УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АБИНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АБИНСКИЙ РАЙОН
Принята на заседании
педагогического совета
от 25 марта 2024 г.
протокол № 3
Утверждаю
Директор МБУ ДО СЮТ
________________ Н.А. Саянова
приказ от 13.04.2024 г. № 124
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО»
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: 1 год, 72 часа
Возрастная категория: от 7 до 16 лет
Состав группы: от 12 человек
Форма обучения очная
Вид программы: модифицированная
Программа реализуется: на бюджетной основе
ID-номер Программы в Навигаторе:6336
Автор-составитель
Гурова Юлия Николаевна
педагог дополнительного образования
Ахтырский, 2024 г.
Паспорт общеобразовательной программы
«Изобразительное творчество»
Наименование муниципалитета
Наименование организации
Абинский район
МБУ ДО СЮТ
ID-номер программы в АИС
6336
«Навигатор»
Полное
наименование Дополнительная
общеобразовательная
программы
общеразвивающая
программа
«Изобразительное творчество»
Механизм финансирования
На бюджетной основе
(ПФДО, муниципальное задание,
внебюджет)
ФИО авторов составителей
Гурова Юлия Николаевна
Краткое описание программы
Форма обучения
Уровень содержания
Продолжительность
(объём)
Данная программа имеет выраженную
художественную направленность, личностноориентированная, личностно-значимая
очная
ознакомительный
освоения 1 год 72 часа
Возрастная категория
7-16 лет
Цель программы
Формирование и развитие социально
активной, творческой, успешной личности в
условиях
творческой
деятельности
объединения.
Создание условий для формирования у
обучающихся теоретических знаний и
практических
навыков
в
области
изобразительного творчества.
Личностные:
Формирование
общественной
активности личности, гражданской позиции,
культуры общения и поведения в социуме
Метапредметные:
Развитие
мотивации
к
изобразительному творчеству, потребности в
саморазвитии,
самостоятельности,
ответственности, активности, аккуратности
Задачи программы
Образовательные:
Развитие познавательного интереса к
изобразительному творчеству, включение в
познавательную деятельность, приобретение
знаний, умений, навыков
Ожидаемые результаты
Особые условия
1.Предметные – развитие интереса
обучающихся
к
изобразительному
творчеству.
2.Личностные – развитие навыков в
изобразительном творчестве
3.Метапредметные – получение опыта
коллективного общения
На обучение зачисляются все желающие, в
том числе дети попавшие в трудную
жизненную ситуацию и находящиеся в
социально опасном положении, дети с
ограниченными возможностями здоровья.
в Нет
Возможность
реализации
сетевой форме
Возможность
реализации
в
электронном
формате
с
применением
дистанционных
технологий
Материально-техническая база
При необходимости возможна реализация в
электронном формате с применением
дистанционных технологий.
1.Оборудование
для
изобразительного
творчества,
планшеты,
стаканчикинепроливайки, палитры, краски гуашь,
акварель, кисти, ветошь карандаши цветные,
простые, мелки восковые, бумага для
акварели, черчения формата А2, А3, муляжи
для натюрморта (фрукты, овощи), предметы
для натюрморта.
2. Ресурсный набор.
3. Методические и наглядные пособия по
изобразительному
искусству.
Учебные
пособия, DVD, CD, видео и аудио материалы,
репродукции, альбомы и.т.д.
4. Помещение (класс) с набором столов
стульев и необходимыми условиями для
проведения занятий.
6. Дополнительная литература.
РАЗДЕЛ 1
«КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ:
ОБЪЕМ, СОДЕРЖАНИЕ, ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ»
1.1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Изобразительное творчество» разработана в соответствии:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации" (с изменениями на 24.06.2023 года).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями на
31.07.2020 года);
3. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации
на период до 2024 года»;
4. Указ президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О
национальных целях развития России до 2030 года».
5. Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г.
№ 16).
6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от
29.05.2015 г. № 996-р.
7. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.2022г. № 678-р.
8. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - Приложение: к
протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту
«Образование» от 07.12.2018 г. № 3.
9. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.12.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи.
10. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
11. Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 г. №467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем развития
дополнительного образования детей».
12. Приказ министерства труда и защиты Российской Федерации от
05.05.2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
13. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ «включая разноуровневые
программы)»
14. Письмо Министерства образования и науки РФ от 29.03.2016 г. № ВК641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей».
15. Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от
20.02.2019 г. № ТС – 551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ
и инвалидностью»
16. Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от
31.01.2022 №ДГ 245/06 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с
«Методическими
рекомендациями
по
реализации
дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий»).
17. Устав МБУ ДО СЮТ.
Актуальность программы
Программа имеет выраженную художественно - эстетическую
направленность, предполагает начальный уровень усвоения знаний и
практических навыков рисунка и живописи. Программа разработана для детей
среднего возраста, личностно-ориентированная, личностно-значимая.
Изобразительное творчество является одним из важнейших средств
познания мира, развития знаний и эстетического воспитания, т.к. оно связано с
самостоятельной практической и творческой деятельностью ребёнка. Рисуя,
обучающийся формирует и развивает у себя определённые способности,
зрительную оценку формы, ориентированные в пространстве чувство цвета. Так
же развиваются специальные умения и навыки, координация глаз и руки, что
приносит радость творчества и всестороннее развитие: эстетическое,
интеллектуальное, нравственное трудовое, физическое.
В процессе обучения и творческой работы дети должны понимать, что
создавая что либо, художник выражает свои чувства, мысли, отношение к
объекту и цели творчества. Каждое задание имеет эмоциональную
направленность, развивает чувства. Обучающиеся стремятся с помощью языка
живописи (цвета, линий, мазка, формы) передавать настроение природы,
характер человека, животного.
Новизна программы
Новизна программы состоит в изучении одного из видов творчества –
работа гуашью на чёрном фоне. Выполнение работ в этой технике является
практической частью, закрепляющей теоретические знания, полученные в
результате обучения обучающихся.
Педагогическая целесообразность программы
Заключается в развитии творческой инициативы, формировании высокого
интеллекта и духовности через мастерство. Накоплению навыков и умения
работы с красками, кистью, карандашами, восковыми мелками. Развитию
художественного вкуса, внимания, трудолюбия.
Отличительные особенности программы
- Педагог использует дифференцированный подход в работе с каждым
ребёнком, так как группы формируются из разновозрастных детей, имеющих
различный уровень знаний и умений.
- Педагог использует творческий подход к выбору заданий при изучении
новой темы, интересной для детей и актуальной на данный момент.
- Образовательная программа нацеливает обучающихся не только на
освоение теоретических и практических знаний и умений, но и на активное
участие в выставках, конкурсах, фестивалях и ярмарках народных ремёсел.
Направленность (профиль) программы
Программа имеет выраженную художественно - эстетическую
направленность, предполагает ознакомительный уровень усвоения знаний и
практических навыков рисунка и живописи. Программа разработана для детей
среднего возраста, личностно-ориентированная, личностно-значимая.
