УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АБИНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АБИНСКИЙ РАЙОН
Принята на заседании
Педагогического совета
от 25 марта 2024г.
Протокол № 3
Утверждаю
Директор МБУ ДО СЮТ
________________ Н.А.Саянова
приказ от 13 апреля 2024г. № 124
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«МИР БАТИКА»
Уровень программы: базовый
Срок реализации программы: 2 года, 288 ч. (1-ый год – 144 ч., 2-ой год 144 ч.)
Возрастная категория: от 6 до 15 лет
Состав группы: от 8 человек
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная
Программа реализуется: на бюджетной основе
ID-номер Программы в Навигаторе: 18747
Автор-составитель
Вязьмина Л.В.
педагог дополнительного
образования
п. Ахтырский 2024 г.
РАЗДЕЛ 1
«КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ:
ОБЪЕМ, СОДЕРЖАНИЕ, ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ»
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
объединения «Мир батика» разработана в соответствии со следующими
нормативными и распорядительными документами:
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г №
237- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ( с изменениями на
24.06.2023 г);
2.
Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1988 г. № 124 –
ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (с
изменениями на 31.07.2020 года);
3.
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г.№ 204 «О
целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до
2024 года»;
4.
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О
национальных целях развития России до 2030 года»;
5.
Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальном проектам (протокол от 24.12.2018г.
№ 16);
6.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации
от 29.05.2015 г. № 996-р;
7.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.2022г. № 678-р;
8.
Федеральный проект «Успех каждого ребенка»-ПРИЛОЖЕНИЕ к
протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту
«Образование» от 07.12.2018г. № 3;
9.
Постановление главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.12.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
10.
«Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
2
11. Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019г.№ 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем развития
дополнительного образования детей»;
12. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
13. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ, (включая разно
уровневые программы)»;
14. Письмо Министерства образования и науки РФ от 29.03.2016г. №
ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» вместе с
«Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»;
15. Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от
20.02.2019 г. № ТС-551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ
и инвалидностью»;
16. Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от
31.01.2022 № ДГ 245/06 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с
«Методическими
рекомендациями
по
реализации
дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий»);
17. Устав МБУ ДО СЮТ.
Батик – это искусство ручной росписи ткани, возникшее много лет назад
на островах Индонезии. Он дал миру расписанные ткани и сари Индии,
необыкновенные кимоно Японии. Сейчас это древнее искусство стало
современным и востребованным. Батик используют для создания эксклюзивной
одежды, платков, шарфов, маек, для украшения интерьера квартир и
учреждений. Роспись и украшение ткани - увлекательное занятие, которое
наполняет жизнь ребенка радостью творчества. Работа с прекрасными
материалами: шелком, атласом, красками, кистью - доставляет удовольствие.
Ребенок имеет возможность ощутить ни с чем несравнимую радость от
реализации самых смелых идей своими руками. Роспись по ткани открывает
перед ребенком широкое поле для реализации идей по дизайну одежды или
интерьера.
Программа имеет практическую значимость, т.к. дети имеют возможность
изображать окружающий их мир с помощью различных материалов и видеть
результат своей работы. Программа способствует развитию информационной
культуры, поисковой деятельности, где учащиеся имеют возможность научиться
не только у природы, но и у людей искусства, познакомиться с традициями
росписи по ткани у других народов.
Данная образовательная программа составлена на основе предыдущего
опыта работы, а также программ Л.А. Антипиной, руководителя студии
3
изобразительного и декоративно-прикладного искусства г. Красноярска и
«Изобразительное
и
декоративно-прикладное
искусство.
«Батик»,
разработанной Журавлевой Валентиной Матвеевной, учителем ИЗОНОУСОШ
"Ювенес" г. Москвы
Направленность (профиль) программы
Данная программа имеет художественную направленность и рассчитана на
обучающихся возраста 6-15 лет. Личностно-ориентированная, личностнозначимая образовательная деятельность, последствием которой должно стать
воспитание и развития творческих способностей обучающихся.
Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Батик» определяется запросом со стороны детей и их родителей на
программы художественной направленности. Программа направлена на
социально-экономическое развитие муниципального образования и региона в
целом.
Новизна программы определяется разделением ее на 4 модуля и
использованием в образовательном процессе современных технических средств
обучения, компьютерных технологий, использованием в композиции новой
комбинированной технологии, сочетающие различные техники исполнения.
Отличительные особенности программы
Отличительная особенность этой программы заключается в том что, она
является целостной и непрерывной в течение всего процесса обучения, и
позволяет обучающемуся шаг за шагом раскрывать в себе творческие
возможности и само реализоваться в современном мире.
Адресат программы
Возраст
обучающихся,
участвующих
в
реализации
данной
дополнительной образовательной программы колеблется от 6 до 15 лет.
Объем и срок освоения программы
Общее количество учебных часов, запланированных на весь период
обучения и необходимых для освоения программы, определяется содержанием и
составляет 288 часов в течение 2 лет, необходимых для ее освоения.
Формы обучения
Групповые практические занятия в соответствии с учебным планом
объединения. Состав группы постоянный.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
- 1-й год обучения 144 часа - 2 раза в неделю по 2 часа;
(1 модуль – 34 часа, 2 модуль -38 часов, 3 модуль – 34 часа, 4 модуль -38
часов);
- 2-й год обучения144 часа-2 раза в неделю по 2часа.
(1 модуль – 34 часа, 2 модуль -38 часов, 3 модуль – 34 часа, 4 модуль -38
часов);
Педагогическая целесообразность программы:
- развитие творческой инициативы;
- обучение разным подходам и методам накопления необходимых знаний
и навыков при обучении росписи ткани;
- развитие внимания, трудолюбия, культуры общения.
4
Особенности организации образовательного процесса
В программе предусмотрено участие детей с особыми образовательными
потребностями: детей-инвалидов и детей с особыми образовательными
потребностями: детей- инвалидов и детей с ограниченными возможностями
здоровья; талантливых (одаренных, мотивированных) детей; детей, находящихся
в трудной жизненной ситуации.
В программе предусмотрена возможность занятий по индивидуальной
образовательной траектории (по индивидуальному учебному плану).
1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель:
- создать условия для социальной адаптации и творческого развития
обучающихся через приобщение к искусству росписи ткани в условиях
деятельности объединения «Мир батика»;
- удовлетворение потребности обучающихся в занятии декоративно прикладным творчеством.
Обучающие задачи:
- формировать устойчивый интерес к художественной деятельности;
- дать обучающимся общее понятие о декоративно-прикладном искусстве,
его видах, закономерностях;
- формировать у обучающихся практические умения и навыки выполнения
росписи по ткани (холодный и горячий батик);
- создать условия для раскрытия начал профессиональной художественно
– изобразительной деятельности.
Развивающие задачи:
- развить художественный, вкус, фантазию, изобретательность;
-обогатить визуальный опыт обучающихся через их знакомство с
произведениями декоративно- прикладного искусства;
- развить способность к самореализации.
Воспитывающие задачи:
- воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность:
- воспитать стремления к разумной организации своего свободного
времени.
Личностные задачи:
- формировать общественную активность обучающихся, гражданскую
позицию, культуру общения и поведения в обществе, навыки здорового образа
жизни правильного понимания своего места в мире.
Метапредметные задачи:
- развивать мотивацию к творческому мышлению, потребности в
саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности.
5
1.3 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты:
По окончании первого года обучения обучающийся должен знать:
- технику безопасности при работе в учебной мастерской, правила
пожарной безопасности.
- основные инструменты изобразительного искусства, возможности языка
и выразительных средств изобразительного искусства;
- основы композиции, цветоведения;
- основные особенности мира природы, различных представителей
растительного и животного мира;
- этапы выполнения основных видов росписи (свободная, горячий батик,
холодный батик, узелковый), этапы выполнения смешанной техники.
Должен уметь:
- ощущать эмоциональную окраску произведений искусства и творческих
работ, стремиться понимать, какое чувство они выражают. Должен уметь:
- соблюдать технику безопасности при работе в учебной мастерской,
правила пожарной безопасности.
