УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АБИНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АБИНСКИЙ РАЙОН
Принята на заседании
педагогического совета
от 25 марта 2024 г.
Протокол № 3
Утверждаю
Директор МБУ ДО СЮТ
________________ Н.А. Саянова
приказ от 13 апреля 2024 г. № 124
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ЛУКОШКО»
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: 1 год, 72 часа
Возрастная категория: от 7 до 15 лет
Состав группы: от 12 человек
Форма обучения очная
Вид программы: модифицированная
Программа реализуется: на бюджетной основе
ID-номер Программы в Навигаторе: 11636
Автор-составитель
Казаринова Д.В.
педагог дополнительного
образования
пгт. Ахтырский, 2024 г.
Паспорт образовательной программы «Лукошко»
Наименование муниципалитета
Абинский район
Наименование организации
МБУ ДО СЮТ
ID-номер
программы
в
АИС 11636
«Навигатор»
Полное наименование программы
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа «Лукошко»
Механизм финансирования
На бюджетной основе
(ПФДО,
муниципальное
задание,
внебюджет)
ФИО авторов составителей
Казаринова Дарья Валерьевна
Краткое описание программы
Тип программы
Данная
программа
имеет
выраженную
художественную направленность, личностноориентированная, личностно-значимая
модифицированная
Вид программы
модульная
Форма обучения
очная
Уровень содержания
ознакомительный
Продолжительность освоения (объем)
1 год, 72 часов
Возрастная категория
7 – 15 лет
Цель программы
Развитие личности обучающихся, способных к
творческому самовыражению, через овладение
техниками изготовления предметов декоративноприкладного искусства
Личностные: расширить кругозор обучающихся,
помочь в развитии воображения, творческих
наклонностей,
художественного
вкуса;
воспитывать самостоятельность, аккуратность,
умение доводить начатое дело до конца;
воспитывать духовно – нравственные качества по
отношению к окружающим (доброжелательность,
чувство
товарищества);
воспитывать
эмоциональное благополучие ребенка через его
увлечение прикладными видами искусства.
Метапредметные:
Научить обучающихся планировать результат
Задачи программы
Ожидаемые результаты
деятельности; научить осуществлять контроль и
коррекцию результата деятельности; научить
проявлять способность к самостоятельному
выбору материалов и дизайну изделия; научить
правилам организации рабочего места и порядку
выполнения работы; научиться работе с разными
источниками информации: книга, журнал,
интернет.
Предметные:
Научить обучающихся ТБ при работе с
инструментами (игла, ножницы, булавки, клей);
научить технологии работы со схемами,
выкройками, трафаретами; сформировать умение
по работе с фетром, различными по составу
тканями и нитками; научить применять термины и
понятия в рамках направленности разделов
программы
По окончанию курса обучения обучающиеся
должны знать и уметь.
Предметные результаты:
- правила ТБ при работе с иглой,
ножницами, клеем;
- термины
и
понятия
в
рамках
направленности разделов программы;
- технологию изготовления аппликации,
вышивки, шитья, вязания;
- технику работы с трафаретами и
выкройками;
- общие сведения о видах рукоделия правила
ухода за изделием;
- подбирать материалы в соответствии с
темой занятия;
- принимают
участие
в
конкурсах
творческих проектов;
- умеют работать с различными источниками
информации (книга, журналы, интернет
ресурсы);
- выполняют правила техники безопасности
при работе с инструментами и различными
материалами.
Личностные результаты:
- проявлять личностные качества, такие как
отзывчивость, взаимопомощь, трудолюбие;
- следовать социальным нормам поведения
Особые условия
во взаимоотношениях со сверстниками и
взрослыми людьми;
- расширять свой кругозор,
творческие
наклонности и художественный вкус;
- проявлять внимание, целеустремленность и
аккуратность;
- воспитывать самостоятельность, умение
довести начатое дело до конца.
Метапредметные :
- планировать
результат
деятельности
при помощи педагога;
- проявлять способность управлять своей
деятельностью;
- осуществлять контроль и коррекцию
результата деятельности;
- уметь взаимодействовать с педагогом и
сверстниками;
- обмениваться материалами;
- оказывать помощь друг другу.
На обучения зачисляются все желающие, в том
числе дети, попавшие в трудную жизненную
ситуация и находящиеся в социально опасным
положении,
дети
с
ограниченными
возможностями здоровья.
сетевой нет
Возможность реализации в
форме
Возможность реализации в электронном
формате с применением дистанционных
технологий
Материально-техническая база
При необходимости возможна реализация в
электронном
формате
с
применением
дистанционных технологий.
Наличие: светлого, просторного кабинета; столы
для работы; шкаф, необходимой для хранения
материалов
и
изделий;
инструменты
в
достаточном
количестве;
материалов
необходимых для работы.
Материалы: цветная бумага и картон (12 шт.);
ножницы и иглы, нитки (12 шт.); клеевой
пистолет и клей (9 шт.); выкройки и шаблоны
(3компл.);
фетр, нитки и ткани в ассортименте; аксессуары
для
шитья
(у
каждого
обучающегося
индивидуально) крючки разных номеров.
