УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АБИНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АБИНСКИЙ РАЙОН
Принята на заседании
педагогического совета от
25 марта 2024 г.
протокол № 3
Утверждаю
Директор МБУ ДО СЮТ
________________ Н. А. Саянова
приказ от 13 апреля 2024 г. № 124
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«БЕЛАЯ ЛАДЬЯ»
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: 1 год (72 часа)
Возрастная категория: от 7 до 15 лет
Состав группы: от 10 человек
Форма обучения очная
Вид программы: модифицированная
Программа реализуется: на бюджетной основе
ID-номер Программы в Навигаторе: 6993
Автор составитель Луговой В.Н
педагог дополнительного
образования
п. Ахтырский, 2024 г.
Паспорт образовательной программы «Белая ладья»
Направленность образовательной
программы
Цель программы
Предметы обучения
Педагог дополнительного образования
Тип программы
Вид программы
Срок реализации образовательной
программы
Возраст обучающихся
Новизна образовательной программы
Форма проведения занятий
Режим занятий
Форма организации итоговых занятий
Количество учащихся в группах
Форма объединения
Социально педагогическая
Развитие интеллектуальных и
творческих способностей детей на
основе обучения правилам игры в
шахматы
шахматы
Луговой Владимир Николаевич
модифицированная
модульная
72 часа
7 - 15 лет
Программой
предусмотрены
новые методики преподавания, в
том числе – дистанционные, новые
педагогические технологии в
проведении занятий.
Групповые занятия с
индивидуальным подходом,
познавательные
1 раз в неделю по 2 часа.
В конце года организуются зачеты
по правилам шахмат и
тестирование обучаемых в ходе
соревнований.
10 -12 человек
группа
РАЗДЕЛ 1
«КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ:
ОБЪЕМ, СОДЕРЖАНИЕ, ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ»
1.1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
шахматного объединения «Белая ладья» разработана в соответствии со
следующими нормативными и распорядительными документами:
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №
273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на
24.06.2023 года);
2.
Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с
изменениями на 31.07.2020 года);
3.
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204
«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года»;
4.
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. №474 «О
национальных целях развития России до 2030 года»;
5.
Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018
г. № 16);
6.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р;
7.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.2022г. № 678-р;
8.
Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ
к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту
«Образование» от 07.12.2018 г. № 3;
9.
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.12.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
10. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629
“Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”;
11. Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 г. №467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем развития
дополнительного образования детей»;
12. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
13. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
14. Письмо Министерства образования и науки РФ от 29.03.2016 г. №
ВК- 641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с
«Методическими рекомендациями по реализации адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»;
15. Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от
20.02.2019 г. № ТС – 551/07«О сопровождении образования обучающихся с
ОВЗ и инвалидностью»;
16. Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от
31.01.202№ДГ 245/06"О направлении методических рекомендаций" (вместе с
"Методическими рекомендациями по реализации дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий");
17. Устав МБУ ДО СЮТ
Данная
программа
объединения
«Белая
ладья»
является
модифицированной в основу, которой легла типовая программа учебного
курса «Школа подготовки шахматистов разрядников» педагога – тренера
мастера спорта по шахматам В. Голенищева. Задания по темам подобраны с
учётом возраста учащихся, их интересов, запросов времени.
А.Алехин писал: «Шахматы не только знание и логика, но и глубокая
фантазия. Посредством шахмат я воспитал свой характер. Шахматы не просто
модель жизни, но и модель творчества. Шахматы, прежде всего, учат быть
объективными. В шахматах можно сделаться большим мастером, лишь
осознав свои ошибки и недостатки. Совершенно также как и в жизни» (1924г.).
Древние мудрецы сформулировали суть шахмат так: «Разумом одерживать
победу». Шахматы — это не только игра, доставляющая детям много радости,
удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного
развития, формирования внутреннего плана действий – способности
действовать в уме. Занятия шахматами в системе дополнительного
образования способны придать воспитанию и обучению активный
целенаправленный характер, выявить и развить индивидуальные способности
ребенка.
