УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АБИНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АБИНСКИЙ РАЙОН
Принята на заседании
педагогического совета
от 25 марта 2024 г.
протокол № 3
Утверждаю
Директор МБУ ДО СЮТ
________________ Н.А. Саянова
приказ от 13 апреля 2024г. № 124
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ДЕКОРАТИВНАЯ КЕРАМИКА»
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы:1 год, 72 ч.
Возрастная категория: от 7 до 11 лет
Состав группы: от 8 человек
Форма обучения очная
Вид программы: модифицированная
Программа реализуется: на бюджетной основе
ID-номер Программы в Навигаторе: 6384
Автор-составитель
Коновалова Анжела Анатольевна
педагог дополнительного образования
п. Ахтырский, 2024г.
СОДЕРЖАНИЕ
Название раздела
Нумерация
страниц
Титульный лист программы
1
Содержание
2
Паспорт
3-4
Пояснительная записка программы
5-8
Цель и задачи
9
Планируемые результаты
9
Содержание программы
10-14
Календарный учебный график
15-16
Формы аттестации, контроля
Оценочные материалы
Методические материалы
17
17
17-18
Условия реализации программы
19
Воспитательный компонент
Список рекомендуемой литературы
Приложения
20-21
22
23-25
2
Паспорт общеобразовательной общеразвивающей программы
«Декоративная керамика»
Наименование муниципалитета
Абинский район
Наименование организации
МБУ ДО СЮТ
ID-номер программы в АИС
«Навигатор»
Полное наименование
программы
6384
Механизм финансирования
муниципальное задание,
внебюджет
ФИО авторов составителей
Краткое описание программы
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Декоративная керамика»
муниципальное задание
Коновалова Анжела Анатольевна
Форма обучения
Данная программа имеет выраженную
художественную направленность,
личностно-ориентированная, личностнозначимая
очная
Уровень содержания
ознакомительный
Продолжительность освоения
(объем)
Возрастная категория
1 год - 72 часа
Цель программы
формирование творческого отношения
детей к изучению окружающего их
предметного мира и умения отобразить его
в своих работах.
образовательные: - формировать
умение понять особенности материала,
пользоваться разными способами и
приёмами лепки при работе с глиной и
инструментами.
личностные:
способствовать
проявлению
внимания,
целеустремленности
и
аккуратности;
развивать
интерес
к
декоративноприкладному творчеству способности к
образному мышлению;
Задачи программы
7 – 11 лет
3
Ожидаемые результаты
Особые условия
Возможность реализации в
сетевой форме
Возможность реализации в
электронном формате с
применением дистанционных
технологий
Материально-техническая база
метапредметные: - мотивировать
обучающихся
к
планированию
и
коррекции результатов деятельности с
помощью педагога и самостоятельно
1. Предметные – развитие интереса
обучающихся к декоративно-прикладному
творчеству.
2. Личностные – развитие образного
мышления, воображения; знакомство с
базовыми технологиями в области
керамики - основных способов
формообразования.
3. Метапредметные –получение опыта
навыков взаимодействия и сотрудничества
(умение работать в паре и малых группах).
На обучения зачисляются все желающие, в
том числе дети, попавшие в трудную
жизненную ситуацию, находящиеся в
социально опасном положении и дети с
ограниченными возможностями здоровья.
нет
При необходимости возможна реализация
в электронном формате с применением
дистанционных технологий.
1. Инструменты и приспособления для
работы с глиной. Кисти щетинные и
искусственные. Краски гуашевые.
Карандаши, линейки, клей ПВА, лак - ПФ,
глина, скульптурные стеки. Муфельная
печь. Рабочая одежда
2 Помещение с набором столов стульев и
необходимыми условиями для проведения
занятий. Мебель необходимая для работы
с детьми и хранения материалов и
изделий.
3. Анкеты, тесты, сборники вопросов для
викторины.
4. Интернет - ресурсы; ноутбук,
презентации
5. Наглядные пособия.
6.Дидактические
материалы:
иллюстрации, технологические схемы
4
фотографии,
посвященные
шаблоны.
5
рисунки
и
альбомы,
народным
промыслам,
РАЗДЕЛ 1
«КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ:
ОБЪЕМ, СОДЕРЖАНИЕ, ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ»
1.1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Декоративная керамика» разработана в соответствии:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.2012 г. № 273- ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (с изменениями 24.2023 года);
2. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями
от 31.07.2020 года);
3.Указ президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации
на период до 2024 года»;
4. Указ президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О
национальных целях развития России до 2030 года»;
5.Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г.
№ 16);
6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от
29.05.2015 г. № 996-р;
7. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022
г. № 678-р;
8.Федеральны проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к
протоколу комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018г.
№ 3;
9. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.12.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
10. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022г. № 629. «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
11. Приказ Минросвещения России от 03.09.2019г. № 467. «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем развития
дополнительного образования детей;
12. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018г. № 298н. «Об утверждении профессионального
стандарта педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
13. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015г. № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы);
14. Письмо Министерства образования и науки РФ от 29.03.2016 г. № ВК641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеразвивающих программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей – инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»;
15. Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от
20.02.2019г. №ТС – 551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ
и инвалидностью»;
16. Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации
от31.01.2022г. №ДГ 245/06 «О направлении методических рекомендаций»
(вместе с «Методическими рекомендациями по реализации дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения
дистанционных образовательных технологий»);
17. Устав МБУ ДО СЮТ.
