики» (34 ч.).
Тема 1.1. Вводное занятие.
Теория. Ознакомление с учебным модулем обучения. Набор
инструментов. Инструктаж по Т.Б. при работе с колющими и режущими
предметами. Правила поведения. Организационные вопросы.
Тема 1.2. Объемная лепка (30 ч.)
Теория. Лепка сосудов сложных форм. Демонстрация изделий и
иллюстрация сосудов различных форм.
Сравнение сосудов, сделанных ручным способом, с сосудами, сделанных
на
гончарном круге. Уникальные узоры древних гончаров, украшавших
сосуды
- рельефный (резьба, гравировка, тиснение, лепное узорочье); гладкое
декорирование (лощение, морение, ангобирование, роспись).
Понятие о связи формы и назначения изделия. Понятие эстетического
вкуса:
достаточность, излишество, художественное чутье. Способы ручного
изготовления сосудов. Инструменты и приспособления. Беседы: «Не боги
горшки обжигают», «Глина в руках человека», «Находки геологов на Кубани»,
«Три лика керамики», «Китайские птицы и голландские тюльпаны»,
«Английская керамика».
Практическая работа. Освоение приемов ручной лепки сосудов: с
использованием цилиндрической болванки, из целого куска глины, из глиняных
жгутов, с помощью пластин, с применением декоративной отделки изделий.
Лепка декоративных сосудов в форме зверей, птиц.
Лепка декоративной посуды.
Теория. Знакомство обучающихся с декоративной посудой. Анализ
формы
различных видов посуды. Зарисовки простейших форм посуды.
18

Практическая работа. Освоение приема лепки посуды из лепешки
способом загибания краев при вращении лепешки Лепешка посуды способом
вдавливания и растягивания краев. Украшение посуды налепом, контррельефом.
Лепка тарелки, блюда, чашки, чайника, горшочка, солонки.
Тема 1.3 Итоговое занятие (2 ч.).
Теория. Подведение итогов по учебному модулю. Беседа, обсуждение.
Практическая работа: Выставка работ обучающихся.
1.
Учебный модуль «Декоративная лепка» (38 ч.).
Тема 2.1. Вводное занятие.
Теория. Ознакомление с учебным модулем обучения. Набор
инструментов. Инструктаж по Т.Б. при работе с колющими и режущими
предметами. Правила поведения. Организационные вопросы.
Тема 2.2. Лепка народных игрушек (26 ч.).
Теория. Беседа о народных промыслах. Животные в народных игрушках.
Однотипность изображения основных форм. Многообразие деталей
украшений. Разнообразность сюжетов, вариантов росписи.
Практическая работа. Самостоятельная разработка эскизов игрушек в
народном стиле. Создание своих игрушек, проявление творчества. Лепка
животных на выбор способом вытягивания или из пласта. Создание своей
неповторимой игрушки из глины. Сушка, обжиг изделия, роспись.
Тема 2. 3. Лепка сувениров к праздникам (8 ч.).
Теория: Беседы «Изготовление сувениров к знаменательным датам
страны,
семьи». Самостоятельный выбор варианта сувенира. Обсуждение
пропорционального и цветового решения изделия.
Разработка, выполнение эскиза, индивидуального графика выполнения
сувениров.
Практическая работа. Самостоятельное изготовление сувениров.
Тема 2.4. Итоговое занятие (2 ч.).
Теория. Подведение итогов по учебному модулю. Беседа, обсуждение.
Практическая работа: Выставка работ обучающихся.
2.
Учебный модуль «Лепка декоративных панно» (34 ч.).
Тема 3.1. Вводное занятие.
Теория. Ознакомление с учебным модулем обучения. Набор
инструментов. Инструктаж по Т.Б. при работе с колющими и режущими
предметами. Правила поведения. Организационные вопросы.
Тема 3.2. Лепка настенных панно (30 ч.).
19

Теория. Беседа - показ. «Керамическое панно в жизни современного
человека». Определение: темы декоративных панно; места панно в интерьере;
размера и формы. Определение размеров предметов на плоскости
панно.
Практическая работа. Лепка панно способом наложения и примазывания
деталей на основу и способа выемки фона.
Обсуждение темы предстоящей практической работы выполнение эскиза,
подготовка основания, нанесение контуров рисунка, сушка, подготовка к обжигу
(шлифовка трещин, разрывов). Оформление изделия.
Тема 3.3. Итоговое занятие (2 ч.).
Теория. Подведение итогов по учебному модулю. Беседа, обсуждение.
Практическая работа: Выставка работ обучающихся.
3.
Учебный модуль «Наши глиняные шедевры» (38 ч.).
Тема 4.1. Вводное занятие.
Теория. Ознакомление с учебным модулем обучения. Набор
инструментов. Инструктаж по Т.Б. при работе с колющими и режущими
предметами. Правила поведения. Организационные вопросы.
Тема 4.2. Лепка на предложение и свободные темы (10 ч.).
Теория. Понятие равновесия и гармонии масс. Красота и гармоничность
соотношений в лепке. Создание положительной эмоциональной атмосферы.
Практическая работа. Самостоятельный выбор темы. Создание смыслового
центра, определение главного персонажа. Подбор дополнительных деталей.
Выполнение работы. Подготовка к обжигу. Декоративное оформление и
размещение на подставке.
Лепка одной-двух фигурных композиций на предложение темы «Спорт»,
«Зоопарк», «Домашние животные», «Любимый герой мультфильма».
Тема 4.3. Фантастический мир (12 ч.).
Теория. Беседа «Художник, мастер изображает не только реальность, но и
создает фантастические образы: животных, птиц, фантастических существ».
Показ иллюстративного материала с изображением фантазий в скульптуре,
рисунке. Выбор темы лепки по воображению, работа над эскизом, цветовое
решение.
Практическая работа. Создание фантазий в лепке. Самостоятельный
выбор
темы и приемов работы.
Тема 4.4. Выполнение творческой работы (12 ч.).
Теория. Изготовление работы по индивидуальному эскизу.
Самостоятельный выбор темы для работы. Эскиз. Обсуждение по эскизу.
Использование средств, подчёркивающих выразительность работы, характер
и настроение, способы лепки, подготовка работы к обжигу роспись и
оформление изделия.
20