- пользоваться художественными материалами и инструментами,
инструментами для батика;
-сознательно выбирать расположение листа в зависимости от содержания,
составлять композицию;
- подготавливать ткань к росписи, к смешанной технике, пользоваться
материалами и инструментами согласно, правил техники безопасности,
выполнять эскизы для своих композиций в материале.
- выполнять основные техники росписи по ткани (свободная роспись,
холодный, горячий, узелковый батик).
- выполнять дополнительные эффекты в росписи тканей.
-исправлять типичные ошибки, случающиеся при выполнении работы.
По окончании второго года обучения обучающийся должен знать:
- технику безопасности при работе в учебной мастерской, правила
пожарной безопасности;
- основы цветоведения. Цветовой круг. Основные составные цвета;
Понятие о цветовом тоне, насыщенности цвета, светлоте, тоновой и цветовой
контрастности. Тёплые и холодные цвета. Локальный цвет;
- основы механизма творческой деятельности и стилизации природных
форм в декоративных работах;
- основные критерии оценки творческих работ: пропорции, перспективы,
цвета, композиции, творческого замысла;
- основные материалы, инструменты и приемы холодного батика;
- технологию создания эскиза будущего изделия;
- этапы подготовки к росписи;
- этапы выполнения основных видов росписи (свободная, горячий ,
холодный , узелковый батик). Этапы выполнения смешанной техники.
6
Должен уметь:
- соблюдать технику безопасности при работе в учебной мастерской,
правила пожарной безопасности;
- пользоваться художественными материалами и инструментами для
батика, аккуратно выполнять работу;
- составлять композицию, учитывая законы композиции;
- подготавливать ткань к росписи, к смешанной технике, пользоваться
материалами и инструментами, согласно правилам техники безопасности;
- подбирать гармоничную цветовую гамму;
- выполнять основные техники росписи по ткани (свободная роспись,
холодный горячий, узелковый батик);
- выполнять дополнительные эффекты в росписи тканей;
- исправлять типичные ошибки, случающиеся при выполнении работы;
- передавать в рисунках красоту окружающего мира, выражать свои
чувства и эмоции с помощью линий, колорита, цвета, света, характера форм и
фактуры;
- ощущать эмоциональную окраску произведений искусства и творческих
работ, стремиться понимать, какое чувство они выражают;
- способность самостоятельно выполнить любую работу в технике
«Батик» от эскиза до оформления готовой работы.
Личностные результаты:
-готовность, способность и потребность к саморазвитию, самореализации,
совершенствованию;
- мотивация достижений;
- умение определить для себя ценностные ориентиры.
Метапредметные результаты:
- получение опыта навыков взаимодействия и сотрудничества
(умение работать в паре и малых группах оказывая друг другу помощь и
поддержку;).
- способность работать в команде,
- готовность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и
умений.
Программа объединения дополняет, совершенствует знания и навыки,
полученные на уроках изобразительного искусства.
7
1.4 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Учебный план на 1-й год обучения
Название
раздела,
темы
Количество часов
Формы
Формы
Всего Теория Практика организации Аттестации
занятий
(контроля)
№
п./п
1Модуль 1 (34 ч.) Базовые знания в росписи
1.1 Вводное
2
2
занятие.
1.2 Отработка
30
10
20
базовых
навыков.
Выполнение
несложных
работ.
1.3 Итоговое
2
2
занятие.
2 Модуль 2 (38 ч.)Холодный батик.
2.1
2.2
2.3
3
3.1
3.2
3.3
4
4.1
Вводное
2
занятие
Выполнение 34
панно
а
технике
холодного
батика.
Итоговое
2
занятие.
ткани «Батик».
Беседа.
Опрос.
Инструктаж.
Беседа.
Педагогическое
Практическое наблюдение.
занятие.
Беседа.
Практик.
Опрос.
1
1
11
23
Беседа.
Опрос.
Практик.
Беседа.
Педагогическое
Практическое наблюдение.
занятие.
-
2
Беседа.
Практик.
Модуль 3 (34 ч.) Свободная роспись ткани.
Вводное
2
1
1
Беседа.
занятие
Практик.
Отработка
30
10
20
Беседа.
навыков
в
Практическое
свободной и
занятие.
акварельной
росписи
Итоговое
2
2
Беседа.
занятие.
Практик.
Модуль 4 (38 ч.)Горячий батик.
Вводное
2
1
1
Беседа.
занятие
Практик.
8
Опрос.
Опрос.
Педагогическое
наблюдение.
Опрос.
Опрос.
4.2
Знакомство с 34
горячим
батиком.
Выполнение
работ
в
технике
горячего
батика,
в
смешанной
технике.
12
22
Беседа.
Педагогическое
Практическое наблюдение.
занятие.
4.3
Итоговое
занятие.
Итого:
2
-
2
Беседа.
Практик.
144
48
96
Опрос.
Учебный план на 2-й год обучения
Количество часов
Формы
Название
Всег Теори Практик организации
№ раздела,
о
я
а
занятий
п./п темы
1 Модуль 1 (34 ч.)Свободная роспись по ткани.
1.1 Вводное
2
2
Беседа.
занятие.
Инструктаж.
1.2 Акварельны 30
10
20
Беседа.
й батик.
Практическо
Обратный
е занятие
батик.
Формы
Аттестации
(контроля)
Итоговое
2
2
занятие.
2 Модуль 2 (38 ч.)Узелковый батик.
Беседа
Практик.
опрос
Беседа
Практик.
Беседа.
Практическо
е занятие
опрос
1.3
2.1
2.2
2.3
3
3.1
Вводное
2
занятие
Знакомство с 34
узелковым
батиком.
1
1
11
23
Итоговое
2
2
Беседа
занятие.
Практик.
Модуль 3 (34 ч.)Удивительный мир батика.
Вводное
2
1
1
Беседа
занятие
Практик.
9
Опрос.
Педагогическо
е наблюдение.
Педагогическо
е наблюдение.
опрос
опрос
3.2
3.3
4
4.1
4.2
4.3
Техника
30
9.5
20.5
смешанной
росписи по
ткани.
Итоговое
2
2
занятие.
Модуль 4 (38 ч.)Работа с принтом.
Вводное
2
1
1
занятие
Работа
с 34
12.5
21.5
принтом.
Беседа.
Практическо
е занятие
Педагогическо
е наблюдение.
Беседа
Практик.
опрос
Беседа
Практик.
Беседа.
Практическо
е занятие
опрос
Итоговое
занятие.
Итого:
Беседа
Практик.
опрос
1.5
2
-
2
144
48
96
Педагогическо
е наблюдение.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
Содержание программы
1год обучения
Модуль 1 (34ч.) Базовые знания в росписи «Батик»
Вводное занятие - 2ч.
Техника безопасности при работе с материалом и инструментами.
История батик.
Знакомство с обучающимися. Постановка индивидуальных и
коллективных целей и задач на учебный год. Знакомство с программой
объединения. Режим работы. Правила поведения в коллективе. Техника
безопасности при работе с материалом и инструментами.
Материалы, необходимые в работе: ткань, подрамник, рамка, баночки с
резервом, стеклянные трубочки, ветошь, растворитель, фен, утюг, воскоплав,
картон, кисти, краски акриловые для ткани, баночка с водой, ножницы, клеевой
пистолет, карандаш, тюбики с цветным контуром для ткани, распылитель.
Рассказать историю батика.
Батик - batik - индонезийское слово. Часть слова - tik - на всех
индонезийских языках означает 'точка' или 'капля'; -ба - хлопчатобумажная
ткань. Ambatik - рисовать, покрывать каплями, штриховать.
В расхожем употреблении батиком называют расписанную от руки ткань.
В более точном смысле батик - конкретная технология окрашивания и
украшения ткани.В словаре Брокгауза и Эфрона читаем:«Батик, способ
окрашивания хлопчатобумажных тканей, впервые применённый туземцами на
острове Ява, оттуда перенесенный в другие страны Азии, а в новейшее время
1.1.