Данная программа объединения «Декоративная керамика» является
модифицированной в основу, которой легла типовая программа учебного курса
«Декоративно-прикладное искусство» педагога Тимошиной Е.А., г. Кореновск,
2001г. «Занятия в системе дополнительного образования детей» - В.Н.
Иванченко, 2007г. Задания по темам подобраны с учётом возраста детей, их
интересов, запросов времени.
Направленность (профиль) программы
Направленность программы художественная, так как в ходе ее освоения
дети приобщаются к декоративно-прикладному искусству и приобретают
практические навыки работы с художественным материалом и инструментами.
Программа «Декоративная керамика» рассчитана на школьников 7-11 лет
и направлена на их творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие,
приобретение ими опыта по созданию изделий декоративно-прикладного
творчества.
Актуальность программы предлагаемой программы обусловлена целью
современного образования, в котором дополнительному образованию отводится
одна из ведущих ролей в нравственно-эстетическом воспитании ребенка,
удовлетворении его индивидуальных потребностей, развитии творческого
потенциала, адаптации в современном обществе, повышении занятости детей в
свободное время. Программа направлена на социально-экономическое развитие
муниципального образования и региона в целом.
7
Новизна программы. Дополнительная общеобразовательная программа
«Декоративная керамика» составлена с учетом требований, предъявляемых к
программам дополнительного образования, на основе последних достижений и
исследований детского прикладного творчества, педагогической практики.
Содержание программы педагогически целесообразно, так как,
направлено на овладение основами творческой деятельности, на формирование
художественно-эстетической оценки, дает возможность каждому воспитаннику
реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного
искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
Отличительные особенности программы:
- педагог использует дифференцированный подход в работе с каждым
ребёнком, так как группы формируются из разновозрастных детей, имеющих
различный уровень базовых знаний и умений;
- педагог использует творческий подход к выбору заданий при изучении
новой темы, интересной для детей и актуальной на данный момент;
- образовательная программа нацеливает обучающихся не только на
освоение теоретических и практических знаний и умений, но и на активное
участие в выставках, фестивалях и ярмарках народных ремесел.
Основные характеристики образовательного процесса
Адресат программы.
Программа, адресована на возрастную категорию от7-11 лет, программа
«Декоративная керамика» реализуется в течение одного года и состоит из двух
модулей: «Лепим легко и просто», «Увлекательный мир керамики».
На обучение зачисляются все желающие, в том числе дети, попавшие в
трудную жизненную ситуацию, находящиеся в социально опасном положении и
дети с ограниченными возможностями здоровья.
Комплектование групп проводится с 1 августа по 15 сентября.
Состав групп постоянный. Группы комплектуются в количестве не менее
8 человек.
При необходимости возможна реализация в электронном формате с
применением дистанционных технологий.
Уровень и объем программы, сроки реализации.
Общее количество учебных часов, запланированных, на весь период
обучения и необходимых для освоения программы определяется, содержанием и
составляет 72ч.
Срок освоения - программы 1 год.
Форма обучения – очная.
Режим занятий: занятие проходит 1 раз в неделю - 2 учебных часа или
один час два раза в неделю.
Занятие распределено по расписанию, с перерывом 15 минут для игр на
воздухе или разминки, а также для отдыха глаз, 15 минут после занятия
необходимы для приведения рабочего места в порядок, уборки инструментов.
8
Взаимодействие педагога с родителями
При работе с ребенком одна из задач педагога - установить доверительные
отношения с родителями. Взаимодействие с родителями может быть
индивидуальным и коллективным.
В работе с родителями:
-не сравнивать детей друг с другом;
-уметь устанавливать гибкие, доверительные, доброжелательные
отношения с родителями;
- доступным языком доводить до них результаты диагностического
отслеживания;
- учитывать рекомендации родителей;
- привлекать по возможности родителей к творческо-образовательному
процессу (в качестве оператора видеосъемки занятий и т.д.) необходимо
осуществлять связь родители – ребенок - педагог, что позволит создать для детей
условия самораскрытия (т. е. добиться успехов).
Особенности организации образовательного процесса
В программе предусмотрено участие детей с особыми образовательными
потребностями: детей-инвалидов и детей с особыми образовательными
потребностями: детей- инвалидов и детей с ограниченными возможностями
здоровья; талантливых (одаренных, мотивированных) детей; детей, находящихся
в трудной жизненной ситуации.
В программе предусмотрена возможность занятий по индивидуальной
образовательной траектории (по индивидуальному учебному плану).
1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: формирование творческого отношения детей к изучению
окружающего их предметного мира и умения отобразить его в своих работах.
Задачи
образовательные:
- формировать умение понять особенности материала, пользоваться
разными способами и приёмами лепки при работе с глиной и инструментами.
личностные:
- способствовать проявлению внимания, целеустремленности и
аккуратности; развивать интерес к декоративно-прикладному творчеству
способности к образному мышлению;
метапредметные:
- мотивировать обучающихся к планированию и коррекции результатов
деятельности с помощью педагога и самостоятельно;
1.3 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты:
9
к концу года обучающиеся должны
- знать:
1. Правила техники безопасности.
2. Оборудование рабочего места, материалы (свойства глины),
инструменты, приспособления для работы.
