Умелые ручки

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ АБИНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АБИНСКИЙ РАЙОН

Принята на заседании
педагогического совета
от 25 марта 2024 г.
протокол № 3

Утверждаю
Директор МБУ ДО СЮТ
__________________ Н.А. Саянова
приказ от 13.04.2024. № 124

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«УМЕЛЫЕ РУЧКИ»
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы:1 год, 144 часа
Возрастная категория: от 7до 12 лет
Состав группы: от 12 человек
Форма обучения очная
Вид программы: модифицированная
Программа реализуется: на бюджетной основе
ID-номер Программы в Навигаторе: 22922
Автор-составитель
Гурова Юлия Николаевна
педагог дополнительного образования

Ахтырский, 2024 г.

Паспорт общеобразовательной программы «Умелые ручки»
Наименование муниципалитета
Нименование организации
ID-номер программы в АИС
«Навигатор»
Полное наименование программы
Механизм финансирования
(ПФДО, муниципальное
задание,бюджет)
ФИО авторов составителей
Краткое описание программы

Форма обучения
Уровень содержания
Продолжительность освоения (объём)
Возрастная категория
Цель программы

Задачи программы

Абинский район
МБУ ДО СЮТ
22922
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Умелые ручки»
Муниципальное задание
Гурова Юлия Николаевна
Данная программа имеет выраженную
художественную направленность,
личностно-ориентированная,
личностно-значимая
очная
ознакомительный
1 год 144 часа
7-12 лет
Формирование и развитие социально
активной, творческой, успешной
личности в условиях творческой
деятельности объединения.
Создание условий для формирования у
обучающихся теоретических знаний и
практических навыков в области дпт.
Личностные:
Формирование общественной
активности личности, гражданской
позиции, культуры общения и
поведения в социуме
Метапредметные:
Развитие мотивации к декоративно
прикладному творчеству, потребности
в саморазвитии, самостоятельности,
ответственности, активности,
аккуратности.
Образовательные:
Развитие познавательного интереса к
изобразительному творчеству,
включение в познавательную
деятельность, приобретение знаний,
умений, навыков.

Ожидаемые результаты

Особые условия

Возможность реализации в сетевой
форме
Возможность реализации в
электронном формате с применением
дистанционных технологий
Материально-техническая база

1. Предметные – развитие интереса
обучающихся к декоративно
прикладному творчеству.
2. Личностные – развитие навыков в
декоративно прикладном творчестве
3. Метапредметные – получение опыта
коллективного общения
На обучение зачисляются все
желающие, в том числе дети попавшие
в трудную жизненную ситуацию и
находящиеся в социально опасном
положении, дети с ограниченными
возможностями здоровья.
Нет
При необходимости возможна
реализация в электронном формате с
применением дистанционных
технологий.
1.Помещение (класс), который
оборудован набором столов, стульев,
шкафов, классной доской,
канализацией, раковиной, краном с
горячей и холодной водой,
Оборудование, инструменты и
материалы для работы с природным
материалом, пластилином, солёным
тестом, и в технике «декупаж»:
2. Ресурсный набор.
3. Методические и наглядные пособия
по декоративно прикладному
творчеству. Учебные пособия, DVD,
CD, видео и аудио материалы,
репродукции, альбомы и.т.д.
4. Помещение (класс) с набором столов
стульев и необходимыми условиями для
проведения занятий.
6. Дополнительная литература.

РАЗДЕЛ 1
«КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ:
ОБЪЕМ, СОДЕРЖАНИЕ, ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ»
1.1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Умелые ручки» разработана в соответствии:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании
в Российской Федерации" (с изменениями на 24.06.2023 года).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 №124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с
изменениями на 31.07.2020 года);
3. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года»;
4. Указ президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О
национальных целях развития России до 2030 года».
5. Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018
г. № 16).
6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации
от 29.05.2015 г. № 996-р.
7. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.2022г. № 678-р.
8. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - Приложение: к
протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту
«Образование» от 07.12.2018 г. № 3.
9. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.12.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи.
10. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

11. Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 г. №467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем развития
дополнительного образования детей».
12. Приказ министерства труда и защиты Российской Федерации от
05.05.2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
13. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ «включая
разноуровневые программы)»
14. Письмо Министерства образования и науки РФ от 29.03.2016 г. №
ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с
«Методическими рекомендациями по реализации адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей».
15. Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от
20.02.2019 г. № ТС – 551/07 «О сопровождении образования обучающихся с
ОВЗ и инвалидностью»
16. Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от
31.01.2022 №ДГ 245/06 «О направлении методических рекомендаций» (вместе
с «Методическими рекомендациями по реализации дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий»).
17. Устав МБУ ДО СЮТ.
Актуальность программы
Программа направлена на социально-экономическое развитие
муниципального образования и региона в целом.
Актуальность программы «Умелые ручки» заключается в том, что в
процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные
художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем
детям. Определяется запросом со стороны детей, родителей, населения.
Новизна программы
Развитие у детей и подростков с ограниченными возможностями
здоровья творческого и исследовательского характеров, пространственных
представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств
различных материалов, овладение разнообразными способами практических
действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного
отношения к окружающему.

Новизна программы состоит в изучении одного из видов декоративно прикладного творчества – техника декупаж. Выполнение работ в этой технике
является практической частью, закрепляющей теоретические знания,
полученные в результате обучения обучающихся
Педагогическая целесообразность программы
Заключается в развитии творческой инициативы, формировании
высокого интеллекта и духовности через мастерство. Накоплению навыков и
умения работы с природным материалом, солёным тестом, пластилином, в
технике «декупаж». Развитию творческого вкуса, внимания, трудолюбия.
Отличительные особенности программы
Педагог использует дифференцированный подход в работе с каждым
ребёнком, так как группы формируются из разновозрастных детей, имеющих
различный уровень знаний и умений;
Педагог использует творческий подход к выбору заданий при изучении
новой темы, интересной для детей и актуальной на данный момент;
Образовательная программа нацеливает обучающихся не только на
освоение теоретических и практических знаний и умений, но и на активное
участие в выставках, конкурсах, фестивалях и ярмарках.
Адресат программы
Программа адресована обучающимся 7-12 лет, желающим заниматься в
творческом объединении «Умелые ручки».
На обучение зачисляются все желающие, в том числе дети попавшие в
трудную жизненную ситуацию и находящиеся в социально опасном
положении, дети с ограниченными возможностями здоровья.
Обучение состоит из четырех модулей: «Пластилинография», «Азбука
природы», «Декупаж», «Тестопластика».
Система тем и заданий, разработанных в данной программе, позволяет
обучающимся последовательно проходить обучение по всем модулям и дает
возможность зачислять всех желающих. Дети имеют разные знания и умения,
поэтому в программе большое внимание уделяется индивидуальному подходу
в работе с детьми.
Комплектование групп проводится с 1 августа по 15 сентября. Состав
групп постоянный. Группы комплектуются в количестве не менее 12 человек.
Объём программы и сроки освоения
Общее количество учебных часов, запланированных на весь период
обучения и необходимых для освоения программы определяется,
содержанием и составляет 144 ч в течении года, необходимых для её освоения.
Образование осуществляется бесплатно, обучение ведётся на русском языке.
Срок реализации программы 1 год. При необходимости возможна реализация
в электронном формате с применением дистанционных технологий.
Режим занятий
Четыре часа в неделю. Занятия распределены по расписанию два раза в
неделю, с перерывами по 10-15 минут для игр на воздухе или разминки, а так
же для отдыха глаз и рук. 15 минут после занятий необходимы для проведения
рабочего места в порядок, уборки инструментов.
Уровень сложности программы – стартовый, ознакомительный.