Изобразительное творчество является одним из важнейших средств
познания мира, развития знаний и эстетического воспитания, т.к. оно связано с
самостоятельной практической и творческой деятельностью ребёнка. Рисуя,
обучающийся формирует и развивает у себя определённые способности,
зрительную оценку формы, ориентированные в пространстве чувство цвета. Так
же развиваются специальные умения и навыки, координация глаз и руки, что
приносит радость творчества и всестороннее развитие: эстетическое,
интеллектуальное, нравственное трудовое, физическое.
В процессе обучения и творческой работы дети должны понимать, что
создавая что либо, художник выражает свои чувства, мысли, отношение к
объекту и цели творчества. Каждое задание имеет эмоциональную
направленность, развивает чувства. Обучающиеся стремятся с помощью языка
живописи (цвета, линий, мазка, формы) передавать настроение природы,
характер человека, животного.
Особенности организации образовательного процесса
В программе предусмотрена возможность занятий по индивидуальной
образовательной траектории (по индивидуальному учебному плану).
Программа
направлена
на
социально-экономическое
развитие
муниципального образования и региона в целом.
Виды занятий: Практические занятия, беседы, дидактические игры,
рассматривание иллюстраций и репродукций известных художников, альбомов,
открыток, книг, подлинных изделий народного искусства, посещение выставок,
участие в выставках, конкурсах, фестивалях.
Адресат программы
Программа адресована обучающимся с 7-16 лет, желающим заниматься в
творческом объединении «Изобразительное творчество».
На обучение зачисляются все желающие, в программе предусмотрено
участие детей с особыми образовательными потребностями: детей-инвалидов и
детей с особыми образовательными потребностями: детей- инвалидов и детей с
ограниченными
возможностями
здоровья;
талантливых
(одаренных,
мотивированных) детей; детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Обучение по программе состоит из двух разделов: «Чем работает
художник, техника работы гуашью», «Язык художника, техника работы
акварелью».
Система тем и заданий, разработанных в данной программе, позволяет
обучающимся последовательно проходить обучение по разделам и дает
возможность зачислять всех желающих. Дети имеют разные знания и умения,
поэтому в программе большое внимание уделяется индивидуальному подходу в
работе с детьми.
Комплектование групп проводится с 1 августа по 15 сентября. Состав
групп постоянный. Группы комплектуются в количестве не менее 12 человек.
Объём программы
Общее количество учебных часов, запланированных на весь период
обучения, и необходимых для освоения программы определяется, содержанием
и составляет 72 ч. В течение 1 года, необходимого для её освоения. Образование
осуществляется бесплатно, обучение ведётся на русском языке. Срок реализации
программы 1 год. При необходимости возможна реализация в электронном
формате с применением дистанционных технологий.
Программа реализуется в очной форме в соответствии учебнотематического плана в объединении.
Программа предусматривает различные формы обучения:
Групповое обучение - традиционное занятие с объяснением нового
материала, беседа, занятия с презентацией на компьютере.
Работа по звеньям - работа малыми группами по 2-3 человека: над
одинаковыми работами, изделиями по одной схеме, распечатанной на карточке,
в книге; подготовка к празднику, выставке, мероприятию СЮТ, района.
Работа в парах - работа двух обучающихся с обучением одного другим,
или с взаимоконтролем.
Индивидуальная работа - работа по карточкам при составлении сложных
эскизов, композиций, схем, рисунков, выполнение самостоятельных работ, сбор
данных для портфолио, и т.д.
Режим занятий
Занятия распределены по расписанию один раз в неделю по 2 часа, с
перерывами по 10-15 минут для игр на воздухе или разминки, а так же для отдыха
глаз. 15 минут после занятий необходимы для проведения рабочего места в
порядок, уборки инструментов.
Объем программы – программа рассчитана на 1 год обучения.
Уровень сложности программы – стартовый, ознакомительный.
Формы и методы обучения
Формы обучения – очная (групповая).
Методы обучения словесный, наглядный, практический; объяснительноиллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский,
проблемный; игровой, дискуссионный, проектно - конструкторский и др.
Методы воспитания - убеждение, поощрение, упражнение,
стимулирование, мотивация и др.
Тип занятия - комбинированный, теоретический, практический,
диагностический, а так же возможны и иные формы, способствующие
повышению эффективности обучения при освоении программы в различных
условиях;
1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель – формирование и развитие социально активной, творческой,
успешной личности в условиях творческой деятельности объединения
изобразительное творчество
Задачи:
Предметные:
• Развитие познавательного интереса к изобразительному творчеству,
включение в познавательную деятельность, приобретение знаний, умений,
навыков
• Обучить основам рисунка, живописи, композиции, цветоведения.
• Помочь овладеть доступными средствами выразительности;
• Научить работать твёрдыми материалами (восковые мелки, пастель,
карандаши простые, цветные, акварельные);
Личностные:
• Формирование общественной активности личности, гражданской позиции,
культуры общения и поведения в социуме
• Развить
художественные
способности
детей
и
творческую
индивидуальность;
• Воспитывать активную, самостоятельную, гуманную личность;
• Развить внимание, память, образное мышление, воображение;
• Способствовать
формированию
нравственно-волевых
качеств
потребности в самовыражении как личности
Метапредметные:
• Развитие мотивации к изобразительному творчеству, потребности в
саморазвитии,
самостоятельности,
ответственности,
активности,
аккуратности.
• Способность самостоятельно выполнять любую работу в свободной
технике от эскиза до готового варианта
• Способность работать в команде оказывая друг другу помощь и
поддержку.
1.3 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты:
Дети взаимодействуют с педагогом и сверстниками, обладают
способностью к конструктивному общению, проявляют взаимопомощь,
проявляют интерес к изобразительному творчеству.
Личностные результаты:
Проявляют интерес к живописи, развивают образное мышление,
воображение, получение общих знаний и знакомство с живописью.
Обучающиеся проявляют навыки взаимодействия и сотрудничества,
умеют работать в паре, больших и малых группах.
Дают адекватную самооценку результатов труда - умение оценивать и
согласовывать собственное поведение и поведение других детей. Проявляют
внимание, целеустремлённость и аккуратность.
Проявляют свои творческие способности мастерства, чувство красоты и
гармонии, понимают особенности материала, свободно пользуются кистью,
владеют карандашом. Творчески используют выразительность средств.
Испытывают ответственность за результаты своего труда.
Предметные результаты:
Знают: основные законы цветоведения;
- материалы и различные техники изобразительного искусства;
- работу с красками;
- законы композиции;
- понятие ритм, контраст, нюанс;
- историю развития изобразительного искусства;
- законы линейной и воздушной перспективы;
- понятие статическое и динамическое равновесие, симметрия и
ассиметрия в композиции;
- роль колорита;
- законы композиции в пейзаже;
- пропорции в построении животных и птиц.