Практическая работа. Выполнение творческой работы. Доведение
работы до законченного состояния.
Тема 4.5. Итоговое занятие.
Теория. Подведение итогов по учебному модулю. Беседа, обсуждение.
Подведение итогов работы за год. Поощрение лучших обучающихся.
Практическая работа. Оформление и проведение выставки работ
обучающихся.
Итоговая аттестация.

21

РАЗДЕЛ 2
«КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ,
ВКЛЮЧАЮЩИХ ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ»
2.1 КАЛЕНДАРНЫЙ - УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Первый год обучения
Дата
п\п

План.

Количество часов
Факт.

Название темы

Учебный модуль «Лепим легко и просто» (34 ч.)
1
Вводное занятие
2
Декоративная
лепка.
Материаловедение.
3
Цветоведение
4
Способы декорирования при
лепке посуды. Лепка кружки и
тарелочки.
5
Лепка посуды из лепешки
способом загибания краев при
вращении лепешки.
6
Украшение посуды налепом,
контррельефом
7
Раскраска готовых изделий.
8
Лепка
кувшинчика
из
глиняных жгутиков.
9
Лепка вазочки способом
вдавливания и растягивания.
10
Раскраска готовых изделий.
11
Лепка игрушек «В травемураве».
12
Лепка игрушек «В травемураве» (грибы).
13
Лепка игрушек «На воде и под
водой».
14
Раскраска
обожженных
игрушек.
15
Украшения из глины (бусы,
подвески)
16
Раскраска готовых изделий.
17
Итоговое занятие. Опрос
обучающихся по модулю.
22

всего

тео- пракрия тика

2
2

2
0,5

1,5 ч.

2
2

0,5
0,5

1,5 ч.
1,5 ч.

2

0,5

1,5 ч.

2

0,5

1,5 ч.

2
2

0,5
0,5

1,5 ч.
1,5 ч.

2

0,5

1,5 ч.

2
2

0,5
0,5

1,5 ч.
1,5 ч.

2

0,5

1,5 ч.

0,5

1,5 ч.

2

0,5

1,5 ч.

2

0,5

1,5 ч.

2
2

0,5
2

1,5 ч.
-

1

Вводное занятие.

2

0,5

1,5 ч.

2

Способы объемной лепки –
Конструктивный,
пластический,
комбинированный (фрукты).
Лепка животных. «Птичий
двор».
Лепка игрушек «Домашние
животные».
Лепка игрушек «Домашние
животные».
Лепка игрушек «Домашние
животные».
Раскраска обожженных работ.
Лепка
игрушек
«Лесные
жители».
Лепка
игрушек
«Лесные
жители».
Лепка
игрушек
«Лесные
жители».
Лепка животных по выбору
обучающихся.
Раскраска обожженных работ.
Лепка по мотивам народной
игрушки.
Дымковская
игрушка.
Дымковская
игрушка
(барышня).
Лепка
Филимоновской
игрушки .
Лепка
Каргопольской
игрушки.
Лепка игрушек по выбору
Раскраска обожженных работ.
Итоговое занятие.
Мини-выставка
работ
обучающихся.

2

0,5

1,5 ч.

2

0,5

1,5 ч.

2

0,5

1,5 ч.

2

0,5

1,5 ч.

2

0,5

1,5 ч.

2
2

0,5
0,5

1,5 ч.
1,5 ч.

2

0,5

1,5 ч.

2

0,5

1,5 ч.

2

0,5

1,5 ч.

2
2

0,5
0,5

1,5 ч.
1,5 ч.

2

0,5

1,5 ч.

2

0,5

1,5 ч.

2

0,5

1,5 ч.

2
2
2

0,5
0,5
2

1,5 ч.
1,5 ч.
-

Вводное занятие.
2
Беседа
«Объемные 2
изображения на плоской

0,5
0,5

1,5 ч.
1,5 ч.