Формы и методы обучения
Формы обучения – очная (групповая).
Методы
обучения
словесный,
наглядный,
практический;
объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый,
исследовательский, проблемный; игровой, дискуссионный, проектно конструкторский и др.
Методы воспитания - убеждение, поощрение, упражнение,
стимулирование, мотивация и др.
Тип занятия - комбинированный, теоретический, практический,
диагностический, а так же возможны и иные формы, способствующие
повышению эффективности обучения при освоении программы в различных
условиях;
Особенности организации образовательного процесса
В
программе
предусмотрено
участие
детей
с
особыми
образовательными потребностями: детей-инвалидов и детей с особыми
образовательными потребностями: детей- инвалидов и детей с ограниченными
возможностями здоровья; талантливых (одаренных, мотивированных) детей;
детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В программе предусмотрена возможность занятий по индивидуальной
образовательной траектории (по индивидуальному учебному плану).
1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель - формирование и развитие социально активной, творческой,
успешной личности в условиях творческой деятельности объединения
«Умелые ручки».
Задачи:
Предметные:
• Развитие познавательного интереса к декоративно-прикладному
творчеству, включение в познавательную деятельность, приобретение
знаний, умений, навыков
• Ознакомить с особенностями разных видов природного материала;
• Обучить технологии изготовления поделок из природного материала,
солёного теста, пластилина, технологии работы в технике «декупаж»
Метапредметные:
• Развитие мотивации к декоративно прикладному творчеству,
потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности,
активности, аккуратности.
• Формировать и воспитывать личностные качества: аккуратность,
терпение, усидчивость, доброжелательность, взаимопомощь и
взаимовыручку.
• Готовность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний
и умений

• Способность самостоятельно выполнять любую работу в свободной
технике
Личностные:
• Формирование общественной активности личности, гражданской
позиции, культуры общения и поведения в социуме;
• Расширять представления детей об окружающем мире;
• Пробудить интерес к декоративно-прикладному творчеству
• Развивать способности детей и творческую индивидуальность;
• Развивать внимание, память, образное мышление, воображение и
фантазию;
• Воспитывать активную, самостоятельную, гуманную личность;
• Способствовать
формированию
нравственно-волевых
качеств
потребности в самовыражении как личности;
• Приобщать воспитанников к эстетической культуре, вырабатывать
привычку вносить прекрасное в жизнь;
• Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю,
к русской культуре и традициям.
1.3 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
•
•
•

Знакомство с природным материалом
Знакомство с техникой «декупаж»
Овладение простыми способами лепки из пластилина и солёного

теста
Обучающиеся должны знать:
1.
Разные виды природного материала, способы хранения.
2.
Виды лепки и приёмы работы с пластилином
3.
Виды лепки и приёмы работы с солёным тестом
4.
Стили и направления в технике «декупаж», понятие «обратный и
прямой декупаж», понятие «кракле»
Уметь:
1.
Делать поделки из шишек, каштанов, желудей, коры деревьев,
лозы.
2.
Декорировать простые предметы природным материалом
3.
Выполнять простые элементы из пластилина: шар, конус, жгут,
полусфера, мазок
4.
Выполнять простые виды лепки из солёного теста
5.
Правильно приклеивать салфетку или декупажную карту,
декорировать простые и более сложные предметы.
6.
Составлять эскизы композиции
Метапредметные результаты:
Дети взаимодействуют с педагогом и сверстниками, обладают
способностью к конструктивному общению, проявляют взаимопомощь,
проявляют интерес к декоративно-прикладному творчеству.

Личностные результаты:
- Проявляют интерес к пластилиновой живописи, к работе с природным
материалом, работе с солёным тестом, технике «декупаж» развивают образное
мышление, воображение.
- Обучающиеся проявляют навыки взаимодействия и сотрудничества,
умеют работать в паре, больших и малых группах.
- Дают адекватную самооценку результатов труда - умение оценивать и
согласовывать собственное поведение и поведение других детей. Проявляют
внимание, целеустремлённость и аккуратность.
- Проявляют свои творческие способности мастерства, чувство красоты
и гармонии, понимают особенности материала. Испытывают ответственность
за результаты своего труда.
Предметные результаты:
Знают:
- правила работы с природным материалом;
- приёмы работы и виды лепки в пластилиновой живописи;
- приёмы работы с солёным тестом;
- технику работы «декупаж».
Умеют:
- бережно относиться к природе;
- собирать, обрабатывать и правильно хранить природный материал;
- пользоваться ножницами, клеем, карандашом, линейкой;
- делать цветное и простое тесто, простые элементы из теста;
- смешивать пластилин, раскатывать его в простые элементы лепки
«Мазок», «Шар», «Конус»;
- покрывать краской предметы для декора, наклеивать салфетку,
выполнять разные виды декора предметов в технике «Декупаж»
1.4

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебно-тематический план

№

Тема занятия

Количество часов
Всего Теория Практика

Формы аттестации/
(контроля)

1. Учебный модуль «Пластилинография»
Вводное 2
1
1
Собеседование,
опрос,
пробные
упражнения.
1.2 Тема: Объёмная
16
1
15
Беседа,
пластилиновая
практические
живопись
упражнения, опрос,
выставка
1
1.1 Тема:
занятие

1.3 Тема: Плоскостная
пластилиновая
живопись

14

2

12

1.4 Тема: Итоговое
занятие

2

-

2

34

4

30

И того:

Беседа,
практические
упражнения, опрос,
выставка
Собеседование,
итоговая выставка
работ.
Зачётная
работа.

2. Учебный модуль «Азбука природы»
Вводное 2
1
1
Собеседование,
опрос,
пробные
упражнения.
Тема: Волшебное
17
1
16
Беседа,
семечко
практические
упражнения, опрос,
выставка
Тема: Лесная сказка 17
2
15
Беседа,
практические
упражнения, опрос,
выставка
Тема: Итоговое
2
2
Собеседование,
занятие
итоговая выставка
работ.
Зачётная
работа.
И того:
38
4
34
3. Учебный модуль «Декупаж»
Тема:
Вводное 2
1
1
Собеседование,
занятие
опрос,
пробные
упражнения.
Тема: Работа в 30
7
23
Беседа,
технике «декупаж»
практические
упражнения, опрос,
выставка
Тема: Итоговое
2
2
Собеседование,
занятие
итоговая выставка
работ.
Зачётная
работа.
И того:
34
8
26

2
2.1 Тема:
занятие
2.2

2.3

2.4

3
3.1

3.2

3.3

4
4.1 Тема:
занятие

4. Модуль «Тестоплатика»
Вводное 2
1
1
Собеседование,
опрос,
пробные
упражнения.

4.2 Тема: Работа
солёным тестом
4.3 Тема: Итоговое
занятие
И того:
1.5

с 34

8

26

2

-

2

38

9

29

Беседа,
практические
упражнения, опрос,
выставка
Собеседование,
итоговая выставка
работ.
Зачётная
работа.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
Содержание программы
1. Учебный модуль «Пластилинография» (34ч.)

Тема: 1.1 Вводное занятие (2 ч.)
Теория. Знакомство с программой. Задачи творческого объединения.
Знакомство с учебным модулем. Организация рабочего места. Техника
безопасности. Инструменты и материалы. Экскурсия по зданию СЮТ.
Пробные упражнения.
Тема 1.2. Объёмная пластилиновая живопись (16ч.)
Теория. История возникновения пластилина. Инструменты и
материалы. Инструктаж по технике безопасности. Выполнение простых
элементов лепки: шар, конус, жгут, валик. Знакомство с техникой «Мазки» и
эффектами рельефность, мраморность, пушистость.
Практическая работа: Выбор композиции. Подготовка фона. Лепка
объёмных элементов работы. Композиция: «Цветы», «Курочка ряба». «Ветка
рябины», «Морские обитатели», работа по выбору.
Тема 1.3. Плоскостная пластилиновая живопись (14ч.)
Теория. Работа в технике «Мазок». Выбор композиции. Смешивание
цвета, пластилина. Вырезание плоскостных деталей. Изображение
растительности: трава ( форма плоская лента ), трава ( форма жгут ), водоём,
небо, деревья, цветы, животные, птицы, рыбы. Техника рисования пальцем на
стекле. Выполнение эскиза. Перевод композиции на стекло.
Практическая работа: Подготовка эскиза. Перевод эскиза. Нанесение
методом «мазок». Рисование пластилином. Композиция: «Пейзаж», «Коты на
крыше», «Пингвины на льдине». Работа по выбору.
Тема 1.4. Итоговое занятие (2ч.).
Теория. Подведение итогов по учебному модулю. Беседа, обсуждение.
Практическая работа: Зачётная работа. Итоговая выставка работ
обучающихся.