Умеют:
- пользоваться красками, кистью, карандашами.
- создавать материальность и соразмерность в построении натюрморта;
- создавать объём на плоскости, передавая свет и тень предмета;
- построить композицию на листе бумаги;
- соблюдать пропорции в построении предметов;
- творчески подходить к выполнению каждого задания, максимально
используя объём знаний умений, и навыков;
- работать в разных техниках.
Ожидаемые результаты освоения программы
•
Знание основы рисунка и живописи.
•
Владение доступными средствами выразительности.
•
Умение правильно владеть кистью.
•
Владение знаниями законов композиции.
•
Знание линейной и воздушной перспективы в композиции.
•
Знание гармоничных сочетаний цветов.
Обучающиеся должны знать:
1.Законы композиции, виды равновесия, способы выделения
композиционного центра.
2.Роль колорита в передаче настроения.
3.Различать цвета: главные и дополнительные, холодные и тёплые.
4.Иметь представление о переднем и заднем планах.
5.Композиционные приёмы и средства выражения сюжетно –
тематического содержания пейзажа, натюрморта.
Уметь:
1.Смешивать краски и получать задуманные цвета.
2.Выделять композиционный центр за счёт цвета, формы и окружения.
3.Применять симметрию и ассиметрию для достижения поставленной
творческой задачи.
4.Работать в определённой цветовой гамме.
5.Использовать законы линейной и воздушной перспективы.
6.Выполнять этюды с натуры.
1.4
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебно-тематический план
№
Тема занятия
Количество часов
Всего
Теория
Формы
Практика аттестации/
(контроля)
1
1
1
Модуль № 1
1.1
Тема:
занятие
1.2
Тема: Гуашь, техника 30
работы,
пробные
упражнения.
4
26
1.3
Тема:
занятие
-
2
Вводное 2
Итоговое 2
Собеседование,
опрос,
пробные
упражнения.
Беседа,
практические
упражнения,
опрос, выставка
Собеседование,
итоговая
выставка работ.
Зачётная работа.
И того:
34
5
29
1
1
2
Модуль № 2
2.1
Тема:
занятие
2.2
Тема:
Акварель, 34
техника
работы,
пробные упражнения.
6
28
2.3
Тема:
занятие
-
2
7
31
Вводное 2
Итоговое 2
И того:
38
Собеседование,
опрос,
пробные
упражнения.
Беседа,
практические
упражнения,
опрос, выставка
Собеседование,
итоговая
выставка работ.
Зачётная работа.
1.5 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
Содержание программы
Модуль № 1 (34ч).
Тема: 1.1. Вводное занятие (2 ч.)
Теория. Знакомство с программой. Задачи творческого объединения.
Знакомство с учебным модулем. Беседы о творчестве и искусстве. Организация
рабочего места. Техника безопасности. Игра на определение жанров живописи и
техники, в которой выполняются произведения искусства
.
Тема: 1.2. Гуашь, техника работы, пробные упражнения (30 ч.)
Теория. Свойства гуаши. Техника и приёмы работы с гуашью. Основные
и дополнительные, ахроматические цвета. Виды натюрморта, выполненные в
технике гуашью. Материальность в натюрморте. Композиция. Соразмерность и
пропорции предметов. Перспектива воздушная и линейная в построении
предметов. Пейзажная техника
Практическая работа: Упражнения по смешиванию основных и
дополнительных цветов. Пробные упражнения. Различные приёмы гуашевой
живописи. Этюды с натуры. Натюрморт с «Фруктами». Натюрморт «Дары
осени», Пейзаж «Ранняя осень», «Зимушка», композиция на свободную тему.
Тема 1.3 Итоговое занятие (2ч.).
Теория. Подведение итогов по учебному модулю. Беседа, обсуждение.
Практическая работа: Итоговая выставка работ обучающихся.
Модуль № 2 (38 ч.)
Тема: 2.1. Вводное занятие (2 ч)
Теория. Знакомство с планом работы учебного модуля. Беседы о
творчестве и искусстве. Организация рабочего места. Техника безопасности.
Тема 2.2. Акварель техника работы (34 ч.)
Теория. Знакомство с акварелью и её свойствами. Техника и приёмы
работы сырым по мокрому, сырым по сухому, лессировка. Удаление краски,
раскрытие светлых участков. Виды выполнения натюрмортов. Зарисовки с
натуры. Пейзажная техника.
Практическая работа: Пробные упражнения. Изображение пейзажа
«Поляна с цветами», «Море», «Весна», Творческий натюрморт.
Тема 2.3 Итоговое занятие (2ч.).
Теория. Подведение итогов по учебному модулю. Беседа, обсуждение.
Практическая работа: Итоговая выставка работ обучающихся.
РАЗДЕЛ 2
«КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ,
ВКЛЮЧАЮЩИХ ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ»
2.1 КАЛЕНДАРНЫЙ - УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Дата
План.
Факт.
№
Название темы
занятия
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Модуль № 1 (34ч.)
Вводное
занятие:
Знакомство с программой.
Задачи
творческого
объединения. Знакомство с
учебным
модулем.
Организация
рабочего
места.
Техника
безопасности. Инструменты
и материалы. Пробные
упражнения.
Гуашь приёмы работы:
Техника и приёмы работы с
гуашью.
Пробные
упражнения.
Этюды
с
натуры.
«Натюрморт
с фруктами»
Этюды
с
натуры.
«Натюрморт
с овощами»
Этюды
с
натуры.
«Натюрморт
с овощами»
Пейзаж «Времена года»
Пейзаж «Времена года»
Композиция
«Морской
пейзаж»
Композиция
«Городской
пейзаж»
Композиция «Цветы»
Количество часов
Все- Теого
рия
Практика
2
1
1
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0.5
1,5
2
-
2
2
0,5
1,5
2
2
0,5
2
1,5
2
0,5
1,5
2
0.5
1,5
2
2
0,5
2
1,5
2
-
2
2
-
2
2
-
2
2
-
2
2
-
2
2
1
1
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0.5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
25
26
Композиция «Цветы»
Композиция
«Животные,
птицы, рыбы»
Композиция
«Животные,
птицы, рыбы»
Композиция на свободную
тему
Композиция на свободную
тему
Композиция на свободную
тему
Итоговое
занятие:
Подведение
итогов
по
учебному модулю. Беседа,
обсуждение.
Зачётная
работа.
Модуль № 2 (38ч.)
Вводное
занятие:
Знакомство с планом работы
учебного модуля. Беседы о
творчестве и искусстве.
Организация
рабочего
места.
Техника
безопасности. Практические
упражнения.
Акварель приёмы работы:
Техника и приёмы работы с
акварелью.
Пробные
упражнения.
Этюды
с
натуры.
Натюрморт «Дары осени»
Этюды
с
натуры.