3. Технологическую последовательность, выполняемой работы.
4. Способы лепки из глиняного теста.
5. Характерные основные особенности лепки и росписи народных игрушек
(Каргопольской, Филимоновской, Дымковской);
6.
Способы декорирования изделий из глины.
- уметь:
1. Выполнять правила техники безопасности.
2. Качественно выполнять каждую работу.
3. Пользоваться инструментами и приспособлениями.
4. Выполнять лепку глиняной игрушки по соответствующей технологии.
5. Творчески подходить к выполнению своих работ, достигая их
выразительности для участия в выставках. Лепить предметы простой и сложной
формы.
Личностные результаты:
- проявляют интерес к декоративно-прикладному творчеству;
- развивают образное мышление, воображение (получение общих знаний
о промыслах); знакомство с базовыми технологиями в области керамики основных способов формообразования (способы из жгута, из пласта, из цельного
куска глины).
- проявляют навыки взаимодействия и сотрудничества (умение работать в
паре и малых группах).
- дают адекватную самооценку результатов труда (умение оценить и
согласовать собственное поведение с поведением других детей).
- проявляют внимание, целеустремленность и аккуратность.
Метапредметные результаты:
- умеют лепить предметы простой и сложной формы, используя способы
объемной лепки;
- знают способы изготовления посуды;
- выполняют правила техники безопасности при работе с инструментами
и приспособлениями.
Ожидаемые результаты освоения программы
- получение общих знаний о промыслах.
- знакомство с базовыми технологиями в области керамики -основных
способов формообразования (способы из жгута, из пласта, из цельного куска
глины);
- умение работать в паре и малых группах;
- умение оценить и согласовать собственное поведение с поведением
других детей.
10
1.4
№
п/п
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебно-тематический план
Количество часов
Формы аттестации (контроля)
Название раздела, темы
Всего
Теория
Практика
1
1. Учебный модуль «Лепим легко и просто».
2
2
Тема. Вводное занятие.
Собеседование, опрос
2
Тема. Волшебная глина.
10
2
8
Беседа, опрос. мини-выставка.
Тест.
3
Тема. Декоративная лепка.
10
2
8
Беседа, опрос. мини-выставка
10
2
8
Беседа, опрос. мини-выставка
2
34
2
10
24
Тема. Способы объемной
лепки.
5
Тема. Итоговое занятие.
Всего часов по учебному модулю
4
Собеседование, опрос,
2. Учебный модуль «Увлекательный мир керамики».
1
2
Тема. Вводное занятие.
Тема. Лепка панно.
2
12
2
3
9
3
12
3
9
4
Тема.
Лепка
игрушек.
Сюжетная лепка
10
1
9
5
Тема. Итоговое занятие.
2
2
-
Всего часов по учебному модулю
38
11
27
Всего часов по программе
72
21
51
1.5
народных
Собеседование, опрос
Собеседование, опрос
выставка
Собеседование, опрос
выставка
Собеседование, опрос
выставка
Собеседование, опрос
выставка
миниминиминимини-
Итоги года (анализ)
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
Содержание программы
Учебный модуль 1 «Лепим легко и просто» (34 ч).
Тема 1. 1. Вводное занятие (1 ч.).
Теория. Задачи творческого объединения. Знакомство с учебным
модулем. Организационные вопросы. История возникновения и развития
керамики. Последовательность изготовления керамических изделий.
Инструктаж по технике безопасности. Сказка «Школа лепки».
Тема 1.2. Волшебная глина (10 ч.).
11
Теория. Свойства и особенности глины. Сведения о глине как о
художественном материале. Об организации рабочего места. Значение керамики
в истории человечества. Основные приемы лепки: отрываем, раскатываем,
соединяем. Лепка несложных деталей. Название и назначение инструментов,
приспособлений (стеки, доска, и.т.д.).Особенности лепки с натуры. Пропорции,
пластика, красота. Подготовка глины к лепке (вымешивание и перемин глины).
Практическая работа.
Лепка фруктов, листьев. Лепка игрушек
«В траве-мураве».
«Птичий двор», «Кто сказал «Мяу»?», «Лесные жители». Сушка, обжиг,
раскраска игрушек.
Тема 1.3. Декоративная лепка (11 ч.).
Теория. Освоение приемов скатывания, расплющивания, стягивания,
защипывания, прижимания, примазывания.
Знакомство с цветовым кругом. Основные и дополнительные цвета.
Способы получения дополнительных цветов. Тёплые и холодные цвета.
Сочетаемые и несочетаемые цвета. Влияние цветов друг на друга. Упражнения в
смешивании цветов, в размыве.
Назначение посуды в жизни человека. Посуда из белой и тёмной глины.
Инструменты, используемые при лепке посуды. Способы лепки посуды:
ленточный, лепка из глиняных жгутиков, выбирание стекой.
Способы украшения посуды с применением элементов орнамента
(растительный, геометрический и.т.д.). Понятие о ритме и цвете в орнаменте.
Сочетаемые и несочетаемые цвета. Влияние цветов друг на друга. Подготовка
глины к лепке, изготовление посуды способами ручной лепки, сушка, подготовка
изделий к обжигу шлифовка, обжиг, роспись и оформление готовых изделий.
Практическая работа.
Упражнения в смешивании цветов, в размыве.
Упражнения в получении дополнительных цветов.