РАЗДЕЛ 1
«КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ:
ОБЪЕМ, СОДЕРЖАНИЕ, ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ»
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая, модульная
программа «Лукошко» разработана и реализуется на основе ряда законов и
нормативных документов:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 24.06.2023
года);
2. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с
изменениями на 31.07.2020 года);
3. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации
на период до 2024 года»;
4. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. №474 «О
национальных целях развития России до 2030 года»;
5. Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018
г. № 16);
6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации
от 29.05.2015 г. № 996-р;
7. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.2022г. № 678-р;
8. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к
протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту
«Образование» от 07.12.2018 г. № 3;
9. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.12.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
10. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”;
11. Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 г. №467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем развития
дополнительного образования детей»;
12. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
13. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разно
уровневые программы)»;
14. Письмо Министерства образования и науки РФ от 29.03.2016 г. № ВК641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с
«Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом
их особых образовательных потребностей»;
15. Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от
20.02.2019 г. № ТС – 551/07«О сопровождении образования, обучающихся с
ОВЗ и инвалидностью»;
16. Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от
31.01.2022 г. №ДГ 245/06"О направлении методических рекомендаций" (вместе
с "Методическими рекомендациями по реализации дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий");
17. Устав МБУ ДО СЮТ
Программа
объединения
«Лукошко»
является
модульной,
модифицированной, в основу которой легла типовая программа кружка
«Умелые руки» художественно-эстетической направленности педагога
начальных классов высшей категории Прытковой Елены Валентиновны 2011
года выпуска, с. Ахтуба Саратовской области.
Развитие детского творчества во многом зависит от умения детей
работать с различными материалами и соответствующими инструментами.
Включение обучающихся в разные виды художественной деятельности,
основанные на материалах народного декоративно -прокладного искусства-
одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и
развития его художественно – творческих способностей.
Человек, обладающий умением творчески подходить к решению
различных проблем, будет чувствовать себя уверенно в различных ситуациях
бытового и социального общения. Ему будет проще адаптироваться в сложных
современных условиях.
Актуальность программы заключается в том, что она востребована в
среде учеников школ и отвечает социальному заказу на формирование
целостной личности, обладающей широким кругозором, запасом необходимых
творческих ориентиров, отвечающих потребностям современных детей и их
родителей. Она помогает развитию творчества, фантазии, дает возможность
самовыражения и самореализации личности в конкретных образах.
Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей
преобразовывать мир, развивает в учениках нестандартность мышления,
свободу, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать.
Новизна программы заключается в возможности дать каждому ребенку
попробовать свои силы в нескольких видах художественного творчества,
выбрать приоритетное направление. Максимально проявить себя и реализовать
свои творческие способности. Полученные знания позволят обучающимся
преодолеть психологическую инертность, развить их творческую активность,
способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели,
стремиться к ним.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что приобщая
детей к различным видам рукоделия, мы подготавливаем молодежь к будущей
взрослой жизни. Развиваются такие качества как терпение, настойчивость.
Формируется хороший эстетический вкус, чувство меры.
Направленность (профиль) программы:
Программа «Лукошко» является модульной по содержательной,
тематической
направленности
является
художественной,
по
функциональному предназначению – учебно-познавательной, по форме
организации – кружковой, по времени реализации – одногодичной.
Программа состоит из двух модулей.
№
п/п
1
2
Название модулей
Шьем и вышиваем
Чудеса из ткани
Форма
обучения
очная
очная
Кол-во
часов
34
38
Возраст
Для обучающихся
обучающихся
7 -15 лет
1 модуля обучения
7 -15 лет
2 модуля обучения
Отличительные особенности программы
Данная программа состоит из двух модулей, каждый из которых помогает
обучающимся, имеющим склонность к декоративно-прикладному искусству на
деле реализовать свои природные задатки в разных направлениях рукоделия аппликация, вышивка, шитье, вязание.
Программа дает возможность каждому обучающемуся попробовать свои
силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать
приоритетное направление и максимально реализовать себя в нем.
Возможность дать каждому ребенку попробовать свои силы в нескольких видах
художественного
творчества,
выбрать
приоритетное
направление.
Максимально проявить себя и реализовать свои творческие способности.
Полученные знания позволят обучающимся преодолеть психологическую
инертность, развить их творческую активность, способность сравнивать,
анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.
Приобщая детей к различным видам рукоделия, мы подготавливаем
молодежь к будущей взрослой жизни. Развиваются такие качества как
терпение, настойчивость. Формируется хороший эстетический вкус, чувство
меры.
Адресат программы:
Программа «Лукошко» предназначена для детей от 7 до 15 лет,
интересующихся рукоделием. Система тем, разработанных в данной
программе, дает возможность зачислять всех желающих. Дети имеют разные
знания и умения, поэтому в программе большое внимание уделяется
индивидуальному подходу в работе с обучающимися.