2. Учебный модуль «Азбука природы» (38ч.)
Тема: 2.1 Вводное занятие (2 ч.)
Теория. Задачи творческого объединения. Знакомство с учебным
модулем. Организация рабочего места. Техника безопасности. Инструменты и
материалы. Пробные упражнения.
Тема 2.2 Волшебное семечко(17ч.)
Теория. Методика сбора, хранения и подготовки семян, косточек
фруктовых деревьев и ореховой скорлупы к работе. Виды семян, косточек,
скорлупы орехов, внешняя форма. Специфика работы. Технология работы с
аппликацией. Выбор эскиза. Способы крепления и материалы для работы
(клей, пластилин, картон). Дополнительные материалы для декора. Выбор
фона. Оформление работы. Объёмные изделия из семян.
Практическая работа: Изготовление объёмного панно из семян, круп,
косточек фруктовых деревьев, скорлупы орехов. Изготовление эскиза
будущей работы. Объёмных композиций. Аппликация из семян (тыквы, дыни,
арбуза, подсолнуха, косточек фруктовых деревьев, крылаток клёна, разных
видов круп): «Букет цветов», «Букет ромашек». Объёмное панно из разных
видов круп: «Осень», «Любимое животное». Изготовление объёмной
композиции из скорлупы орехов «Волшебное древо», «Декоративное дерево»,
«Ёлочка».
Тема 2.3. Лесная сказка(17ч.)
Теория. Характеристика древесных пород. Сбор и хранение древесной
коры, шишек, каштанов, жёлудей, орехов, виноградной лозы. Инструменты и
материалы. Способы крепления (пластилин, клей, проволока). Использование
дополнительного материала (ткань, нитки, пуговицы, ленты, бусины, картон,
и т.д.).
Практическая работа: Изготовление поделок из коры деревьев,
коряжек, виноградной лозы. Изготовление объёмных аппликаций из шишек,
каштана, жёлудей, скорлупы орехов. Декор предметов (рамка для фотографий,
свечи, шкатулки, бутылка и многое другое). Композиция из виноградной лозы
«Новогодний венок», «подсвечник», «Ёлка». Изготовление объёмных поделок
из шишек, каштанов, жёлудей «Избушка лесника», «Совёнок». Панно
«Виноградная гроздь», «Совушка».
Тема 2.4. Итоговое занятие (2ч.).
Теория. Подведение итогов по учебному модулю. Беседа, обсуждение.
Практическая работа: Зачётная работа. Итоговая выставка работ
обучающихся.
3. Учебный модуль «Декупаж» (34ч.)
Тема: 3.1 Вводное занятие (2 ч.)

Теория. Задачи творческого объединения. Знакомство с учебным
модулем. Организация рабочего места. Техника безопасности. Инструменты и
материалы. Пробные упражнения.
Тема 3.2. Работа в технике «Декупаж» (30ч.)
Теория. История возникновения техники «Декупаж. Основные
материалы и инструменты для работы в этой технике. Знакомство с
материалами, которые используются в работе. Техника и приёмы работы.
Приклеивание салфетки или декупажной карты классическим способом.
Дизайнерские возможности. Понятие композиции. Понятие цвета и цветового
круга. Декупаж художественный, прямой, обратный, объёмный. Понятие
стиля в декупаже: романтический «Шебби шик», «Прованс», «Кантри»,
«Ретро», «Винтаж», «Деревенский». Эффект растрескивания поверхности
«Кракле». Декупаж без клея и лака. Материалы и инструменты.
Практическая работа: Выбор и декор разных предметов из различных
материалов (дерево, пластик, металл, стекло, керамика, ткань, кожа).
Подготовка поверхности к работе. Подбор материалов и инструментов. Декор
рамочки для фотографии, Обратный декупаж на стекле, Декор керамической
тарелки, бутылки, свечи, пластиковых шариков, картонной коробочки,
деревянной шкатулки, и многое другое.
Тема 3.3 Итоговое занятие (2ч.).
Теория. Подведение итогов по учебному модулю. Беседа, обсуждение.
Практическая работа: Зачётная работа. Итоговая выставка работ
обучающихся.
4. Учебный модуль «Тесто-пластика» (38ч. )
Тема: 4.1 Вводное занятие (2 ч.)
Теория. Задачи творческого объединения. Знакомство с учебным
модулем. Организация рабочего места. Техника безопасности. Инструменты и
материалы. Пробные упражнения.
Тема. 4.2. Работа с солёным тестом (34ч.)
Теория. История возникновения и применения изделий из солёного
теста. Способы приготовления солёного теста. Инструменты и материалы для
работы с тестом. Поделки из теста плоскостные и объёмные. Особенности
работы с тестом. Способы крепления деталей из теста. Дополнительные
материалы при работе. Способы лепки простых деталей из теста: шар, конус,
жгут, овал, раскатывание теста. Лепка простых изделий. Сушка изделий,
покрытие краской, лакирование.
Практическая работа: Изготовление панно из солёного теста.
Изготовление объёмных и плоскостных композиций, объёмных и
плоскостных игрушек, подвесок. Практическая работа панно «Ваза с
цветами», «Рыбки», «Тарелка с фруктами», «Подкова на счастье», «На лугу».
Подсвечник «Новогодний», подвеска «Котята», «Мышата», «Совята».
Объёмные игрушки «Лягушонок», «Черепашка» итд.

Тема 4.3 Итоговое занятие (2ч.).
Теория. Подведение итогов по учебному модулю. Беседа, обсуждение.
Практическая работа: Зачётная работа. Итоговая выставка работ
обучающихся.

РАЗДЕЛ 2
«КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ,
ВКЛЮЧАЮЩИХ ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ»
2.1 КАЛЕНДАРНЫЙ - УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Дата
План.

Факт.

№
заня
тия

Количество часов
Название темы

Всего

Учебный модуль «Пластилинография» (34ч.)
1
Вводное занятие:
2
Знакомство с программой.
Задачи
творческого
объединения. Знакомство с
учебным модулем
Организация
рабочего
места.
Техника
безопасности.
Инструменты и материалы.
Пробные упражнения.
2
Объёмная пластилиновая 2
живопись.
История
возникновения пластилина.
Выполнение
простых
элементов: шар, конус,
жгут, полусфера, валик.
Знакомство с техникой
«мазки», «мазки по стеклу»
эффектами
рельефность,
мраморность, пушистость.
Пробные упражнения
3
Изготовление объёмного 2
панно на тему «Морские
обитатели»
4
Продолжение изготовления 2
объёмного панно «Морские
обитатели»
5
Изготовление объёмного 2
панно на тему «Курочка
ряба»
6
Продолжение изготовления 2
объёмного панно «Курочка
ряба»

Теор Прак
ия
тика
1

1

-

2

0,5

1,5

-

2

0,5

1,5

-

2

Продолжение изготовления 2
объёмного панно «Курочка
ряба»
8
Продолжение изготовления 2
объёмного панно «Курочка
ряба»
9
Продолжение изготовления 2
объёмного панно «Курочка
ряба»
10
Плоскостная
2
пластилиновая живопись:
Создание эскиза. Перевод
эскиза на стекло. Нанесение
пластилина
методом
«мазок». Раскатывание и
вырезание
деталей.
Изображение
растительности, воды, неба,
животных,
рыб,
птиц.
Пробные упражнения.
11
Изготовление плоскостного 2
панно на тему по выбору
12
Продолжение изготовления 2
плоскостного панно на
тему по выбору
13
Изготовление плоскостного 2
панно на стекле на тему
«Лягушата»
14
Продолжение изготовления 2
плоскостного панно на
стекле «Лягушата»
15
Изготовление плоскостного 2
панно на стекле на тему
«Цветы»
16
Продолжение изготовления 2
плоскостного панно на
стекле «Цветы»
17
Итоговое
занятие: 2
Подведение итогов по
учебному модулю. Беседа,
обсуждение.
Зачётная
работа.
Учебный модуль «Азбука природы» (38ч.)
18
Вводное занятие:
2
Знакомство с программой.
7

-

2

-

2

-

2

0,5

1,5

0,5

1,5

-

2

0,5

1,5

-

2

0,5

1,5

-

2

-

2

1

1

19

20

21

22

23

24

Задачи
творческого
объединения. Знакомство с
учебным модулем
Организация
рабочего
места.
Техника
безопасности.
Инструменты и материалы.
Пробные упражнения.
Волшебное
семечко: 2
Специфика
работы
с
семенами,
крупами,
косточками
фруктовых
деревьев,
скорлупой
орехов. Технология работы
с
аппликацией,
и
изготовление
объёмных
изделий.
Способы
крепления, материалы и
инструменты.
Изготовление объёмного
панно. Работа над эскизом.
Пробные упражнения.
Изготовление объёмного
панно из семян: тыквы,
арбуза, подсолнуха, дыни,
крылаток клёна «Букет с
цветами»
Продолжение изготовления
объёмного панно из семян:
тыквы, арбуза, подсолнуха,
дыни, крылаток клёна
«Букет с цветами»
Панно из разных видов
круп: гречка, пшено, рис,
перловка,
пшеница
«Грибочки»
Продолжение панно из
разных видов круп: гречка,
пшено, рис, перловка,
пшеница «Грибочки»
Изготовление
объёмной
композиции из семян:
гороха, фасоли, чечевицы
« Декоративное дерево»