10
получивший распространение и в Европе. Этот способ,в общем, состоит в том,
что после того, как контуры рисунка нанесены на ткань, все места, которые
должны остаться непрокрашенными, покрываются воском, затем после
погружения ткани в красильный чан и восприятия ею краски, воск снимается».
Индонезию словари называют родиной а, и закрепилось в мировой
культуре именно индонезийское слово. Где и как возник этот способ окраски
ткани? Был ли он естественным порождением отдельной материальной культуры
или следствием заимствований в процессе товарообмена? Окончательного
ответа на эти вопросы пока нет. С начала 20 века интерес к Востоку и его
своеобразной культуре привел к мощной волне развития, так называемого батика
во всех его разновидностях среди профессиональных художников и дизайнеров
ткани и одежды. Почему «так называемого»? Да потому что сейчас под ним
подразумевают не только восковую технологию многоэтапной окраски хлопка,
но и узелковую технологию, и жгутовую, и китайскую сине-белую окраску
шелка, и японскую многоцветную высокохудожественную роспись на шелке.
Причем в современной художественной среде именно последняя технология
является самой популярной. И всё это - батик, с легкой руки голландцев,
занесших в Европу и слово, и технологию. Древний и удивительно
многообразный батик сейчас занимает достойное место среди других видов
декоративного искусства.
Форма контроля: Опрос.
1.2 Отработка базовых навыков- 30ч.
Знакомство с красками, инструментами. В батике используются акриловые
краски по ткани «Dekola»,«Гамма», Марабу», анилиновые красители. Тонкий
стираный хлопок, искусственный
и натуральный щелк.
Подрамники
деревянные, фен.
Соль пищевая, соль морская, мочевина, отбеливатель
«Белизна», спирт, сухой краситель. Самое главное в холодном батике, так это
стеклянные трубочки. Выбирая трубочку в магазине, нужно смотреть, чтобы
носик трубочки имел тонкие стенки, поскольку толщина контура зависит от
внешнего диаметра трубочки, а не от диаметра отверстия. От диметра отверстия
зависит лишь скорость вытекания резерва на ткань.Кисти должны быть
натуральными, мягкими, из остевого волоса и иметь значительную
гидроёмкость. Лучше всего подходят кисти из белки, пони, колонка. Кистей
должно быть несколько, разного размера.
Приготовление и смешивание красок. Работа с красками. Перед началом
работы проверить наличие всех красок для цветовой гаммы вашего эскиза. При
работе всегда использовать палитру для смешивания красок.
Помнить:
- смешивать можно не более трёх цветов одновременно, иначе получится
грязь;
- краски сильно высветляются при высыхании;
- заполнять большие участки изделия следует быстро и уверенно,
поскольку, если работа подсохнет, то образуются "ореолы" и подтёки;
11
- кайму платка заливают с верха левого угла в обе стороны сразу, иначе
могут возникнуть пятна и потёки, а любые большие площади изделий заливают
с лева направо и сверху вниз, во избежание тех же проблем.
Отработка навыков крепления ткани на рамку. Ткань крепится
сначала по углам рамки, затем по середине. Ткань не должна провисать.
Отработка навыков переноса рисунка с шаблона на ткань.
Знакомство иработас резервом. Выполнение несложных работ для
отработки навыков ведения непрерывных линий резервом по контуру.
Заливка краски в рисунок. Роспись в соответствии с эскизом. Закрепление
красок. Отработка навыков оформления выполненных работ.
Практическая работа: Упражнение на слияние (соединение красок).
Рисуем акварелью радугу набумаге, на ткани. Выполнение открыток и
несложных работ. «Рыбка», «Улитка», «Песик», «Мишка», «Цветок»,
«Подсолнух» и т.д.
Форма контроля: Педагогическое наблюдение.
1.1. Итоговое занятие - 2ч.
Выполнение итоговой зачетной работы.
Модуль 2 (38ч.) «Холодный» батик
2.1 Вводное занятие - 2ч.
Знакомство с программой модуля. Инструктаж по технике безопасности
при работе утюгом, феном, клеевым пистолетом, ножницами, кнопками,
канцелярским ножом. Приемы ведения росписи в технике «Холодного батика»
2.2 Выполнение панно в технике холодного батика - 34 ч
Для росписи по шелку в технике холодного батика характерны белые и
цветные линии, которые отделяют одно цветовое пространство от другого, все
детали рисунка имеют четкую границу и расписываются красками только внутри
резервной линии. В результате рисунок приобретает графическую четкость. В
отличие от горячего батика, данный метод не требует удаления резерва после
окрашивания, более прост и безопасен и поэтому относится к числу наиболее
популярных приемов росписи ткани. Выполнение панно по шаблону на выбор.
Делаем не просто заливку красок, а с помощь градации цвета, делаем объемный
рисунок.
Практическая работа. Выполнение панно, открыток. Работа по шаблонам
по выбору. «На морском дне», «Далматинцы», «Котята», «Букет цветов»,
«Подсолнухи» и т.д.
Форма контроля: собеседование, опрос.
2.3.Итоговое занятие - 2ч.
Выполнение итоговой зачетной работы. Анализ степени усвоения
пройденного материала.
Модуль 3 (34ч). Свободная роспись
12
3.1 Вводное занятие - 2ч. Знакомство с программой модуля. Инструктаж
по технике безопасности при работе утюгом, феном, клеевым пистолетом,
ножницами, кнопками, канцелярским ножом. Основные понятия о свободной и
акварельной росписи.
3.2 Отработка навыков в свободной и акварельной росписи- 30 ч.
Свободная роспись.
Свободная роспись по тканям предполагает отсутствие каких-либо
контурных средств, ограничивающих растекание красителей по ткани.
Поскольку без них трудно получить четкий рисунок, как правило, ткань перед
свободной росписью грунтуют, используя специальный уплотнитель для
красок. Уплотнитель могут с успехом заменить концентрированный раствор
поваренной соли, растворы и эмульсии высокомолекулярных соединений
(крахмала, ПВА, КМЦ, желатина, и др.). Порошок КМЦ, продающийся в
хозяйственных магазинах в качестве обойного клея, или соль. В1 стакане теплой
воды разводят 1 столовую ложку соли, щетинистой кистью наносят на ткань,
высушивают и рисуют на ней растворами красителей также как акварелью на
бумаге. Сами краски тоже можно смешивать с уплотнителями и наносить их
сухой кистью на сухую ткань.
Акварельная роспись. Роспись несколькими красками по сырой ткани,
они перетекают друг в друга, расплываясь, как акварель на бумаге. Можно
использовать переливы двух близких оттенков, контрастных цветов или
сочетание краски и чистой воды, в зависимости от художественного замысла.
Часто используется следующий эффект: капните на шелк немного краски и
быстро, пока она не впиталась в ткань, подуйте на нее через трубочку или
соломинку для коктейля, придавая потекам нужное направление.
Роспись с применением соли .Соль, нанесенная на мокрую краску,
притягивает влагу, тем самым сдвигает краску, создавая нерукотворный узор.
Узор зависит от структуры соли. Мелкая соль дает один эффект, крупная соль –
дугой. Морская соль дает немного другой эффект. Работа с солью мочевины по
мокрой краске дает неповторимый эффект. Соль мочевины, растворяясь на
влажной поверхности краски, отталкивает часть краски, сдвигая ее. Этот эффект
применяют для получения россы, капель дождя, мелких цветов. Соль должна
быть хорошо высушена. Тогда она быстро работает. Обычно соль применяют для
оформления фона. Хорошо украшает шарфы и шейные платки.
Практическая работа: Изготовление открыток. Закрепление ткани на
рамке. Приготовление нужных красок. Увлажняем ткань и наносим произвольно
цветные пятна. При помощи соли создаем эффект. Цветными контурами создаем
сюжет. Сушим феном. Закрепляем рисунок утюгом. Обрезаем по размеру
открытки. Приклеиваем на картон, украшаем цветным контуром, лентами.