Объем и срок освоения программы
Общее количество учебных часов, запланированных на весь период
обучения и необходимых для освоения программы, определяется содержанием
и составляет 72 часа, необходимых для ее освоения и состоят из двух модулей.
Формы обучения
Очная форма в соответствии с учебным планом в объединении. Состав
группы постоянный.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Занятия проводятся по расписанию 1 раз в неделю по 2 часа, с
перерывами по 10-15 минут для разминки, а также для отдыха глаз. 15 минут
после занятий необходимы для приведения рабочего места в порядок, уборки
инструментов.
Особенности организации образовательного процесса
Программа
направлена
на
социально-экономическое
развитие
муниципального образования и региона в целом. В программе предусмотрено
участие детей с особыми образовательными потребностями: детей-инвалидов и
детей с особыми образовательными потребностями: детей- инвалидов и детей с
ограниченными
возможностями
здоровья;
талантливых
(одаренных,
мотивированных) детей; детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В программе предусмотрена возможность занятий по индивидуальной
образовательной траектории (по индивидуальному учебному плану).
1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: развитие личности обучающихся, способных к творческому
самовыражению, через овладение техниками изготовления предметов
декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
Обучающие:
- научить обучающихся ТБ при работе с инструментами (игла,
ножницы, булавки, клей);
- научить технологии работы со схемами, выкройками, трафаретами;
- сформировать умение по работе с фетром, различными по составу
тканями и нитками;
- научить применять термины и понятия в рамках направленности
разделов программы
Развивающие:
- расширить кругозор обучающихся, помочь в развитии воображения,
творческих наклонностей, художественного вкуса;
- воспитывать самостоятельность, аккуратность, умение доводить
начатое дело до конца;
- воспитывать духовно – нравственные качества по отношению к
окружающим (доброжелательность, чувство товарищества);
- воспитывать эмоциональное благополучие ребенка через его
увлечение прикладными видами искусства.
Воспитательные:
- Научить обучающихся планировать результат деятельности;
- Научиться осуществлять контроль и коррекцию результата
деятельности;
- Проявлять способность к самостоятельному выбору материалов и
дизайну изделия;
- Научить правилам организации рабочего места и порядку выполнения
работы;
- Научиться работе с разными источниками информации: книга, журнал,
интернет;
1.3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты:
− правила ТБ при работе с иглой, ножницами, клеем;
− термины и понятия в рамках направленности разделов программы;
− технологию изготовления аппликации, вышивки, шитья, вязания;
− технику работы с трафаретами и выкройками;
− общие сведения о видах рукоделия;
− правила ухода за изделием;
− подбирать материалы в соответствии с темой занятия;
− принимают участие в конкурсах творческих проектов;
− умеют работать с различными источниками информации
(книга, журналы, интернет ресурсы);
− выполняют правила техники безопасности при работе с
инструментами и различными материалами.
Личностные результаты:
- проявлять личностные качества, такие как отзывчивость,
взаимопомощь, трудолюбие;
- следовать социальным нормам поведения во взаимоотношениях со
сверстниками и взрослыми людьми;
- расширять свой кругозор, творческие наклонности и художественный
вкус;
- проявлять внимание, целеустремленность и аккуратность;
- воспитывать самостоятельность, умение довести начатое дело до
конца.
Метапредметные результаты:
- планировать результат деятельности;
- при помощи педагога;
- проявлять способность управлять своей деятельностью;
- осуществлять контроль и коррекцию результата деятельности;
- знать виды декоративно- прикладного творчества;
-
знать правила организации рабочего места;
знать порядок выполнения работы;
уметь работать с различными источниками информации: книга,
журналы, интернет;
знать правила техники безопасности при использования инструментов
работая с различными материалами;
проявлять способность к самостоятельному выбору материалов и
обработке;
способны к адекватной самооценке;
взаимодействовать с педагогом и сверстниками;
обмениваться материалами;
оказывать помощь друг другу.
1.4
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.4.1 Учебно-тематический план 1 модуля обучения
«Шьем и вышиваем» - 34 часа
№
п/п
1.1
2.1
2.2
3.1
Название раздела, Количество часов
Формы аттестации (контроля)
темы
Всего Теория Практика
Раздел 1. Вводное занятие (2 часа)
Вводное занятие. 2
1
1
ТБ
Раздел 2. Шьем и вышиваем. (30 часов)
Волшебный фетр 14
4
10
Вышивка.
16
4
12
Раздел 3.Итоговое занятие (2 часа)
Итоговое занятие
2
1
1
Итого часов:
34
10
24
Входной
контроль,
опрос.
Собеседование, опрос, мини-выставка
Опрос, собеседование, мини-выставка
Выставка.