-

2

2

-

2

2

-

2

2

0,5

1,5

2

-

2

2

-

2

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

Продолжение изготовления
объёмной композиции из
семян: гороха, фасоли,
чечевицы
« Декоративное дерево»
Изготовление
объёмной
композиции из скорлупы
орехов « Подсолнух»
Продолжение изготовления
объёмной композиции из
скорлупы
орехов
«
Подсолнух»
Лесная сказка:
Специфика
работы
с
древесной
корой,
веточками
деревьев,
виноградной
лозой,
шишками,
каштанами,
жёлудями,
орехами.
Способы
крепления.
Дополнительные
материалы для работы.
Изготовление
поделок.
Способы декора предметов.
Пробные упражнения.
Выполнение
объёмной
композиции «Новогодний
венок»
Продолжение выполнения
объёмной
композиции
«Новогодний венок»
Выполнение
объёмной
композиции из шишек,
каштанов, жёлудей, орехов,
сизали «Топиарий»
Продолжение выполнения
объёмной композиции из
шишек, каштанов, жёлудей,
орехов, сизали «Топиарий»
Продолжение выполнения
объёмной композиции из
шишек, каштанов, жёлудей,
орехов, сизали «Топиарий»
Выполнение
объёмной
композиции
из спила

2

-

2

2

0,5

1,5

2

-

2

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

-

2

2

0,5

1,5

2

-

2

2

-

2

2

0,5

1,5

дерева, шишек, каштанов,
сизали, орехов, жёлудей
«Новогодний подсвечник»
35
Продолжение выполнения 2
объёмной композиции из
спила
дерева,
шишек,
каштанов, сизали, орехов,
жёлудей
«Новогодний
подсвечник»
36
Итоговое
занятие: 2
Подведение итогов по
учебному модулю. Беседа,
обсуждение.
Зачётная
работа.
Учебный модуль «Декупаж» (34ч.)
37

38

39
40
41

-

2

-

2

Вводное занятие:
2
Знакомство с программой.
Задачи
творческого
объединения. Знакомство с
учебным модулем
Организация
рабочего
места.
Техника
безопасности.
Инструменты и материалы.
Пробные упражнения.
Декупаж:
2
Техника и приёмы работы.
Материалы и инструменты.
Декупаж художественный,
объёмный,
прямой,
обратный. Понятие стиля в
декупаже.
Эффект
растрескивания
поверхности
«Кракле».
Дизайнерские
возможности,
декор
предметов. Дэкупаж без
клея и лака. Пробные
упражнения

1

1

0,5

1,5

Декор
тарелки
Декор
тарелки
Декор
бутылки

керамической 2

0,5

1,5

керамической 2

-

2

керамической 2

0,5

1,5

42
43
44
45
46
47

48

49
50
51
52
53

Декор
керамической
бутылки
Декор новогодних шаров
Декор новогодних шаров
Декор свечи
Декор свечи
Изготовление панно в
технике
«Обратный
декупаж»
Изготовление панно в
технике
«Обратный
декупаж»
Декор
рамочки
для
фотографии
Декор
рамочки
для
фотографии
Декор кухонной доски
Декор кухонной доски
Итоговое
занятие:
Подведение итогов по
учебному модулю. Беседа,
обсуждение.
Зачётная
работа.

2

0.5

1,5

2
2
2
2
2

0.5
0,5
0,5
0,5
0,5

1,5
1,5
1,5
1,5
1,5

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2
2
2

0,5
0,5
-

1,5
1,5
2

1

1

Учебный модуль «Тесто-пластика» (38ч.)
54
Вводное занятие:
2
Знакомство с программой.
Задачи
творческого
объединения. Знакомство с
учебным модулем
Организация
рабочего
места.
Техника
безопасности.
Инструменты и материалы.
Пробные упражнения.

55

56
57

58
59

60
61

62
63

64
65

66
67

Тесто-пластика.
Техника работы с солёным
тестом. Способы и приёмы
лепки. Инструменты и
материалы.
Сушка,
окраска,
лакирование.
Изготовление
объёмных
поделок,
плоскостных
аппликаций
и
панно.
Пробные упражнения.
Практическая работа панно
«Ваза с цветами»
Практическая работа панно
«Ваза
с
цветами»
раскрашивание, покрытие
лаком
Практическая работа панно
«Весёлый кот»
Практическая работа панно
«Весёлый
кот»
раскрашивание, покрытие
лаком
Практическая работа панно
«Пасхальное»
Практическая работа панно
«Пасхальное»
раскрашивание, покрытие
лаком
Практическая работа панно
«Тарелка с фруктами»
Практическая работа панно
«Тарелка с фруктами»
раскрашивание, покрытие
лаком
Практическая работа панно
«Улитка»
Практическая работа панно
«Улитка» раскрашивание,
покрытие лаком
Практическая работа панно
«Корзина с овощами»
Практическая работа панно
«Корзина с овощами»
раскрашивание, покрытие
лаком

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

-

2

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

0.5

1,5

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

68
69

70
71

72

Практическая
работа
«Подсвечник с клубникой»
Практическая
работа
«Подсвечник с клубникой»
раскрашивание, покрытие
лаком
Плоскостная аппликация,
подвеска «Рыбки»
Плоскостная аппликация,
подвеска
«Рыбки»
раскрашивание, покрытие
лаком
Итоговое
занятие:
Подведение итогов по
учебному модулю. Беседа,
обсуждение.
Зачётная
работа.

Итого:

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

-

2

144

25

119

2.2 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ
Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и
итоговых результатов. Методом контроля и управления образовательным
процессом является тестирование детей, анализ результатов конкурсов,
творческих работ обучающихся. Результативность программы «Умелые
ручки» определяется диагностическими исследованиями, которые проходят в
два этапа.
1. Промежуточная аттестация – проводится в конце 1 года обучения. Её
результаты позволяют определить уровень развития практических навыков
(педагог оформляет протокол).
2.
Итоговая аттестация – проводится в конце второго года обучения.
По её результатам определяется уровень динамики, которого достигли
обучающиеся за время обучения (педагог оформляет протокол).
2.3 ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Перечень диагностических методик, позволяющих определить
достижение обучающимися планируемых результатов. Тестирование знаний
по модулям программы.
Критерии показателей уровневого дополнительного образования
обучающихся
Диагностика прогнозируемых результатов производится в
соответствии с листом оценки (см. приложение Оценочные материалы по
программе)

Организация открытых занятий с детьми, проведение различных мастер
классов, тематических выставок, участие в конкурсах (СЮТ, муниципальных,
краевых, всероссийских и т.д.). Отчетная выставка, беседа, викторина,
проведение ежегодной диагностики умений и навыков обучающихся.
2.4 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Для освоения программы обучающимися используются:
Методы организаций занятий
•
Словесные: объяснение тем, новых терминов и понятий,
обсуждение, беседа-рассказ, анализ выполнения заданий, комментарий
педагога;
•
Наглядные: демонстрация педагогом образца выполнения
заданий, использование иллюстраций, видео материалы, презентации,
материалы с сайтов;
•
Репродуктивный: метод практического показа;
Методы обеспечивающие уровень деятельности на занятиях
•
Объяснительно-иллюстрированный – дети воспринимают и
усваивают готовую информацию;
•
Репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные
знания и способы деятельности;
•
Частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске,
решение поставленной задачи совместно с педагогом;
Методы обеспечивающие организацию деятельности детей на занятиях
•
Фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися;
•
Коллективный – организация проблемно-поискового или
творческого взаимодействия между всеми детьми;
•
Индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальной и
фронтальных форм работы;
•
Индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий;
Конкретные проявления определённого метода на практике – игры,
упражнения, решения проблемных ситуаций, диалог, показ и просмотр
иллюстраций, работа по образцу.
Основные части занятия
•
Введение – создание эмоционального отношения к работе;
•
Обсуждение пройденного ранее материала;
•
Знакомство с новым материалом – беседа, рассматривание
дидактических материалов;
•
Подготовка к совместной или самостоятельной деятельности;
•
Творческая деятельность детей;
•
Выставка – просмотр работ, анализ результатов, подведение
итогов занятия.

