Волшебная кисточка

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АБИНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АБИНСКИЙ РАЙОН
Принята на заседании
педагогического совета
от 25 марта 2024 г.
протокол № 3

Утверждаю
Директор МБУ ДО СЮТ
________________ Н.А. Саянова
приказ от 13 апреля 2024г. № 124

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«ВОЛШЕБНАЯ КИСТОЧКА»
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы:1 год, 72 ч.
Возрастная категория: от 6 до 10 лет
Состав группы: от 10 человек
Форма обучения очная
Вид программы: модифицированная
Программа реализуется: на бюджетной основе
ID-номер Программы в Навигаторе: 9753

Автор-составитель
Коновалова Анжела Анатольевна
педагог дополнительного образования

п. Ахтырский, 2024г.

СОДЕРЖАНИЕ
Название раздела

Нумерация
страниц

Титульный лист программы

1

Содержание

2

Паспорт

3-5

Пояснительная записка программы

6-10

Цель и задачи

11-12

Планируемые результаты

13

Содержание программы

14

Календарный учебный график

19-24

Формы аттестации, контроля
Оценочные материалы
Методические материалы

24
24
25-26

Условия реализации программы

27

Воспитательный компонент
Список рекомендуемой литературы
Приложения

28-29
30
31-32

2

Паспорт общеобразовательной общеразвивающей программы
«Волшебная кисточка»
Наименование муниципалитета

Абинский район

Наименование организации

МБУ ДО СЮТ

ID-номер программы в АИС
«Навигатор»
Полное наименование программы

9753
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Волшебная кисточка»
На бюджетной основе

Механизм финансирования
(ПФДО, муниципальное задание,
внебюджет)
ФИО авторов составителей

Коновалова Анжела Анатольевна

Форма обучения

Данная программа имеет
выраженную художественную
направленность, личностноориентированная, личностнозначимая
очная

Уровень содержания

ознакомительный

Продолжительность освоения (объем)

1 год - 72 часа

Возрастная категория

6 – 10 лет

Цель программы

Приобщить обучающихся к миру
прекрасного, к художественному
творчеству.
образовательные
- развивать познавательный
интерес детей к художественному
творчеству;
осваивать
знания
по
различным
аспектам
художественного творчества;
- изучать принципы линейной
перспективы
при
создании
творческих работ;
Личностные:
- развивать уверенность в себе,
сформировать
адекватную
самооценку;

Краткое описание программы

Задачи программы

3

- формировать навыки культуры
общения и поведения в социуме;
- развивать навыки рефлексии;
- развивать толерантность и
коммуникативные навыки (умение
строить свои отношения, работать в
группе);
- прививать любовь к родине,
родной
природе,
народным
традициям.
Метапредметные:
- развивать мотивацию к
художественному творчеству;
1. Предметные - осваивать
первоначальные знания в области
графической грамоты;
формировать
творческое
мышление, ассоциативные образы
фантазии,
умения
решать
художественно-творческие задачи.
2. Личностные – развивать
интеллектуальные,
творческие
способности обучающихся;
- совершенствовать навыки
познавательной
самостоятельности
обучающихся;
3.
Метапредметные
воспитывать основы культуры труда:
привить бережное отношение к
инструментам,
материалам
и
оборудованию;
формировать
привычку
аккуратно работать,
прививать
усидчивость,
терпение и трудолюбие.
На обучения зачисляются все
желающие, в том числе дети,
попавшие в трудную жизненную
ситуацию, находящиеся в социально
опасном положении и дети с
ограниченными
возможностями
здоровья.
нет

Ожидаемые результаты

Особые условия

Возможность реализации в сетевой
форме
Возможность реализации в электронном При необходимости возможна
4

формате с применением дистанционных реализация в электронном формате с
технологий
применением дистанционных
технологий.
1. Занятия в объединении
Материально-техническая база
«Волшебная кисточка» проходят в
специально
оборудованном
в
соответствии с требованиями ТБ и
Санитарно-гигиенических
норм
кабинете.
Оборудование
учебного
кабинета:
-столы
и
стулья
для
обучающихся и педагога,
-шкаф для хранения дидактических
пособий и учебных материалов,
2.
Перечень
оборудования,
инструментов
и
материалов,
необходимых
для
реализации
программы.
1. Образцы готовых работ.
2. Материалы: карандаши, бумага и
картон, краски и кисти, клей ПВА,
восковые мелки.
4. Дидактический и раздаточный
материал
(трафареты,
рисунки,
схемы,
копировальная
бумага,
шаблоны).
3.Информационное
обеспечениеаудио, видео, фото, интернет источники, литература для педагога и
детей.

5

РАЗДЕЛ 1
«КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ:
ОБЪЕМ, СОДЕРЖАНИЕ, ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ»
1.1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Волшебная кисточка» разработана и реализуется в соответствии:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.2012 г. № 273- ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями 24.2023 года);
2. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с
изменениями от 31.07.2020 года);
3.Указ президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года»;
4. Указ президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О
национальных целях развития России до 2030 года»;
5.Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018
г. № 16);
6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р;
7. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.2022 г. № 678-р;
8.Федеральны проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к
протоколу комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018г.
№ 3;
9. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.12.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
10. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022г. № 629.
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
11. Приказ Минросвещения России от 03.09.2019г. № 467. «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем развития
дополнительного образования детей;

6

12. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018г. № 298н. «Об утверждении профессионального
стандарта педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
13. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015г. № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы);
14. Письмо Министерства образования и науки РФ от 29.03.2016 г. №
ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с
«Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных общеразвивающих программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей – инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»;
15. Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от
20.02.2019г. №ТС – 551/07 «О сопровождении образования обучающихся с
ОВЗ и инвалидностью»;
16. Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации
от31.01.2022г. №ДГ 245/06 «О направлении методических рекомендаций»
(вместе с «Методическими рекомендациями по реализации дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения
дистанционных образовательных технологий»);
17. Устав МБУ ДО СЮТ.
Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни
ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что – то из окружающего мира, а
живут в этом мире, входят в него как творцы красоты, наслаждаются этой
красотой.
Творчество детей – это глубоко своеобразная сфера их духовной жизни,
самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрывается
индивидуальная самобытность каждого ребенка. Эту самобытность,
невозможно охватить, какими – то правилами, единственными и
обязательными для всех.
Творческое вдохновение охватывает ребенка в момент рисования. Через
рисунок дети выражают свои сокровенные мысли, чувства. Творчество
открывает в детской душе те сокровенные уголки, в которых дремлют
источники добрых чувств. Помогая ребенку чувствовать красоту
окружающего мира, педагог незаметно прикасается к этим уголкам.
Модифицированная программа объединения «Волшебная кисточка»
разработана на основе общеразвивающей программы дополнительного
образования художественной направленности «Королева кисточка», авторасоставителя Белобородова К.Н. с учетом законодательных нормативноправовых документов:
Новизна
и
оригинальность
программы
заключается
в
целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам
художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего
7

развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций,
как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, которые делают
возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной,
познавательной, учебной).
Актуальность. Программа направлена на социально-экономическое
развитие муниципального образования и региона в целом.
Программа востребована среди детей и их родителей, так как занятия
художественным творчеством привлекательны и чрезвычайно полезны для
развития детей этого возраста. Перемены, происходящие в современном
обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного
пространства,
определения
целей
образования,
учитывающих
государственные, социальные и личностные потребности и интересы.
Неизменную роль в формировании у ребенка теоретического мышления и
практических навыков играют занятия начальным художественным
творчеством, которые служат основополагающим фундаментом для
дальнейшей как творческой, так и производственной деятельности человека.
Программа «Волшебная кисточка» учит раскрывать души детей для красоты,
учит смотреть на мир и видеть в нем неповторимое и удивительное. Она тесно
соприкасается с литературой, историей, религией, философией.
Огромнейшей задачей является воспитание человека – человека
всесторонне и гармонически развитого. Важным здесь является
необходимость эстетического воспитания подрастающего поколения.
Преподавание изобразительного искусства просто необходимо. Ведь
именно оно раскрывает ребенку мир реально
существующей гармонии,
развивает чувство красоты форм и красок окружающего мира, творческие
способности и фантазии. Без овладения необходимыми основами
изобразительной грамоты не может быть полноценного эстетического
воспитания и художественного образования.
Педагогическая целесообразность. Творчество - это деятельность
человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с
целями и потребностями человека на основе объективных законов
действительности. Художественное творчество способствует расширению
творческого кругозора обучающихся, что предполагает получение
информации о произведениях искусства – специальной литературы,
электронных источников и т.д.
На занятиях объединения «Волшебная кисточка» ребенок делает выбор,
свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Это возможность
приобретения практического жизненного опыта, освоения и постижения
окружающего мира, красоты, гармонии.
Отличительные особенности программы. Особенность программы
заключается во взаимосвязи разных видов рисования, в применении
различных материалов. Изобразительное искусство, пластика, художественное
конструирование — наиболее эмоциональные сферы деятельности детей.
Рисование имеет большое значение для обучения и воспитания детей
стершего дошкольного и младшего школьного возраста. Работа с различными
8

материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка,
развивает пространственное воображение, конструкторские способности,
способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного
мышления, привитию умений и навыков, необходимых для успешного
обучения.
Программа «Волшебная кисточка» помогает ребёнку ощутить себя
частью современного мира и наследником традиций всех предшествующих
поколений. При помощи красок, звуков, движений постигается
действительность, постигается мир. Предметом исследования является сам
человек, его мир чувств, его духовный мир, его судьба и жизнь в целом.
На занятиях дети слушают эмоциональные рассказы учителя из жизни
выдающихся художников, композиторов, музыкальных исполнителей,
рассказы о значении цвета и звуков в жизни, в духовном мире.
Для бесед об искусстве рекомендуются следующие произведения
искусства: И.Бродский «Опавшие листья»; И.Грабарь «Мартовский снег»;
Левитан «Весна. Большая вода», «Март», «Золотая осень»; В.Пластов «первый
снег»; В.Серов «Осень»; А.Саврасов «Грачи прилетели»; И.Шишкин «На
севере диком»; Ю.Васнецов «Три медведя». Знакомство воспитанников с
произведениями народных мастеров – дымковской игрушкой, Городецкой
росписью, гжельской керамикой, хохломской росписью.
Следует помнить, что огромное влияние на активизацию
изобразительной деятельности детей, на их идейно – эстетическое воспитание
оказывает прослушивание музыкальных произведений П. Чайковского, Л.
Бетховена, Э. Грига, С. Прокофьева, Д. Кабалевского и других композиторов,
что обеспечивает глубокое прочувствование художественных образов, создает
соответствующий эмоционально – образный настрой.
Необходимо, чтобы каждое занятие пробуждало у детей чувство
прекрасного, доброту, эмоциональную отзывчивость, воспитывало любовь к
Родине.
Адресат программы. Программа предназначена для работы с детьми в
возрасте 6-10 лет и рассчитана на один год обучения. В объединение
«Волшебная кисточка» принимаются все желающие без специального отбора.
Дети данной возрастной группы имеют свои психологические
особенности. В этом возрасте наиболее значимыми мотивами являются:
- «потребности во внешних впечатлениях», которые реализуются при
участии взрослого, его поддержке и одобрении, что способствует созданию
климата эмоционального благополучия;
- познавательная потребность, выражающаяся в желании приобретать
новые знания;
- потребность в общении, принимающая форму желания выполнять
важную общественно значимую деятельность, имеющую значение не только
для него самого, но и для окружающих взрослых.
Для успешной реализации программы, численность детей составляет:
- 10 человек в группе.
9

Уровень программы, объем и сроки реализации программы.
Продолжительность образовательного процесса за 1 год составляет 72ч:
Программа объединения «Волшебная кисточка» реализуется на
ознакомительном уровне.
Форма обучения – очная.
Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1
академическому часу.
Общее количество часов в год – 72 часа.
Особенности организации образовательного процесса.
Состав обучающихся в данной группе формируется из детей разного
возраста, т.е. группа является разновозрастной.
Форма занятий: групповые занятия с индивидуальным подходом.
Виды занятий:
- практические;
- интегрированные (изучение одной учебной темы с использованием 2-3
видов творческой деятельности).
Особенности организации образовательного процесса:
В программе предусмотрено участие детей с особыми образовательными
потребностями: детей-инвалидов и детей с особыми образовательными
потребностями: детей- инвалидов и детей с ограниченными возможностями
здоровья; талантливых (одаренных, мотивированных) детей; детей,
находящихся в трудной жизненной ситуации.
В программе предусмотрена возможность занятий по индивидуальной
образовательной траектории (по индивидуальному учебному плану).
1.2 ЦЕЛЬ ИЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.
Основная цель программы: приобщить обучающихся к миру
прекрасного, к художественному творчеству.
Основные задачи работы объединения:
Предметные:
- развивать познавательный интерес детей к художественному
творчеству;
- осваивать знания по различным аспектам художественного творчества;
- изучать принципы линейной перспективы при создании творческих
работ;
- осваивать первоначальные знания в области графической грамоты;
- формировать творческое мышление, ассоциативные образы фантазии,
умения решать художественно-творческие задачи.
Метапредметные:
- развивать мотивацию к художественному творчеству;
- развивать потребность в творческом саморазвитии, самостоятельности,
ответственности, активности, аккуратности;
10