стразами. Обучающийся самостоятельно выбирает тему, метод, прием росписи
панно акварельная, свободная роспись. Изготовление открыток в технике батика,
мини панно «Космос», «Туманный пейзаж», «Закат». Выполнение работ в
технике свободной росписи «Букет сирени», «Тюльпаны», «Ирисы» и др.
Форма контроля: опрос. Анализ усвоения пройденного материала.
13
3.3. Итоговое занятие - 2ч.
Выполнение итоговой зачетной работы.
Модуль 4 (38 ч). Горячий батик
4.1. Вводное занятие - 2ч. Знакомство с программой модуля. Инструктаж
по технике безопасности при работе с утюгом, феном, клеевым пистолетом,
ножницами, кнопками, канцелярским ножом, воскоплавом, горячим воском.
4.2Выполнение работ в технике горячего батика- 34 ч.
Работа в технике горячего батика заключается в послойном нанесении
краски и воска. Несколько методов - набрызг, мазок, пятно, применение
трафаретов и штампов дают неповторимый результат. Затем воск снимают.
Остатки воска вытапливают при помощи утюга и газет, путем проглаживания
ткани между газетами. Газеты меняют по мере пропитывания воском.
Материалы- ткань х/б или щелк, рамки, кнопки, краски, воскоплав, парафин,
кисти щетинистые, подставка под горячее, утюг, для вытапливания воска, старые
газеты, картон, клей.
Практическая работа. Выполнение панно «Цветы», «Космос».
«Абстракция» послойно чередуя горячий воск и краску. Вытапливаем воск
утюгом на старых газетах. Свежие газеты оставляют на работе след от
типографской краски. При вытапливании воска утюгом краска закрепляется.
Оформляем работы.
Форма контроля: собеседование, опрос, мини выставка работ.
Смешанная техника.
Художники часто используют смешанную технику, где часть сюжета
рисуют холодным батиком, а часть горячим. Чаще всего рисуют фон, используя
и набрызг и мазок и пятно.
Практическая работа. Выполнение работ в смешанной технике.
Выбираем шаблон на любую тему и рисуем холодным батиком. Фон оформляем
горячим батиком в виде геометрических мотивов, набрызгом, мазками, послойно
чередую воск и краску. Вытапливаем воск и оформляем работу.
Форма контроля: опрос. Анализ усвоения пройденного материала.
4.3. Итоговое занятие-2 ч. Выполнение итоговой зачетной работы
.Обучающийся самостоятельно выбирает тему, метод, прием росписи панно –в
холодной, горячей, или смешанной технике.
2год обучения
Модуль 1 (34ч.) Свободная роспись по ткани.
1.1. Вводное занятие - 2ч.
Знакомство с программой. Постановка индивидуальных и коллективных
целей и задач на учебный год. План работы объединения на новый учебный год.
Как правильно организовать свое рабочее место. Порядок выполнения работы.
Как правильно работать с эл. оборудованием. Инструктаж по технике
14
безопасности. Повторение пройденного материала. Материалы, необходимые в
работе: карандаши, кисти, краски для ткани, ткань, рамки, кнопки, резерв,
стеклянные трубочки, утюг и т.д.
1.2. Свободная роспись ткани- 30 ч.
Акварельная роспись относится к свободной росписи. В некоторых
работах нужно чтобы краска растекалась и смешивалась прямо на ткани.
Например, закатное небо, радуга. Рисуя несколькими красками по сырой ткани,
краски перетекают друг в друга, расплываясь и создавая неповторимые узоры.
Можно использовать переливы двух близких оттенков, контрастных цветов или
сочетание краски и чистой воды, в зависимости от художественного замысла.
Часто используется следующий эффект: капните на шелк немного краски и
быстро, пока она не впиталась в ткань, подуйте на нее через трубочку или
соломинку для коктейля, придавая потекам нужное направление. Очень
эффектные узоры получаются когда на границу двух контрастных цветов
положить крупные кусочки соли. Соль сдвигает и смешивает краски.
Свободная роспись по тканям предполагает отсутствие каких-либо
контурных средств, ограничивающих растекание красителей по ткани.
Поскольку без них трудно получить четкий рисунок, как правило, ткань перед
свободной росписью грунтуют, используя специальный уплотнитель для
красок. Уплотнитель могут с успехом заменить концентрированный раствор
поваренной соли, растворы и эмульсии высокомолекулярных соединений
(крахмала, ПВА, КМЦ, желатина, и др.). Порошок КМЦ, продающийся в
хозяйственных магазинах в качестве обойного клея, или соль, разводят в теплой
воде, щетинистой кистью наносят на ткань, высушивают и рисуют на ней
растворами красками также как акварелью на бумаге. Сами краски тоже можно
смешивать с уплотнителями и наносить их сухой кистью на сухую ткань.
Обратный батик. При обратном батике ткань сначало покрывают
краской, а затем краску не наносят, а вытравляют щелочью, отбеливателем,
«Белизной», получая нужный узор или рисунок.
Практическая работа: Выполнение работ в акварельной технике, в
технике свободной росписи. Отработка приемов ведения росписи в технике
обратного батика.
Форма контроля: Опрос. Анализ усвоения пройденного материала.
1.3. Итоговое занятие - 2ч.
Выполнение итоговой зачетной работы.
Модуль 2 (38ч.) Узелковый батик.
2.1.Вводное занятие - 2ч. Знакомство
с
программой
модуля.
Инструктаж по технике безопасности при работе с утюгом, феном, клеевым
пистолетом, ножницами, кнопками, канцелярским ножом, красками.
2.2. Знакомство с узелковым батиком - 34 ч.
Узелковый батик - это способ крашения ткани. Гладко окрашенные
ткани имеют одноцветную окраску. Различные цветовые эффекты можно
получить за счет перевязывания отдельных участков ткани узелками, скручивая
в жгуты, складыванием, прошиванием получая при этом одно- или
15
многоцветные эффекты на различных типах тканей. Больше всего для
узелкового батика подходит тонкая хлопчатобумажная ткань, ее проще завязать
и прокрасить. Основной прием в узелковом крашении - завязывание ткани в
обычные узлы. Это делают по долевой нити или по косой. С помощью узлов
можно получить круги или концентрические круги. Вместо узла часто
используется обматывание ткани ниткой или веревкой. Обматывание можно
сделать широким или узким. Просто взять ткань за середину, поднять и обвязать
в нужных местах. Для создания мраморного узора ткань скомкать в клубок и
обмотать веревкой. После крашения появятся хаотичные пятна и прожилки. Если
обвязывание и окрашивание клубка произвести несколько раз, можно получить
более богатый и разнообразный узор. При крашении в узелковой технике
дополнительно используют горошины, бусины, камешки, круглые пуговицы. В
ткань закручиваем суровыми нитками камешки, шарики, пуговицы разной
величины. Окрашиваем акриловыми красками разного цвета. Сушим.
Разматываем узелки. Закрепляем краски утюгом. Материалы - емкость,
натуральные ткани, суровые хлопчатобумажные нитки, ножницы, деревянные
палочки, утюг.
Практическая работа. Шейные платочки. Шарфики. Основа под панно.
Форма контроля: собеседование, опрос, мини выставка работ.
2.3. Итоговое занятие - 2ч. Выполнение итоговой зачетной работ
Модуль 3 (34ч).Удивительный мир батика.
3.1 Вводное занятие - 2ч. Знакомство с программой модуля.
Инструктаж по технике безопасности при работе с утюгом, феном, клеевым
пистолетом, ножницами, кнопками, канцелярским ножом, воскоплавом, горячим
воском.
3.2 Техника смешанной росписи по ткани - 30ч.
Повторение пройденного материала .Смешанная техника подразумевает
применение в работе всех полученных ранее навыков, приемов, знаний о батике.