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

14
15
16
17
18
19

1
2

23

3
4
5

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

1
2

3
4
5
6
7

основе». Лепка рельефа «Зима».
Лепка рельефа «Птица»
2
Лепка рельефа «Рыбка».
2
Лепка масок.
2

0,5
0,5
0,5

1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.

Раскраска обожженных работ.
Лепка изразца «Цветы».
Лепка изразца «Бабочки,
стрекозы».
Раскраска обожженных работ.
Лепка сувенира «23 февраля».
Лепка сувенира «Подарок
маме»
Раскраска
обожженных
сувениров.
Лепка сувениров по выбору
обучающихся.
Лепка сувениров к празднику
«Пасха».
Лепка сувениров по выбору
обучающихся.
Раскраска
обожженных
сувениров.
Итоговое занятие.
Мини-выставка
работ
обучающихся.

2
2
2

0,5
0,5
0,5

1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.

2
2
2

0,5
0,5
0,5

1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.

2

0,5

1,5 ч.

2

0,5

1,5 ч.

2

0,5

1,5 ч.

2

0,5

1,5 ч.

2

0,5

1,5 ч.

2

2

-

Вводное занятие.
«Сюжетная лепка» понятие
композиции. Выбор сюжета
для лепки. Лепка основных
фрагментов для композиции.
Лепка композиции по сказкам.
Лепка композиции по сказкам.
Лепка композиции «Весна,
лето».
Раскраска
обожженных
работ.
Самостоятельная
работа
обучающихся.

2
2

0,5
0,5

1,5 ч.
1,5 ч.

2
2
2

0,5
0,5
0,5

1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.

2

0,5

1,5 ч.

2

0,5

1,5 ч.

24

8
9
10

11

12
13
14
15
16
17
18
19

Раскраска
обожженных 2
работ.
Раскраска
обожженных 2
работ.
Самостоятельная
работа 2
обучающихся.

0,5

1,5 ч.

0,5

1,5 ч.

0,5

1,5 ч.

Выполнение
творческой
работы.
Самостоятельный
выбор темы для работы.
Самостоятельный выбор
темы и приемов работы.
Самостоятельная
работа
обучающихся.
Самостоятельная
работа
обучающихся.
Самостоятельная
работа
обучающихся.
«Раскраска и оформление
творческой работы».
«Раскраска и оформление
творческой работы».
«Раскраска и оформление
творческой работы».
Итоговое
занятие.
Формирование итоговой
выставки объединения
Промежуточная
аттестация.
Коллективное
обсуждение
итогов
учебного года.
Итого:

2

0,5

1,5 ч.

2

0,5

1,5 ч.

2

0,5

1,5 ч.

2

0,5

1,5 ч.

2

0,5

1,5 ч.

2

0,5

1,5 ч.

2

0,5

1,5 ч.

2

0,5

1,5 ч.

2

2

-

144

14

130

Второй год обучения
Дата
п\п

План. Факт.

Количество часов

всего
Учебный модуль «Увлекательный мир керамики» (34 ч.)
1
Вводное занятие
2
2
Объемная лепка». Беседа «Лепка 2
сосудов сложных форм».
Название темы

25

тео- пракрия тика
2
0,5

1,5 ч.

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

13
14
15
16
17

Лепка изделий из целого куска
глины.
Лепка цветочного горшка.
Лепка
изделий
ленточным
способом.
Лепка сосудов из пластин.
Лепка
карандашницы
цилиндрической формы.
Лепка изделия
«Пластинчатый подсвечник».
Раскраска готовых изделий.
Прием
лепки
посуды
из
раскатанной глины (чайник).
Лепка подставки под телефон
из раскатанной глины.
Выполнение работы по созданию
изделий из жгута (тарелки, вазы,
и.т.д.).
Декорирование
работ
мелкими деталями.
Самостоятельная
работа
обучающихся.
Самостоятельная
работа
обучающихся.
Раскраска готовых изделий.
Раскраска готовых изделий.
Итоговое
занятие.
Опрос
обучающихся по модулю.

2

0,5

1,5 ч.

2
2

0,5
0,5

1,5 ч.
1,5 ч.

2
2

0,5
0,5

1,5 ч.
1,5 ч.

2

0,5

1,5 ч.

2
2

0,5
0,5

1,5 ч.
1,5 ч.

2

0,5

1,5 ч.

2

0,5

1,5 ч.

0,5

1,5 ч.

2

0,5

1,5 ч.

2
2
2

0,5
0,5
2

1,5 ч.
1,5 ч.
-

1

Вводное занятие.

2

0,5

1,5 ч.

2

Лепка народных игрушек.
Беседа «О народных промыслах».
Приемы
лепки
по
типу
Дымковских мастеров.
Лепка Дымковской игрушки по
выбору обучающихся.
Раскраска обожженных работ.
Лепка Филимоновской игрушки
по выбору обучающихся.
Лепка Филимоновской игрушки
по выбору обучающихся.
Раскраска обожженных работ

2

0,5

1,5 ч.

2

0,5

1,5 ч.

2
2

0,5
0,5

1,5 ч.
1,5 ч.

2

0,5

1,5 ч.

2

0,5

1,5 ч.