- воспитывать у обучающихся понимание необходимости саморазвития
и самообразования, как залога дальнейшего жизненного успеха;
- воспитывать основы культуры труда: привить бережное отношение к
инструментам, материалам и оборудованию;
- формировать привычку аккуратно работать,
- прививать усидчивость, терпение и трудолюбие.
Личностные:
- развивать уверенность в себе, сформировать адекватную самооценку;
- формировать навыки культуры общения и поведения в социуме;
- развивать навыки рефлексии;
- развивать интеллектуальные, творческие способности обучающихся;
- совершенствовать навыки познавательной самостоятельности
обучающихся;
- развивать толерантность и коммуникативные навыки (умение строить
свои отношения, работать в группе);
- прививать любовь к родине, родной природе, народным традициям.
На решение этих задач ориентированы педагогические условия: игровые
методы и приемы, интегрированные формы организации художественно –
творческой деятельности. Методика работы строится так, чтобы средствами
искусства и детской художественной деятельности сформировать у
обучающихся самостоятельность, инициативность, творческую активность,
способствовать снижению напряженности, скованности. Тема занятия,
организация процесса восприятия всегда предполагает активное общение
педагога с детьми, также учитывается личное мнение ребенка, его готовность
включиться в художественно – творческую деятельность.
Учитывая психофизические особенности обучающихся, основным
видом деятельности является игра: игра – занятие, игра – сказка, игра –
путешествие. Особое место отводится сказке. Сказка на занятиях облегчает
вхождение детей в мир фантазии и волшебства, служит основой для развития
образного и творческого воображения детей. Образ сказочных героев,
придуманных детьми, становиться красочнее и конкретнее, характер
разнообразнее, так как вся информация черпается из живописных полотен,
стихотворных строк.
По форме занятия – групповые, преимущественно с одновозрастным
составом. Условием успешной организации занятий является их оптимальный
темп, обеспеченный сменой различных видов деятельности, чередованием
активных и пассивных форм познания.
Программа также предусматривает оценку результатов творческой
деятельности воспитанников: собеседования, опросы, просмотры.
1.3 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения обучающиеся должны иметь:
предметные результаты:
11

•
Формирование знаний о названии основных и составных цветов,
их эмоциональной характеристики.
•
Умение пользоваться кистью, красками, палитрой.
•
Умение использовать площадь листа, изображать предметы
крупно.
•
Овладение начальными навыками выразительного использования
трехцветия (красный, желтый, синий цвета и их смеси).
•
Подбор краски в соответствии с передаваемым в рисунке
настроением.
личностные результаты:
•
- привитие навыков здорового образа жизни;
•
- развитие навыков рефлексии;
•
- развитие интеллектуальных, творческих способностей
обучающихся;
•
- совершенствование навыков познавательной самостоятельности
обучающихся;
•
- развитие толерантности и коммуникативных навыков (умение
строить свои отношения, работать в группе, с аудиторией);
•
- привитие любви к родине, родной природе, народным
традициям.
•
- развитие умения аргументировать свою точку зрения.
•
- воспитание усидчивости, терпения, аккуратности, навыков
взаимопомощи.
метапредметные результаты:
•
- развитие мотивации к художественному творчеству;
•
- развитие потребности в творческом саморазвитии,
самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности;
•
- воспитание у обучающихся понимания необходимости
саморазвития и самообразования, как залога дальнейшего жизненного успеха;
•
- воспитание основ культуры труда.
1.4

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебно-тематический план

№
п/п

1.
2

Количество часов
Название раздела,
темы
Всего
Вводное занятие.
1
Знакомство
с 36
красками. Техника
работы.

Теория
1
2

12

Формы аттестации
(контроля)

Практика
Собеседование
34
Беседа,
практические
упражнения,
опрос,
выставка.

3

Нетрадиционные
техники.

34

4

30

4

Итоговое занятие.
Итого:

1
72

1
8

64

1.5

Беседа,
практические
упражнения,
опрос,
выставка.
Итоги года (анализ)

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
Содержание программы

Тема 1. Вводное занятие (1ч.)
Теория (1 час): Вводное занятие. Знакомство с программой. Техника
безопасности в кабинете. Организация рабочего места. Знакомство с
художественными материалами и оборудованием.
Практика (1 ч.): Знакомство с материалами.
Формы контроля: собеседование.
Тема 2. Знакомство с красками. Техника работы (36 ч.).
Теория (2 час).
«Знакомство с акварелью».
Познакомить детей с акварельными красками, их особенностями: краски
разводят водой; цвет пробуется на палитре; можно получить более яркий
светлый тон любого цвета, разбавляя краску водой и т.д. Учить способам
работы акварелью (смачивать краски перед рисованием, стряхивая каплю
воды, набранной на кисть, на каждую краску; разводить краску водой для
получения разных оттенков одного цвета; тщательно промывать кисти, осушая
ее о тряпочку, салфетку и проверяя чистоту промывания кисти).
Практика. Цветовые оттенки основных цветов. Знакомство с различными
приемами работы акварелью. Особенности рисования по сухой и влажной
бумаге. Экспериментирование в работе акварелью. «Танец дружных красок».
«Сказочные коврики». Способы получения составных цветов путем
смешивания
главных
красок.
«Цветик-семицветик».
«Радуга-дуга».
«Праздничный букет». «Сказочное солнышко». «Дождик». «Хоровод лесных
растений». «Дремучий лес».
Формы контроля: собеседование, опрос, просмотр.
Гуашь, техника работы, пробные упражнения.
Теория. Свойства гуаши. Техника и приёмы работы с гуашью.
Основные и дополнительные цвета.
Практическая работа: Упражнения по смешиванию основных и
дополнительных цветов. Пробные упражнения «Фруктовая фантазия», «Грибы
на полянке». Рисование на свободную тему.
Тема 3. Нетрадиционные техники (34 ч.)
Теория (3 ч.).
Кляксография.
Тычок жесткой полусухой кистью. Средства выразительности:
фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого
цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего
13

животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и
ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не
опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон.
Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование пальчиками. Средства выразительности: пятно, точка,
короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого
цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок
опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый
пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются
салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой. Средства выразительности: пятно, цвет,
фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть,
плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ
получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или
окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и
правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки
вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Оттиск смятой бумагой. Средства выразительности: пятно, фактура,
цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена
штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная
бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения
изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с
краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и
блюдце, и смятая бумага.
Восковые мелки + акварель. Средства выразительности: цвет, линия,
пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель,
кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на
белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько
цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.
Свеча + акварель. Средства выразительности: цвет, линия, пятно,
фактура. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ
получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает
лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
«Я рисую маму»…
Хорошо бы продолжить рисование с натуры или рисование по памяти
(объектами для такого изображения могут стать члены семьи, родственники и
друзья). В качестве вспомогательного материала могут быть фотографии или
беседы о характерных особенностях внешнего вида отсутствующих
родственников...Берутся и рассматриваются фотографии. Проводится беседа:
"Какая бабушка Валя? Какие у нее волосы? Прическа? Любимое платье?
Улыбка?" И начинается процесс сотворчества. Через время можно предложить
нарисовать по памяти подружек. Когда соберется достаточно рисунков с
изображением родственников и друзей, советуем организовать мини-выставку
"Мои родные и близкие", где по достоинству оцениваются первые портреты
дошкольника.
14