Вид программы – модульная. Программа представляет собой
совокупность 2 модулей, все они реализуются в очной форме.
№ Название модуля
Форма обучения
Количество
п.п.
часов
1
«Азбука игры в шахматы».
очная
34
2
«От простого к сложному».
очная
38
Направленность программы
Программа имеет социально-гуманитарную направленность, в связи с
этим рассматриваются два актуальных аспекта изучения:
− социальный: шахматы рассматриваются как средство формирования
образовательного потенциала, позволяющего развивать личность.
− общеобразовательный: шахматы рассматриваются как средство развития
основных познавательных процессов, умения мыслить, анализировать,
выявлять сущности и отношения, описывать планы действий, состояния,
делать логические выводы.
Актуальность программы
Содержание программы разработано с учётом международных
стандартов, предъявляемых к уровню интеллектуальной деятельности в ходе
изучения шахмат; стандартов, предъявляемых к подготовке к соревнованиям
различного уровня; запросов учащихся и их родителей.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что она
направлена на интересы учащегося, в ней учтены потребности учащегося и
родителей. Шахматы становятся все более серьезным занятием огромного
количества людей и помогают становлению человека в любой среде
деятельности, способствуя гармоничному развитию личности.
Новизна программы. Программой предусмотрены новые методики
преподавания, в том числе – дистанционные, новые педагогические
технологии в проведении занятий.
Категория обучающихся
Программа предназначена для обучающихся, желающих развивать свои
мыслительные способности, получать углубленные теоретические и
практические знания в такой интеллектуальной игре как шахматы.
Возраст обучающихся: от 7 до 15лет.
Наполняемость группы: от 10 человек Состав группы:
разновозрастной.
Условия приема детей
Зачисляются все желающие при наличии свободных мест.
Сроки реализации программы: 72 часа.
Форма реализации программы – очная.
Форма организации деятельности обучающихся индивидуальная,
групповая.
Методы обучения:
1) по способу организации занятий – словесные, наглядные,
практические;
2) по уровню деятельности обучающихся – объяснительно иллюстративные,
репродуктивные,
частично-поисковые,
исследовательские.
Типы занятий: комбинированные, теоретические, практические.
Режим занятий
Организация занятий с обучающимися планируется с учетом
санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию
и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей.
Режим занятий: один раз в неделю по два учебных часа.
Продолжительность учебного часа – 45 минут.
Способы
определения
результативности
Педагогическое
наблюдение, достижения по результатам шахматных соревнований.
Виды контроля – текущий, итоговый.
Формы подведения итогов реализации программы
Итоги
реализации отдельного курса программы подводятся в одной из
следующих форм: тестирование, опрос, достижения по результатам
шахматных соревнований.
Отличительные особенности программы
Программа представляет собой совокупность самостоятельных,
логически завершенных модулей и не требует обучения на всех курсах,
представленных учебным планом. Система оценки знаний обучающихся
осуществляется по контрольным тестам.
Содержание программы предполагает:
– повышенный уровень индивидуализации обучения, как в
вариативности содержания, так и в отношении разнообразных форм
образовательного
процесса,
связанных
с
индивидуальными
особенностями учащихся, стилями восприятия и интеллектуальной
деятельности;
− широкое использование компьютерных продуктов учебного
назначения, что позволяет обеспечить комплексное сочетание функций
обучения, самообучения и контроля;
− развитие квалификации детей через систему соревнований.
Особенности организации образовательного процесса
В
программе
предусмотрено
участие
детей
с
особыми
образовательными потребностями: детей-инвалидов и детей с особыми
образовательными потребностями: детей- инвалидов и детей с ограниченными
возможностями здоровья; талантливых (одаренных, мотивированных) детей;
детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В программе предусмотрена возможность занятий по индивидуальной
образовательной траектории (по индивидуальному учебному плану).
1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: развитие интеллектуальных и творческих
способностей детей на основе обучения правилам игры в шахматы.