3
4
5
6
7

26

8
9
10
11
12
13

14
15
16
17
18
19

1
2

3
4
5
6
7
8
9
10
11

Лепка Каргопольской игрушки по
выбору обучающихся.
Раскраска обожженных работ
Орловская глиняная игрушка
(герои русских сказок).
Лепка игрушек по выбору
обучающихся.
Раскраска обожженных работ.
Лепка сувениров к праздникам.
Беседа
«Подарок-сувенир».
Способы
и
методы
лепки
сувениров.
Лепка
сувенира-подарка
на
основе.
Лепка
сувенира-подарка
на
пластине.
Лепка сувениров.
Лепка сувениров.
Лепка сувениров.
Итоговое занятие.
Мини-выставка
работ
обучающихся.

2

0,5

1,5 ч.

2
2

0,5
0,5

1,5 ч.
1,5 ч.

2

0,5

1,5 ч.

2
2

0,5
0,5

1,5 ч.
1,5 ч.

2

0,5

1,5 ч.

2

0,5

1,5 ч.

2
2
2
2

0,5
0,5
0,5
2

1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
-

Вводное занятие.
«Лепка
настенных
панно».
Беседа «Керамическое панно в
жизни современного человека».
Лепка панно «Цветы в вазе».
Лепка панно «Стрекоза».
Лепка барельефа «Фрукты».
Лепка панно «Птица».
Лепка контррельефа «Зимний
пейзаж».
Лепка масок (передача выражения,
настроения).
Роспись:
рельефа,
панно,
барельефа.
Раскраска обожженных работ.
Самостоятельная
работа
обучающихся.
Самостоятельная
работа
обучающихся.

2
2

0,5
0,5

1,5 ч.
1,5 ч.

2
2
2
2

0,5
0,5
0,5
0,5

1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.

2

0,5

1,5 ч.

2

0,5

1,5 ч.

2
2

0,5
0,5

1,5 ч.
1,5 ч.

2

0,5

1,5 ч.

27

12
13
14
15
16
17

1
2

3

4

5
6
7

8

9
10
11
12

Лепка рельефной композиции
«Подводный мир».
Роспись рельефной композиции
Лепка
декоративного
панно
«Подсолнухи».
Роспись контррельефа «Зимний
пейзаж».
Роспись рельефной композиции.
Роспись и оформление готовых
работ.

2

0,5

1,5 ч.

2
2

0,5
0,5

1,5 ч.
1,5 ч.

2

0,5

1,5 ч.

2
2

0,5
0,5

1,5 ч.
1,5 ч.

Вводное занятие.
Лепка на предложение и
свободные темы. Лепка однойдвух фигурных композиций на
предложение
темы
«Спорт»,
«Зоопарк»,
«Домашние
животные», «Любимый герой
мультфильма».
Самостоятельный выбор темы.
Создание смыслового центра,
определение главного персонажа
Лепка композиции.
Самостоятельная
работа
обучающихся.
Подбор
дополнительных деталей.
Раскраска обожженных работ.
Раскраска обожженных работ.
Фантастический мир. Беседа
«Фантазии
в
лепке».
Самостоятельный выбор темы и
приемов работы.
Выбор
темы
лепки
по
воображению, работа над эскизом,
цветовое решение.
Самостоятельная работа по лепке
изделий.
Раскраска обожженных работ.
Самостоятельная работа по лепке
изделий.
Раскраска обожженных работ.

2
2

0,5
0,5

1,5 ч.
1,5 ч.

2

0,5

1,5 ч.

2
2
2

0,5
0,5
0,5

1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.

2

0,5

1,5 ч.

2

0,5

1,5 ч.

2
2

0,5
0,5

1,5 ч.
1,5 ч.

2

0,5

1,5 ч.

28

2

13

14
15
16
17
18
19

Выполнение
творческой
работы. Самостоятельный выбор
темы
для
работы.
Самостоятельная
разработка
эскизов для росписи и лепки.
Самостоятельная
работа
обучающихся.
Самостоятельная
работа
обучающихся.
«Раскраска
и
оформление
творческой работы».
«Раскраска
и
оформление
творческой работы».
«Раскраска
и
оформление
творческой работы».
Итоговое
занятие.
Формирование
итоговой
выставки объединения на
праздник
окончания
учебного года. «Творческий
отчет».
Приглашение
родителей на выставку.
Итоговая
аттестация.
Коллективное обсуждение
итогов учебного года.

2

0,5

1,5 ч.

2

0,5

1,5 ч.

2

0,5

1,5 ч.

2

0,5

1,5 ч.

2

0,5

1,5 ч.

2

0,5

1,5 ч.

2

2

-

Итого:

144

14

130

2.2 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ
Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и
итоговых результатов. Методом контроля и управления образовательным
процессом является тестирование детей, анализ результатов конкурсов,
творческих работ обучающихся. Результативность программы определяется
диагностическими исследованиями, которые проходят в два этапа.
1. Промежуточная аттестация – проводится в конце первого года обучения.
Её результаты позволяют определить уровень развития практических навыков
(педагог оформляет протокол).
2.
Итоговая аттестация – проводится в конце второго года обучения. По
её результатам определяется уровень динамики, которого достигли
обучающиеся за время обучения (педагог оформляет протокол).