Точечный рисунок. Детям нравится все нетрадиционное. Рисование
точками относится к необычным, в данном случае, приемам. Для реализации
можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому
листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные
рисунки красками. Вот как это делается. Спичка, очищенная от серы, туго
заматывается небольшим кусочком ваты и окунается в густую краску. А
дальше принцип нанесения точек такой же. Главное, сразу же заинтересовать
ребенка.
Набрызг. Средства выразительности: точка, фактура. Материалы:
бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5
см). Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и
ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает
лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на
бумагу.
Отпечатки листьев.
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие),
кисти. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева
красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к
бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки
у листьев можно дорисовать кистью.
Поролоновые рисунки. Почему-то мы все склонны думать, что, если
рисуем красками, то обязательно и кисточкой. Далеко не всегда, утверждают
тризовцы. На помощь может прийти поролон. Советуем сделать из него самые
разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем
прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному).
Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом
штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты
(весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично
будут рисовать геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них
простейшие орнаменты - сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех.
Метод волшебного рисунка. Реализуется этот метод так. Углом
восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение (елочка, домик, а
может бать целый сюжет). Затем кистью, а лучше ватой или поролоном,
краска наносится сверху на все изображение. Вследствие того, что краска не
ложится на жирное изображение свечой - рисунок как бы появляется внезапно
перед глазами ребят, проявляясь. Можно такой же эффект получить, рисуя
вначале канцелярским клеем или кусочком хозяйственного мыла. При этом не
последнюю роль играет подбор фона к предмету. К примеру, нарисованного
свечой снеговика лучше закрасить голубой краской, а лодочку зеленой. Не
нужно беспокоиться, если при рисовании начнут крошиться свечи или мыло.
Это зависит от их качества.
Разрисовка маленьких камешков. Разумеется, чаще всего ребенок
изображает па плоскости, на бумаге, реже на асфальте, плитки больших
камнях. Плоскостное изображение дома, деревьев, машин, животных на
бумаге не так влечет, как создание объемных собственных творений. В этой
15

связи в идеале используются морские камешки. Они гладкие, маленькие и
имеют различную форму. Сама форма камешка порой подскажет ребенку,
какой образ в данном случае создать (а иногда взрослые помогут малышам).
Один камешек лучше подрисовать под лягушку, другой - под жучка, а из
третьего выйдет замечательный грибок. На камешек наносится яркая густая
краска - и образ готов. А лучше его закончить так: после того, как камешек
высохнет, покрыть его бесцветным лаком. В этом случае блестит, ярко
переливается объемный жук или лягушка, сделанная детскими руками. Эта
игрушка еще не один раз будет участвовать в самостоятельных детских играх
и приносить немалую пользу ее хозяину.
Рисование на мокрой бумаге. До недавних пор считалось, что
рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска достаточно разбавлена
водой. Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше
рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например,
если ребенок хочет изобразить следующие темы: "Город в тумане", "Мне
приснились сны", "Идет дождь", "Ночной город", "Цветы за занавеской" и т.д.
Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет
бумага излишне мокрой - рисунка может не получиться. Поэтому
рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести
или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной
части. И бумага готова к произведению неясных образов.
Объемная аппликация.
Очевидно, что дети любят заниматься
аппликацией: вырезать что-либо и наклеивать, получая от самого процесса
массу удовольствия. И нужно создавать им все условия. Наряду с плоскостной
аппликацией научить их делать объемную: объемная лучше воспринимается
дошкольником и более реалистично отражает окружающий мир. С целью
получения такого изображения нужно хорошо помять в детских руках
аппликативную цветную бумагу, затем слегка распрямить и вырезать
требуемую форму. После чего едва наклеить и в случае необходимости
дорисовать отдельные детали карандашом или фломастером. Сделайте, к
примеру, так любимую детьми черепашку. Помните коричневую бумагу,
слегка распрямите, вырежьте овальную форму и наклейте, а затем подрисуйте
голову и ноги.
Рисуем с помощью открыток.
Яркое фабричное изображение
предметов и явлений придаст даже самому простому незатейливому рисунку
вполне художественное оформление. Разве может пяти - шестилетний ребенок
нарисовать собаку и жука? Нет. Но к собачке и жучку он дорисует солнышко,
дождик и будет очень рад. Или если вместе с детьми вырезать из открытки и
наклеить сказочный домик с бабушкой в окошке, то дошкольник,
ориентируясь на свое воображение, знание сказок и изобразительные навыки,
бесспорно, дорисует что-то к нему.
Учимся делать фон. Обычно дети рисуют на белой бумаге. Так
отчетливее видно. Так быстрее. Но некоторые сюжеты требую фона. И, надо
сказать, на сделанном заранее фоне лучше смотрятся все детские работы.
Многие дети делают фон кисточкой, к тому же обыкновенной, маленькой.
16

Хотя есть простой и надежный способ: делать фон ватой или кусочком
поролона, смоченным в воде и краске.
Коллаж.
Само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются
несколько вышеописанных. В целом нам в идеале кажется важным
следующее: хорошо, когда дошкольник не только знаком с различными
приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует,
выполняя заданную цель. Например, один из детей решил нарисовать лето, и
для этого он использует точечный рисунок (цветы), а солнышко ребенок
нарисует пальцем, фрукты и овощи он вырежет из открыток, тканями
изобразит небо и облака и т.д. Предела совершенствованию и творчеству в
изобразительной деятельности нет. Английский педагог-исследователь Анна
Роговин рекомендует все, что есть под рукой, использовать для упражнений в
рисовании: рисовать тряпочкой, бумажной салфеткой (сложенной много раз);
рисовать грязной водой, старой чайной заваркой, кофейной гущей, выжимкой
из ягод. Полезно так же раскрашивать банки и бутылки, катушки и коробки и
т.д.
Практическая работа. Упражнения в нетрадиционных техниках.
Тема 4. Итоговое занятие.
Теория. Подведение итогов работы за учебный год. Поощрение лучших
обучающихся. Подготовка работ к выставке.

17

РАЗДЕЛ 2
«КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ,
ВКЛЮЧАЮЩИХ ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ»
2.1 КАЛЕНДАРНЫЙ - УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Дата
План.

Факт

№
занятия
1.
2.

3.

4.
5.
6.
7.
8.
9.

10.
11.
12.

13.