Задачи программы
Предметные:
−
изучение шахматного кодекса и правил игры в шахматы, изучение и
овладение основами шахматной игры, приобретение необходимых
теоретических знаний;
−
обучение технологии игры в шахматы;
−
расширение опыта творческой деятельности и активизация
разнообразных мыслительных способностей.
Личностные:
− формирование определенного мировоззрения, противодействующего
терроризму и экстремизму, связанного с устоями и обычаями, национальными
и культурными традициями, историей региона, межнациональной и
межрелигиозной толерантностью;
– воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности,
коллективизма, чувства дружбы.
Метапредметные:
− создание педагогически эффективной образовательной среды для
развития и продвижения детей и подростков, проявляющих интерес к игре в
шахматы;
− формирование операционного мышления, направленного на выбор
оптимальных решений;
− развитие способностей по самостоятельному приобретению знаний,
умений, навыков, ускорение процесса перехода от обучения к самообучению
– наивысшей ступени образовательного процесса.
1.3 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
Предметные результаты:
По окончанию курса обучения учащиеся должны знать и уметь:
знать шахматную доску и фигуры;
строго соблюдать шахматные правила;
знать шахматную нотацию, и уметь записывать свои партии;
знать значение терминов - дебют, миттельшпиль, эндшпиль;
знать основы теории и стратегии на основе изучения тем;
уметь грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;
находить несложные тактические удары и проводить комбинации;
Личностные результаты:
умение правильно реагировать на победу и поражение игре.
успешно выступать в шахматных соревнованиях.
уметь оценивать позицию;
иметь начальные навыки расчета и планирования.
−
−
−
−
знать основы разыгрывания дебюта;
знать основы работы с комбинациями и задачами;
уметь точно разыгрывать простейшие окончания;
уметь проводить соревнования с использованием компьютера
Метапредметные результаты.
Уметь использовать универсальные учебные действия и
коммуникативные навыки, которые обеспечивают способность
обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
1.4
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебно-тематический план
Учебный план 1 модуль.
№ Название
п/п раздела, темы
Количество часов
Всего Теория Практика
Формы
Формы
организации Аттестации
занятий
(контроля)
Раздел №1 Вводное занятие (2 часа).
1.1 Вводное
2
1
1
Беседа.
занятие.
Инструктаж.
Вводный
инструктаж по
технике
безопасности.
Раздел №2 Азбука игры в шахматы(30 часов).
2.1 Знакомство с
30
7.5
22.5
Беседа
шахматами.
Практик.
Шахматная
доска. Изучение
шахматной
нотации.
Шахматные
фигуры.
Начальная
расстановка
фигур. Ходы и
взятие. Цель
шахматной
партии. Игра
всеми фигурами.
Раздел №3Заключительное занятие. (2 часа)
Опрос.
Текущий
контроль.
Опрос.
Мини
турнир.
Результат.
3.1 Заключительное
занятие.
Подведение
итогов работы.
Итого за учебный
модуль:
2
1
1
34
9.5
24.5
Беседа
Итоговая
аттестация.
Подведение
итогов.
Учебный план 2 модуль.
№
Название
п./п. раздела, темы
Количество часов Формы
Формы
Всего Теория Практика организации Аттестации
занятий
(контроля)
Раздел №1 Вводное занятие (2 часа).
1.1 Вводное занятие. 2
1
1
Беседа.
Вводный
Инструктаж.
инструктаж по
технике
безопасности.
Раздел №2 «От простого к сложному». 34 часа).
2.1 Знакомство с
34
8.5
25.5
Беседа
шахматами.
Практик.
Открытое
нападение.
Открытый шах.
Двойной шах.
Правило
превращение
пешек, взятия на
проходе.
Рокировка.
Ценность фигур
и пешек.
Некоторые
случаи ничьей.
Упражнения на
шахматный мат.
Раздел №3Заключительное занятие. (2 часа)
3.1 Заключительное
2
1
1
Беседа
занятие.