29

2.3 ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Перечень (пакет) диагностических методик, позволяющих определить
достижение учащимися планируемых результатов. Тестирование знаний по
модулям программы (приложение в программе).
Критерии показателей уровневого дополнительного образования
обучающихся
Диагностика прогнозируемых результатов производится в соответствии
с листом оценки (см. приложение Оценочные материалы по программе)
Организация открытых занятий с детьми, проведение различных мастер
классов, тематических выставок, участие в конкурсах (СЮТ, муниципальных,
краевых, всероссийских и т.д.). Отчетная выставка, беседа, викторина,
проведение ежегодной диагностики умений и навыков обучающихся.
2.4 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Методические материалы
Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный: рассказ, беседы, работа с книгой,
демонстрация;
- репродуктивный («делай, как я»): практические работы
репродуктивного характера – например: изделие по готовой схеме;
-частично-поисковый – например: подбор разных способов лепки по
конкретной схеме;
-методы мотивации и стимулирования – например: зачетная система
оценок, участие в персональной выставке, награды в виде грамот, дипломов,
благодарностей, небольших подарков;
- обучающего контроля, взаимоконтроля – здесь подразумевается работа
в группе и парами;
-творчески-поисковый– практические работы творческого характера,
самостоятельное составление рисунков, схем и изготовление изделия.
Формы обучения:
- групповое обучение – традиционное занятие с объяснением нового
материала, беседа, занятия с презентацией на компьютере.
- работа по звеньям - работа малыми группами по 2-3 человека: над
одинаковыми изделиями по одной схеме, распечатанной на карточке, в книге;
подготовка к празднику, выставке, мероприятию СЮТ,
- в парах – работа двух обучающихся с обучением одного другим, или с
взаимоконтролем.
- индивидуальная работа - по карточкам, при составлении сложных
рисунков, схем, выполнение самостоятельных работ, сбор данных для
портфолио, и т.д.
30

Виды занятий: практические занятия, беседы, дидактические игры,
рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций,
альбомов, открыток, таблиц, посещение выставок, участие воспитанников в
выставках, фестивалях, конкурсах.
Используются следующие педагогические технологии.
Подход к обучению дифференцированный. Так как, в группе могут
заниматься дети разного возраста, для некоторых тем подобран разный по
сложности и объему материал.
Технология
личностно-ориентированного
развивающего
обучения(дифференциация
и
индивидуализация
обучения).Групповые
технологии. Педагогика сотрудничества. Технология коллективной творческой
деятельности. Технологии управления познавательным процессом: технология
полного усвоения знаний.
Форма организации учебного занятия - беседа, практическое занятие,
творческая мастерская, игра путешествие.
Методические материалы по программе:
Тематические папки для бесед при прохождении тем программы.
Конспекты занятий по темам программы.
Дидактические материалы - (образцы готовых изделий обучающихся и педагога),
- раздаточные материалы (рисунки, иллюстрации).
- инструкционные технологические карты по темам программы
Алгоритм учебного занятия
Занятие обычно включает в себя следующие этапы:
Организационная часть - организационный момент (приветствие,
проверка готовности к занятию).
Подготовительная часть–рассказ педагога, объяснение, беседа,
Практическая часть - (самостоятельная работа, игровая или творческая часть
занятия, физкультминутка).
Заключительная часть – отведение итогов занятия, уборка рабочего
места.
2.5 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое оснащение

1.1.

1.2.
1.2.1.

Компоненты оснащения Используются для реализации программы
учебного кабинета
ПрограммноДополнительная
общеобразовательная
методическое
общеразвивающая программа
обеспечение
Учебно-методические материалы
УМК по предмету
Календарно-тематический
план,
план
воспитательной работы на учебный год
31

1.2.2.

1.2.3.

1.2.4.
1.2.5.

1.2.6.

Дидактические
и Наглядные пособия: готовых работ,
раздаточные материалы игрушки выполненные учащимися и
по предмету
педагогом.
Дидактические материалы: иллюстрации:
элементов росписи, ягод, листьев, цветов,
птиц, животных, бытовых сцен, схемы
построения
орнаментов,
фотографии,
рисунки
и
альбомы,
посвященные
народным промыслам, технологические
карты, шаблоны.
Подборки
заданий
творческого
и
репродуктивного
характера
для
обучающихся по темам программы.
Учебно-практическое
Инструменты и приспособления для работы
оборудование
с глиной. Кисти щетинные и искусственные,
ножницы. Краски гуашевые, акварель.
Карандаши, линейки, клей ПВА, лак - ПФ,
глина, скульптурные стеки. Муфельная
печь. Рабочая одежда.
Оборудование (мебель) Мебель необходимая для работы с детьми и
хранения материалов и изделий.
Комплекты
Анкеты, тесты, сборники вопросов для
диагностических
викторины.
материалов
Информационное
Интернет ресурсы; ноутбук, презентации.
обеспечение