Количество часов
Название темы
Вводное занятие. Знакомство с
программой.
Знакомство с красками.
Основные формы работы.
Знакомство детей друг с другом.
Смысл рисования. С чего нужно
учиться рисовать. Техника
безопасности.
Гуашь приёмы работы: техника и
приёмы работы с гуашью. Пробные
упражнения.
«Собираем урожай».
Цветоведение. Овощи, фрукты.
Цветовые оттенки основных цветов.
«Овощи, фрукты».
«Грибная полянка».
«Осенний лес».
Праздник тёплых и холодных
цветов. Выполнение заданий:
праздничная открытка.
Выполнение задания: «Танец
дружных красок»
Выполнение задания: «Сказочные
коврики»
Знакомство с историей
возникновения кисти. Различные
типы кистей: жёсткие и мягкие,
круглые и плоские, большие и
маленькие. Правила работы и уход
за кистями. Понятие различных
видов мазков, полученных при
разном нажиме на кисть: «штрихдождик», «звёздочка», «кирпичик»,
«волна».
Главные краски на службе у
Королевы Кисточки (красная,
синяя, жёлтая), секрет их
волшебства. Способы получения
составных цветов путем
смешивания главных красок.
18

всего
1

теория
1

Практика
-

1

15

45

1

15

45

1
1
1

15
15
15

45
45
45

1
1
1

15
15

45
45

1

15

45

1

15

45

1

15

45

1

15

45

14.
15.
16.
17.

18.

19.
20.
21.

22.

23.
24.
25.

26.

27.

28.
29.
30.

Выполнение задания: «Цветиксемицветик»
Выполнение задания: «Осенние
листья»
Выполнение задания:
«Праздничный букет»
Особенности акварели:
прозрачность, «нежность».
Знакомство с различными
приемами работы акварелью.
Твоё настроение. Деления цветов на
насыщенные (яркие) и
малонасыщенные (блеклые).
Задание «Дождик».
Хоровод лесных растений
Работа с акварелью, гуашью.
Выполнение задания: «Дремучий
лес».
Рисунок как непосредственный вид
искусства. Рисунок простым
карандашом, фломастером,
шариковой или гелиевой ручкой,
углём, пастелью, тушью,
восковыми мелками.
Линии – начало всех начал.
Классификация линий: короткие и
длинные, простые и сложные,
толстые и тонкие. «Характер
линий» (злой, весёлый, спокойный,
зубастый, хитрый, прыгучий).
Выполнение задания: «Линейная
фантазия»
Выполнение задания: «Лабиринты»
Композиция
Выделение композиционного
центра. Рисование предметов
природного мира.
Создаём красивые узоры из точек
Точка – «подружка» линии.
Способы получения точки на
бумаги: лёгкое касание карандаша,
касание другого рисующего
предмета.
Техника пуантилизма (создание
изображения при помощи одних
лишь точек)
Выполнение задания: «Танец
бабочек»
Выполнение задания: «Образ
доброго и злого сказочного героя».
Пятно как украшение рисунка.
«Характер пятен». Зависимость
19

1

15

45

1

15

45

1

15

45

1

15

45

1

15

45

1

15

45

1

15

45

1

15

45

1

15

45

1

15

45

1
1

15
15

45
45

1

15

45

1

15

45

1

15

45

1

15

45

1

15

45

31.

32.
33.
34.
35.

36.
37.
38.
39.
40.

41.

42.

43.
44.
45.
46.

47.

48.

пятен от их плотности, размера и
тональности. Техника создание
пятна в рисунке.
Понимание формы предмета.
Знакомство с различными видами
форм (геометрическими,
природными, фантазийными),
способы их изображения на бумаге.
Выполнение задания: «Мои
любимые игрушки».
Мир полон украшений
Рисование цветов. «Чудо-цветок»
Выполнение задания: «Образ из
пятна»
Нетрадиционные техники.
Выполнение задания: «Сказочное
солнце»
Выполнение задания: «Жар-птица»
Выполнение задания: «Древо
жизни»
Выполнение задания: «Солнечные
зайчики»
Выполнение задания: «Солнечная
лужайка»
Узоры как средство украшения.
Узоры, созданные природой
(снежинки, ледяные узоры на
стекле). Выполнение задания:
«Узоры на окошке»
Выполнение различных узоров с
использованием необычных для
рисования предметов – ватных
палочек, расчёски, кулинарных
формочек.
Выразительные возможности и
многообразие узоров. Выполнение
задания: «Узорчатые змейки»
Выполнение задания: «Пёстрая
черепашка»
Выполнение задания: «Цветочные
гирлянды»
Выполнение задания: «Весёлые
строчки»
Орнамент – повторение рисунка
через определённый интервал.
Выполнение задания: «Мамины
бусы»
Сказка, увиденная глазами
художника. Выполнение задания:
«Оживший зачарованный мир»
Выполнение задания: «Добрая
сказка»
20

1

15

45

1

15

45

1

15

45

1

15

45

1

15

45

1
1

15
15

45
45

1

15

45

1

15

45

1

15

45

1

15

45

1

15

45

1

15

45

1

15

45

1

15

45

1

15

45

1

15

45

1

15

45

49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.

57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.

Выполнение задания: «Сказочная
рыбка»
Птицы – наши друзья. Учимся
рисовать птиц.
Выполнение задания: «Павлин»
Выполнение задания: «Воробышек»
Выполнение задания: «Птицы в
полёте»
Выполнение задания: «Сказочная
птица».
Выполнение задания:
«Подснежники».
Цветные карандаши. Цвет радости
и цвет печали
Техника работы цветными
карандашами. Создание
многочисленных оттенков цвета
путем мягкого сплавления разных
цветных карандашей.
Выполнение задания: «Весенние
солнышки»
Выполнение задания: «Принцесса
Весна»
Выполнение задания:
«Разноцветные ёжики»
Выполнение задания: «Золотая
рыбка»
Выполнение задания: «Рисуем дом»
Учимся рисовать животных
«Кошка».
Выполнение задания: «Пасха»
Выполнение задания:
«Удивительный морской мир».
Учимся рисовать животных
«Черепаха».
Выполнение задания: «9 мая».
Выполнение задания: «Салют»
Выполнение задания: «Букет в
вазе»
Выполнение задания: «Улитка»
Выполнение задания: «Морской
пейзаж»
Опрос для проверки теоретических
знаний обучающихся.
Итоговое занятие. Просмотр
учебных работ и творческих
заданий за учебный год.
Итого