2.5 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для успешной реализации программы необходимо:
Кадровое обеспечение:
Руководитель объединения – педагог дополнительного образования,
имеющий среднее профессиональное или высшее профессиональное
(культуры и искусства, педагогическое) образование без предъявления
требований к стажу работы
Информационное обеспечение:
- сценарии, презентации, необходимые для проведения различных
тематических мероприятий.
- информационные интернет-ресурсы.
Материально-техническое обеспечение:
- Кабинет для занятий
- Мебель (столы, стулья, шкафы, полки)
- Удлинители
- Мультимедийные средства (компьютер, проектор, экран)
- Краски
- Пластилин
- Бумага
- Лак акриловый
Методическое обеспечение:
- разработки и конспекты занятий
- оценочные материалы (приложение 1)
- тестовые методы
- памятки и инструкции для обучающихся
- банк интерактивных игр и упражнений
- раздаточный материал (рекомендации, схемы изделий)
- специальная литература.
2.6 ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
Сегодня под воспитанием в образовательной организации
понимается создание условий для развития личности ребенка, его духовнонравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению.
Общие задачи и принципы воспитания представлены в Федеральном
законе от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся», где воспитательная деятельность рассматривается как

компонента педагогического процесса в каждом общеобразовательном
учреждении и охватывает все составляющие образовательной системы,
что направленно на реализацию государственного, общественного и
индивидуально-личностного заказа на качественное и доступное образование
в современных условиях.
Цели воспитательной деятельности: формирование и развитие
обучающихся
системы
нравственных,
морально-волевых
и
мировоззренческих установок,
способствующей
их
личностному,
гармоничному развитию и социализации в соответствии с принятыми
социокультурными правилами и нормами как основы их воспитанности.
Задачи воспитательной деятельности:
– развитие морально-нравственных качеств обучающихся:
честности, доброты, совести, ответственности, чувства долга;
– развитие волевых качеств обучающихся: самостоятельности,
дисциплинированности,
инициативности,
принципиальности,
самоотверженности, организованности;
– воспитание стремления к самообразованию, саморазвитию,
самовоспитанию;
– приобщение детей к экологической и социальной культуре,
здоровому образу жизни. Рациональному и гуманному мировоззрению;
– формирование нравственного отношения в духе демократии
к человеку, труду и природе;
– воспитание обучающихся в духе демократии, личностного
достоинства, уважения прав человека, гражданственности и патриотизма.
Приоритетные направления в организации воспитательной работы:
гражданско-патриотическое,
духовно-нравственное,
художественноэстетическое,
спортивно-оздоровительное,
трудовое
и
профориентационное,
здоровьесберегающее,
социокультурное,
экологическое, воспитание семейных ценностей и т.д.
Педагог разрабатывает план мероприятий по реализации программы.
План-график воспитательной работы
дата
сентябрь

октябрь

тема
Игра-приветствие
Беседа: «Техника безопасности при работе в
объединении»
Беседа: «Как вести себя на занятиях в объединении»
Беседа: «Бережное отношение к имуществу СЮТ»

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март
апрель

май

Беседа: «Правила перехода улиц и дорог»
Беседа: «Поддержание чистоты и порядка в
объединении»
Беседа: «Главные правила вежливости в общении»
Инсценировка детей на тему: «Самый вежливый у
нас…».
Беседа: «Подарок–символ уважения».
«Золотые руки»-почему так говорят.
Беседа: «Чаще улыбайся, если хочешь нравиться
людям».
Беседа: «Что такое справедливость».
Беседа-викторина «История Олимпийских игр»
Беседа: «История авиации, флота ,бронетанковой
техники».
Беседа: «Закаляйся, если, хочешь быть здоров».
Беседа: «Масленица–древний славянский праздник»
Беседа: «Урок вежливости»
Игровая минутка«1апреля - день смеха»
Беседа-викторина «Шагает эра программирования
вперед»
Беседа: «Патриотизм и любовь к Родине».
Беседа-размышление: «Мой лучший друг».
Беседа: «Не пробовать, не начинать» (о вреде алкоголя
и пагубных привычек).

3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагога
1. Антипова М.А. «Солёное тесто. Необычные поделки и украшения.
Красивые вещи своими руками». – Ростов н/Д: Владис: М.: Рипол Классик,
2009.-192с., с ил.
2. Баскет М. «Раскрашиваем цветочные горшки: Практическое
руководство» / Сост. – ред. О.М. Климова. -М.: Издательство «Ниола-Пресс»,
2008-32с.: ил.-(Новые идеи)
3. Белякова О.В. «Поделки из природных материалов». – М.: АСТ:
МОСКВА. 2009.-237 с.
4. Булгакова С.Ю. «Плетение из газет». – М.: ХОББИТЕКА, 2016. – 96
с.: цв. ил.
5. Дубровская Н.В. «Поделки из природных материалов» - М.: Астрель;
СПб.: Сова, 2010. – 112с.: ил.
6. Кол М.Э. «110 творческих заданий для детей по лепке и
моделированию; пер. с англ. О.Г. Белошеев. – Минск: «Поппури», 2009. –
144с.: илл.
7. Махмутова Х.И. «Домашний дизайн. Используем кожу, стекло,
металл, дерево»- М.: Эксмо, 2008. – 64 с.: ил.
8. Пластилиновые фигурки животных. – М.: Эксмо; Донецк СКИФ, 2009.
– 64 с. : ил.
9. Полунина В.Н, Капитунова А.А. «Гербарий. Составление композиций
и орнамента» - М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель»,
2001.- 96с.: ил.
10. Рубцова Е.С. «Лучшие поделки из солёного теста»- Ростов н/Д:
Владис; М.: РИПОЛ классик, 2009- 240с.,с ил.
11. Смирнова Е. «Флористика: праздничные композиции: Практическое
руководство / Сост.- ред. И.П. Шелекетова.- М.: Издательство «Ниола-Пресс»,
2008. – 32с.:ил.
12. Стародуб. К, Ткаченко. Т «Поделки из природных материалов для
начинающих. Подарки и сувениры из природных материалов», Ростов н/Д:
Издательский Дом «Владис», М.: Издательский Дом «Рипол Классик», 2006.192 с., с илл.
13. Тельпиз В. « Цветы из ткани, бисера, бусин, пряжи и полимерной
глины. Подробные пошаговые инструкции» - Ярославль: ООО «Академия
развития», 2012. – 80 с., ил.
14. Филипова С.Н « Изделия из кожи» - М.: АСТ; Донецк: Сталкер,
2007- 78 с .: ил.
15. Хананова И. Н. «Солёное тесто» - М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2012.104 с.: ил
16. Чибрикова О.В. «Поделки из кожи своими руками» - М.: Эксмо,
2008. 64с.: ил.
17. Юсель С. «Декупаж: Самая полная энциклопедия». – М.: АСТПРЕСС КНИГА, 2011. – 128 с.: ил.

Список литературы для детей
1.Грибовская А.А. Занятия по изобразительной деятельности:
коллективное творчество. М; 2009
2.Грибовская А.А. Занятия по изобразительной деятельности:
коллективное творчество. М; 2009
3.Кристанини Дж. Пер. с итал.- М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2009.128. с.
4.Мойе С.У. Занимательные опыты с бумагой. – М.: АСТ: Астрель, 2007.
– 130с.
5.Скребцова. Т.О, Данильченко. Л.А «Соленое тесто», «Феникс»,
Ростов-на-Дону, 2007 г.
6.Зайцева А.А. Декупаж–М.:Дрофа-Плюс, 2008.-144с.
Список литературы для родителей
1.Валлон А. Психическое развитие ребенка. – М., 2003.
2.Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет.
– М., 2005.
3.Нагибина М.Н. «Природные дары для поделок и игры» (популярное
пособие для родителей и педагогов), Ярославль, Академия развития, 2000 г.
4.Проснякова Т.Н. «Уроки мастерства», Издательский Дом «Федоров»,
2001 г.
5. Романовская А.Л, Чезлов. Е.М «Забавные поделки» Москва Минск,
АСТ «Харвест», 2006 г.
Материалы на сайтах интернет
1.http://masterclassy.ru/podelki/prirodnye-podelki/14454-panno-iz

prirodnogo-materiala-master-klass-s-foto.html
2. http://happymodern.ru/podelki-iz-prirodnogo-materiala-svoimi-rukami65-foto#
3.http://ped-kopilka.ru/detskoe-tvorchestvo/osenie-podelki-svoimirukami/osene-pano-iz-prirodnogo-materiala-svoimi-rukami.html
4. http://kapushka.ru/panno-iz-prirodnogo-materiala.html
5.http://ped-kopilka.ru/detskoe-tvorchestvo/osenie-podelki-svoimirukami/mozaika-iz-jaichnoi-skorlupy-master-klas.html
6. http://stranamasterov.ru/pop-master-class/566%2C451
7.
http://kitchendecorium.ru/accessories-decor/dekorirovanie/podelki-izkrupi.html
8. http://www.liveinternet.ru/users/5188687/post386175456
9.
https://podelki-doma.ru/podelki/iz-prirodnyih-materialov/panno-ptitsaosen

Приложение1
Формы и виды (контроля) обучающихся по изучению программы
«Умелые ручки»
Учебный
модуль
Пластилино
графия