Работа может выполняться любыми известными способами и в сочетании любых
методов росписи ткани: холодным батиком с применением эффекта солью,
выполняться в технике акварельного и горячего батика, узелкового батика и
свободной росписи и т.д.. Затем покрывается горячим воском для получения
эффекта «кракеле». Эффект кракеле это когда уже готовая работа покрывается
горячим воском. Затем воск растрескиваем в хаотичном порядке. В трещины
втираем мыльный раствор для того, чтобы краска легко проникала в
образовавшиеся щели. Затем втираем краску нужного цвета. В итоге получается
нерукотворный рисунок, который тонкой сеточкой покрывает работу, соединяя
все воедино. Стираются жесткие грани. Работа становится мягче, богаче и
интереснее.
Закрепление навыков крепления ткани на рамку, переноса рисунка с
шаблона на ткань, работа с резервом и с горячим воском. Работа с красками.
Краски акриловые по ткани, «Гамма», «Марабу». Тонкий стираный
хлопок, искусственный и натуральный щелк. Кисти должны быть натуральными,
мягкими, из остевого волоса и иметь значительную гидроёмкость. Лучше всего
16
подходят кисти из белки, пони, колонка. Кистей должно быть несколько, разного
размера.
Практическая работа :Обучающийся самостоятельно выбирает тему,
метод, прием росписи панно - акварельная, свободная роспись, холодный,
горячий, узелковый батик. Применение эффектов, работа в смешанной технике
с эффектом «кракеле».Выполнение панно на свободную тему. «Я создаю батик».
Форма контроля: Опрос. Педагогическое наблюдение.
3.3. Итоговое занятие - 2ч.Выполнение итоговой зачетной работы.
Модуль 4 (38 ч). Работа с принтом.
4.1. Вводное занятие - 2ч.Знакомство с программой модуля. Инструктаж по
технике безопасности при работе с утюгом, феном, клеевым пистолетом,
ножницами, кнопками, канцелярским ножом, воскоплавом, горячим воском.
4.2. Работа с принтом - 34 ч.
В современном мире украшение одежды принтами, вышивками,
аппликациями, росписью стало очень актуально. Расписывают футболки,
куртки, джинсовую одежду, рюкзаки и даже обувь. Роспись на одежде
выполняется в несколько этапов .Под расписываемый участок подкладывают
картон, чтобы ткань была на ровной поверхности и краска не окрасила
противоположную часть одежды. Выбирают тему рисунка, подбирают нужную
по замыслу цветовую гамму. Краски должны быть ”DEKOLAдля ткани”,
“ТАИР”,”JACQUARD“.Рисунок переносят на ткать специальным исчезающим
карандашом для ткани. Можно рисунок перенести через копирку, можно
вырезать шаблон и обвести контур рисунка. Краска наносится в несколько слоев.
Первый слой – это подложка. Ткань хорошо впитывает краску, поэтому ткань
нужно пропитать краской. Слои должны быть тонкие и светлые чтобы
последующие слои были яркие. Закрепляют рисунок утюгом, проглаживая с
изнанки. При высокой температуре краска расплавляется и заходит глубоко в
ткань. Рисунок сохраниться дольше, если стирать вещи бережно.
Практическая работа: Нанесение принта на футболки, аксессуары ( пенал,
косметичка, чехол для телефона, чехол для кистей и и др.) Выполнение панно с
нанесением принта. Тема рисунков выбирается обучающимися по желанию.
Форма контроля: собеседование, опрос
4.3. Итоговое занятие- 2 ч.
Выполнение итоговой зачетной работы.
17
РАЗДЕЛ 2
«КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ,
ВКЛЮЧАЮЩИХ ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ»
2.1 КАЛЕНДАРНЫЙ - УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
1-й год обучения. (2 ч. 2 раза в неделю)
план Факт № Наименование разделов и тем
дата дата
Общ. В том числе:
к-во
час. теория практика
1 МОДУЛЬ 1. Базовые знания в 2
2
росписи ткани. Вводное занятие.
Беседа "История батика". Техника
безопасности при работе с
материалом и инструментами.
2 Базовые знания в росписи 2
1.5
0,5
«Батик».
3 Знакомство
с
красками, 2
1.0
1,0
инструментами. Упражнение по
смешиванию красок. Теплые и
холодные тона.
4 Основы
цветоведения. 2
1.0
1,0
Упражнения по градации цвета.
Подбор цветовой гаммы.
5 Знакомство с различными видами 2
1.0
1,0
ткани.
Отработка навыков в
закреплении ткани на рамку.
Упражнения на слияние красок
.«Радуга».
6 Упражнения по переводу рисунка 2
0,5
1,5
на ткань.
7 Знакомство
с
резервом. 2
0,5
1,5
Упражнения
по
нанесению
резерва.
8 Отработка приема проведения 2
0,5
1,5
непрерывных линий резервом по
контуру.
9 Выполнение упражнений по теме. 2
0,5
1,5
10 Изготовление открыток, мини 2
0,5
1,5
панно
«Рыбка»,
«Улитка».
Закрепление красок. Оформление
работ.
18
11 Изготовление открыток, мини
панно
«Песик», «Мишка».
Оформление работ.
12 Изготовление открыток и мини
панно
«Цветок»,
«Подарок
маме»
Закрепление красок, оформление
работ.
13 Изготовление открыток, мини
панно. «Лист осенний», «Осенний
круговорот». Оформление работ.
14 Работа резервом. Роспись ткани.
Монотипия в батике. Оформление
работы.
15 Работа с контуром. Роспись ткани.
Оформление работы.
16 Работа по шаблону на выбор.
Перенос рисунка на ткань. Работа
резервом.
17 Заключительное
занятие.
Итоговая аттестация.
18 МОДУЛЬ 2. «Холодный батик».
Вводное
занятие.
Техника
безопасности.
19 Выполнение панно в технике
холодного батика.
20 Работа по шаблону. «На морс ком
дне». Перенос рисунка на ткань.
21 Работа резервом.
22 Работа колерами. Заливка цветом.
23 Закрепление красок. Оформление
работы.
24 Работа
по
шаблону.
«Далматинец». Перенос рисунка
на ткань. Работа резервом.
25 Работа колерами. Заливка цветом.
26 Закрепление красок. Оформление
работы.
27 Работа по шаблону «Букет
цветов».Перенос рисунка на ткань.
Работа резервом.
28 Работа красками. Заливка цветом.
29 Закрепление красок. Оформление
работы.
19
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
-
2
2
1.0
1,0
2
1.0
1,0
2
0,5
1,5
2
2
2
1.0
1.0
0,5
1,0
1,5
1,5
2
0,5
1,5
2
2
0,5
1.0
1,5
1,0
2
1.0
1,0
2
2
0,5
0,5
1,5
1,5
30 Работа
по
шаблону.
«Подсолнухи». Перенос рисунка
на ткань. Работа резервом.
31 Заливка цветом.
32 Закрепление красок. Оформление
работы.
33 Работа по шаблону на выбор.
Перенос рисунка на ткань. Работа
резервом.
34 Заливка цветом.
35 Закрепление красок. Оформление
работы.
36 Заключительное занятие. Итоговая
аттестация.
37 МОДУЛЬ 3. Свободная роспись.
Вводное
занятие.
Техника
безопасности.
38 Основы
свободной
росписи.
Грунтование холста.
39 «Сирень» в свободной технике.
40 «Сирень» прорисовка деталей.
41 «Сирень» окончание работы,
закрепление красок, оформление
работы.
42 «Ирисы» в свободной технике.
43 «Ирисы» прорисовка деталей,
закрепление красок, оформление
работы.
44 Акварельный батик.
45 Использование переливов двух
близких оттенков. «Туманный
пейзаж».
46 Сочетание краски и чистой воды, в
зависимости от художественного
замысла.
47 Выполнение упражнений по
слиянию красок, несколькими
красками по сырой ткани. «Закат».
48 Роспись с применением соли.
49 Роспись с применением морской
соли.
50 Роспись с применением соли
мочевины.
20
2
0,5
1,5
2
2
0,5
0,5
1,5
1,5
2
0,5
1,5
2
2
0,5
0,5
1,5
1,5
2
-
2
2
1.0
1,0
2
0,5
1,5
2
2
2
0,5
0,5
0,5
1,5
1,5
1,5
2
2
0,5
0,5
1,5
1,5
2
2
0,5
0,5
1,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
2
0,5
0,5
1,5
1,5
2
0,5
1,5
51 Рисуем
космос
акварельным
батиком.