Рисуем настроение (радость, печаль).
Изготовление посуды способами ручной лепки
(кружка, блюдце, и.т.д.). Лепка сувениров.
Лепка в любой технике: пластами или из целого куска.
Подготовка изделия к обжигу (шлифовка трещин, разрывов).
Декорирование игруек- гуашь, темперные краски Оформление изделий покрытие работ лаком. Изготовление праздничной упаковки.
Тема 1.4 Способы объёмной лепки (11 ч.).
Теория. Способы объёмной лепки: конструктивный, пластический,
комбинированный. Сравнительная характеристика способов лепки. Выбор
способа лепки для выбранной работы. Подготовка глины к лепке, лепка
игрушек, сушка, обжиг и раскраска игрушек.
Показ фотографий, иллюстраций с изображением животных. Анализ
пропорционального соотношения частей различных животных. Способы
лепки. Выбор способа лепки животного, подбор цветовой гаммы для
оформления игрушки.
12
Практическая работа. Освоение способов объёмной лепки. Лепка
животных. Сушка, обжиг, раскраска игрушек.
Тема 1.5Итоговое занятие (2ч.).
Теория. Подведение итогов по учебному модулю. Беседа, обсуждение.
Практическая работа: Выставка работ обучающихся.
Учебный модуль 2 «Увлекательный мир керамики» (38 ч.).
Тема 2. 1. Вводное занятие (1ч.).
Теория. Знакомство планом работы учебного модуля «Увлекательный мир
керамики».
Инструменты и приспособления при работе с глиной. Техника
безопасности.
Тема 2.2 Лепка панно (12 ч.).
Теория. Беседа «Объемное изображение на плоской основе». Показ
декоративных пластин. Создание эскиза декоративной пластины. Техника
выполнения декоративных пластин путем накладывания деталей на пластину:
подготовка основания (раскатать пласт из глины толщиной 6-10 мм), нанесение
контура рисунка на пластину (с помощью жгута выкладывается контур рисунка)
Сушка изделия. Подготовка к обжигу (зачистка трещин, разрывов). Раскраска
изделия краской: акварель, гуашь, темпера. Оформление изделия - покрытие
изделия лаком.
Практическая работа. Освоение приемов лепки объемных изображений
на плоской основе.
Тема 2.3 Лепка народных игрушек (12 ч.).
Керамические промыслы России.
Теория. Ознакомление обучающихся с глиняной игрушкой, как одним из
видов народного творчества, ее история. Изучение особенностей игрушек
различных ремесленно-художественных центров. Типичные черты
изделий, выразительность пластики, разнообразные сюжеты, приемы и
особенности росписи.
Дымковская игрушка - Киров-центр производства Дымковской
игрушки. Глиняные фигурки зверей, птиц, людей, домашней утвари. Снежнобелый фон, по которому написан простой узор геометрического характера:
кружки, точки, полоски. Насыщенный цвет: красно-алый, малиновый, синий,
золотисто-желтый.
Филимоновская игрушка
–
Филимоново
центр
народного
художественного промысла. В раскраске этой игрушки доминируют красный,
малиновый, темно-синий и зеленый цвета Орнамент росписи простой: узкие
черточки, полоски, или графический древний символ солнца (розетки), круги,
ромбы. Фигурки игрушки устремлены ввысь к солнцу.
Каргопольская игрушка - г. Каргополь, расположен на севере нашей
страны. Технология самая обыкновенная. Мастера очеловечивают животных
- среди игрушек фантастический персонаж - важно стоящий на
четырехконских ногах бородатый крепыш в широкополой шляпе, сказочный
получеловек-полуконь, по-местному - Полкан. Роспись довольно проста сначала
13
игрушку белят. Набор красок ограничен, чем у многоцветной дымковской
игрушки. Цвета: голубой, кирпично-красный и.т.д. Узор - полоски, штрихи,
ромбы, овалы.
Практическая работа. Знакомство обучающихся с алгоритмом
исполнения глиняных игрушек: рассматривание рисунков, фотографий, схем с
элементами росписи традиционных для определенного вида промысла.
Сравнение цветовой гаммы богатство элементов в росписи, яркость
используемых цветов. Характерные особенности пропорционального
соотношения игрушек Особенности лепки, технология выполнения Лепка
игрушек, сушка, обжиг, грунтовка, роспись, окончательное оформление работ.
Тема 2.4 «Сюжетная лепка»(16 ч.).
Теория. Понятие композиции. Композиция в скульптуре, ее специфика.
Круговой осмотр скульптуры. Создание выразительности образа. Размещение
предметов в пространстве. Укрепление предметов на подставке. Выбор сюжета
для практического выполнения. Обсуждение: основных фрагментов и
дополнений, включаемых в композицию; пропорциональное соответствие всех
фрагментов композиции, цветовое решение. Лепка основных фрагментов,
основания и дополнений. Подготовка к обжигу. Роспись выполненных
фрагментов. Оформление (покрытие лаком). Размещение и закрепление на
основании подготовленных фрагментов композиции.
Практическая работа. Лепка одного или двух фигурных композиций по
сказкам. Формирование собственного отношения к предметам. Трактовка
собственного отношения к предметам и героям в лепке.
Лепка: сказочных персонажей, зоопарк. цирк и.т.д..
Тема 2.5 Итоговое занятие (1 ч.).