21

1

15

45

1

15

45

1
1
1

15
15
15

45
45
45

1

15

45

1

15

45

1

15

45

1

15

45

1

15

45

1

15

45

1

15

45

1
1

15
15

45
45

1
1

15
15

45
45

1

15

45

1
1
1

15
15

45
45

1
1

15
15

45
45

1

15

45

1

1

-

72

7

65

2.2 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ
Подведение итогов по реализации данной программы может
осуществляться в следующих формах:
- текущая аттестация - практические работы, участие в конкурсах,
выставках, просмотрах художественного творчества.
- промежуточная аттестация - собеседование, опрос, просмотр работ.
- итоговая аттестация – просмотр, опрос, итоговое занятие.
Для закрепления полученных знаний и умений большое значение имеет
коллективный анализ работ обучающихся. При этом отмечаются наиболее
удачные решения, оригинальные подходы к выполнению задания,
разбираются характерные ошибки.
Проверка усвоения программы производится в форме: опроса
обучающихся по пройденному материалу, собеседования с обучающимися,
наблюдения за работой обучающихся, выполнения обучающимися отдельных
заданий или выполнения творческих проектов, как в конце учебного года, так
и по окончании пройденной темы.
Основными критериями результативности данной программы является
участие обучающихся в конкурсах, выставках художественного творчества.
2.3 ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Диагностика результативности и качества освоения программы.
Во время образовательного процесса используются следующие методы
отслеживания результативности и качества освоения программы:
1.
Педагогическое наблюдение (с какими знаниями ребенок пришел на
занятия и как эти знания развиваются и совершенствуются в течении
образовательного процесса).
2.
Педагогический анализ проводится по степени активности и результатам
участия детей в выставках разного уровня, в тематических мероприятиях.
3.
Педагогический мониторинг. Для успешной реализации программы
предлагается непрерывное и систематическое отслеживание результатов
деятельности ребенка (см. таблицу). Цель мониторинга – изучить процесс
достижения детьми планируемых результатов освоения данной программы на
основе выявления динамики формирования у воспитанников интегративных
качеств, а также определенных умений и навыков. Данные мониторинга
фиксируются по окончании учебного года в аттестационном листе каждой
группы. (см. Приложения)
2.4 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Для активизации детей используются разработанные педагогом заданияигры на развитие фантазии и воображения. Это и ситуативные
импровизационные игры, возникающие прямо по ходу отдельных занятий, и
заранее спланированные педагогом игры, и игровые ситуации.
22

•
После изложения теоретических сведений педагог вместе с детьми
переходит к практической деятельности. Метод непосредственного показа
очень важен, т.к. учит детей технике обращения с различными
художественными материалами (акварель, гуашь, пастель, тушь, восковые
мелки). Педагог демонстрирует, как нужно работать с разными
инструментами (кисть, карандаш, перо, палитра и др.). При этом используется
для показа учебная доска или лист бумаги, прикрепленный на мольберт.
Таким образом, педагог раскрывает творческие возможности работы над
определённым заданием.
•
Дети после объяснения приступают к работе. Практическая
деятельность обучающихся строится от простого к сложному, от учебных
упражнений до построения композиции.
•
В конце занятия для закрепления полученных знаний и умений
проводится анализ выполненной работы и разбор типичных ошибок. После
подведения итогов занятия педагог может дать рекомендации обучающимся в
виде домашнего задания.
•
Чтобы дети не уставали, а полученные результаты радовали и
вызывали ощущение успеха, задания должны быть зрительно эффектными.
•
На первых занятиях особенно важно похвалить каждого ребёнка за
выполненную работу, внушить уверенность в себе, воодушевить на
продолжение обучения.
•
Перед началом занятий, а также когда дети устают, полезно
проводить игровую разминку для кистей рук.
•
Игровая гимнастика в виде упражнений (рисунок в воздухе)
помогает ребёнку быстрее освоить основы изобразительного творчества.
•
Чтобы дети быстро не утомлялись и не теряли интерес к занятиям,
полезно вводить смену видов деятельности и чередование технических
приёмов с игровыми заданиями.
•
Например, любой акварельный «подмалевок» может послужить
фоном для следующих заданий, где могут быть использованы трафарет,
аппликация, дорисовка тушью, пастелью, мелками и др.
•
Нередко игровая смена различных приёмов и техник оказывается
настолько удачной, что из рисунка - «золушки» рождается сказочной красоты
«шедевр».
•
Удачи окрыляют даже самых неуверенных детей, пробуждают
желание экспериментировать, творить, дать своей фантазии «космическую»
свободу.
•
В условиях предвкушения удачи образовательный процесс будет
проходить легко, вызывая активный интерес каждого обучающегося в
объединении, независимо от его способностей, что приведет к желаемому
результату. Ведь художественное образование не должно ориентироваться
только на наиболее способных к изобразительной деятельности детей.
Структура проведения занятий
•
1.Дружественное приветствие.
•
2.Гимнастика для пальцев и кистей рук.
23

•
3.Вводная беседа (мотивация на основе игровых и проблемных
ситуаций, личная заинтересованность).
•
4.Планирование работы (поиск решения, гипотезы).
•
5.Организация рабочего места (выбор материалов, инструментов).
•
6.Практическая работа (реализация решений).
•
7. Анализ работы (продукта труда и деятельности).
•
8.Уборка рабочего места.
Дидактические материалы
Дидактические
материалы
(таблицы,
наглядные
пособия,
демонстрационные карточки, образцы выполненных заданий и др.)
используются на каждом занятии, кроме занятий по развитию фантазии,
воображения и проверочных занятий. Детям предоставляется возможность
углубить и расширить знания в процессе познания мира животных, птиц,
человека, пейзажа и т.д.
Программа даёт возможность обучающимся приобщиться к
достижениям культуры через беседы, просмотр репродукций, а также
просмотры собственных работ.
У детей формируется умение сориентироваться в жизни, достигается
постоянное приобретение умений и навыков в любимом деле, профориентация
на будущее, а главное - становление характера, развитие нравственноэстетических качеств в процессе занятий в объединении.
На занятиях присутствует сотворчество педагога и детей, объединенное
общим содержанием, поддерживается интерес к совместным действиям,
используется художественное слово (потешки, загадки и стихи). Все это
вызывает у детей эмоциональный отклик и создает радостное настроение.
Обучающиеся становятся духовно богаче, задумываются о смысле жизни,
становятся быть добрыми и учатся сострадать. От искусства человек
прозревает. Это есть то главное, чему учит объединение «Волшебная
кисточка».
2.5 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1.Материально-техническое обеспечение.
Занятия в объединении «Волшебная кисточка» проходят в специально
оборудованном в соответствии с требованиями ТБ и Санитарногигиенических норм кабинете.
Оборудование учебного кабинета:
-столы и стулья для обучающихся и педагога,
-шкаф для хранения дидактических пособий и учебных материалов,
2. Перечень оборудования, инструментов и материалов,
необходимых для реализации программы.
1. Образцы готовых работ.
2. Материалы: карандаши, бумага и картон, краски и кисти, клей ПВА,
восковые мелки.
24