Кадровое обеспечение
Реализовывать программу может педагог, имеющий среднее специальное
или высшее педагогическое образование, обладающий достаточными
теоретическими знаниями и практическими умениями в области декоративноприкладного творчества, и иметь необходимый педагогический опыт.
2.6 ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
Сегодня под воспитанием в образовательной организации понимается
создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного
становления и подготовки к жизненному самоопределению.
Общие задачи и принципы воспитания представлены в Федеральном
законе от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся», где воспитательная деятельность рассматривается как
компонента педагогического процесса в каждом общеобразовательном
32

учреждении и охватывает все составляющие образовательной системы, что
направленно на реализацию государственного, общественного и индивидуальноличностного заказа на качественное и доступное образование в современных
условиях.
Цели воспитательной деятельности: формирование и развитие
учащихся системы нравственных, морально-волевых и мировоззренческих
установок, способствующей их личностному, гармоничному развитию и
социализации в соответствии с принятыми социокультурными правилами и
нормами как основы их воспитанности.
Задачи воспитательной деятельности:
– развитие морально-нравственных качеств обучающихся: честности,
доброты, совести, ответственности, чувства долга;
– развитие волевых качеств обучающихся: самостоятельности,
дисциплинированности,
инициативности,
принципиальности,
самоотверженности, организованности;
– воспитание стремления к самообразованию, саморазвитию,
самовоспитанию;
– приобщение детей к экологической и социальной культуре,
здоровому образу жизни. Рациональному и гуманному мировоззрению;
– формирование нравственного отношения в духе демократии к
человеку, труду и природе;
– воспитание обучающихся в духе демократии, личностного достоинства,
уважения прав человека, гражданственности и патриотизма.
Приоритетные направления в организации воспитательной работы:
гражданско-патриотическое,
духовно-нравственное,
художественноэстетическое, спортивно-оздоровительное, трудовое и профориентационное,
здоровьесберегающее, социокультурное, экологическое, воспитание семейных
ценностей и т.д.
Педагог разрабатывает план мероприятий по реализации программы.
План воспитательной работы
Организационная работа
1.
Принять участие в выставках по школам для вовлечения детей в
объединение. Провести ознакомительные беседы с обучающимися.
2. К 10 сентября укомплектовать группу объединения.
3. В группах провести:
-

Беседу о правилах поведения на занятиях.

-

Беседу по технике безопасности.

Воспитательная работа
1.
В соответствии с планом учебно-воспитательной работы МБУ ДО СЮТ
33

принимать участие в мероприятиях, проводимых в СЮТ.
2.

Провести тематические беседы: по программе

3.
Провести беседы на нравственную тему: «Главные правила вежливости в
общении», «Я, житель моего поселка», «Учимся ценить добрые отношения»,
«Организованность в труде».
4.

Провести викторины: «Литературная викторина по сказкам»,

«Дикие животные», «Зрительные вопросы», «О домашних животных».
5.
Проводить игры: «Поле чудес», «Вспомним разные слова»,
«Игры Деда Буквоеда», «Запутанный зоопарк», «Собери картинку»,
«Загадки-задачки», «Головоломки», «Разгадай кроссворд».
6.
Принимать участие в выставках технического творчества, организованных
в СЮТ.
7.
Принимать участие в районных и краевых выставках детского
технического творчества.
Связь со школой, семьей
1. На родительском собрании в объединении провести выставку работ.
2.
Приглашать родителей обучающихся групп на мероприятия, проводимые
в СЮТ.
3. Выполнить сувениры к праздникам и знаменательным датам.
План-график воспитательной работы
Дата
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май

Тема
Игра-приветствие
Беседа:«Техника безопасности при работе в кабинете»
Беседа:«Как вести себя на занятиях в объединении»
Беседа:«Бережное отношение к имуществу СЮТ»
Беседа:«Правила перехода улиц и дорог»
Беседа:«Поддержание чистоты и порядка в объединении»
Беседа:«Главные правила вежливости в общении»
Инсценировка детей на тему: «Самый вежливый у нас…».
Беседа: «Подарок – символ уважения».
«Золотые руки»-почему так говорят.
Беседа:«Чаще улыбайся, если хочешь нравиться людям».
Беседа: «Что такое справедливость».
Беседа-викторина «История Олимпийских игр»
Беседа:«История авиации, флота, бронетанковой техники».
Беседа: «Закаляйся, если, хочешь быть здоров».
Беседа: «Масленица–древний славянский праздник»
Беседа: «Урок вежливости»
Игровая минутка«1-апреля день смеха»
Беседа-викторина «Шагает эра космоса вперед»
Беседа: «Патриотизм и любовь к Родине».
34

Беседа-размышление: «Мой лучший друг».
Беседа: «Не пробовать, не начинать» (о вреде алкоголя и пагубных
привычек).