Учебно-тематический план 2 модуля обучения
«Чудеса из ткани» - 38 часов
№
п/п Название
раздела, темы
Количество часов
Всего
Теория
Формы аттестации (контроля)
Практика
Раздел 1. Вводное занятие (2 часа)
1.1 Вводное
2
1
1
занятие. ТБ
Раздел 2. Чудеса из ткани. (34 часа)
2.2 Лоскутное
14
3,5
10,5
шитье
2.3 Мягкая игрушка
20
5
15
Раздел 3.Итоговое занятие (2 часа)
3.1 Подведение
итогов
2
2
Итого часов:
1.5
38
11,5
Входной
контроль,
опрос.
Собеседование,
опрос,
выставка
Опрос,
собеседование.
выставка
минимини-
Выставка.
26,5
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
Содержание учебно-тематического плана (1модуль)
«Шьем и вышиваем» (34часа)
Раздел 1. Вводное занятие (2 часа)
Теория. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Понятия о
рабочей шкатулке. Инструктаж по ТБ при работе с ножницами, иглами,
булавками.
Раздел 2. Шьём и вышиваем (30 часов)
2.1 Волшебный фетр (14 часов)
Теория. Инструктаж по ТБ. План работы. цели и задачи занятия.
Определяем последовательность выполнения работы. Правила раскроя фетра,
Использование лекал. Выбор аксессуаров и отделки. Цветовое сочетание.
Практическая работа: Раскрой с помощью лекал. Выбор фона.
Используем основные швы. Оформление по вкусу. Просмотр и оценка
выполненной работы.
2.2. Вышивка (16 часов)
Теория . История и виды вышивки. Инструменты, приспособления,
используемые для работы. Декоративные швы. Контурная вышивка, вышивка
крестом. Чтение схем.
Практическая работа. Учимся вышивать по схеме. Учимся вышивать по
контуру. Готовые изделия. Дизайн.
Раздел 3. Итоговое занятие. (2 часа)
Теория. Подведение итогов работы за прошедший период. Поощрение
лучших обучающихся. Оформление выставки
Раздел 1. Вводное занятие (2 часа)
Теория. Инструменты и материалы, необходимые для работы.
Инструктаж по ТБ при работе с ножницами, иглами, булавками.
Содержание учебно-тематического плана (2модуль)
«Чудеса из ткани»
(38 часов)
Раздел 2. Мы любим шить (34 часа)
2.1. Лоскутное шитье (14 часов)
Теория. История пэчворка. Инструменты, приспособления, используемые
для работы Правила кроя ткани. Работа с шаблонами, выкройками.
Практическая работа. Учимся кроить детали. Подбираем по цвету и
форме. Сборка частей изделия по схеме. Стежка в лоскутном шитье. Варианты
соединения. Готовые изделия. Дизайн.
2.2.Мягкая игрушка (20 часов)
Теория. История создания игрушки. Подбор материалов. Правила кроя по
лекалам.
Практическая работа. Кроим детали игрушки. Используем основные швы
для сборки изделия. Набивка с помощью наполнителя. Украшение поделки
различными аксессуарами.
Раздел 3. Итоговое занятие. (2 часа)
Теория. Подведение итогов работы за прошедший период. Поощрение
лучших обучающихся. Оформление выставки.
РАЗДЕЛ 2
«КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ,
ВКЛЮЧАЮЩИХ ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ»
2.1 КАЛЕНДАРНЫЙ - УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
«Шьем и вышиваем» (34 часа) (Модуль 1)
1 раз в неделю по 2 часа
№
заня
тия
Дата
Пл
ан
Факт
кол-во часов
Название темы
всего
теория
практика
2
1
1
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
Модуль № 1.
Раздел 1. Вводное занятие (2 часа)
1
Инструменты и материалы. ТБ.
Раздел 2. Шьём и вышиваем (30 часов)
2
Основные швы для работы.
Фетр в шитье. Использование
3
особенности материала.
и
4
5
Подставка под горячее из фетра
Брошь из фетра
2
2
0,5
0,5
1,5
1,5
6
Композиция из фетра
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
2
0,5
0,5
1,5
1,5
2
0,5
1,5
2
2
0,5
0,5
1,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
0,5
1,5
9
25
Продолжаем шить композицию из
фетра.
Игрушка из фетра (котик, зайка,
8
совушка).
Вышивка. История. Виды. Применение.
9
Декоративные швы.
10
Контурная вышивка.
11
Контурная вышивка.
Вышивка крестом. Материалы и
12
инструменты. Техника. Чтение схем.
13
Вышивка крестом «Яблоко»
14
Вышивка крестом «Яблоко»
Вышивка крестом (работа по выбору
15
обучающихся).
Вышивка крестом (работа по выбору
16
обучающихся).
Раздел 3.Итоговое занятие (2 часа)
7
17
Итоговое занятие. Оформление мини2
выставки.
Итого:
34
«Чудеса из ткани» (38 часов) (Модуль 2)
1 раз в неделю по 2 часа
№
заня
тия
Дата
План
Название темы
Факт
кол-во часов
всего теория
практика
Модуль №2.