«Натюрморт с фруктами»
Изображение пейзажа «Утро
в горах»
Изображение пейзажа «У
пруда»
Изображение
пейзажа
«Лесные просторы»
Композиция «Кактусы»
Композиция « Рыбки»
2
2
0,5
0,5
1,5
1,5
27
28
Композиция «Рыбки»
Композиция «Цветы»
2
2
0,5
2
1,5
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
29
30
31
32
33
34
35
36
Композиция «Цветы»
Композиция «Моё любимое
животное»
Композиция «Моё любимое
животное»
Композиция «Птицы»
Композиция «Птицы»
Композиция на свободную
тему
Композиция на свободную
тему
Итоговое
занятие:
Подведение
итогов
по
учебному модулю. Беседа,
обсуждение.
Зачётная
работа.
И того:
2
2
0,5
2
1,5
2
-
2
2
2
2
0,5
0,5
1,5
2
1,5
2
-
2
2
-
2
72
12
60
2.2 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ
Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и
итоговых результатов. Методом контроля и управления образовательным
процессом является тестирование детей, анализ результатов конкурсов,
творческих работ обучающихся. Результативность программы «изобразительное
творчество» определяется диагностическими исследованиями, которые
проходят в два этапа.
1. Промежуточная аттестация – проводится в конце 1 полугодия. Её
результаты позволяют определить уровень развития практических навыков
(педагог оформляет протокол).
Кол-во человек
%
Общее впечатление.
Аккуратность,
точность
Самостоятельность
выполнения работы
Творческий подход к
делу, творческие
идеи
Владение техникой.
Применение
изученных
изобразительных
приёмов
Применение
изученных
теоретических
знаний
Критерий
Соответствие теме
работы
Выполнение творческой работы (рисунка)
2.
Итоговая аттестация – проводится в конце второго полугодия. По её
результатам определяется уровень динамики, которого достигли обучающиеся
за время обучения (педагог оформляет протокол).
Итоговая промежуточная аттестации по изобразительному искусству
проводится с целью диагностики уровня знаний, умений и навыков
обучающихся за курс обучения.
Основной целью работы является поверка и оценка способности
выпускников объединения применять полученные в процессе изучения
изобразительного творчества знания для решения разнообразных задач учебного
и практического характера средствами изобразительного искусства.
Форма итоговой аттестации по изобразительному творчеству –
индивидуальная творческая работа. Изображение пейзажа в двух разных
настроениях.
Время выполнения работы. Примерное время на выполнение работы
составляет:
1)Вводный инструктаж учителя об особенностях работы -5 минут.
2)Выполнение индивидуальной творческой работы -30 минут.
3)Совместное оценивание работы.
Материалы и оборудование.
1)Бумага А4.
2)Краски акварельные.
3)Емкости для воды.
4)Кисти.
Условия проведения творческой работы. Работа проводится под
руководством педагога дополнительного образования – руководителя
объединения.
Кодификатор.
№ Проверяемые умения
п/п
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Базовый уровень
1
Различает виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура,
художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство)
2
Участвует в художественно- творческой деятельности, используя различные
художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного
замысла
3
Эмоционально - ценностно относится к природе, человеку, обществу; различает и
передает в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное
состояние и свое отношение к ним средствами художественного языка
Повышенный уровень
1
Воспринимает произведения изобразительного искусства, участвует в обсуждении
их содержания и выразительных средств, объясняет сюжеты и содержание знакомых
произведений
2
Высказывает суждение о художественных произведениях, изображающих природу и
человека в различных эмоциональных состояниях
Азбука искусства. Как говорит искусство
Базовый уровень
1
Создает простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве
2
Использует выразительные средства изобразительного искусства: композицию,
форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы
для воплощения собственного художественно-творческого замысла
3
Различает основные и составные, теплые и холодные цвета; изменяет их
эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной
красками; использует их для передачи художественного замысла в собственной
учебно – творческой деятельности
Повышенный уровень
1
Пользуется средствами выразительности языка, живописи, графики, скульптуры,
декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в
собственной художественно-творческой деятельности; передает разнообразные
эмоциональные состояния, используя различные цвета. При создании
живописных композиций на заданные темы
Значение темы искусства. О чем говорит искусство?
Базовый уровень
1
Осознает главные жанры искусства и отражает их в собственной художественнотворческой деятельности
2
Выбирает
художественные
материалы,
средства
художественной
выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи
своего отношения к ним; решает художественные задачи с опорой на правила
перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия
3
Передает характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя,
предмета, явления и т.д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая свое
отношение к качествам данного объекта
Повышенный уровень
1
Видит, чувствует и изображает красоту и разнообразие природы, человека, зданий,
предметов
2
Изображает пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним сове эмоциональное
отношение
3
Выражает многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвует
в коллективных работах на эти темы
2.3 ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Перечень диагностических методик, позволяющих определить достижение
обучающимися планируемых результатов. Тестирование знаний по разделам
программы.
Критерии показателей уровневого дополнительного образования
обучающихся
Диагностика прогнозируемых результатов производится в соответствии
с листом оценки (см. приложение Оценочные материалы по программе)
Организация открытых занятий с детьми, проведение различных мастер
классов, тематических выставок, участие в конкурсах (СЮТ, муниципальных,
краевых, всероссийских и т.д.). Отчетная выставка, беседа, викторина,
проведение ежегодной диагностики умений и навыков обучающихся. (см.
Приложение)
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей
проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых
мероприятиях, создании портфолио. Выставочная деятельность является
важным итоговым этапом занятий.
Выставки могут быть:
- однодневные - проводится в конце каждого задания с целью
обсуждения;
- постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
- тематические - по итогом изучения разделов, тем;
- итоговые – в конце года организуется выставка практических работ
обучающихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов,
родителей, гостей. Создание портфолио является эффективной формой
оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.
2.4 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Для освоения программы «Изобразительное творчество» обучающимися
используются:
Методы организаций занятий
•
Словесные: объяснение тем, новых терминов и понятий,
обсуждение, беседа-рассказ, анализ выполнения заданий, комментарий педагога;
•
Наглядные: демонстрация педагогом образца выполнения заданий,
использование иллюстраций, репродукций картин художников, видео
материалы, презентации, материалы с сайтов;
•
Репродуктивный: метод практического показа;
Методы обеспечивающие уровень деятельности на занятиях
•
Объяснительно-иллюстрированный – дети воспринимают и
усваивают готовую информацию;
•
Репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания
и способы деятельности;
•
Частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске,
решение поставленной задачи совместно с педагогом;
Методы обеспечивающие организацию деятельности детей на занятиях
•
Фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися;
•
Коллективный – организация проблемно-поискового или
творческого взаимодействия между всеми детьми;
•
Индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальной и
фронтальных форм работы;
•
Индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий;
Конкретные проявления определённого метода на практике – игры,
упражнения, решения проблемных ситуаций, диалог, показ и просмотр
иллюстраций, работа по образцу.