4. Дидактический и раздаточный материал (трафареты, рисунки, схемы,
копировальная бумага, шаблоны).
3.Информационное обеспечение- аудио, видео, фото, интернет источники, литература для педагога и детей.
4. Кадровое обеспечение- Реализовывать программу может педагог,
имеющий среднее специальное или высшее педагогическое образование,
обладающий достаточными теоретическими знаниями и практическими
умениями в области декоративно-прикладного творчества, и иметь
необходимый педагогический опыт.
2.6 ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
Сегодня
под
воспитанием
в
образовательной
организации
понимается создание условий для развития личности ребенка, его духовнонравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению.
Общие
задачи
и
принципы
воспитания
представлены
в
Федеральном законе от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по
вопросам воспитания обучающихся», где воспитательная деятельность
рассматривается как компонента педагогического процесса в каждом
общеобразовательном учреждении и охватывает все составляющие
образовательной системы, что направленно на реализацию государственного,
общественного и индивидуально-личностного заказа на качественное и
доступное образование в современных условиях.
Цели воспитательной деятельности: формирование и развитие
учащихся
системы
нравственных,
морально-волевых
и
мировоззренческих установок,
способствующей
их
личностному,
гармоничному развитию и социализации в соответствии с принятыми
социокультурными правилами и нормами как основы их воспитанности.
Задачи воспитательной деятельности:
– развитие морально-нравственных качеств обучающихся: честности,
доброты, совести, ответственности, чувства долга;
– развитие волевых качеств обучающихся: самостоятельности,
дисциплинированности,
инициативности,
принципиальности,
самоотверженности, организованности;
– воспитание стремления к самообразованию, саморазвитию,
самовоспитанию;
– приобщение детей к экологической и социальной культуре,
здоровому образу жизни. Рациональному и гуманному мировоззрению;
– формирование нравственного отношения в духе демократии к
человеку, труду и природе;
– воспитание обучающихся в духе демократии, личностного
достоинства, уважения прав человека, гражданственности и патриотизма.
Приоритетные направления в организации воспитательной работы:
25

гражданско-патриотическое,
духовно-нравственное,
художественноэстетическое,
спортивно-оздоровительное,
трудовое
и
профориентационное,
здоровьесберегающее,
социокультурное,
экологическое, воспитание семейных ценностей и т.д.
Педагог разрабатывает план мероприятий по реализации программы.

1.

План воспитательной работы
Организационная работа
Принять участие в выставках по школам для вовлечения детей в
объединение. Провести ознакомительные беседы с обучающимися.

2.

К 10 сентября укомплектовать группу объединения.

3.

В группах провести:
-

Беседу о правилах поведения на занятиях.

-

Беседу по технике безопасности.

1.

Воспитательная работа
В соответствии с планом учебно-воспитательной работы МБУ ДО СЮТ
принимать участие в мероприятиях, проводимых в СЮТ.

2.

Провести тематические беседы: по программе

3.

Провести беседы на нравственную тему: «Главные правила вежливости в
общении», «Я, житель моего поселка», «Учимся ценить добрые
отношения», «Организованность в труде».

4.

Провести викторины: «Литературная викторина по сказкам»,

«Дикие животные», «Зрительные вопросы», «О домашних животных».
5.
Проводить игры: «Поле чудес», «Вспомним разные слова»,
«Игры Деда Буквоеда», «Запутанный зоопарк», «Собери картинку»,
«Загадки-задачки», «Головоломки», «Разгадай кроссворд».
6.
Принимать
участие
в
выставках
технического
творчества,
организованных в СЮТ.
7.

1.

Принимать участие в районных
технического творчества.

и краевых

выставках

детского

Связь со школой, семьей
На родительском собрании в объединении провести выставку работ.

2.

Приглашать родителей обучающихся групп на мероприятия, проводимые в
СЮТ.

3.

Выполнить сувениры к праздникам и знаменательным датам.

26

План-график воспитательной работы
Дата
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май

Тема
Игра-приветствие
Беседа:«Техника безопасности при работе в кабинете»
Беседа:«Как вести себя на занятиях в объединении»
Беседа:«Бережное отношение к имуществу СЮТ»
Беседа:«Правила перехода улиц и дорог»
Беседа:«Поддержание чистоты и порядка в объединении»
Беседа:«Главные правила вежливости в общении»
Инсценировка детей на тему: «Самый вежливый у нас…».
Беседа: «Подарок – символ уважения».
«Золотые руки»-почему так говорят.
Беседа:«Чаще улыбайся, если хочешь нравиться людям».
Беседа: «Что такое справедливость».
Беседа-викторина «История Олимпийских игр»
Беседа:«История авиации, флота, бронетанковой техники».
Беседа: «Закаляйся, если, хочешь быть здоров».
Беседа: «Масленица–древний славянский праздник»
Беседа: «Урок вежливости»
Игровая минутка«1-апреля день смеха»
Беседа-викторина «Шагает эра космоса вперед»
Беседа: «Патриотизм и любовь к Родине».
Беседа-размышление: «Мой лучший друг».
Беседа: «Не пробовать, не начинать» (о вреде алкоголя и пагубных
привычек).

27

3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Грибовская А.А. «Ознакомление дошкольников с графикой и
живописью», Москва «Педагогическое общество России», 2004 г.
2. Курбатова Н.В. «Учимся рисовать», Москва «Слово», 2002 г.
3. Рутковская А. «Рисование в начальной школе», Москва, Олма - Пресс,
2003г.
4. Федотова И.В. «Изобразительное искусство», Волгоград «Учитель»,
2006 г.
5. Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки», Ярославль «Академия
развития», 2006г.
6. Фиона Уотт «Как научиться рисовать», Москва «Росмэн», 2002 г.
7. Фиона Уотт «Я умею рисовать», Москва «Росмэн», 2003 г.
8.
Шпикалова
Т.Я.
«Изобразительное
искусство»,
Москва
«Просвещение», 2000 г.
9. Шалаева Г.П. «Учимся рисовать», Москва «Слово», 2004 г.
10.Гусакова М. А. «Аппликация». Москва «Просвещение» 1987.11.
Гульянц Э. К.,
11. Сарафанова Н. А. «Подарки к праздникам». Москва «Мир книги»
2005.
12. Щеблыкин И. К., Романина В. И., Кагакова И. И. «Аппликационные
работы в начальных классах». Москва «Просвещение» 1983.
13. Запаренко В. С. «Энциклопедия рисования». Санкт-Петербург
«Нева», Москва «ОЛМА-ПРЕСС» 2002.
14. Мартин Б. «Рисуем с удовольствием». Минск «Попурри» 2003.
15. Блейк В. «Начинаем рисовать». Минск «Попурри» 2003.