Раздел 1. Вводное занятие (2 часа)
18
ТБ. Инструменты и материалы
2
0,5
1,5
0,5
1,5
0,5
1,5
21
Лоскутные поделки. Кукла оберег
2
Лоскутное шитьё и вышивка. Кукла
2
оберег
Игольница из лоскутков
2
0,5
1,5
22
Игрушки из ниток
2
0,5
1,5
23
Косметичка из лоскутков
2
0,5
1,5
24
Косметичка из лоскутков
2
0,5
1,5
25
Прихватка для кухни
2
0,5
1,5
26
Изготовление деталей игрушки
2
0,5
1,5
27
Объемная игрушка «Пасхальное яйцо» 2
0,5
1,5
28
Многодетальная игрушка «Зайка»
2
0,5
1,5
29
Многодетальная игрушка «Зайка»
2
0,5
1,5
30
Оформление игрушки. Одежда.
2
0,5
1,5
31
Многодетальная игрушка «Кот Фагот»
2
0,5
1,5
32
Многодетальная игрушка «Кот Фагот»
2
0,5
1,5
Многодетальная игрушка «Кот Фагот»
Мягкая
игрушка
по
выбору
34
обучающихся.
Мягкая
игрушка
по
выбору
35
обучающихся.
Раздел 3.Итоговое занятие (2 часа)
Подведение
итогов.
Оформление
36
выставки.
Итого:
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
-
2
38
9
29
ИТОГО за курс обучения:
72
18
54
Раздел 2. Мы любим шить.(34 часа)
19
20
33
2.2 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ
Модуль №1
Раздел/тема
Вид
Форма
Результативность усвоения программы
аттестации аттестации/контроля
Раздел 1. Вводное занятие (2 часа)
1.1 Инструменты и
Входной контроль, Знание правил безопасной работы с
материалы ТБ.
опрос.
материалами и инструментами.
Раздел 2. Шьём и вышиваем (30 часов)
2.1.Волшебный Текущая
Собеседование,
фетр.
опрос,
минивыставка.
2.2. Вышивка
Текущая
Собеседование,
опрос,
минивыставка.
Раздел 3.Итоговое занятие(2 часа)
3.1. Итоговое
Выставка.
занятие
Итого часов:
34
Умение кроить и сшивать детали
поделок.
Умение
использовать
основные швы.
Умение вышивать крестиком. Умение
использовать основные швы.
Развитие творческих
художественного вкуса.
навыков
и
Модуль №2
Раздел/тема Вид
Форма
Результативность усвоения программы
аттестации аттестации/контроля
Раздел 1. Вводное занятие (2 часа)
1.1
Входной контроль, Знание правил безопасной работы
Инструменты и
опрос.
материалами и инструментами.
материалы ТБ.
с
Раздел 2 Чудеса из ткани (34 часа)
2.1.
Текущая
Собеседование,
Производить раскрой по лекалам.
Лоскутное
опрос,
минишитье
выставка.
2.2 Мягкая Текущая
Собеседование,
Знать основы кроя из ткани Умение
игрушка
опрос,
мини- сборки изделия.
выставка.
Раздел 3.Итоговое занятие (2 часа)
3.1.
Выставка.
Итоговое
занятие
Итого
38
часов:
Развитие
творческих
художественного вкуса.
навыков
и
2.3 ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ДИАГНОСТИКА
Таблица отслеживания результативности обучения в объединении
«Лукошко»
№п. Ф.И.О.
Дата
п
обучающег рожден
ося
ия
Показатели
Специаль Практичес
ные
кие
знания
умения.
Творческ
ие
способно
сти
Развитие Развитие
личностн эстетическ
ых
ого вкуса
качеств
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:
!!-высокий уровень;
!-средний уровень;
•-низкий уровень.
Периодичность заполнения таблицы:
-показатели специальные знания и практические умения заносятся в таблицу
каждые полгода;
-показатели развития творческих способностей, личностных качеств,
воспитания эстетического вкуса заносятся в таблицу на начало обучения, на
конец 1 года обучения.
После заполнения таблицы делается вывод по каждой группе.
Критерии результативности обучения и методики их отслеживания.
Специальные знания
Данный блок включает оценку знаний обучающихся по следующим
направлениям:
-материалы и инструменты;
-специальные знания о тканях и волокнах;
-специальные знания по работе с различными материалами;
-оформление работ.
Критерии оценки
Низкий уровень: обучающийся в малой степени владеет знаниями о
материалах и инструментах, не знает виды тканей и волокон, не располагает
сведениями по работе с различными тканями, по оформлению работ.
Средний уровень: обучающийся не в полном объеме владеет знаниями о
материалах и инструментах, видах тканей и волокон, не располагает полными
знаниями по работе с разными видами тканей, по оформлению работ.
Высокий уровень: обучающийся в совершенстве владеет знаниями о
материалах и инструментах, знает различные виды тканей и волокон и умеет с
ними работать, знает способы оформления работ.
Практические умения.
Этот блок разработан для отслеживания у обучающихся развития умений
применять знания на практике: работать с тканями и волокнами, выполнять и
оформлять работы в соответствии с требованиями:
-уметь пользоваться основными соединительными и декоративными швами;
-работать с плоскими изображениями и изделиями;
-оформлять работы (вышивка, декор, аксессуары, рамки);
-работать с объемными формами.