Основные части занятия
•
Введение – создание эмоционального отношения к работе;
•
Обсуждение пройденного ранее материала;
•
Знакомство с новым материалом – беседа, рассматривание
дидактических материалов;
•
Подготовка к совместной или самостоятельной деятельности;
•
Творческая деятельность детей;
•
Выставка – просмотр работ, анализ результатов, подведение итогов
занятия.
2.5 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение
Для организации деятельности объединения имеется:
•
Помещение (класс), который оборудован набором столов, стульев,
шкафов, классной доской, канализацией, раковиной, краном с горячей и
холодной водой, огнетушителем и необходимыми условиями для проведения
занятий, хорошо освещён, проветривается.
•
Оборудование для изобразительного творчества, планшеты, холсты,
стаканчики непроливайки, палитры, краски гуашь, акварель, кисти, ветошь
карандаши цветные, простые, мелки восковые, бумага для акварели, черчения
формата А2, А3, муляжи для натюрморта (фрукты, овощи), предметы для
натюрморта (досточка разделочная, кружка, кувшин, материал для драпировки),
серия художественных альбомов, книг «Искусство», серия книг «О жизни и
творчестве художников», наглядные иллюстрации по рисунку, живописи.
Кадровое обеспечение.
Педагог, работающий по данной программе, должен знать основы
живописи, графики, иметь педагогический стаж и опыт работы.
Информационное обеспечение.
Информационные ресурсы включают информацию об обучающихся,
содержание и цели объединения, его организации и методике.
Методические и наглядные пособия по изобразительному искусству.
Учебные пособия, DVD, CD, видео и аудио материалы, репродукции, альбомы
и.т.д.
Информационно-методический ресурс реализации программы состоит:
Количественных и качественных характеристик интернет-ресурса,
поддерживающего организацию деятельности объединения.
Комплектности обеспечения деятельности объединения учебными
пособиями, учебно-методической литературой, дополнительной литературой, с
учётом достижения целей и планируемых результатов освоения программы
деятельности объединения.
2.6 ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
Сегодня под воспитанием в образовательной организации понимается
создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного
становления и подготовки к жизненному самоопределению.
Общие задачи и принципы воспитания представлены в Федеральном
законе от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся», где воспитательная деятельность рассматривается как
компонента педагогического процесса в каждом общеобразовательном
учреждении и охватывает все составляющие образовательной системы, что
направленно на реализацию государственного, общественного и индивидуальноличностного заказа на качественное и доступное образование в современных
условиях.
Цели воспитательной деятельности: формирование и развитие
обучающихся
системы
нравственных,
морально-волевых
и
мировоззренческих установок,
способствующей
их
личностному,
гармоничному развитию и социализации в соответствии с принятыми
социокультурными правилами и нормами как основы их воспитанности.
Задачи воспитательной деятельности:
– развитие морально-нравственных качеств обучающихся: честности,
доброты, совести, ответственности, чувства долга;
– развитие волевых качеств обучающихся: самостоятельности,
дисциплинированности,
инициативности,
принципиальности,
самоотверженности, организованности;
– воспитание стремления к самообразованию, саморазвитию,
самовоспитанию;
– приобщение детей к экологической и социальной культуре,
здоровому образу жизни. Рациональному и гуманному мировоззрению;
– формирование нравственного отношения в духе демократии к
человеку, труду и природе;
– воспитание обучающихся в духе демократии, личностного достоинства,
уважения прав человека, гражданственности и патриотизма.
Приоритетные направления в организации воспитательной работы:
гражданско-патриотическое,
духовно-нравственное,
художественноэстетическое, спортивно-оздоровительное, трудовое и профориентационное,
здоровьесберегающее, социокультурное, экологическое, воспитание семейных
ценностей и т.д.
Педагог разрабатывает план мероприятий по реализации программы.
План-график воспитательной работы
в объединении художественной направленности
«Изобразительное творчество»
Дата
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
Тема
Игра-приветствие
Беседа: «Техника безопасности при работе в
объединении»
Беседа: «Как вести себя на занятиях в объединении»
Беседа: «Бережное отношение к имуществу СЮТ»
Беседа: «Правила перехода улиц и дорог»
Беседа: «Поддержание чистоты и порядка в объединении»
Беседа: «Главные правила вежливости в общении»
Инсценировка детей на тему: «Самый вежливый у нас…».
Беседа: «Подарок–символ уважения».
«Золотые руки»-почему так говорят.
Беседа: «Чаще улыбайся, если хочешь нравиться
людям».
Беседа: «Что такое справедливость».
Беседа-викторина «История Олимпийских игр»
Беседа: «История авиации, флота ,бронетанковой
техники».
Беседа: «Закаляйся, если, хочешь быть здоров».
Беседа: «Масленица–древний славянский праздник»
Беседа: «Урок вежливости»
Игровая минутка«1апреля - день смеха»
Беседа-викторина «Шагает эра программирования вперед»
Беседа: «Патриотизм и любовь к Родине».
Беседа-размышление: «Мой лучший друг».
Беседа: «Не пробовать, не начинать» (о вреде алкоголя
и пагубных привычек).
3.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагога
1.
Баррингтон. Б. «Рисуем портреты»; (пер с англ. Т. Платоновой). – М.:
Эксмо, 2012. – 48с.
2.
Баррингтон. Б. «Рисуем фигуру человека»; (пер с англ. Т.
Платоновой). – М.: Эксмо, 2012. – 48с.
3.
Грегори. Н. «Нарисуй пейзажи маслом по схемам: Ты художник!» М.: «Контэнт», 2016. – 32 с., цв, и ч/б ил.
4.
Джелберт. В. «Нарисуй цветы акрилом по схемам: Ты художник!» М.: «Контэнт», 2016. – 32 с., цв, и ч/б ил.
5.
Пипер. А. , Вольфганг. К. « Энергия красок. Абстрактная живопись
акварельными и акриловыми красками»; ( пер с немецкого. Ю.В.
Севастьяновой). – М.: АРТ-РОДНИК, 2007. – 93с., цв ил.
6.
Руиссинг. Х. «Полный курс масляной живописи. От хорошей
техники к индивидуальному стилю»; ( пер с англ. Е.Карповой). – М.: Астрель,
2002. – 120 с., цв ил.
7.
Тимохович. А. И. «Самоучитель по рисованию. Шаг за шагом( + CD
с видеокурсом)». – СПб.: Питер, 2014. – 96 с.: ил.
8.
Харрисон. Т. «Нарисуй пейзажи акварелью по схемам: Ты
художник!» - М.: «Контэнт», 2017. – 32 с., цв, и ч/б ил.
9.
Чезганова. Л.В. «Методика ведения учебного задания – натюрморт,
портрет, пейзаж» - К.: «Дом-Юг», 2010. – 91 с., цв ил.
Список литературы для детей
1.
Алексеева. В.В. Что такое искусство? М., 2012г.
2.
Дрожжин Г.А. Сохранить традиции народного искусства.