Теория. Подведение итогов по учебному модулю. Беседа, обсуждение.
Подведение итогов работы за год. Поощрение лучших обучающихся.
Практическая работа: Выставка работ обучающихся.
Итоговая аттестация.
14
РАЗДЕЛ 2
«КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ,
ВКЛЮЧАЮЩИХ ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ»
2.1 КАЛЕНДАРНЫЙ - УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Дата
п\п
1
2
3
План Факт
Количество часов
Название темы
всего
Учебный модуль «Лепим легко и просто» (34 ч.)
Вводное занятие.
2
Волшебная глина.
2
Материаловедение.
Цветоведение
2
4
Лепка игрушек «В траве-мураве».
2
5
Лепка игрушек «В траве-мураве»
(грибы)
Раскраска готовых изделий.
«На воде и под водой».
Декоративная лепка. Способы
декорирования при лепке посуды.
Лепка кружки и тарелочки.
Лепка кувшинчика из глиняных
жгутиков.
Лепка вазочки способом
вдавливания и растягивания.
Украшение посуды налепом,
контррельефом
Лепка посуды из лепешки
способом загибания краев при
вращении лепешки.
Способы объемной лепки –
Конструктивный, пластический,
комбинированный (фрукты).
Лепка животных. «Птичий двор».
2
2
15
Лепка игрушек «Домашние
животные».
Лепка игрушек «Лесные жители».
16
Раскраска готовых изделий.
2
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
2
2
2
2
2
2
тео- пракрия тика
2
30
1,5 ч.
мин
30
1,5 ч.
мин
30
1,5 ч.
мин
2ч.
30
1,5 ч.
мин
30
1,5 ч.
мин
30
1,5 ч.
мин
2 ч.
30
1,5 ч.
мин ч.
30
1,5 ч.
мин
2
30
1,5 ч.
мин
2
30
1,5 ч.
мин
30
1,5 ч.
мин
30
1,5 ч.
мин
2 ч.
2
17
1
Итоговое
занятие.
Опрос 2
2 ч.
обучающихся по модулю.
Учебный модуль «Увлекательный мир керамики» (38 ч.)
Вводное занятие.
2
2
3
Беседа «Объемные изображения 2
на плоской основе». Лепка рельефа
- «Рыбка».
Лепка рельефа «Птица»
2
4
Лепка рельефа «Зима».
2
5
Лепка масок.
2
6
Лепка изразца «Цветы».
2
7
Раскраска обожженных работ.
2
8
9
Лепка
народных
игрушек. 2
Дымковская игрушка.
Дымковская игрушка (барышня). 2
10
Лепка Филимоновской игрушки.
2
11
Лепка Каргопольской игрушки.
2
12
Лепка игрушек по выбору
2
13
Раскраска обожженных работ.
2
14
«Сюжетная
лепка»
понятие
композиции. Выбор сюжета для
лепки.
Лепка
основных
фрагментов для композиции.
Лепка композиции на
предложение (Зоопарк).
Лепка композиции по сказкам.
Лепка композиции «Весна, лето».
Раскраска обожженных работ.
Итоговое занятие.
Мини-выставка
работ
обучающихся.
2
2
15
16
17
18
19
Итого:
16
-
-
30
1,5 ч.
мин
30
мин
30
мин
30
мин
30
мин
30
мин
30
мин
30
мин
30
мин
30
мин
30
мин
30
мин
30
мин
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
2
2
2
2
30
1,5 ч.
мин
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч. -
72
21
2
51
2.2 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ
Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и
итоговых результатов. Методом контроля и управления образовательным
процессом является тестирование детей, анализ результатов конкурсов,
творческих работ обучающихся. Результативность программы «Декоративная
керамика» определяется диагностическими исследованиями, которые проходят
в два этапа. (см. Приложение)
2.3 ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Перечень (пакет) диагностических методик, позволяющих определить
достижение учащимися планируемых результатов. Тестирование знаний по
модулям программы (приложение в программе).
Критерии показателей уровневого дополнительного образования
обучающихся
Диагностика прогнозируемых результатов производится в
соответствии с листом оценки (см. приложение Оценочные материалы по
программе)
Организация открытых занятий с детьми, проведение различных мастер
классов, тематических выставок, участие в конкурсах (СЮТ, муниципальных,
краевых, всероссийских и т.д.). Отчетная выставка, беседа, викторина,
проведение ежегодной диагностики умений и навыков обучающихся.
2.4 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Методические материалы
Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный: рассказ, беседы, работа с книгой,
демонстрация;
- репродуктивный («делай, как я»): практические работы
репродуктивного характера – например: изделие по готовой схеме;
-частично-поисковый – например: подбор разных способов лепки по
конкретной схеме;
-методы мотивации и стимулирования – например: зачетная система
оценок, участие в персональной выставке, награды в виде грамот, дипломов,
благодарностей, небольших подарков;
- обучающего контроля, взаимоконтроля – здесь подразумевается работа
в группе и парами;
-творчески-поисковый– практические работы творческого характера,
самостоятельное составление рисунков, схем и изготовление изделия.
Формы обучения:
17
- групповое обучение – традиционное занятие с объяснением нового
материала, беседа, занятия с презентацией на компьютере.
- работа по звеньям - работа малыми группами по 2-3 человека: над
одинаковыми изделиями по одной схеме, распечатанной на карточке, в книге;
подготовка к празднику, выставке, мероприятию СЮТ,
- в парах – работа двух обучающихся с обучением одного другим, или с
взаимоконтролем.