Вид
Форма
Срок
контроля контроля
контроля
Текущий Выставка Во
время
работ
прохождения
тем

Что
Вид контроля
контролируется
Техника
Панно
из
объёмной
и пластилина
на
плоскостной
стекле «Пейзаж»
лепки

Азбука
природы

Текущий

Выставка Во
время Умение
работ
прохождения работать
тем
природным
материалом

Аппликация из
с разных
видов
круп «Бабочка»

Декупаж

Текущий

Выставка Во
время Работа
работ
прохождения технике
тем
«Обратный
прямой
декупаж»

в Декор
керамической
и тарелки в стиле
«Прованс»

Тесто
пластика

Текущий

Выставка Во
время Способы
Практическая
работ
прохождения работы
с работа подвеска
тем
солёным
«Весёлые коты»
тестом,
плоскостная и
объёмная лепка

Оценочные материалы
Степень выраженности оцениваемого критерия
Критерии
Соответств
ие
практическ
их умений и
навыков
программн
ым
требования
м
Творческие
навыки

3 балла
Овладел
практически
всеми умениями
и
навыками
предусмотренны
ми программой
за конкретный
период

2 балла
Объём
усвоенных
умений и
навыков
составляет
более ½

1 балл
Овладел менее
чем
1/2
предусмотренн
ых умений и
навыков

Выполняет
практические
задания
с
элементами
творчества
самостоятельно

Выполняет
практическ
ие задания
с
элементами
творчества
с помощью
педагога

В
основном
выполняет
задания
на
основе образца

Аккуратнос Аккуратно
ть в работе выполняет
работу,
контролирует
себя сам

0 баллов
Практическ
и
не
овладел
умениями и
навыками

Ребёнок в
состоянии
выполнять
лишь
простейши
е
практическ
ие задания
педагога
Работает
Испытывает
Работать
аккуратно, серьёзные
аккуратно
но иногда затруднения
не умеет и
нуждается при
не
в
необходимости стремится
напоминан работать
ии
и аккуратно,
внимании
нуждается
в
педагога
постоянном
контроле
и
помощи
педагога

Критерии показателей уровневого дополнительного образования
обучающихся
Подготовитель
ный
уровень

Начальный

Уровень

уровень

освоения

Уровень

совершенствова
ния
1.1 Показатель «Знания, умения, навыки» (3УН)

Знакомство с
образовательн
ой областью.

Владение
основами
знаний.

Овладение
Допрофессионал
специальны
ьная подготовка.
ми
знаниями,
умениями,
навыками.
2. Показатель «Moтивация к занятиям»
Неосознанный
Интерес
Интерес на
Четко
интерес,
иногда
уровне
выраженные
навязанный
поддержива
увлечения.
потребности.
ется
Поддержива
Стремление
извне или на
самостоятел
ется
изучить глубоко
уровне
ьно.
самостоятел
предмет как
любознательн
Мотивация
ьно.
будущую
ости. Мотив
неустойчива
Устойчивая
профессию.
случайный,
я, связанная
мотивация.
кратковременн
с
Ведущие
ый.
результатив
мотивы:
ной
познаватель
стороной
ный,
процесса.
общения,
добиться
высоких
результатов.
3. Показатель «Творческая активность»
Интереса к
Социализац
Есть
Вносит
творчеству не
ия в
положительн
предложения по
проявляет.
коллективе.
ый
развитию
Инициативу не
Инициативу
эмоциональн
деятельности
проявляет. Не
проявляет
ый отклик на
объединения.

испытывает
радости от
открытия.
Отказывается
от поручений,
заданий.
Производит
операции по
заранее
данному
плану. Нет
навыков
самостоятельн
ого решения
проблем.

редко.
успехи свои
Легко, быстро
Испытывает
и
увлекается
потребность
коллектива.
творческим
в получении
Проявляет
делом. Обладает
новых
инициативу,
оригинальность
знаний, в
но не всегда.
ю мышления,
открытии
Может
богатым
для себя
придумать
воображением,
новых
интересные
развитой
способов
идеи, но
интуицией,
деятельност
часто не
гибкостью
и.
может
мышления,
Добросовест
оценить их и
способностью к
но
выполнить.
рождению
выполняет
новых идей.
поручения,
задания.
Проблемы
решить
способен, но
при помощи
педагога.
4. Показатель «Эмоционально-художественная настроенность»
Подавленный,
Замечает
Распознает
Распознает и
напряженный.
разные
свои эмоции и
оценивает свои
Бедные и
эмоциональные эмоции других эмоции и эмоции
маловыразительн состояния.
людей.
других людей по
ые мимика,
Пытается
Выражает свое мимике, жестам,
жесты, речь,
выразить свое
эмоциональное речи, интонации.
голос. Не может состояние, не
состояние при
Проявляет
четко выразить проникая в
помощи мимики, произвольную
свое
художественный жестов, речи,
активность в
эмоциональное образ. Есть
голоса,
выражении эмоций.
состояние. Нет потребность
включаясь в
Развита
устойчивой
воспринимать
художественный эмоциональная
потребности
или исполнять образ. Есть
выразительность
воспринимать
произведения
устойчивая
жестов, мимики,
или исполнять
искусства, но не потребность в
голоса. Высокий
произведения
всегда.
восприятии или уровень
искусства
исполнении
включенности в

(музыки, театра,
литературы).

Пассивное
участие в делах
объединения.

произведений
искусства.

художественный
образ.
Ненасыщаемая
потребность в
восприятии или
исполнении
произведений
искусства.

5. Показатель «Достижения»
Активное
Значительные
Значительные
участие в делах результаты на
результаты на
отдела,
уровне района, уровне города,
учреждения.
города.
области, России.

Оценки по каждому показателю:
Подготовительный уровень: 1 балл
Начальный уровень: 2 балла
Уровень усвоения: 3 балла
Уровень совершенствования: 4 балла

Уровень образования
обучающегося:
Подготовительный
уровень: от 5 до 7
баллов (25-37%)
Начальный уровень:
начальный - 8-12 (3862%)
Уровень усвоения:
усвоения - 13-17 (6387%)
Уровень
совершенствования:
совершенствования - 1820 (88-100%)

№

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Творческая активность
Эмоционально-художественная настроенность
Достижения
Общее количество баллов, набранное
обучающимся

1
2
2
2
1
8

Уровень образования обучающегося

Мотивация к занятиям

ФИО
обучающе
гося
Петя
Иванов

Знания, умения, навыки (ЗУН)

Показател
и

40% начальны
й

То есть
((8:20)x
100)

11
12
Итоговый
результат
группы по
каждому
показател
ю

Приложение 2
Учебный модуль «Пластилинография»
Задание 1. Тесты.
1. Способ лепки предмета из отдельных частей
1.Конструктивный
2.Пластический
3.Комбинированый
Ответ: 1.
Кусок пластилина помещают между ладоний и совершают круговые
движения ладонями. Назовите прием лепки.
1.Раскатывание
2.Плющивание
3.Скатывание шариков
Ответ:3.
Защипнуть пластилин между двух или трех пальцев и слегка потянуть.
Название приема лепки.
1.Прищипывание
2.Вдавливание
3.Скручивание
Ответ:1.
При помощи чего нужно разогреть пластилин перед работой.
1.Ладоний
2.Свечи
3.Батареи
Ответ:1.
В изделиях, выполненных из какого материала присутствует мука.
1.Пластилин
2.Соленое тесто
3.Глина
Ответ:2.
Какой материал для лепки нужно держать в холодильнике в закрытой
емкости или в пакете.
1.Полимерная глина
2.Пластилин
3.Соленое тесто
Ответ:1. 3.
Путем раскатывания шара от большой толщины к меньшей получается
1.Жгут
2. Шар
3.Лепешка
Ответ:3.
Из какой базовой фигуры можно слепить: голову, туловище, уши.
1.Жгут

2.Лепешка
3.Шар
Ответ:3.
Картина выполненная из пластилиновых валиков, шариков, дисков.
Название данной технике.
1.Модульная
2.Мозаичная
3.Обратная
Ответ:1.