Ассоциация «Народные художественные промыслы России», Родина. 2002г.
3.
Дубах. А. «Акварель» Изд-во «Астрель» 2000г.
4.
Кембелл.Ф. «Я учусь рисовать» М. 2006г.
5.
Сервер.Ф «Акварель для начинающих» Изд-во «Астрель» 2010г.
Список литературы для родителей
1.
Выгодский. Л.В. Основы детской психологии. -М.: Апрель-Пресс
2004г.
2.
Копцева. Т.А. «Природа и художник». М. 2000г.
3.
Мухина. В.С. «Детская психология»-М.: Апрель-Пресс 1999г.
4.
Наглядное пособие для педагогов , логопедов, воспитателей и
родителей. Серия «Знакомство с окружающим миром и развитие речи». М.: ООО
«Издательство ГНОМ и Д», 2008г.
5.
Штанько. И.В. Воспитание искусством. М. 2007г.
Материалы на сайтах
интернет по живописи, графике, рисованию на ткани и холсте.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
http://web-paint.ru/
http://tehnika-risunka.ru/
http://artdrawing.ru/lessonsgrawing.html
http://www.drawmaster.ru/
http://paintingart.ru/
http://tvkultura.ru/anons/show/episode_id/959224/brand_id/22206/
http://strg-circle.livejournal.com/
http://www.lesyadraw.ru/
Приложение 1
Формы и виды аттестации (контроля) обучающихся по изучению
программы
Раздел
Чем
работает
художник
Язык
художник
а
Вид
контрол
я
Текущи
й
Форма
Срок
контроля контроля
Что
контролируетс
я
Во
время Владение
прохождени разными
я тем
техниками
живописи
Во
время Умение
прохождени работать
я тем
акварелью по
мокрому
в
технике
лессировка
Вид
контроля
Выставк
а работ
Натюрморт
«Дары
осени»
Текущи
й
Выставк
а работ
Композици
я
«Весенний
пейзаж»
Приложение 2
Оценочные материалы
Степень выраженности оцениваемого критерия
Критерии
Соответстви
е
практически
х умений и
навыков
программны
м
требования
м
Творческие
навыки
Аккуратнос
ть в работе
3 балла
Овладел
практически
всеми умениями
и
навыками
предусмотренны
ми программой за
конкретный
период
2 балла
Объём
усвоенных
умений
и
навыков
составляет
более 1/2
1 балл
Овладел менее
чем
1/2
предусмотренн
ых умений и
навыков
0 баллов
Практическ
и не овладел
умениями и
навыками
Выполняет
Выполняет
практические
практическ
задания
с ие задания с
элементами
элементами
творчества
творчества
самостоятельно
с помощью
педагога
Аккуратно
Работает
выполняет
аккуратно,
работу,
но иногда
контролирует
нуждается в
себя сам
напоминани
и
и
внимании
педагога
В
основном
выполняет
задания
на
основе образца
Ребёнок в
состоянии
выполнять
лишь
простейшие
практическ
ие задания
педагога
Работать
аккуратно
не умеет и
не
стремится
Испытывает
серьёзные
затруднения
при
необходимости
работать
аккуратно,
нуждается
в
постоянном
контроле
и
помощи
педагога
Приложение 3
Оценочные материалы.
Раздел «чем работает художник»
Задание №1. Тесты.
Выберите один из правильных вариантов ответа.
1 Гуашь-это материал, какого вида ИЗО
а) живописи
б) скульптуры
в) архитектуры
Ответ: (а)
2 Средства выразительности живописи
а) мазок
б) линия
в) штрих
Ответ: (а)
4.Основное средство языка живописи
а) объем
б) цвет
в) штрих
Ответ: (б)
5. С чего начинается композиция
а) с эскиза б) с натягивания холста в) с поиска композиционного центра на
листе бумаги
Ответ: (в)
6.Для создания каких произведений наиболее важно знание законов
линейной перспективы?
а) изделия народных промыслов б) икона
в) скульптура г) городской пейзаж
Ответ (г)
7. В каком жанре изображают животных
а) жанр портрета
б) анималистический жанр
в) жанр натюрморта
Ответ (б)
8.Пейзаж это - ...
а) изображение человека
б) изображение предметов
в) изображение природы
Ответ (в)
9. В линейной перспективе все предметы при удалении
а) увеличиваются б) уменьшаются в) остаются без изменений.
Ответ: (б)
10. Композиция – это
а) чередование изобразительных элементов
б) соединение отдельных частей в единое целое
в) жанр в изобразительном искусстве
Ответ: (в)
Приложение 5
Задание № 2. Выполнение зачётной самостоятельной работы по
карточкам
(Детям предлагается раздаточный материал в виде карточек с заданием и
картинки)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Нарисовать натюрморт состоящий из трёх овощей
Нарисовать натюрморт состоящий из трёх фруктов
Изображение пейзажа «Весна»
Изображение пейзажа «Лето»
Изображение городского пейзажа
Изображение морских обитателей
Изображение цветов
Изображение птиц
Изображение животных
Приложение 6
Раздел «Язык художника»
Задание №1 Проверочная работа
Соотнесите каждый из приемов работы с акварелью с его описанием.
Расставьте стрелки.
Смягчение границ
по
сухому
(растушевывание)
По мокрому
Смягчение границ
по мокрому
Способность этого вещества впитывать влагу
используется для получения различных
эффектов в акварели. Видимый результат
проявляется не сразу, оценить полностью
эффект можно только после высыхания
краски.
Использование этого приема добавляет в
работу цвет. Высохший слой краски
размачивается чистой водой. После этого
наносится слой густой краски, которая
растекается по воде. Таким образом, граница
двух цветовых пятен становится мягкой и
сколь угодно протяженной. Этот метод
используется для работы в слоях для
проработки объемов.
Этот прием сглаживает границы цветовых
пятен, чаще всего используется для
исправления ошибок.
Мягкий переход создается в местах границ
двух цветовых пятен с помощью проведения
в них влажной кисточкой, расплющенной в
лопаточку. Кисть должна быть влажной, но
не мокрой. Бумага должна оставаться сухой.
Влажной кистью в одном и том же
направлении проводят несколько раз. Нажим
на кисть должен быть легким, иначе можно
стереть слои краски до бумаги. Если кисть
слишком мокрая, вокруг цветового пятна
образуются разводы.
Использование соли
Эта техника создает интересные цветовые
эффекты
и
позволяет
использовать
растекание акварели.
Рисунок карандашом делают до смачивания
бумаги.
Бумагу мочат с двух сторон, погружая в
емкость с чистой водой. Бумагу можно
смачивать влажной губкой, а также кистью
или пульверизатором. Влажность бумаги
играет большую роль. От влажности зависят
скорость растекания краски по бумаге и
неровность краев пятна.
Применение
штампов
Мокрое по мокрому
В этом случае краска ляжет на слой другой
краски.