- индивидуальная работа - по карточкам, при составлении сложных
рисунков, схем, выполнение самостоятельных работ, сбор данных для
портфолио, и т.д.
Виды занятий: практические занятия, беседы, дидактические игры,
рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций,
альбомов, открыток, таблиц, посещение выставок, участие воспитанников в
выставках, фестивалях, конкурсах.
Используются следующие педагогические технологии.
Подход к обучению дифференцированный. Так как, в группе могут
заниматься дети разного возраста, для некоторых тем подобран разный по
сложности и объему материал.
Технология личностно-ориентированного развивающего обучения
(дифференциация и индивидуализация обучения). Групповые технологии.
Педагогика сотрудничества.
Технология коллективной творческой
деятельности. Технологии управления познавательным процессом: технология
полного усвоения знаний.
Форма организации учебного занятия - беседа, практическое занятие,
творческая мастерская, игра путешествие.
Методические материалы по программе:
Тематические папки для бесед при прохождении тем программы.
Конспекты занятий по темам программы.
Дидактические материалы - (образцы готовых изделий обучающихся и педагога),
- раздаточные материалы (рисунки, иллюстрации).
- инструкционные технологические карты по темам программы
Алгоритм учебного занятия
Занятие обычно включает в себя следующие этапы:
Организационная часть - организационный момент (приветствие,
проверка готовности к занятию).
Подготовительная часть–рассказ педагога, объяснение, беседа,
Практическая часть - (самостоятельная работа, игровая или творческая
часть занятия, физкультминутка).
Заключительная часть – отведение итогов занятия, уборка рабочего
места.
18
2.5 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение
1.1.
1.2.
1.2.1.
1.2.2.
1.2.3.
1.2.4.
1.2.5.
1.2.6.
Компоненты оснащения учебного Используются для реализации программы
кабинета
Программно-методическое
Дополнительная общеобразовательная
обеспечение
общеразвивающая программа
Учебно-методические материалы
УМК по предмету
Календарно-тематический план, план
воспитательной работы на учебный год
Дидактические и раздаточные
Наглядные пособия: готовых работ, игрушки
материалы по предмету
выполненные учащимися и педагогом.
Дидактические
материалы:
иллюстрации:
элементов росписи, ягод, листьев, цветов, птиц,
животных, бытовых сцен, схемы построения
орнаментов, фотографии, рисунки и альбомы,
посвященные
народным
промыслам,
технологические карты, шаблоны.
Подборки заданий творческого и
репродуктивного характера для обучающихся
по темам программы.
Учебно-практическое
Инструменты и приспособления для работы с
оборудование
глиной. Кисти щетинные и искусственные,
ножницы. Краски гуашевые, акварель.
Карандаши, линейки, клей ПВА, лак - ПФ,
глина, скульптурные стеки. Муфельная печь.
Рабочая одежда.
Оборудование (мебель)
Мебель необходимая для работы с детьми и
хранения материалов и изделий.
Комплекты диагностических
Анкеты, тесты, сборники вопросов для
материалов
викторины.
Информационное обеспечение
Интернет - ресурсы; ноутбук, презентации.
Кадровое обеспечение
Реализовывать программу может педагог, имеющий среднее специальное
или высшее педагогическое образование, обладающий достаточными
теоретическими знаниями и практическими умениями в области декоративноприкладного творчества, и иметь необходимый педагогический опыт.
2.6 ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
Сегодня под воспитанием в образовательной организации понимается
создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного
становления и подготовки к жизненному самоопределению.
Общие задачи и принципы воспитания представлены в Федеральном
законе от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
19
обучающихся», где воспитательная деятельность рассматривается как
компонента педагогического процесса в каждом общеобразовательном
учреждении и охватывает все составляющие образовательной системы, что
направленно на реализацию государственного, общественного и индивидуальноличностного заказа на качественное и доступное образование в современных
условиях.
Цели воспитательной деятельности: формирование и развитие
учащихся системы нравственных, морально-волевых и мировоззренческих
установок, способствующей их личностному, гармоничному развитию и
социализации в соответствии с принятыми социокультурными правилами и
нормами как основы их воспитанности.
Задачи воспитательной деятельности:
– развитие морально-нравственных качеств обучающихся: честности,
доброты, совести, ответственности, чувства долга;
– развитие волевых качеств обучающихся: самостоятельности,
дисциплинированности,
инициативности,
принципиальности,
самоотверженности, организованности;
– воспитание стремления к самообразованию, саморазвитию,
самовоспитанию;
– приобщение детей к экологической и социальной культуре,
здоровому образу жизни. Рациональному и гуманному мировоззрению;
– формирование нравственного отношения в духе демократии к
человеку, труду и природе;
– воспитание обучающихся в духе демократии, личностного достоинства,
уважения прав человека, гражданственности и патриотизма.
Приоритетные направления в организации воспитательной работы:
гражданско-патриотическое,
духовно-нравственное,
художественноэстетическое, спортивно-оздоровительное, трудовое и профориентационное,
здоровьесберегающее, социокультурное, экологическое, воспитание семейных
ценностей и т.д.
Педагог разрабатывает план мероприятий по реализации программы.
План воспитательной работы
Организационная работа
1.