Критерии оценки.
Низкий уровень: изделие выполнено до конца, но со значительными
недочетами.
Средний уровень: изделие выполнено до конца, но неаккуратно.
Высокий уровень: изделие выполнено без ошибок и недочетов.
Творческие способности.
Критерии оценки.
Низкий уровень: обучающийся работает строго по образцу, с работой на
свободную тему может не справиться.
Средний уровень: обучающийся берет за основу образец, в работе
присутствует оригинальное решение (видоизменяет изделие, добавляет новые
детали).
Высокий уровень: обучающийся самостоятельно, творчески выполняет работу
на заданную тему.
Развитие личностных качеств.
Оцениваются следующие личностные качества: терпение, самоконтроль, тип
сотрудничества.
Критерии оценки.
Низкий уровень: обучающийся не способен длительно заниматься
однообразной деятельностью, не всегда контролирует свое поведение, не
чувствует ответственности за порученное дело, не коммуникабелен.
Средний уровень: обучающийся длительно занимается однообразной
деятельностью, иногда переключается на другой вид деятельности, не всегда
контролирует свое поведение и поступки, коммуникабелен с определенной
группой обучающихся.
Высокий уровень: обучающийся способен длительно занимается
однообразной
деятельностью,
ответственный,
дисциплинированный,
коммуникабельный, умеет работать в группе, согласовывать свои действия с
другими ради достижения общей цели.
Развитие эстетического вкуса
Низкий уровень: обучающийся оценивает мастерство автора, технику
исполнения (передачу форм, характер швов, пропорции, технические приемы,
композиционные и цветовые решения).
Средний: обучающийся оценивает мастерство автора, технику
исполнения,
подмечает
индивидуальность,
творческие
проявления,
оригинальность, новаторство.
Высокий: помимо вышеперечисленного обучающийся выражает
эмоционально-чувственное отношение к художественному образу, умеет
словесно выразить свои чувства и настроения, связанные с увиденным
2.4 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Методические материалы
В программе «Лукошко» используются такие методы организации
учебно-воспитательного процесса как:
- словесный-рассказ, беседа, объяснение, разъяснение, инструктаж.
Наглядная-демонстрация образцов поделок, фотографии в журналах,
мастер-классы в интернете.
Репродуктивный-выполнение задания на уровне подражания (Делай как
я).
Выбор методов зависит от возраста и подготовки обучающихся.
Во время работы создается и поддерживается атмосфера дружелюбия и
доверия. Обучающиеся находятся в постоянном контакте с педагогом и друг с
другом.
Методика проведения занятий предполагает создание атмосферы
успешности, удовлетворения от выполняемой работы и желания достичь
наивысшего результата.
Структура занятий выглядит следующим образом:
1.Вводная часть (мотивационно-ориентировочный этап)
Обсуждение материалов для изготовления изделия. Повторение
имеющихся навыков по предыдущим занятиям. Повторение ТБ при работе с
инструментами.
2. Основная часть (исполнительный этап).
Использование умений и навыков для выполнения задания. Выполнение
работы по образцу с пояснениями педагога. Возможность самостоятельного
решения в оформлении работы.
3.Заключительный этап(рефлексивно-оценочный).
Подведение итогов занятия, оценка результатов работы. Похвала за
инициативу и качество выполненной работы.
Методический материал, используемый на занятиях:
- инструктаж по ТБ при работе с инструментами;
- последовательность изготовления изделия
Дидактические материалы:
- образцы работ педагога;
- журналы с описанием;
Раздаточный материал;
- шаблоны;
- приспособления для крепления ниток.
2.5 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое оснащение
Организационные условия, позволяющие реализовать
образовательной программы, предполагают наличие:
содержание
светлого, просторного кабинета;
− столы для работы;
− шкаф, необходимой для хранения материалов и изделий;
− инструменты в достаточном количестве;
− материалов необходимых для работы.
− Для занятий по программе необходимы следующие материалы:
− цветная бумага и картон (12 шт.);
− ножницы и иглы, нитки (12 шт.);
− клеевой пистолет и клей (9 шт.);
− выкройки и шаблоны (3компл.);
− фетр, нитки и ткани в ассортименте;
− аксессуары для шитья (у каждого обучающегося индивидуально)
− крючки разных номеров.
Кадровое обеспечение
Педагог, работающий по программе «Лукошко» должен: знать основные
виды рукоделия;
- иметь педагогическое образование;
−
- любить детей;
- постоянно заниматься самообразованием
2.6 ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
Сегодня под воспитанием в образовательной организации понимается
создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного
становления и подготовки к жизненному самоопределению.
Общие задачи и принципы воспитания представлены в Федеральном
законе от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся», где воспитательная деятельность рассматривается как
компонента педагогического процесса в каждом общеобразовательном
учреждении и охватывает все составляющие образовательной системы, что
направленно
на
реализацию
государственного,
общественного
и
индивидуально-личностного заказа на качественное и доступное образование в
современных условиях.