28

Приложение 1
Оценочные материалы
Формы аттестации (контроля) обучающихся по изучению программы
Параметры
Образовательные
результаты

Критерии

Показатели критериев определяются
уровнем: высокий, средний, низкий.
Освоение детьми содержания образования.
1. Разнообразие
Высокий: имеет четкие технические
универсальных учебных умения и навыки, умеет правильно
умений и навыков.
использовать инструменты.
Средний:
имеет
отдельные
технические умения и навыки, умеет
правильно использовать инструменты.
Низкий: имеет слабые технические
навыки,
отсутствует
умение
использовать инструменты.
2. Глубина и широта
Высокий: имеет широкий кругозор
знаний по предмету.
знаний по содержанию курса, владеет
определенными понятиями, свободно
использует
технические
обороты,
пользуется
дополнительным
материалом.
Средний: имеет неполные знания по
содержанию
курса,
оперирует
специальными
терминами,
не
использует
дополнительную
литературу.
Низкий: недостаточны знания по
содержанию курса, знает отдельные
определения.
Детские практические и творческие достижения.
1. Позиция активности
Высокий: проявляет активный интерес
ребенка в обучении и
к
деятельности,
стремится
к
устойчивого интереса к
самостоятельной
творческой
деятельности.
активности,
самостоятельно
занимается дома, помогает другим,
активно участвует в соревнованиях.
Средний:
проявляет
интерес
к
деятельности, настойчив в достижении
цели, проявляет активность только на
определенные
темы
или
на
определенных этапах работы.
Низкий: присутствует на занятиях, не
активен, выполняет задания только по
четким
инструкциям,
указаниям
педагога.
2. Разнообразие
Высокий:
регулярно
принимает
творческих достижений участие в выставках, конкурсах в
(выставки, конкурсы, их масштабе района, города, края.
масштаб).
Средний: участвует в выставках
внутри кружка, учреждения.
29

3. Развитие общих
познавательных
способностей
(моторики,
воображения, памяти,
речи, внимания).

Эффективность
воспитательных
воздействий.

1. Культура поведения
ребенка.

2. Характер отношений
в коллективе.

Социальнопедагогические
результаты.

1. Выполнение
санитарногигиенических
требований.

30

Низкий: редко участвует в конкурсах,
соревнованиях,
выставках
внутри
объединения.
Высокий:
точность,
полнота
восприятия цвета, формы, величины,
хорошее развитие мелкой моторики
рук; воспитанник умеет четко отвечать
на поставленные вопросы, обладает
творческим воображением; у ребенка
устойчивое внимание.
Средний: ребенок воспринимает четко
формы и величины, но недостаточно
развита
мелкая
моторика
рук,
воспитанник знает ответы на вопрос,
но не может четко сформулировать
мысль,
не
всегда
может
сконцентрировать внимание.
Низкий: не всегда может соотнести
размер и форму, мелкая моторика рук
развита
слабо,
воображение
репродуктивное.
Высокий: имеет моральные суждения
о нравственных поступках, соблюдает
нормы поведения, имеет нравственные
качества
личности
(доброта,
взаимовыручка,
уважение,
дисциплина).
Средний: имеет моральные суждения
о нравственных поступках, обладает
поведенческими нормами, но не всегда
их соблюдает.
Низкий: моральные суждения о
нравственных поступках расходятся с
общепринятыми
нормами,
редко
соблюдает нормы поведения.
Высокий: высокая коммуникативная
культура,
принимает
активное
заинтересованное участие в делах
коллектива.
Средний: имеет коммуникативные
качества,
но
часто
стесняется
принимать участие в делах коллектива.
Низкий:
низкий
уровень
коммуникативных
качеств,
нет
желания общаться в коллективе.
Высокий:
без
напоминания
преподавателя перед началом занятий
и после использования клея или красок
моет руки, аккуратно с осторожностью
пользуется клеем, красками и другими
материалами.
Средний:
выполняет
санитарногигиенические
требования
не

2. Выполнение
требований техники
безопасности.

3. Характер отношений
в коллективе.

4. Отношение к
педагогу.

31

постоянно или после напоминания
преподавателя.
Низкий: отказывается полностью или
очень редко соглашается выполнять
санитарно-гигиенические требования.
Высокий: выполняет все правила
техники безопасности при работе с
ножницами, циркулем и другими
инструментами.
Средний: выполняет правила техники
безопасности
после
напоминания
преподавателя.
Низкий: выполняет правила техники
безопасности только под строгим
контролем преподавателя.
Высокий:
постоянно
доброжелательное отношение к другим
обучающимся, стремление помочь или
подсказать, поделиться материалом
или
инструментами,
желание
выполнять коллективные работы или
руководить их выполнением.
Средний:
нет
склонности
к
конфликтам, но и нет стремления к
активному
сотрудничеству
с
товарищами.
Низкий: стремится к обособлению,
отказывается сотрудничать с другими
обучающимися
при
выполнении
заданий.
Высокий:
внимательно
слушает
преподавателя, старательно выполняет
все требования, может обратиться за
необходимой помощью в различных
вопросах.
Средний:
выполняет
требования
педагога только под контролем.
Низкий:
игнорирует
требования
педагога, отвечает на вопросы и
выполняет
задания
только
по
принуждению.

Приложение 2
Тестовые материалы
для итогового контрольного опроса обучающихся
на выявление уровня знаний теоретического материала
Первое полугодие
№

Перечень вопросов

1

Какие цвета нужно
смешать, чтобы
получить оранжевый
цвет?
фиолетовый цвет?
зелёный цвет?
Какие цвета относятся
к тёплой гамме?
Какие цвета относятся
к холодной гамме?
Что такое симметрия?
Какие предметы имеют
симметричную форму?
Какие геометрические
фигуры ты знаешь?
Чем отличаются
предметы,
изображенные на
первом и дальнем
планах?
Какая разница между
вертикальным и
горизонтальным
форматом листа?
С чего лучше начинать
рисунок (с мелких
деталей или с крупных
частей)?
Что такое орнамент?

Фамилия, имя ребёнка

2
3
4

5
6

7

8

9.

Ответы (в баллах)
Правильный
Не во всём
Неверный
ответ
правильный
ответ
ответ

32

Оценка

Второе полугодие
№

Перечень вопросов

1

Назови три
основных жанра
изобразительного
искусства (пейзаж,
портрет, натюрморт)
Чем отличается
эскиз от композиции
Какие краски надо
смешать на палитре,
чтобы получилось
грустное
настроение?
Какие краски надо
смешать на палитре,
чтобы получилось
весёлое настроение?
Какие линии
используются в
рисунке?
Чем отличается
плоская аппликация
от объёмной?
Что такое линия
горизонта?
Чем отличаются
акварельные краски
от гуаши?
Какие объёмные
формы ты знаешь?

Фамилия, имя ребёнка

2
3

4

5

6

7
8

9.

Ответы (в баллах)
Правильный
Не во всём
ответ
правильный
ответ

33

Неверный
ответ

Оценка


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».