Принять участие в выставках по школам для вовлечения детей в
объединение. Провести ознакомительные беседы с обучающимися.
2.
К 10 сентября укомплектовать группу объединения.
3.
В группах провести:
Беседу о правилах поведения на занятиях.
Беседу по технике безопасности.
Воспитательная работа
1.
В соответствии с планом учебно-воспитательной работы МБУ ДО СЮТ
принимать участие в мероприятиях, проводимых в СЮТ.
2.
Провести тематические беседы: по программе
20
3.
Провести беседы на нравственную тему: «Главные правила вежливости в
общении», «Я, житель моего поселка», «Учимся ценить добрые отношения»,
«Организованность в труде».
4.
Провести викторины: «Литературная викторина по сказкам»,
«Дикие животные», «Зрительные вопросы», «О домашних животных».
5.
Проводить игры: «Поле чудес», «Вспомним разные слова»,
«Игры Деда Буквоеда», «Запутанный зоопарк», «Собери картинку»,
«Загадки-задачки», «Головоломки», «Разгадай кроссворд».
6.
Принимать участие в выставках технического творчества, организованных
в СЮТ.
7.
Принимать участие в районных и краевых выставках детского
технического творчества.
Связь со школой, семьей
1.
На родительском собрании в объединении провести выставку работ.
2.
Приглашать родителей обучающихся групп на мероприятия, проводимые
в СЮТ.
3.
Выполнить сувениры к праздникам и знаменательным датам.
План-график воспитательной работы
Дата
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
Тема
Игра-приветствие
Беседа:«Техника безопасности при работе в кабинете»
Беседа:«Как вести себя на занятиях в объединении»
Беседа:«Бережное отношение к имуществу СЮТ»
Беседа:«Правила перехода улиц и дорог»
Беседа:«Поддержание чистоты и порядка в объединении»
Беседа:«Главные правила вежливости в общении»
Инсценировка детей на тему: «Самый вежливый у нас…».
Беседа: «Подарок – символ уважения».
«Золотые руки»-почему так говорят.
Беседа:«Чаще улыбайся, если хочешь нравиться людям».
Беседа: «Что такое справедливость».
Беседа-викторина «История Олимпийских игр»
Беседа:«История авиации, флота, бронетанковой техники».
Беседа: «Закаляйся, если, хочешь быть здоров».
Беседа: «Масленица–древний славянский праздник»
Беседа: «Урок вежливости»
Игровая минутка«1-апреля день смеха»
Беседа-викторина «Шагает эра космоса вперед»
Беседа: «Патриотизм и любовь к Родине».
Беседа-размышление: «Мой лучший друг».
Беседа: «Не пробовать, не начинать» (о вреде алкоголя и пагубных
привычек).
21
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагога
1.Азбука глиняного теста / Ольга Чибрикова. – М.:Эксмо, 2009 г.
2. Дымковская игрушка / мастер-класс (И.А. Лыкова, Н.К.Гаранина, Е.Н.
Левашова) 2009 г.
3. Буббико Дж., Крус Х. «Керамика: техники, материалы, изделия», Пер.
с итал. – Издательство «Ниола-Пресс», 2006. – 128 с: ил.
4. Лучшие поделки из соленого теста / Е.С. Рубцова. – Ростов н/Д: Владис,
2011 г.
5. Липунова СИ. «Волшебная глина» (серия «Легко и просто»), «РУСИЧ»
г. Смоленск - 2001г.
Интернет ресурсы
http://spisok-literaturi.ru/istoriya-sozdannyh-spiskov-literatury/spisok-literaturyisoderzhaschiy-slova-lepka-iz-glinyi-102818.html (Лепим из глины Глаголев Олег)
https://www.labirint.ru/books/190888/
https://itexts.net/avtor-svetlana-raschupkina/177662-lepka-iz-gliny-dlya-deteyrazvivaem-palcy-i-golovu-svetlana-raschupkina/read/page-4.html
Ращупкина, С.Ю. Лепка из глины для детей / С.Ю. Ращупкина. - М.:, 2010. .
https://knizhnyymir.com/poznavatelnaya_literatura/10883-lepka-iz-gliny-dlja-detejrazvivaem-palcy-i-golovu.html
Список литературы для обучающихся
1. Багрянцева А., «Домашние любимцы из пластилина» (азбука лепки), г.
Москва: Эксмо, 2014г.
2.Липунова СИ. «Волшебная глина» (серия «Легко и просто»), «РУСИЧ»
г. Смоленск - 2001г.
22
Приложение 1
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через
участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портфолио.
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий.
Выставки могут быть:
- однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
- постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
- тематические - по итогом изучения разделов, тем;
- итоговые – в конце года организуется выставка практических работ обучающихся,
организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей. Создание
портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности
обучающихся.
Оценочные материалы
Формы аттестации (контроля) обучающихся по изучению программы
тема
Вид
контроля
Что контролируем
Формы аттестации
(контроля)
Учебный модуль "Лепим легко и просто"
«Волшебная Текущий Уровень
основными Собеседование, опрос обучающихся.
глина»
приемами лепки
Тест «Послушная глина».
Самооценка работ обучающихся.
«Декоративная Текущий Уровень
знаний
при собеседование, опрос «Способы
лепка»
изготовлении
посуды, изготовления посуды».
смешивании красок
Упражнение в смешивании красок,
получение дополнительных цветов.