Цели воспитательной деятельности: формирование и развитие
учащихся системы нравственных, морально-волевых и мировоззренческих
установок, способствующей их личностному, гармоничному развитию и
социализации в соответствии с принятыми социокультурными правилами и
нормами как основы их воспитанности.
Задачи воспитательной деятельности:
– развитие морально-нравственных качеств обучающихся: честности,
доброты, совести, ответственности, чувства долга;
– развитие волевых качеств обучающихся: самостоятельности,
дисциплинированности,
инициативности,
принципиальности,
самоотверженности, организованности;
– воспитание стремления к самообразованию, саморазвитию,
самовоспитанию;
– приобщение детей к экологической и социальной культуре,
здоровому образу жизни. Рациональному и гуманному мировоззрению;
– формирование нравственного отношения в духе демократии к
человеку, труду и природе;
– воспитание обучающихся в духе демократии, личностного достоинства,
уважения прав человека, гражданственности и патриотизма.
Приоритетные направления в организации воспитательной работы:
гражданско-патриотическое,
духовно-нравственное,
художественноэстетическое, спортивно-оздоровительное, трудовое и профориентационное,
здоровьесберегающее, социокультурное, экологическое, воспитание семейных
ценностей и т.д.
Педагог разрабатывает план мероприятий по реализации программы.
План воспитательной работы
Организационная работа
1. Принять участие в выставках по школам для вовлечения детей в
объединение. Провести ознакомительные беседы с обучающимися.
2. К 10 сентября укомплектовать группу объединения.
3. В группах провести:
- Беседу о правилах поведения на занятиях.
- Беседу по технике безопасности.
Воспитательная работа
1.
В соответствии с планом учебно-воспитательной работы МБУ ДО СЮТ
принимать участие в мероприятиях, проводимых в СЮТ.
2.
Провести тематические беседы: по программе
3.
Провести беседы на нравственную тему: «Главные правила вежливости в
общении», «Я, житель моего поселка», «Учимся ценить добрые отношения»,
«Организованность в труде».
4.
Провести викторины: «Литературная викторина по сказкам»,
«Дикие животные», «Зрительные вопросы», «О домашних животных».
5.
Проводить игры: «Поле чудес», «Вспомним разные слова»,
«Игры Деда Буквоеда», «Запутанный зоопарк», «Собери картинку»,
«Загадки-задачки», «Головоломки», «Разгадай кроссворд».
6.
Принимать
участие
в
выставках
технического
творчества,
организованных в СЮТ.
7.
Принимать участие в районных и краевых выставках детского
технического творчества.
Связь со школой, семьей
1. На родительском собрании в объединении провести выставку работ.
2. Приглашать родителей обучающихся групп на мероприятия, проводимые в
СЮТ.
3. Выполнить сувениры к праздникам и знаменательным датам.
План-график воспитательной работы
Дата
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
Тема
Игра-приветствие
Беседа:«Техника безопасности при работе в кабинете»
Беседа:«Как вести себя на занятиях в объединении»
Беседа:«Бережное отношение к имуществу СЮТ»
Беседа:«Правила перехода улиц и дорог»
Беседа:«Поддержание чистоты и порядка в объединении»
Беседа:«Главные правила вежливости в общении»
Инсценировка детей на тему: «Самый вежливый у нас…».
Беседа: «Подарок – символ уважения».
«Золотые руки»-почему так говорят.
Беседа:«Чаще улыбайся, если хочешь нравиться людям».
Беседа: «Что такое справедливость».
Беседа-викторина «История Олимпийских игр»
Беседа:«История авиации, флота, бронетанковой техники».
Беседа: «Закаляйся, если, хочешь быть здоров».
Беседа: «Масленица–древний славянский праздник»
Беседа: «Урок вежливости»
Игровая минутка«1-апреля день смеха»
Беседа-викторина «Шагает эра космоса вперед»
Беседа: «Патриотизм и любовь к Родине».
Беседа-размышление: «Мой лучший друг».
Беседа: «Не пробовать, не начинать» (о вреде алкоголя и пагубных
привычек).
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагогов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Акарова О. «Амигуруми», ООО «Иэдательство АСТ»2018
Белова Н. «Мягкая игрушка», Валери СПД 2001г.
Верхола А. «Волшебный фетр», Изд. Питерс,2014
Владимирова Е. «Ирушки из фетра», Феникс, Ростов на Дону 2015г.
Глинская Е. «Азбука вышивания», Издательство «Мехнат», 2007.
Довгаль-Симович М. «Текстильные игрушки», Москва «Хоббитека» 2019г.
Кочетова С. «Мягкая игрушка», Москва «Эксмо»2002г.
Медведева В. «Занимательные узелки», Феникс», 2015
Тойбнер А. «Лучшие поделки», ООО «Издательство Астрель», 2011.