52 Закрепление красок. Оформление
работы.
53 Заключительное занятие. Итоговая
аттестация.
54 МОДУЛЬ 4. Горячий батик.
Вводное
занятие.
Техника
безопасности.
55 Знакомство с горячим батиком.
Упражнения с набрызгом, мазком,
пятном.
56 Выполнение работ в технике
горячего батика.
57 «Абстракция», используя мазок в
геометрических мотивах.
58 «Абстракция», используя набрызг.
59 «Цветы», «Маки», на выбор.
60 «Осенний круговорот». Горячий
батик.
61 Оформление работ.
62 Смешанная техника в батике.
63 «Натюрморт». Горячий батик.
64 Оформление работ.
65 Выполнение панно на свободную
тему. «Я создаю батик» в
смешанной технике.
66 Работа резервом. Заливка цветом.
Свободная роспись ткани с
применением поваренной соли.
67 Оформление
фона
горячим
батиком.
68 Финишные работы. Оформление
работы.
69 Выполнение панно на свободную
тему. «Я создаю батик».
70 Перенос рисунка на ткань. Работа
резервом.
71 Заливка цветом. Выполнение фона
горячим батиком. Оформление
работы.
72 Заключительное
занятие.
Итоговая
зачетная
работа.
Оформление выставки работ.
21
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
-
2
2
1.0
1,0
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
2
2
0,5
0,5
0,5
1,5
1,5
1,5
2
2
2
2
2
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1,5
1,,5
1,5
1,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
-
2
Итого:
144
48
96
2-й год обучения (2 ч. 2 раза в неделю)
план фактдата № Наименование разделов и тем
дата
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Общ. В том числе:
к-во
час. теория практика
МОДУЛЬ 1. Свободная 2
2
роспись. Вводное занятие.
Техника безопасности при
работе с материалом и
инструментами.
Акварельный батик.
2
1.0
1,0
Краски,
инструменты.
Упражнение по смешиванию
красок. Теплые и холодные
тона.
Выполнение упражнений по
слиянию красок.
Основы
цветоведения.
Упражнения по градации
цвета.
Подбор
цветовой
гаммы.
Роспись
несколькими
красками по сырой ткани.
Сочетание краски и чистой
воды, в зависимости от
художественного замысла.
Использование
переливов
двух
близких
оттенков,
контрастных цветов.
Свободная роспись.
Грунтование холста.
«Букет сирени» в свободной
росписи.
«Маковое поле» или др. тема
на выбор.
Закрепление
красок.
Оформление работ.
Обратный батик.
Отработка навыков в технике
обратного батика.
22
2
1.0
1,0
2
1.0
1,0
2
1.0
1,0
2
0.5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
2
2
0,5
1.0
0,5
1,5
1,0
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
2
0,5
0,5
1,5
1,5
16 Выполнение работ в технике
обратного
батика.
Закрепление
красок.
Оформление работ.
17 Заключительное
занятие.
Итоговая зачетная работа.
18 МОДУЛЬ 2. Узелковый
батик.
Вводное занятие. Техника
безопасности.
19 Освоение метода узелкового
батика.
Выполнение
упражнений.
20 Изготовление
шейных
платков узелковым батиком.
21 Изготовление
основ
под
панно.
22 Панно на свободную тему с
узелковым батиком.
23 Окрашивание
одежды
узелковым батиком.
24 Освоение метода прошивания.
25 Украшение одежды методом
прошивания.
26 Панно на прошивном батике.
27 Освоение
метода
складывания.
28 Изготовление
основ
под
панно.
29 Освоение
метода
скручивания.
30 Изготовление шарфа. Основы
для панно.
31 Выполнение
панно
на
свободную тему.
32 Окрашивание ткани в емкости.
33 Изготовление
открыток,
используя узелковый фон.
34 Работа на свободную тему,
35 Закрепление
красок.
Оформление работы.
36 Заключительное
занятие.
Итоговая
аттестационная
работа.
23
2
0,5
1,5
2
-
2
2
1.0
1,0
2
1.0
1,0
2
1.0
1,0
2
1.0
1,0
2
1.0
1,0
2
0,5
1,5
2
2
0,5
0,5
1,5
1,5
2
2
1.0
0,5
1.0
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
2
0,5
0,5
1,5
1,5
2
2
0,5
0,5
1,5
1,5
2
-
2
37 МОДУЛЬ 3. Удивительный
мир батика. Вводное занятие.
Техника безопасности.
38 Техника смешанной росписи
по ткани.
39 Создание эскиза. Перенос
рисунка на ткань. Выполнение
в технике «Холодный батик».
40 Работа с контуром.
41 Работа колерами. Заливка
цветом.
42 Оформление фона горячим
батиком.
43 Закрепление
красок.
Оформление работы.
44 Создание эскиза натюрморт.
Основы композиции.
45 Перенос рисунка на ткань.
Работа
горячим
воском.
Создание эффекта «кракеле».
46 Создание панно в смешанной
технике на базе узелкового
батика..
47 Работа
резервом.
Работа
красками. Работа горячим
воском.
48 Закрепление
красок.
Оформление работы.
49 Выполнение
панно
на
свободную тему. «Я создаю
батик».
50 Работа резервом, горячим
воском, солью.
51 Создание эффекта «кракеле».
52 Закрепление
красок.
Оформление работ.
53 Заключительное занятие.
54 МОДУЛЬ 4. Работа с
принтом. Вводное занятие.
Техника безопасности.
55 Роспись футболки на тему
мультяшных персонажей на
выбор. Перенос рисунка на
ткань. Работа красками.
24
2
1
1
2
1.0
1,0
2
1.0
1,0
2
2
0,5
0,5
1,5
1,5
2
0,5
1,5
2
1.0
1,0
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
1.0
1,0
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
2
0,5
0,5
1,5
1,5
2
2
1
2
1
2
1.5
0,5
56 Завершение
работы.
Закрепление красок.
57 Нанесение
растительного
принта на футболку, на выбор.
Перенос рисунка на ткань.
Работа красками.
58 Завершение
работы.
Закрепление красок.
59 Роспись джинсовой куртки,
брюк, шорт. «Ветка сакуры».
60 Завершение
работы.
Закрепление красок.
61 Выполнение панно с принтом
на свободную тему.
62 Выбор принта, перенос на
ткань.
63 Работа красками.
64 Завершение
работы.
Закрепление красок.
65 Роспись методом обратного
батика.
66 Вытравление краски с темного
фона Белизной. Мраморный
эффект.
67 Роспись на пенале. Выбор
рисунка. Нанесение контуров
рисунка.
68 Работа с красками.
69 Работа
с
красками.
Закрепление красок.
70 Выполнение панно с принтом
на свободную тему.
71 Работа красками. Закрепление
красок.
72 Заключительное
занятие.
Итоговая зачетная работа.
Итого:
2
1.0
1,0
2
0,5
1,5
2
1.0
1,0
2
0,5
1,5
2
1.0
1,0
2
1.0
1,0
2
1.0
1,0
2
2
1.0
0,5
1,0
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
2
0,5
0,5
1,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
-
2
144
48
96
2.2 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ
Формами аттестации являются: собеседование, опрос, просмотр работ,
выставка, конкурс, творческая работа. Формы отслеживания и фиксации
образовательных результатов: аналитическая справка, аналитический материал,
грамота, готовая работа, диплом, журнал посещаемости, анкеты, тесты,
25
методическая разработка, портфолио, перечень готовых работ, протоколы
собраний, отзыв о работе, свидетельство, сертификат, статья, публикация, фото,
презентации, сайт учреждения.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
Аналитическая справка, выставка, готовая работа, конкурс, открытое
занятие, годовой отчет, портфолио, итоговая выставка дистанционные курсы,
диагностика.