Приложение 3
Задание 2. Самостоятельная работа (по выбору)
«Морж»
Задание: Используя приемы лепки выполнить рисование пластилином
Оборудование: Пластилин, стека, картон, салфетки, подкладные листы.
Описание выполнения задания:
На картоне рисуем карандашом рисунок или используем готовый
шаблон.
Смешав красный и оранжевый пластилин, начинаем рисовать закат.
Отщипывая маленькие кусочки, размазываем их горизонтально. Ближе к
горизонту берём жёлтый цвет и заканчиваем небо.
Приступаем к скалам. Для этого необходимо смешать несколько цветов
(серый, коричневый, тёмно – зелёный, чёрный). Затем так же отщипываем
маленькие кусочки и закрашиваем скалы, но уже вертикальными мазками.
Чтобы закрасить океан, берём синий, фиолетовый, голубой.
Горизонтальными мазками размазываем пластилин. Белым цветом
закрашиваем льдину.
Переходим к главным героям - моржам! Для этого мы возьмём
пластилин тёмно – коричневого цвета и закрасим их. Красно – коричневым
цветом закрашиваем ласты одному из моржей.
Смешав красно – коричневый и белый цвет, скатываем 2 овала и
накладываем моржам их мордочки. Чёрным цветом делаем носы, белым –
глаза. Острой палочкой прорисовываем им усы. Белым пластилином
скатываем моржам клыки – бивни. В глазах делаем чёрные зрачки.

«По мотивам жостовских подносов»
Задание: Украсить жостовский поднос, выполняя одинаковые узоры.
Оборудование: Пластилин, картон, стеки, подкладной лист, салфетки.
Описание выполнения задания:
Вырезать три окружности из цветного картона. Желтую окружность
используем как основу поделки. Красные окружности используем в качестве
шаблонов.
При помощи шаблонов рисуем окружности на основе, образуя орнамент
в круге. Скатываем шарики из розового пластилина, размещаем по одному
шарику по контуру меньшей окружности и, используя прием размазывания,
формируем лепестки цветка. Таким образом, выполняем три цветка розового
цвета.
Таким же способом выполняем цветок в середине композиции из белого
пластилина. Серединки цветов украшаем сплющенными шариками. При
помощи шариковой ручки изображаем точки на серединках.
Для лепестков следующих трех цветков готовим шарики из пластилина
трех цветов. Для серединок скатываем шарики из пластилина желтого цвета.
Используя прием размазывания, выполняем следующие три цветка.
Из пластилина зеленого цвета скатываем шарики и выполняем листья,
используя прием размазывания. Листья украшаем шариками. По контуру
выкладываем шарики синего цвета, изготавливая ягоды.

«Ёжик на облаках»
Задание: Изобразить ёжика на облаке из пластилина, соблюдая контур.
Оборудование: Набор пластилина разных цветов, стеки, прозрачная крышка,
чёрный маркер, лист бумаги с рисунком-шаблоном, вата, подкладной лист,
салфетки.
Описание выполнения задания:
Подбираем для работы рисунок. Рисунок кладём под стекло.
Обрисовываем контур чёрным маркером. Разминаем в руках пластилин
нужного цвета до мягкости. Отщипывая небольшие кусочки, лепим их на
стекло, не заходя за контур. Важно начать работу с самых мелких деталей.
Сложный контур элемента рисунка, обкладываем жгутиками и
размазываем от краев к центру. Излишки пластилина убираем и сглаживаем
стеком. Фон работы также заполняем пластилином подходящего цвета.
Заложив стекло в рамку, загибаем зажимы с обратной стороны рамы.
Протираем стекло, ватой смоченной спиртом, не задевая рисунка.

«Бабочка»
Задание: выполнить лепку на тему бабочка, соблюдая симметрию.
Оборудование: пластилин, подкладные листы, стеки, заготовки бабочек на
белом картоне и красочные иллюстрации бабочек.
Описание выполнения задания:
Отщипывать кусочки пластилина, скатать шарики, и наносить мазки на
трафарет бабочки. Затем берем пластилин другого цвета, скатываем шарики,
и так далее продолжаем разрисовывать бабочку пластилином. Для добавления
узора пользуемся стекой.

Приложение 4
Учебный модуль «Азбука природы»
Задание 1.
«Закончи предложение»
1. Природные материалы по происхождению делятся на три группы:
а) материалы растительного происхождения….(листья, цветы, ветки корни)
б) материалы животного происхождения …...(кожа, яичная скорлупа, перо)
в) материалы минерального происхождения ….(песок, камни, ракушки)
2. Работа над композицией нужно начинать с ……(эскиза)
3. Цвета по оттенкам и светлоте разделяются на два вида…..(холодные и
теплые)
«Пронумеруй правильно последовательность выполнения аппликации,
композиции»
а) Последовательно наклей материал по рисунку. (2)
б) Нарисовать эскиз на картоне. (1)
в) Положить под пресс. (4)
г) Разместить на картоне листья, цветы …..(как будет выглядеть аппликация)
(3)
«Дай название разным техникам в искусстве»
1. Композиция из разных материалов, расположенная на картонном
журнальном фоне (коллаж).
2. Способ украшения, декорирования с помощью вырезанных бумажных
мотивов (декупаж).
3. Техника воспроизведения рисунка, фактуры, посредством натирания бумаги
мелком, карандашом (фроттаж).

Приложение 5
Задание 2. Тесты.
1.Правила безопасной работы с инструментами и природными материалами
необходимо соблюдать для того, чтобы:
а) не получать травму, б) приобретать навыки, в) развивать глазомер.
2.Какую травму можно получить колющими и режущими инструментами:
а) вывих, б) порез, в) ушиб.
3.Когда лучше собирать цветы и листья:
а) утром, б) солнечным днем, в) пасмурным днем.
4.Как правильно передавать ножницы:
а) лезвием вперед, б) кольцами вперед, в) не имеет значения.
5. Коллекция собранных и засушенных растений называется:
а) флористика, б) гербарий, в) мозаика.
6.Растения какого цвета быстрее выгорают:
а) красного, б) голубого и синего, в) теплого.
7.Яичная скорлупа, пух и перья это природный материал:
а) растительного, б) минерального, в) животного происхождения.
8.Какой клей безопаснее использовать
материалами:
а) ПВА, б) «момент», в) канцелярский.

для

работы

с

природными

9. Как засушить цветок для плоского гербария:
а) в речном песке, б) в вазе с водой, в) в старом журнале.
10.Карандашный набросок на бумаге это:
а) рисунок. б) эскиз, в) чертеж.
11.Инструменты на рабочем столе должны лежать:
а) слева, б) справа, в) не имеет значения.
12.Как правильно нужно хранить природный материал:
а) в картонной каробке б) в сухом месте в) в пластмассовом контейнере с
крышкой
13.Наклеивание листьев растений на основу называется:
а) рисунок. б) композиция. В) аппликация.

14.Динамическая композиция передает:
а) чувство равновесия, б) движение, в) состояние покоя.
15. Расставить в правильной последовательности этапы выполнения мозаики:
а) заполнение внутренней части деталей изображения, б) эскиз,
в) наклеивание материала по контуру.

Приложение 6
Задание 3. Выполни поделку самостоятельно.
1.Барашек
Материал для работы: шишки. Жёлуди, клей момент, шило, фломастер.

2. Грибочки.
Материал для работы: распечатанный на бумаге рисунок грибочков, клей
пва, кисть, чечевица, пшено, пшеничная или рисовая крупа, иголочки сосны
или ели.

3.Пингвины на льдине.
Материалы для работы: шишки, жёлуди, веточки, клей момент, семена
крылаток клёна.

Приложение 7
Учебный модуль «Декупаж»
Задание 1. Тесты
Продолжите «Декупаж» - это
Вид творчества с использованием канвы, мулине и иголки;
Вид творчества с использованием спиц и крючка;
Вид творчества, с помощью которого можно создать иллюзию изысканной
росписи красками, салфетками, декупажными картами.
«Декупаж» в переводе с французского языка означает…..
Разрезать;
Плести;
Рисовать;
Вязать.
Материал, который наклеивается при выполнении техники «Декупаж».
Обои;
Салфетка;
Пленка.
Какая краска используется для техники «Декупаж»:
Эмаль;
Акриловая краска;
Акварельная;
Гуашь.
Для чего применяют декупаж:
Украшения одежды;
Игры маленьких детей;
Для декора любых поверхностей.
Романтичный стиль декупажа:
Шебби-бум;
Шебби-шик;
Шебби-рум.
Чем покрывают готовую работу, выполненную в технике «Декупаж»:
Воском;
Клеем;
Грунтом;
Лаком.
Как называются искусственно-созданные трещины на поверхности:
Кракелюр;
Винтаж;
Трескотня;
Чем можно заменить декупажный клей:
Клейстером из муки;
Клеем «Момент»;

Клеем ПВА+вода.
С помощью какого инструмента выровнить поверхность изделия:
Салфетки;
Наждачной бумаги;
Утюга.