Для обучающихся
1 Верхола А. «Волшебный фетр», Питер 2014.
2 Журнал «Рукоделие: модно и просто »Издатель ЗАО» Издательство
Газетный мир».
3 Журналы «Лена», «Креатив», «Вышивка» 2010-2014 г.
4 Зуева Т. «Текстильные игрушки», «Питер»
5 Максимова М. В., Кузьмина М .А . «Послушные узелки», М.1997.
6 Харди Дж . «Веселые поделки», изд. «Махаон» 2012 г.
7 Э. Фриман Амигуруми для начинающих. ООО Издательство АСТ 2018.
Ресурсы сети Интернет:
1. http://www.it-n.ru/ – Сеть творческих учителей
2. http://www.inter-pedagogika.ru/ – inter-педагогика
3. http://www.debryansk.ru/~lpsch/ – Информационно-методический сайт
4. http://lib.homelinux.org/ –
предметам
огромное
количество
книг
по
различным
5. http://iearn.spb.ru - русская страница международной образовательной сети
6. http://www.kudesniki.ru/gallery Интернете»
галерея
детских
рисунков
7. http://www.chg.ru./Fairy творческий
фестиваль
сказка» http://www.rozmisel.irk.ru/children - «Творите!»
«Дети
в
«Детская
8. http://www.edu.nsu.ru/~ic - «Интеллектуальный
конкурсы, головоломки и кроссворды.
клуб»:
викторины
и
9. http://www.kinder.ru/ - каталог детских ресурсов: все, что может быть
интересно детям.
10. http://www.school-holm.ru - «Школьный
школьников и их родителей.
мир»:
каталог
ресурсов
для
11. http://www.chat.ru/rusrepetitor - Репетитор: учебные материалы, тесты,
рассказы, всякая всячина для школьников, абитуриентов и студентов.
Приложение 1
Диагностика творческих способностей обучающихся К. Тэкэксу
1. Способность следить одновременно за двумя или больше происходящими
вокруг событиями.
2. Любопытство.
3. Способность прослеживать причинно-следственные связи и делать
выводы.
4. Отличная память.
5. Большой словарный запас и сложные синтаксические конструкции.
6. Высокий порог отключения (трудные вопросы и ситуации не вынуждают
их отключаться, они нетерпимы, когда за них решают и им
подсказывают).
7. Высокая избирательная концентрация внимания.
8. Упорство в достижении цели в сфере, которая интересна.
9. Высокий уровень притязаний в этой сфере.
Приложение 2
Оценочные материалы
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
результатов обучения детей по дополнительной общеобразовательной программе
в ___________ учебном году
Объединение (название, направленность) ____________________________________
________________________________________________________________________
Год обучения ___________ Группа ___________ Педагог _______________________
Дата заполнения _________________
№ ФИО обучающегося
п/п
Средний балл
Класс Критерии
Соответствие Творческие Аккуратность
практических навыки
в работе
умений
и
навыков
программным
требованиям
Приложение №3
Ф.И.______________
Тест: Правила безопасной работы иглой, ножницами, клеем и другими
инструментами.
1. Пользоваться иглой надо:
∙ осторожно
∙ быстро
∙ красиво
2. При работе с иглой:
∙ запрещается брать в рот
∙ запрещается вкалывать в одежду
∙ брать в рот
∙ вкалывать в одежду
3. При работе с ножницами:
∙ можно хранить в любом месте
∙ бегать по мастерской
∙ не держать ножницы острыми концами вверх
∙ передавать кольцами вперёд
4. Ножницы это∙ закруглённый инструмент
∙ острый инструмент
∙ тупой инструмент
5. При работе с клеем:
∙ следить, чтобы клей не попадал на кожу рук, лица, в глаза
∙ не нужно убирать в определённое место для хранения
∙ после работы не нужно мыть руки
6. По окончанию работы:
∙ нитки откусывать зубами
∙ отрезать нитки при помощи ножниц
Приложение № 4
Заполни кроссворд ответами( подсказки в виде картинок)
По горизонтали:
1.В ней хранятся иголки рукодельницы.
3.Плоский кружок с дырочками, который служит застежкой на одежде.
7.Из чего можно связать свитер?
8.Цветные моточки для вышивания крестиком.
9.При помощи этих палочек можно связать шарф.
11.Согнутая иголка с застежкой.
12.Рамка, на которую натягивают ткань перед вышивкой.
13.С помощью этого инструмента можно связать носки.
15.Без нее не сшить изделие.
По вертикали:
2.Колпачок, защищающий палец швеи от укола иголки.
4.Ткань, на которой легко вышивать.
5.Прибор, которым отпаривают швы и неровности изделия.
6.Мелкие стекляшки, которые нанизываются на нить при вышивании.
10.Застежка с собачкой.
13.Жидкость, которая прочно скрепляет различные материалы.
14.Чем можно разрезать ткань?
Приложение №5
Выкройка «Чудика».
Можно выполнить из любого материала
Критерии оценки: аккуратность стежков, самостоятельность, творческий
подход.