35

3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагога
.
1.Азбука глиняного теста / Ольга Чибрикова. – М.: Эксмо, 2009 г.
2. Дымковская игрушка / мастер-класс (И.А. Лыкова, Н.К. Гаранина, Е.Н.
Левашова) 2009 г.
3. Буббико Дж., Крус Х. «Керамика: техники, материалы, изделия», Пер.
с итал. – Издательство «Ниола-Пресс», 2006. – 128 с: ил.
4. Лучшие поделки из соленого теста / Е.С. Рубцова. – Ростов н/Д: Владис,
2011 г.
5. Липунова СИ. «Волшебная глина» (серия «Легко и просто»), «РУСИЧ»
г. Смоленск - 2001г.
Интернет ресурсы
http://spisok-literaturi.ru/istoriya-sozdannyh-spiskov-literatury/spisok-literaturyisoderzhaschiy-slova-lepka-iz-glinyi-102818.html
(Лепим из глины Глаголев
Олег)
https://www.labirint.ru/books/190888/
https://itexts.net/avtor-svetlana-raschupkina/177662-lepka-iz-gliny-dlya-deteyrazvivaem-palcy-i-golovu-svetlana-raschupkina/read/page-4.html
Ращупкина, С.Ю. Лепка из глины для детей / С.Ю. Ращупкина. - М.:, 2010. .
https://knizhnyymir.com/poznavatelnaya_literatura/10883-lepka-iz-gliny-dlja-detejrazvivaem-palcy-i-golovu.html
Список литературы для обучающихся
1. Багрянцева А., «Домашние любимцы из пластилина» (азбука лепки), г.
Москва: Эксмо, 2014г.
2.Липунова СИ. «Волшебная глина» (серия «Легко и просто»), «РУСИЧ»
г. Смоленск - 2001г.

36

Приложение 1
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей
проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых
мероприятиях, создании портфолио. Выставочная деятельность является
важным итоговым этапом занятий.
Выставки могут быть:
- однодневные - проводится в конце каждого задания с целью
обсуждения;
- постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
- тематические - по итогом изучения разделов, тем;
- итоговые – в конце года организуется выставка практических работ
обучающихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов,
родителей, гостей. Создание портфолио является эффективной формой
оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.
Оценочные материалы
Формы аттестации (контроля) обучающихся по изучению программы
Учебный
Вид
модуль
контроля
1год обучения
"Лепим
Текущий
легко
и
просто"

Что контролируем

Формы аттестации
(контроля)

Уровень освоения
Собеседование,
опрос
навыков
обучающихся. Тест «Послушная
правильного
глина».
приготовления
Самооценка
работ
глины,
смешивание обучающихся.
цветов.
«Объемная Текущий Уровень
владения «Способы объемной лепки»,
лепка»
способами
объемной «История
и
особенности,
лепки
техника изготовления народных
игрушек», мини-выставка работ
обучающихся. Тест «Объемная
лепка»
«Рельефная Текущий Уровень
овладения собеседование, опрос: «Для чего
лепка»
техникой и степень нужны керамические панно».
самостоятельности при «Как сделать рельеф?» - этапы
изготовлении
изготовления.
рельефных изделий
Тест «Рельефная лепка».
«Сюжетная Текущий Степень
собеседование, опрос «Что
лепка»
самостоятельности при такое композиция? особенности
выполнении и при построения».
оформлении
37

композиции. Усвоение Тест по теме «Лепка по мотивам
материала
народной игрушки». Итоговая
выставка.
2год обучения
Увлекательн Текущий Уровень
овладения собеседование, опрос «Способы
ый
мир
техникой изготовления изготовления сосудов сложной
керамики
объемных
работ. формы». «Какие способы лепки,
Степень
усвоения можно использовать при лепке
материала
животного?», мини-выставка.
Тест «Объемная лепка»
Декоративн Текущий Степень
собеседование,
опрос
ая лепка
самостоятельности при «Особенности
росписи
и
изготовлении
техника изготовления игрушек
сувениров,
лепки народных промыслов»
игрушек в народном Тест по мотивам народных
стиле
игрушек.
Лепка
Текущий Степень
собеседование, опрос «Значение
декоративн
самостоятельности при и применение керамического
ых панно
выполнении рельефных панно», техника изготовления.
работ
мини-выставка
Наши
Текущий Степень
самооценка
работы,
миниглиняные
самостоятельности при выставка
шедевры
выполнении творческих
работ
по
выбору
обучающихся

38

Приложение 2
Лист оценки
(опрос обучающихся, промежуточная аттестация для 1 года обучения)
Ф.И.О.___________________________________________________________
№П/П Содержание
Уровень Примечание
1. Знает свойства глины. Умеет самостоятельно
приготовить глину.
2.

Знает названия
использование.

3.

При выполнении работ самостоятельно
определяется с выбором способа лепки
Умеет самостоятельно планировать свою
работу при изготовлении изделия.
Умеет передавать характерные особенности в
лепке.
Владеет
начальными
навыками
использования основных цветов, смешивает
их. Выделяет характерные средства
выразительности
(элементы
узора,
колорит, сочетание цветов).
Выделяет элементы узора и составляет из них
композицию. Рисует элементы растительного
и геометрического орнамента: точка, круг,
прямая и волнистые линии, клетка, листок.
Умеет самостоятельно провести анализ
изделия

4.
5.
6.

7.

8.