«Способы
Текущий Уровень
овладения «Способы объемной лепки»,
объемной
способами объемной лепки Тест «Объемная лепка»
лепки»
Учебный модуль "Увлекательный мир керамики"
«Лепка панно» Текущий Уровень знаний и степень собеседование, опрос: «Для чего
самостоятельности
при нужны керамические панно». «Как
изготовлении рельефных сделать
рельеф?»
этапы
изделий
изготовления.
Тест«Рельефная
лепка».
«Лепка
народных
игрушек»
Текущий
«Сюжетная
лепка»
Текущий
Степень
самостоятельности
при
изготовлении сувениров,
лепки игрушек в народном
стиле
Степень
самостоятельности
при
выполнении
и
при
оформлении композиции.
Усвоение материала
23
«История и особенности, техника
изготовления народных игрушек»,
мини-выставка работ обучающихся.
Тест по теме «Лепка по мотивам
народной игрушки».
собеседование, опрос «Что такое
композиция?
особенности
построения».
Итоговая выставка.
Приложение 2
Лист оценки(опрос обучающихся)
Ф.И.О.___________________________________________________________
№П/П Содержание
1. Знает свойства глины. Умеет самостоятельно
приготовить глину.
2.
Знает названия инструментов и их использование.
3.
При выполнении работ самостоятельно определяется
с выбором способа лепки
Умеет самостоятельно планировать свою работу при
изготовлении изделия.
Умеет передавать характерные особенности в лепке.
Владеет начальными навыками использования
основных цветов, смешивает их. Выделяет
характерные средства выразительности (элементы
узора, колорит, сочетание цветов).
Выделяет элементы узора и составляет из них
композицию. Рисует элементы растительного и
геометрического орнамента: точка, круг, прямая и
волнистые линии, клетка, листок.
Умеет самостоятельно провести анализ изделия
4.
5.
6.
7.
8.
Уровень
- высокий уровень (качество ярко выражено) (5 баллов)
- средний уровень; (4 балла)
-низкий уровень; (3 балла)
24
Примечание
Приложение 3
Тест «Послушная глина».
1. Какие нужны приспособления для изготовления карандашницы цилиндрической формы.
а) болванка, деревянная шпуля – 2 балла
б) бутылка, полиэтиленовая пленка, кисточка, стека, скалка – 3 балла
в) коническая поверхность, опорный брусок – 1 балл
2. Какие способы декоративной отделки керамики применяют до обжига.
а) резьба, гравировка, тиснение, лепное узорочье – 3 балла
б) лощение и морение – 1 балл
в) ангобирование, роспись – 1 балл
3. Керамическое панно может иметь форму.
а) прямоугольника, овала, круга, трапеции и т.п. – 3 балла
б) изразец – 1 балл
в) ткань – 1 балл
4. Какие нужны приспособления для изготовления шкатулки из глиняной пластины.
а) развертка чайницы, направляющие бороздки – 2 балла
б) линейка, детали из картона (форма шкатулки) кисточка, стека, скалка – 3 балла
в) деревянная ложечка, банка – 1 балл
5. Основные инструменты при лепке.
а) скульптурные стеки – 2 балла
б) пальцы – 3 балла
в) дощечка – 1 балл
Тест по теме «Объемная лепка».
1. Какие способы лепки вы знаете.
а) конструктивный, пластический, комбинированный – 3 балла
б) жирный, тонкий, красивый – 2 балла
в) красный, зеленый, желтый – 1 балл
2. Посуду можно лепить разными способами.
а) лепка из ленты - ленточный – 3 балла
б) лепка из глиняных жгутиков – 3 балла
в) выбирание стекой – 3 балла
3. Каким способом можно слепить кошку, свернувшуюся в
клубок.
а) ленточным – 1 балл
б) из целого кусочка глины– 3 балла
в) лепка из глиняных жгутиков– 0 баллов
4. Какими способами можно оформить посуду (кувшинчик, кружку).
а) глиняным блином – 0 баллов,
б) рельефным рисунком, лепными украшениями, роспись – 3 балла
в) стекловидной глазурью, – 2 балла
25
5. Изделия, выполненные из обожженной глины, называются одним общим словом.
а) фарфор – 1 балл
б) керамика – 3 балла
в) фаянс – 2 балла
Тест по теме «Лепка по мотивам народной игрушки».
1. Какую игрушку белят белой краской.
а) Дымковскую – 3 балла
б) Ярославскую – 2 балла
в) Скопинскую – 1 балл
2. Дымковскую игрушку лепят.
а) по частям – 3 балла
б) из целого куска глины – 2 балла
в) пластинами – 1 балл
3. Узор Дымковской игрушки.
а) полоски, штрихи, ромбы, овалы, прямоугольники, крапинки – 1
балл
б) узор строго геометрический, состоящий из комбинаций и полос,
клеток, кругов, круглых пятен – 3 балла
в) штрихи, веточки, овальные листики – 1 балл
4. В какой слободе проводили праздник – гуляние,
который назывался свистопляской.
а) Дымковской – 3 балла
б) Ярославской – 2 балла
в) Скопинской – 1 балл
5. В какой народной игрушке присутствует
фантастический персонаж - Полкан – кентавр.
а) Каргопольской – 3 балла
б) Ярославской – 2 балла
в) Абашевской – 1 балл
26