Для определения результативности освоения программы, согласно плану
мероприятий МБУ ДО СЮТ в течении года проводятся выставки детского
творчества: «Краски осени», «Зимние фантазии», «Единственной маме на свете»,
итоговая выставка.
Обучающиеся участвуют в традиционных конкурсах детского творчества.
2.3 ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Диагностические материалы, применяемые педагогом для определения
уровня творческого развития личности: наблюдения, задания, тесты. Во время
образовательного процесса используются следующие методы отслеживания
усвоения программы:
- педагогическое наблюдение (как обучающийся усваивает материал, как
эти знания развиваются и совершенствуются в течении прохождения
программы:
- педагогический анализ проводится по степени активности и
результатам участия детей в выставках разного уровня, в тематических
мероприятиях:
-педагогический мониторинг. Непрерывное и систематическое
отслеживание результатов деятельности обучающихся.
2.4 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Методы обучения: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный.
Формы
организации
образовательного
процесса:
групповой,
индивидуальный.
Формы организации учебного занятия: беседа, открытое занятие, мастеркласс, презентация.
Педагогические технологии: технология группового обучения, технология
взаимного обучения.
Дидактический материал:
-шаблоны, фотографии, методическая литература, раздаточный материал.
2.5 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое оснащение.
26
Для организации деятельности объединения имеется:
- помещение (класс) оборудован набором столов, стульев, шкафов
канализацией, раковиной с горячей и холодной водой, огнетушителем и
необходимыми условиями для проведения занятий -хорошо освещен,
проветривается.
- оборудование для батика – рамки деревянные для натяжения ткани
разного размера, подставки, электрооборудование (электрический утюг,
воскоплав, фен, вентилятор, клеевой пистолет);
- инструменты - колонковые и щетинистые кисти, маркеры, воск. Баночки
для воды, палитры, стеклянные трубочки, трафареты, пипетки, кнопки,
ножницы, красители для батика анилиновые, акриловые, резерв, карандаши
простые, бумага копировальная, калька и др.;
- ткани для росписи - шелк, атлас, крепдешин, бязь и др.;
-клеенки на столы, подставки для кистей, емкости для разведения
красителей, емкости для воды, палитры.
Кадровое обеспечение.
Педагог, работающий по данной программе, должен знать основы
живописи, графики и дизайна, иметь необходимый педагогический опыт.
Информационное обеспечение.
Информационные ресурсы включают:
- методические и наглядные пособия по изобразительному искусству.
учебные пособия; DVD; CD; видео и аудио материалы; репродукции; альбомы и
т.д.
2.6 ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
Сегодня под воспитанием в образовательной организации понимается
создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного
становления и подготовки к жизненному самоопределению.
Общие задачи и принципы воспитания представлены в Федеральном
законе от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся», где воспитательная деятельность рассматривается как
компонента педагогического процесса в каждом общеобразовательном
учреждении и охватывает все составляющие образовательной системы, что
направленно на реализацию государственного, общественного и индивидуальноличностного заказа на качественное и доступное образование в современных
условиях.
Цели воспитательной деятельности: формирование и развитие
учащихся системы нравственных, морально-волевых и мировоззренческих
установок, способствующей их личностному, гармоничному развитию и
социализации в соответствии с принятыми социокультурными правилами и
нормами как основы их воспитанности.
27
Задачи воспитательной деятельности:
– развитие морально-нравственных качеств обучающихся: честности,
доброты, совести, ответственности, чувства долга;
– развитие волевых качеств обучающихся: самостоятельности,
дисциплинированности,
инициативности,
принципиальности,
самоотверженности, организованности;
– воспитание стремления к самообразованию, саморазвитию,
самовоспитанию;
– приобщение детей к экологической и социальной культуре,
здоровому образу жизни. Рациональному и гуманному мировоззрению;
– формирование нравственного отношения в духе демократии к
человеку, труду и природе;
– воспитание обучающихся в духе демократии, личностного достоинства,
уважения прав человека, гражданственности и патриотизма.
Приоритетные направления в организации воспитательной работы:
гражданско-патриотическое,
духовно-нравственное,
художественноэстетическое, спортивно-оздоровительное, трудовое и профориентационное,
здоровьесберегающее, социокультурное, экологическое, воспитание семейных
ценностей и т.д.
Педагог разрабатывает план мероприятий по реализации программы.
План воспитательной работы
Организационная работа
1.
Принять участие в выставках по школам для вовлечения детей в
объединение. Провести ознакомительные беседы с обучающимися.
2.
К 10 сентября укомплектовать группу объединения.
3.
В группах провести:
Беседу о правилах поведения на занятиях.
Беседу по технике безопасности.
Воспитательная работа
1.
В соответствии с планом учебно-воспитательной работы МБУ ДО СЮТ
принимать участие в мероприятиях, проводимых в СЮТ.
2.
Провести тематические беседы: по программе
3.
Провести беседы на нравственную тему: «Главные правила вежливости в
общении», «Я, житель моего поселка», «Учимся ценить добрые отношения»,
«Организованность в труде».
4.
Провести викторины: «Литературная викторина по сказкам»,
«Дикие животные», «Зрительные вопросы», «О домашних животных».
5.
Проводить игры: «Поле чудес», «Вспомним разные слова»,
«Игры Деда Буквоеда», «Запутанный зоопарк», «Собери картинку»,
«Загадки-задачки», «Головоломки», «Разгадай кроссворд».
6.
Принимать участие в выставках технического творчества, организованных
в СЮТ.
7.
Принимать участие в районных и краевых выставках детского
28
технического творчества.
Связь со школой, семьей
1.
На родительском собрании в объединении провести выставку работ.
2.
Приглашать родителей обучающихся групп на мероприятия, проводимые
в СЮТ.
3.
Выполнить сувениры к праздникам и знаменательным датам.
План-график воспитательной работы
Дата
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
Тема
Игра-приветствие
Беседа:«Техника безопасности при работе в кабинете»
Беседа:«Как вести себя на занятиях в объединении»
Беседа:«Бережное отношение к имуществу СЮТ»
Беседа:«Правила перехода улиц и дорог»
Беседа:«Поддержание чистоты и порядка в объединении»
Беседа:«Главные правила вежливости в общении»
Инсценировка детей на тему: «Самый вежливый у нас…».
Беседа: «Подарок – символ уважения».
«Золотые руки»-почему так говорят.
Беседа:«Чаще улыбайся, если хочешь нравиться людям».
Беседа: «Что такое справедливость».
Беседа-викторина «История Олимпийских игр»
Беседа:«История авиации, флота, бронетанковой техники».
Беседа: «Закаляйся, если, хочешь быть здоров».
Беседа: «Масленица–древний славянский праздник»
Беседа: «Урок вежливости»
Игровая минутка«1-апреля день смеха»
Беседа-викторина «Шагает эра космоса вперед»
Беседа: «Патриотизм и любовь к Родине».
Беседа-размышление: «Мой лучший друг».
Беседа: «Не пробовать, не начинать» (о вреде алкоголя и пагубных
привычек).
29
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для педагога:
1.
Бакланова Т. И. «Педагогика народного художественного
творчества». Издательство «Планета музыки» 2016г. 160 стр.
2.
Амоношвили Шалва Александровна «Основы гуманной
педагогики» книга 6 ч.3. «Педагогическая симфония. Единства цели.»
Издательство « Амрита» 2013г. 304 стр.
3.
Мухина В.С. «Детская психология»-М.: Апрель-Пресс. 1999г.
352стр.
4.
Аллахвердова Е.Э. “Батик, глина, дерево”, -М., ООО “Издательство
АСТ”, 2001;
5.
Гильман Р.А. Художественная роспись тканей: учебное пособие для
студентов ВУЗов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008;
6.
Давыдов С.Г. “Батик” (энциклопедия ), -М., “АСТ-ПРЕСС”, 2006.
7.
Журнал «Валентина – роспись по шелку», Изд. Дом ОВА-ПРЕСС,
1995;
8.
Успенская Е, Ивахнов А. “Искусство батика”, -М., “Внешсигма”,
2000.