инструментов

и

их

- высокий уровень (качество ярко выражено) (5 баллов)
- средний уровень; (4 балла)
-низкий уровень; (3 балла)

39

Итоговый тест второй год обучения
Задание. Выберите к каждому из 5 вопросов один правильный ответ. За
каждый правильный ответ 2 балла.
1.
ДПИ -это
1-декоративно-прикладное искусство;
2 -детская проектная деятельность с целью создания гармоничной
предметной среды;
3 - декоративно-прикладная деятельность с целью развития детей;
4 -все варианты вместе.
2.
Керамика - это:
1-изделия из глины, прошедшие обжиг;
2-название одного из видов глины;
3-цвет глазури, для покрытия изделий;
4-способ, используемый в лепке;
3.
Лощение глины - это:
1- техника полировки изделия без использования глазури;
2- нанесение рисунка на изделие;
3- покрытие изделия глазурью;
4- все варианты подходят.
4.
Способ лепки из глины:
1лепка из жгутов;
2лепка из пласта;
3лепка способом вытягивания;
4подходят все варианты.
5.
Использование изделий из керамики в жизни:
1- в жизни не используется;
2- использование глиняной посуды;
3- украшения из керамики;
4- предметы декора: панно, цветочные горшки и т.д.
5- подходят все варианты, кроме 1
Оценочная шкала теста
0 – 5 баллов – низкий уровень
6-8 баллов – средний уровень;
9-10 баллов – высокий уровень
Показатель
Низкийуровень
Результаты выполнения 0-5 баллов
теста
Творческие достижения 0-5 баллов
обучающегося
(Выставка)
Итого:
0-10 баллов
40

Среднийуровень
6-8

Высокийуровень
9-10

5-8 баллов

8-10 баллов

7-13 баллов

15 – 20 баллов

Приложение 3
Критерии показателей уровневого дополнительного образования
обучающихся
Подготовительный Начальный

Уровень

уровень
уровень
освоения
1.1 Показатель «Знания, умения, навыки» (3УН)
Знакомство
образовательной
областью.

с Владение
основами
знаний.

Уровень
совершенствования

Овладение
Допрофессиональная
специальными подготовка.
знаниями,
умениями,
навыками.
2. Показатель «Moтивация к занятиям»
Неосознанный
Интерес
Интерес
на Четко
выраженные
интерес,
иногда
уровне
потребности.
навязанный
поддерживается увлечения.
Стремление
изучить
самостоятельно. Поддерживается глубоко предмет как
извне
или
на Мотивация
самостоятельно. будущую профессию.
уровне
неустойчивая, Устойчивая
любознательности. связанная
с мотивация.
Мотив случайный, результативной Ведущие
кратковременный. стороной
мотивы:
процесса.
познавательный,
общения,
добиться
высоких
результатов.
3. Показатель «Творческая активность»
Интереса
к Социализация Есть
Вносит предложения
творчеству
не в коллективе. положительный по
развитию
проявляет.
Инициативу
эмоциональный деятельности
Инициативу
не проявляет
отклик
на объединения.
Легко,
проявляет.
Не редко.
успехи свои и быстро
увлекается
испытывает радости Испытывает
коллектива.
творческим
делом.
от
открытия. потребность в Проявляет
Обладает
Отказывается
от получении
инициативу, но оригинальностью
поручений, заданий. новых знаний, в не
всегда. мышления,
богатым
Производит
открытии для Может
воображением,
операции по заранее себя
новых придумать
развитой
интуицией,
данному плану. Нет способов
интересные
гибкостью мышления,
41

навыков
самостоятельного
решения проблем.

деятельности. идеи, но часто способностью
к
Добросовестно не
может рождению новых идей.
выполняет
оценить их и
поручения,
выполнить.
задания.
Проблемы
решить
способен,
но
при
помощи
педагога.
4. Показатель «Эмоционально-художественная настроенность»
Подавленный,
Замечает
Распознает
Распознает
и
напряженный.
разные
свои эмоции и оценивает свои эмоции
Бедные
и эмоциональные эмоции других и эмоции других людей
маловыразительные состояния.
людей.
по мимике, жестам,
мимика,
жесты, Пытается
Выражает свое речи,
интонации.
речь, голос. Не выразить свое эмоциональное Проявляет
может
четко состояние,
не состояние при произвольную
выразить
свое проникая
в помощи
активность
в
эмоциональное
художественный мимики, жестов, выражении
эмоций.
состояние.
Нет образ.
Есть речи,
голоса, Развита эмоциональная
устойчивой
потребность
включаясь
в выразительность
потребности
воспринимать художественный жестов,
мимики,
воспринимать или или исполнять образ.
Есть голоса.
Высокий
исполнять
произведения
устойчивая
уровень включенности
произведения
искусства, но не потребность в в
художественный
искусства (музыки, всегда.
восприятии или образ. Ненасыщаемая
театра,
исполнении
потребность
в
литературы).
произведений
восприятии
или
искусства.
исполнении
произведений
искусства.
5. Показатель «Достижения»
Пассивное
Активное
Значительные Значительные
участие в делах участие в делах результаты на результаты на уровне
объединения.
отдела,
уровне района, города,
области,
учреждения.
города.
России.

42


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».