Подведение
итогов работы.
Опрос.
Текущий
контроль.
Опрос.
Мини
турнир.
Результат.
Итоговая
аттестация.
Подведение
итогов.
Итого за учебный
модуль:
1.5
38
10.5
27.5
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
Содержание программы
Содержание учебного плана (1модуль) 34 часа.
Раздел №1 Вводное занятие - 2 часа.
1.1 План работы объединения.
Постановка индивидуальных и коллективных целей и задач
Инструктаж по технике безопасности.
Форма контроля: опрос.
Раздел №2 Основы игры в шахматы - 30часов.
2.1.Знакомство с шахматами
- Шахматная доска.
Белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
Дидактические игры и задания
«Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из
горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и
т.п.).
«Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий
шахматной доски.
«Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей
шахматной доски.
Практическая работа: выполнение упражнений по темам. Решение
задач. Практическая игра.
Форма контроля: текущий контроль. Опрос.
- Шахматные фигуры.
Белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные
слоны, легкие и тяжелые фигуры, Белые и черные ладьи, кони, король, ферзь.
Ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки.
Дидактические игры и задания
«Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся
все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить,
какая фигура спрятана.
«Угадай-ка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур,
дети должны догадаться, что это за фигура.
«Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд,
Дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая
выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет».
«Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди
пытаются угадать, какая фигура загадана.
«Что общего?» Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает
учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)
«Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур. Дети называют
самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры
по высоте.
Практическая работа: выполнение упражнений по темам. Решение
задач. Практическая игра.
Форма контроля: текущий контроль. Опрос.
- Начальное расположение фигур.
Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из
фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между
горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Дидактические игры и задания
«Мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные
фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.
«Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей,
стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.
«Мяч». Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном
положении, к примеру: «Ладья стоит в углу», и бросает мяч кому-то из
учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.
Практическая работа: выполнение упражнений по темам. Решение
задач. Практическая игра.
Форма контроля: текущий контроль. Опрос.
- Ходы и взятие фигур.
Правила хода и взятия каждой из фигур. Ладья в игре. Слон в игре. Ферзь
в игре. Конь в игре. Король в игре. Ферзь в игре. Пешка в игре.
Дидактические игры и задания
«Игра на уничтожение» — важнейшая игра курса. У ребенка
формируется внутренний план действий, развивается аналитикосинтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками
ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает
тот, кто побьет все фигуры противника.
«Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры,
расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре
(черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).
«Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки
шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая
их.
«Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной
клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля,
находящиеся под ударом черных фигур.
«Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры,
избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая
фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.
«Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна
достичь определенной клетки шахматной доски.
«Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется не с
целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле.
При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом
фигуры противника.
«Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при
точной игре обеих сторон не имеет победителя.
«Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход
напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
«Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две
черные фигуры.
«Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее —
побить незащищенную фигуру.
«Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую,
стоящую под боем.
«Выиграй фигуру». Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом
ответе черных они проиграли одну из своих фигур.
«Ограничение подвижности». Это разновидность «игры на
уничтожение», но с «заминированными» полями. Выигрывает тот, кто побьет
все фигуры противника.
П р и м е ч а н и е . Все дидактические игры и задания из этого, даже
такие на первый взгляд странные, как «Лабиринт», «Перехитри часовых» и т.
п., где присутствуют «заколдованные» фигуры и «заминированные» поля,
моделируют в доступном для детей виде те или иные реальные ситуации, с
которыми сталкиваются шахматисты в игре на шахматной доске. При этом все
игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно
способствуют тренингу образного и логического мышления.
Практическая работа: выполнение упражнений по темам. Решение
задач. Практическая игра.
Форма контроля: текущий контроль. Опрос.
- Цель шахматной партии
Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее
правила.
Дидактические игры и задания
«Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых ученики
должны определить: стоит ли король под шахом или нет.
«Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю.
«Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах
черному королю.
«Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха.
«Мат или не мат». Приводится ряд положений, в которых ученики
должны определить: дан ли мат черному королю.
«Первый шах». Игра проводится всеми фигурами из начального
положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.
«Рокировка». Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех
или иных случаях.
Практическая работа: выполнение упражнений по темам. Решение
задач. Практическая игра.
Форма контроля: текущий контроль. Опрос.
-Игра всеми фигурами из начального положения
Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.
Дидактические игры и задания
«Два хода». Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать
угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя
ученик отвечает двумя своими ходами.
Практическая работа: выполнение упражнений по темам. Решение
задач. Практическая игра.
Форма контроля: текущий контроль. Опрос.
Раздел №3 Заключительное занятие - 2 часа.
Заключительное занятие. Подведение итогов работы объединения.
Постановка планируемых задач на следующий учебный период.
Практическая работа:
Форма контроля: результат
Содержание учебного плана ( 2 модуль) 38 часов.
Раздел №1 Вводное занятие - 2 часа.
1.2 План работы объединения.
Постановка индивидуальных и коллективных целей и задач
Инструктаж по технике безопасности.
Форма контроля: опрос.
Раздел №2 От простого к сложному.–34 часа.
Шахматная нотация. Объяснить учащимся необходимость знания
шахматной доски.
Правила превращения пешек
в фигуры. Правильная
последовательность действий.
Правило взятия на проходевступает в силу, когда пешка, продвинутая
на 2 поля, оказывается рядом (на одной горизонтали) с пешкой неприятеля.
Рокировка-это единственный ход, когда одновременно перемещаются
две фигуры одного цвета – король и ладья. Рокировка может быть длинная и
короткая. Особенности проведения рокировки.
Ценность фигур. Объяснить, что ценность фигур и пешек может быть
сравнительной и относительной. Отчего зависит сила фигур в шахматах.
Некоторые случаи ничьей.Показать какое влияние на исход борьбы
имеет троекратное повторение позиции, хода, что такое пат и правило 50
ходов.
Мат тяжелыми фигурами.Объяснить, показать и научить ставить мат
тяжелыми фигурами.
Упражнения на шахматный мат. При постановке мата обращать
особое внимание на положение короля и его ограничение.
Практическая работа: выполнение упражнений по темам. Решение
задач. Практическая игра.
Форма контроля: текущий контроль. Опрос.
Раздел №3 Заключительное занятие - 2 часа.
Заключительное занятие. Подведение итогов работы объединения.
Постановка планируемых задач на следующий учебный период.
РАЗДЕЛ 2
«КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ,
ВКЛЮЧАЮЩИХ ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ»
2.1 КАЛЕНДАРНЫЙ - УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Дата проведения
Дата проведения
№ п./п.
Наименование темы
Количество часов
планир
фактич
всего теор. прак.
уемая
еская
Модуль №1Азбука игры в шахматы 34часа.
1
Вводное.
2
1
1
2
Шахматная
2
0,5
1,5
доска.
Шахматная
нотация.
3
Шахматные
2
0,5
1,5
фигуры.
Начальная
расстановка
фигур.
4
Ходы и взятие
2
0,5
1,5
фигур. Ладья.
Ладья в игре.
5
Ходы и взятие
2
0,5
1,5
фигур. Ладья.
Ладья в игре.
6
Слон. Слон в
2
0,5
1,5
игре.
7
Слон. Слон в
2
0,5
1,5
игре.
8
Конь. Конь в
2
0,5
1,5
игре.
9
Конь. Конь в
2
0,5
1,5
игре.
10
Конь против
2
0,5
1,5
ферзя, ладьи и
слона.
Конь против
ферзя, ладьи и
слона.
12
Ферзь. Ферзь в
игре.
13
Ферзь. Ферзь в
игре.
14
Ферзь против
ладьи и слона.
15
Ферзь против
ладьи и слона.
16
Пешка. Пешка
в игре.