9.
Капитунова А.А., Коблова О.А. “Дополнительное художественное
образование. Поиски и решения”, - М., 2007;
10. Аранова С.В. “Обучение изобразительному искусству. Интеграция
художественного и логического”, – С – П., “Каро”, 2004;
Литература для родителей:
1.
Амоношвили Шалва Александровна «Основы гуманной
педагогики» книга 6 ч.3. «Педагогическая симфония. Единства цели.»
Издательство « Амрита» 2013г. 304 стр.
2.
Мухина В.С. «Детская психология»-М.: Апрель-Пресс. 1999г.
352стр.
3.
Наглядное пособие для педагогов, логопедов, воспитателей и
родителей. Серия «Знакомство с окружающим миром и развитие речи». М.: ООО
«Издательство ГНОМ и Д», 2007-2008г.г. (Садовые цветы, насекомые и мн.др.);
4.
Успенская Е, Ивахнов А. “Искусство батика”, -М., “Внешсигма”,
2000;
Литература для обучающихся:
1.
Анна Э.М. «Батик» Минск ООО «Харвест», 2008г. 255стр.
2.
Максименко М. «Роспись по тканям» Краснодар ООО
«Кубаньпечать» 2009г. 64 стр.
3.
Плешаков А.А. От земли до неба: атлас-определитель для
обучающихся начальной школы. - М.: Просвещение, 2007;
4.
Алексеев В.Н., Бабенко В.Г. Атлас бабочек. – М.: ООО Издательство
«РОСМЭН-ПРЕСС», 2003;
30
5.
Сокольникова Н.М. “Основы композиции”, “Основы рисунка”,
“Основы живописи”, Обнинск , “Титул”, 1996;
6.
Горяева Н.А. “Первые шаги в мире искусства”, -М., “Просвещение”,
1991;
7.
Андрей Лунев «Современное пособие по рисованию для юного
художника». Увлекательные уроки живописи, графики, дизайна. Ростовна-дону: ООО «Удача», Москва: ЗАО «БАОПРЕСС», 2007 г. – 160 с.
Материалы на сайтах Интернет по батику:
1.
http://festival.1september.ru/articles/560662/
2.
http://www.silkfantazi.com/index.php?categoryID=140
3.
http://podarokpodarok.ru/index.php?categoryID=6&_openstat=ZGlyZW
N0LnlhbmRleC5ydTsyMzI3ODM4OzkwNzYyNzQ7aW1hZ2VzLnlhbmRleC5ydTp
ndWFyYW50ZWU
4.
http://okgams-batik.narod.ru/gallery.htm
5.
http://www.kam.ru/batik__materialy_dlia_batika__2525
6.
http://elka-art.ucoz.ru/blog/2009-03-07-6
7.
http://www.burdova.ru/new_gallery.php
8.
http://www.kam.ru/batik__vidy_batika__2500
9.
http://www.narodko.ru/article/bati/ctudying/
10. http://www.dellari.ru/teacher/batik/
31
Приложение 1
Формы и виды контроля в объединении «Батик»
1 год обучения
Тема
Вид
контро
ля
текущи
й
Форма
контроля
Отработка
базовых
навыков.
текущи
й
Выполнен Во время
ие
прохожден
упражнени ия темы.
й, беседа.
Модуль2.
Холодный
батик.
текущи
й
Беседа,
выполнени
е
упражнени
й.
Беседа,
выполнени
е
упражнени
й.
Модуль 1.
Базовые
знания
в
росписи
ткани.
Выполнен текущи
ие
й
панно
в
технике
холодного
батика.
Модуль3.
Свободная
роспись
ткани.
текущи
й
Беседа
опрос
Срок
контроля
Что
контролиру
ем
Во время Уровень
прохожден освоения
ия темы.
темы.
Во время
прохожден
ия темы.
Во время
прохожден
ия темы.
Беседа,
Во время
выполнени прохожден
е
ия темы.
упражнени
й.
Мини
выставка.
32
Вид
контрольной
работы
Опрос.
Выполнение
упражнений
на размывку,
получение
дополнительн
ых цветов.
Уровень
Отработка
усвоения
навыков
приемов
закрепления
нанесения
краски,
краски.
правильное
Натягивани оформление
е ткани на работ.
рамку.
Умение
Отработка
вести
навыков
непрерывну заливки
ю
линию краски.
резервом.
Умение
Сделать эскиз,
правильно
перевести на
начать
и ткань. Умение
закончить
Работать
работу.
резервом.
Заливка
краской.
Уровень
Отработка
освоения
методов
темы.
грунтования
Умение
ткани.
придать
объем.
Отработка
навыков
свободной
и
акварельн
ой
росписи.
Модуль 4.
Горячий
батик.
текущи
й
текущи
й
Знакомств текущи
о с горячим й
батиком
Беседа,
выполнени
е
упражнени
й.
Мини
выставка.
Беседа.
Выполнен
ие
упражнени
й.
Мини
выставка.
Выполнен
ие
упражнени
й, беседа.
Выполнени Текущи Мини
е работ в й
выставка.
смешанной
технике.
Во время Уровень
прохожден освоения
ия темы.
темы.
Работа
по
мокрой ткани.
Во время Уровень
прохожден освоения
ия темы.
темы.
Упражнения с
горячим
воском.
Во время Уровень
прохожден освоения
ия темы.
темы.
Выполнение
панно
методом
горячего
батика.
Выполнение
работы
на
выбор любым
освоенным
методом.
Во время Уровень
прохожден освоения
ия темы.
темы.
Формы и виды контроля в объединении« Батик»
2-й год обучения
Тема
Вид
контро
ля
текущи
й
Форма
контроля
Срок
контроля
Что
контролируе
м
Во время Уровень
прохожден освоения
ия темы.
темы.
Вид
контрольной
работы
Модуль1.
Беседа
Выполнение
Свободная
опрос
упражнений
роспись.
на размывку,
получение
дополнительн
ых цветов.
Акварельн текущи Выполнен Во время Умение
Работа
по
ая
й
ие
прохожден получить
мокрой ткани.
роспись.
упражнен ия темы.
дополнительн Вытравка
Обратный
ий, беседа.
ые цвета.
краски.
батик.
Модуль 2. текущи Выполнен Во время Уровень
Выполнение
Узелковы й
ие
прохожден освоения
упражнений
й батик.
ия темы.
темы.
на
33
упражнен
ий, беседа.
Изучение
текущи Беседа,
методов
й
выполнен
узелкового
ие
батика.
упражнен
ий.
Модуль 3. текущи Беседа,
Смешанна й
выполнен
я техника.
ие
упражнен
ий.
Выполнен текущи Беседа,
ие работ в й
выполнен
смешанной
ие
технике с
упражнен
применени
ий.
ем эффекта
«кракеле».
Мини
выставка.
Выполнен текущи Беседа,
ие панно на й
выполнен
свободную
ие
тему. «Я
упражнен
создаю
ий.
батик»
Мини
выставка.
Модуль 4. текущи Беседа.
Работа
й
Выполнен
спринтом.
ие
упр.
Мини
выставка.
Роспись
текущи Мини
ткани,
й
выставка.
элементов
одежды,
обуви,
аксессуаро
в.
скручивание
ткани.
Во время Уровень
прохожден усвоения
ия темы.
приемов
узелкового
батика.
Во время Уровень
прохожден усвоения
ия темы.
темы. Умение
сочетать
разные
техники.
Во время Уровень
прохожден освоения
ия темы.
темы.
Умение
придать
объем.
Выполнение
упражнений
на
прошивание,
складывания.
Выполнение
панно
в
смешанной
технике
Во время Уровень
прохожден освоения
ия темы.
темы.
Умение
создать
интересную
творческую
работу.
Во время Уровень
прохожден освоения
ия темы.
темы.
Выполнение
упражнений.
Во время Уровень
прохожден освоения
ия темы.
темы.
Выполнение
работы
c
принтом.
34
Умение
правильно
применять
эффект
«кракеле».