Бумага
смачивается
сильно
разведенной краской, на которую наносится
более густая — более темная. Более густая
краска течет в сторону более жидкой.
Большее количество краски течет в сторону
меньшего.
Способ нанесения оттисков, одинаковых по
площади,
форме
и
цвету.
Оттиск,
соответствующий замыслу, наносится на
чистый лист бумаги или же поверх уже
нарисованного слоя. Можно применять и для
мазков.
Выберите правильные ответы. Для сохранения участков бумаги не
закрашенными можно использовать:
А) бумажный скотч;
Б) парафин;
В) защитную жидкость;
Г) штампы;
Д) восковые мелки;
Е) заливки;
Ж) трафареты.
В акварельной технике нередко возникает необходимость высветлить
участок в картине до состояния почти белого. Какие средства и техники
можно применить для этого по сухому красочному слою, а какие – по
мокрому?
Открытие 1.Соскребание
(процарапывание)
лезвием Открытие
белого по макетного ножа, мастихином.
белого
сухому
мокрому
2.Смачивание нужного участка работы с
последующим промакиванием его чистой
тряпкой.
по
3. Использование наждачной бумаги.
4.Смывание краски торцом сформированной из
кисти лопаточки.
5.Процарапывание (соскабливание) ногтем либо
ручкой кисти.
6.Использование ластика.
7.Смывание под струей воды.
8.Смывание краски ватной палочкой.
Монохромная живопись на основе тональных отношений называется:
А) корпусная живопись;
Б) гризайль;
В) ала прима.
Задний план изображения или любая среда, находящаяся за объектом,
расположенном ближе к зрителю – это..
А) фон;
Б) тон;
В) форма.
Как называется техника однослойной живописи, когда художник
сразу в полную силу берет цветовые отношения?
А) лессировочная живопись;
Б) гризайль;
В) ала прима.
Действительный цвет объекта, который может изменяться под
воздействием освещения?
А) дополнительный цвет;
Б) локальный цвет;
В) родственный цвет.
Практическая работа: Этюд фруктов (овощей).
Обобщенная лепка формы. Передача цветотональных отношений. Влияние
среды на предметы.
Бумага для акварели, формат А 4; акварель. Техника «ала прима».
Приложение 7
Задание №2
1. В графе ответов проставь соответствующие буквы. Расположи в правильной
последовательности.
Вопрос. Порядок цветов в цветовом спектре:
Варианты ответа:
2. Обведи кружком буквы, соответствующие правильному варианту ответа.
Вопрос. Три основных цвета в живописи – это:
Варианты ответа:
3. В графе ответов проставь соответствующие буквы.
Вопрос. При смешивании следующих цветов получится:
Варианты ответа:
4. Обведи кружком букву, соответствующую правильному варианту ответа.
Вопрос. Холодный цвет – это:
Варианты ответа:
5. Обведи кружком букву, соответствующую правильному варианту ответа.
Вопрос. Тёплая цветовая гамма – это:
Варианты ответа: В.
Приложение 8
Задание №3 «Основные законы композиции»
1. Обведи кружком букву, соответствующую правильному варианту ответа.
Вопрос. Холодный цвет – это:
Варианты ответа:
2.Обведи кружком букву, соответствующую правильному варианту ответа.
Вопрос: Статика – это:
Варианты ответа:
3.Обведи кружком букву, соответствующую правильному варианту ответа.
Вопрос: Асимметричные предметы – это:
Варианты ответа:
4.Обведи кружком букву, соответствующую правильному варианту ответа.
Вопрос: Динамика – это:
Варианты ответа:
Приложение 9
Задание №4. Выполнение зачётной самостоятельной работы по
карточкам
(Детям предлагается раздаточный материал в виде карточек с заданием)
1.Статическое и динамическое равновесие. Изображение этюда из пяти
предметов (овощи, фрукты)
2.Симетрия, ассиметрия композиции. Смещение композиционного центра.
Изображение цветущего дерева.
3.Роль колорита в композиции. Роль колорита в передаче настроения.
Изображение птиц.
4.Закон линейной и воздушной перспективы в пейзаже. Изображение городского
пейзажа.
Приложение 10
Задание №5. Тесты.
1.Кого, в основном изображали древние художники?
А. Людей в разном обличии
Б. Сказочных героев
В. Животных и птиц.
Ответ: В.
2.Что было присуще «наскальной живописи»?
А.В образах животных были соединены реальные и фантастические черты
Б.Эти рисунки легко стирались дождями и бурями
В.Животные всегда были с людьми и человекоподобными существами.
Ответ: А.
3. Художественное произведение с изображением животных называют:
А. бытовой жанр
Б. анималистический жанр
В. жанр марины
Ответ: Б.
4.Дорисуй рисунок
Приложение 11
Задание №6. Тесты
1. Пейзаж это - ...
А. Изображение человека
Б. Изображение предметов
В. Изображение природы
Ответ: В.
2. В каком жанре изображают животных
А. Жанр портрета
Б. Анималистический жанр
В. Жанр натюрморта
Ответ: Б.
Композиция - это...
А. Объединение всех частей произведения
Б. Цельное объединение всех частей произведения для наиболее яркого
отображения его содержания
Ответ:А.
К основным цветам относятся…
А. Красный, синий, фиолетовый
Б. Жёлтый, красный, синий
В. Оранжевый, зелёный, жёлтый
Ответ:Б.
Живописная техника изображения объектов при естественном свете и в
естественных условиях – это…
Ответ: пленер
Цвета красно-жёлтого спектра называются …
А. Тёплыми
Б. Холодными
В. Яркими
Ответ:А.
Марина – это
А. Изображение птиц
Б. Изображение моря
В. Изображение человека
Ответ:Б.
Гуашь-это материал, какого вида ИЗО
А. Живописи
Б. Скульптуры
В. Архитектуры
Ответ:А.
Что такое сангина?
А. Заболевший ангиной художник
Б. Мягкие, коричневые мелки, которые хорошо совмещаются с углем
В. Черный уголь для придания тени в изображении.
Ответ: Б.
Как называется один из самых древних видов красок, который
использовали даже при иконописи?
А. Темпера
Б. Акварель
В. Гуашь
Ответ: А.
Какая краска с наибольшими возможностями для работы художников,
но разбавляется не водой, а специальными растворителями?
А. Гуашь
Б. Масло
В. Акварель.
Ответ: Б.
Определите значение слова «набросок»:
А. Это рисунок, для создания которого художник отдал всю жизнь;
Б.Это рисунок, который художник нарисовал с помощью коллег;
В. Это рисунок, который сделан очень быстро.
Ответ: В.
Рисунок состоит в основном из тонких и толстых, простых и сложных,
прямых и кривых, то есть разных по характеру:
А. Линий
Б. Путей
В. Мыслей
Ответ: А.
Как называется чередование соизмеримых между собой элементов в
изобразительном искусстве:
А. Линия
Б. Ритм
В. Композиция
Ответ: Б.