Приложение 8
Задание 2. Самостоятельная работа (по выбору)
1. Выполнить прямой декупаж с эффектом кракле (растрескивание).
Рабочий материал: карты декупажные, салфетки, предмет для декора,
клей пва, кисти синтетика круглые и плоские, лак кракле, краски акриловые,
лак акриловый, фен.
2. Выполнить обратный декупаж стеклянной прозрачной тарелки.
Рабочий материал: карты декупажные, салфетки, предмет для декора
(тарелка стеклянная), клей пва, кисти синтетика круглые и плоские, краски
акриловые, лак акриловый, фен.
3. Выполнить прямой декупаж керамической тарелки с эффектом
дорисовывания.
Рабочий материал: карты декупажные, салфетки, предмет для декора
(тарелка керамическая), клей пва, кисти синтетика круглые и плоские, краски
акриловые, лак акриловый, фен.
4. Выполнить прямой декупаж деревянной доски.
Рабочий материал: карты декупажные, салфетки, предмет для декора
(деревянная доска), клей пва, кисти синтетика круглые и плоские, краски
акриловые, лак акриловый, фен.
5. Выполнить прямой декупаж стеклянной бутылки.
Рабочий материал: карты декупажные, салфетки, предмет для декора
(стеклянная бутылка), клей пва, кисти синтетика круглые и плоские, краски
акриловые, лак акриловый, фен.
6. Выполнить прямой декупаж новогоднего шара.
Рабочий материал: карты декупажные, салфетки, предмет для декора
(пластмассовый новогодний шарик), клей пва, кисти синтетика круглые и
плоские, краски акриловые, лак акриловый, фен.
7. Выполнить прямой декупаж обратный декупаж рамочки для
фотографии с эффектом дорисовывания по стеклу
Рабочий материал: карты декупажные, салфетки, предмет для декора (рамочка
для фотографии со стеком), клей пва, кисти синтетика круглые и плоские,
краски акриловые, лак акриловый, фен.

Приложение 9
Учебный модуль «Тесто-пластика»
Задание 1. Тесты.
Как называется искусство лепки из соленого теста
тестолепка
тестопластика
солепластика
Из чего готовят соленое тесто
рисовая мука
блинная мука
пшеничная мука
При приготовлении теста в муку кладем
сахар
соль
ванилин
Соленое тесто нужно хранить
в плотно завязанном пакете
в полотенце
в бумаге
Как правильно сушить изделия из соленого теста
в нагретой до 50-80 градусов духовке
в холодной духовке
в нагретой до 240 градусов духовке
Какой инструмент не используется в работе с соленым тестом
расческа
чеснокодавилка
плоскогубцы
Какой краской нельзя окрашивать тесто
акриловой
масляной
пищевой
Какие ингредиенты используются для приготовления соленого теста
съедобные
несъедобные
популярные
Можно ли употреблять в пищу соленое тесто?
можно
нельзя
если его высушить, то можно
Что является главным секретом сохранности изделий из соленого теста
соль
мука
холодная вода
Высохшие фигурки можно

подарить
ярко и красиво раскрасить
съесть
Путем раскатывания шара от большой толщины к меньшей получается
жгут
шар
лепешка
Из какой базовой фигуры можно слепить: голову, туловище, уши.
жгут
лепешка
шар

Приложение 10
Задание 2. Самостоятельная работа (по выбору).
1.Самотоятельно слепить и раскрасить плоскостную аппликацию
«карзина с фруктами», рабочие материалы: солёное тесто, коврик для лепки,
стаканчик с водой, стеки различных форм и видов, скалка, кисти, краски гуашь
или акрил, лак акриловый.
2. Самотоятельно слепить и раскрасить плоскостную аппликацию
подвеска «рыбки», рабочие материалы: солёное тесто, коврик для лепки,
стаканчик с водой, стеки различных форм и видов, скалка, кисти, краски гуашь
или акрил, лак акриловый.
3. Самотоятельно слепить, раскрасить и оформить панно «Пасха»,
рабочие материалы: солёное тесто, коврик для лепки, стаканчик с водой, стеки
различных форм и видов, скалка, кисти, краски гуашь или акрил, лак
акриловый.
4. Самотоятельно слепить, раскрасить и оформить панно «Ёжик с
грибами», рабочие материалы: солёное тесто, коврик для лепки, стаканчик с
водой, стеки различных форм и видов, скалка, кисти, краски гуашь или акрил,
лак акриловый.
5. Самотоятельно слепить и раскрасить объёмную игрушку «собачка»,
рабочие материалы: солёное тесто, коврик для лепки, стаканчик с водой, стеки
различных форм и видов, скалка, кисти, краски гуашь или акрил, лак
акриловый.

Приложение 11
Выявление и оценка
результативности образовательной деятельности в объединении

Анкета «Мои интересы»
Дорогой друг! Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:
1.
2.
3.
4.
•
•
•
•
•
5.
•
•
•
•
•
6.
•
•
•
•

Меня зовут _________________________________________________
Мне ____________________лет
Я выбрал объединение ________________________________________
Я узнал об этом объединении (нужное отметить):
Из газет, телепередачи;
От учителя;
От родителей;
От друзей;
Свой вариант ________________________________________________
Я пришел в объединение, потому что (нужное отметить):

Хочу заниматься любимым делом;
Надеюсь найти новых друзей;
Хочу узнать новое, интересное о том, чего не изучают в школе;
Нечем заняться;
Свой вариант_________________________________________________
Думаю, что занятия помогут мне (нужное отметить):
Определиться с выбором интересной профессии;
С пользой проводить свое свободное время;
Приобрести знания, которые пригодятся на уроках в школе, в жизни;
Свой вариант ________________________________________________

Тест-опросник «Мое мнение об объединении» (для обучающихся)

Самочувствие в объединении:
а) мне здесь хорошо, чувствую себя в
кругу друзей;

2. Отношение к объединению:
а) дорожу объединением;

б) не задумывался о
б) есть отдельные друзья и товарищи, значении объединения в моей
но далеко не все;
жизни;
в) скорее здесь я одинок.

в) хотел бы перейти в
другое объединение.

3. Наличие цели работы в
объединении:

4. Отношение к деятельности
объединения:

а) думаю, что в объединении
проявляется забота о каждом
учащемся, обо мне тоже;

а) в основном доволен
работой объединения;

б) считаю важным, что мы
заботимся не только о благополучии
обучающихся, но и жителях
микрорайонов;
в) не чувствую
заинтересованности в моем
благополучии.

5. Отношение к коллективным
творческим делам:
а) в объединении проводятся
КТД, и я в них почти всегда
участвую;
б) хотелось бы чаще проводить
КТД в объединении;

б) хотел бы внести
существенные коррективы в
деятельность объединения;
в) полагаю, что следует в
корне изменить работу
объединения.

6. Отношения в объединении:
а) согласен, что
большинство обучающихся
объединения стремятся к
общению со своими
сокружковцами;

в) КТД нашему объединению
не нужны.

б) думаю, что дружба в
объединении слабо проявляется,
в основном дружат по группам;
в) полагаю, что дружба
всех между собой в нашем
объединении невозможна.

7. Творческое самовыражение:
а) доволен, что есть возможность проявить себя в объединении;
б) здесь, в объединении я открыл в себе некоторые способности и
имею возможность в их развитии;
в) думаю, что во мне есть способности, о которых в объединении
не знают.

Тест – опросник «Мое мнение об объединении» (для родителей)

1. Самочувствие в объединении:

2. Отношение к объединению:

а) мой ребенок чувствует себя в
а) ребенок дорожит
объединении в окружении друзей;
объединением;
б) дружит только с отдельными
ребятами;
в) часто чувствует себя
одиноким в объединении.

3. Наличие целей работы в
объединении:

б) не задумывается о
значении объединения в своей
жизни;
в) хотел бы перейти в
другое объединение.

4. Отношение к деятельности
объединения:

а) думаю, что в объединении
заботятся о моем ребенке;
б) объединение помогает не
только ученикам, но и окружающим
людям;
в) не чувствую особой заботы о
моем ребенке в объединении.

а) в основном доволен
воспитательной работой в
объединении;
б) я бы внес существенные
коррективы в работу
объединения;
в) полагаю, что надо в
корне изменить работу в классе.

5. Отношение к КТД:

6. Общение в объединении:

а) положительно отношусь к
КТД в объединении;

а) думаю, что большинство
учеников настроены на
дружеское общение со всеми

б) пусть чаще проводятся
интересные КТД в объединении;

ребятами в объединении;

в) КТД нашему объединению
не нужен.

б) дружат в основном по
группам;
в) полагаю, что дружба
всех в объединении невозможна.

7. Творческое самовыражение:
а) в объединении есть возможность проявить себя моему ребенку;
б) мой ребенок выявил в себе способности и имеет возможность их
удовлетворить в объединении;
в) мой ребенок имеет свои интересы, способности, но в
объединении их не замечают.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».