Так называется основное средство изображения на плоскости, которое
может быть большим и маленьким, округлым и бесформенным,
светлым и темным:
А. Линия
Б. Краска
В. Пятно
Ответ: В.
Так говорят об этом термине: «полярное противопоставление», которое
бывает резким и мягким:
А. Контраст
Б. Линейность
В. Музыкальность
Ответ: А.
Перспектива – это:
А. Система отображения на плоскости глубины пространства;
Б. Строение, структура, расположение и соотношение частей предмета;
В.Неподвижная «мертвая натура», которая является важной частью
окружающей действительности.
Ответ:А.
Линейная перспектива – это:
А.Система отображения на плоскости глубины пространства;
Б. Строение, структура, расположение и соотношение частей предмета;
В. Способ представления трехмерных вещей в двухмерном изображении.
Ответ: А.
Найдите определение пейзажа как произведения искусства:
А. Неподвижная «мертвая натура», которая является важной частью
окружающей действительности;
Б. Образ природы, где очень важно отношение человека к этой природе, его
чувства и настроения;
В. Полотно с образом определенного реального человека.
Ответ: Б.
Найдите в списках термины воздушной перспективы:
А. Мотив, цветовая гамма;
Б. Акварель, масло;
В. Линия горизонта, точка схода.
Ответ: В.
В каком направлении создавал свои пейзажи Иван Айвазовский?
А. Морской романтизм
Б. Временной романтизм
В. Пейзажи с фризами
Ответ: А.
Направление пейзажа художников Э.Мане, К.Моне, которое на языке
художников называются пейзажами настроения:
А. Морской романтизм
Б. Импрессионизм
В. Фотопейзаж
Ответ: Б.
Какими выразительными средствами изобразил художник свою
мысль?
А. Характер передан линией
Б. Образ передан работой художественными мелками
В. Соединил две перспективы.
Ответ: А.
В каком стиле сделаны эти пейзажи?
А. Пейзажи без цвета
Б. Пейзажи в графике
В.Пейзажи фотографические.
Ответ:Б.
Что общего между этими изображениями?
А. Изображения принадлежат одному художнику
Б. Изображения сделаны в формате фотографии
В. Картина-пейзаж и автор Исаак Левитан.
Ответ: В.
Определите автора и название работы шедевра изобразительного
искусства по изображению:
А. И.Е.Репин «Мона Лиза»;
Б. Иван Айвазовский «Девятый вал»;
В. Леонардо да Винчи «Джоконда».
Ответ: В.
Приложение 12
Выявление и оценка
результативности образовательной деятельности в объединении
Анкета «Мои интересы»
Дорогой друг! Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:
1.
2.
3.
4.
•
•
•
•
•
5.
•
•
•
•
•
6.
•
•
•
•
Меня зовут _________________________________________________
Мне ____________________лет
Я выбрал объединение ________________________________________
Я узнал об этом объединении (нужное отметить):
Из газет, телепередачи;
От учителя;
От родителей;
От друзей;
Свой вариант ________________________________________________
Я пришел в объединение, потому что (нужное отметить):
Хочу заниматься любимым делом;
Надеюсь найти новых друзей;
Хочу узнать новое, интересное о том, чего не изучают в школе;
Нечем заняться;
Свой вариант_________________________________________________
Думаю, что занятия помогут мне (нужное отметить):
Определиться с выбором интересной профессии;
С пользой проводить свое свободное время;
Приобрести знания, которые пригодятся на уроках в школе, в жизни;
Свой вариант ________________________________________________
Тест-опросник «Мое мнение об объединении» (для обучающихся)
Самочувствие в объединении:
2. Отношение к объединению:
а) мне здесь хорошо, чувствую себя в
кругу друзей;
а) дорожу объединением;
б) не задумывался о
б) есть отдельные друзья и товарищи, значении объединения в моей
но далеко не все;
жизни;
в) хотел бы перейти в
другое объединение.
в) скорее здесь я одинок.
3.
Наличие
объединении:
цели
работы
в 4. Отношение к деятельности
объединения:
а) думаю, что в объединении
а) в основном доволен
проявляется
забота
о
каждом работой объединения;
учащемся, обо мне тоже;
б)
хотел
бы
внести
б) считаю важным, что мы существенные коррективы в
заботимся не только о благополучии деятельность объединения;
обучающихся,
но
и
жителях
в) полагаю, что следует в
микрорайонов;
корне
изменить
работу
в)
не
чувствую объединения.
заинтересованности
в
моем
благополучии.
5. Отношение к
творческим делам:
коллективным 6. Отношения в объединении:
а)
согласен,
что
а) в объединении проводятся большинство
обучающихся
стремятся
к
КТД, и я в них почти всегда участвую; объединения
общению
со
своими
б) хотелось бы чаще проводить
сокружковцами;
КТД в объединении;
в) КТД нашему объединению не
б) думаю, что дружба в
объединении слабо проявляется,
нужны.
в основном дружат по группам;
в) полагаю, что дружба всех
между
собой
в
нашем
объединении невозможна.
7. Творческое самовыражение:
а) доволен, что есть возможность проявить себя в объединении;
б) здесь, в объединении я открыл в себе некоторые способности и
имею возможность в их развитии;
в) думаю, что во мне есть способности, о которых в объединении не
знают.
Тест – опросник «Мое мнение об объединении» (для родителей)
1. Самочувствие в объединении:
2. Отношение к объединению:
а) мой ребенок чувствует себя в
а)
ребенок
объединении в окружении друзей;
объединением;
дорожит
б) дружит только с отдельными
б) не задумывается о
значении объединения в своей
ребятами;
жизни;
в)
часто
чувствует
себя
в) хотел бы перейти в
одиноким в объединении.
другое объединение.
3. Наличие
объединении:
целей
работы
в 4. Отношение к деятельности
объединения:
а) думаю, что в объединении
а) в основном доволен
воспитательной
работой
в
заботятся о моем ребенке;
объединении;
б) объединение помогает не
только ученикам, но и окружающим
б) я бы внес существенные
коррективы
в
работу
людям;
объединения;
в) не чувствую особой заботы о
в) полагаю, что надо в корне
моем ребенке в объединении.
изменить работу в классе.
5. Отношение к КТД:
6. Общение в объединении:
а) положительно отношусь к
а) думаю, что большинство
учеников
настроены
на
КТД в объединении;
дружеское общение со всеми
б)
пусть
чаще
проводятся
интересные КТД в объединении;
ребятами в объединении;
в) КТД нашему объединению не
б) дружат в основном по
нужен.
группам;
в) полагаю, что дружба всех
в объединении невозможна.
7. Творческое самовыражение:
а) в объединении есть возможность проявить себя моему ребенку;
б) мой ребенок выявил в себе способности и имеет возможность их
удовлетворить в объединении;
в) мой ребенок имеет свои интересы, способности, но в объединении
их не замечают.