17
Заключительное
занятие.
Модуль №2 От простого к сложному. 38 часов.
1.
18 Вводное.
2.
19 Пешечная цепь.
3.
20 Пешка против
ферзя, ладьи,
коня и слона.
4.
21 Пешка против
ферзя, ладьи,
коня и слона.
5.
22 Король. Король
в игре.
6.
23 Король. Король
в игре.
7.
24 Цель
шахматной
партии.
8.
25 Цель
шахматной
партии.
9.
26 Шах.
10. 27 Ставим мат.
11. 28 Решение задач
на мат в 1 ход.
12. 29 Решение задач
на мат в 1 ход.
13. 30 Решение задач
на мат в 1 ход.
14. 31 Ничья. Пат.
15. 32 Рокировка.
11
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
1
1
2
2
2
0,5
0,5
0,5
1,5
1,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
2
2
0,5
0,5
0,5
1,5
1,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
2
0,5
0,5
1,5
1,5
16.
17.
33
34
18.
35
19.
36
Мат в один ход.
Игра фигурами
из начального
положения.
Сдача зачета по
знанию
шахматных
правил.
Заключительное
занятие.
Итого:
2
2
0,5
0,5
1,5
1,5
2
-
2
2
1
1
72
19
53
2.2 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ
Важность процесса аттестации определяется не только необходимостью
для педагога проверки достижения обучающимися определенных результатов.
Надо учитывать еще также и желание ребенка получить оценку за свой труд.
Выявить начальный уровень помогает предварительная, или начальная
аттестация. После того, как проведена предварительная аттестация, частота
дальнейших проверок зависит от предпочтений педагога: контроль
проводится на каждом занятии (текущий контроль), после изучения каждой
темы (тематический контроль) или раздела (итоговый контроль). В середине
учебного периода проводится промежуточная аттестация. На ней проверяется,
как усвоили обучающиеся пройденный материал. И, наконец, в конце
учебного периода проводится итоговая аттестация, когда проверяется уровень
усвоения программы изученной в период обучения. Форма аттестации также
должна учитывать возраст ребенка, уровень его подготовки и его
индивидуальные особенности. Это могут быть: собеседование, тестирование,
творческие и самостоятельные исследовательские работы. Контрольные
уроки, практические работы, зачеты, выставки. Спортивные соревнования,
конкурсы, олимпиады, конференции, турниры. Итоговые занятия, защита
творческих работ и проектов, доклад.
Мониторинг качества усвоения программы.
Мониторинг проводится 2 раза в год: вводная – сентябрь (последняя
неделя), итоговая – май.
Методика диагностики:
1. Беседа с учащимся.
2. Беседа с опорой на практический материал.
3. Наблюдение за обучающимися во время занятий.
4. Выполнение практического материала.
5. Опрос родителей по выполнению игровых заданий учащимся дома.
Мониторинг уровня умений обучающимися играть в шахматы.
Диагностика сформированности умения учащимся играть в шахматы
предусматривает, наблюдение за его игрой с педагогом, сверстниками, а также
беседы с родителями о том, как учащийся играет в шахматы дома.
1. Обучающемуся предлагается расставить шахматы в количестве 32
штук двух цветов для дальнейшей игры.
2. Кто начинает игру и почему? Как определить, кто играет белыми
шахматами? Назвать фигуры по именам.
3. Педагог предлагает обучающемуся начать игру, наблюдая за тем, как
он делает ходы.
4. В игре педагог создает ситуацию, при которой учащийся имеет
возможность бить фигуры соперника как по одной, так и несколько вариантов
взятий.
5. Педагог предлагает разыграть диаграммы в соответствии с
определенным условием.
6. Проверка понимания игроком преимущества тяжелых фигур перед
легкими и пешками проходит непосредственно во время игры.
7. Проверку целесообразно проводить в игре как со взрослыми, так и со
сверстниками.
8. Если учащийся оставляет партию незаконченной, педагог должен
попытаться выяснить причину.
Нежелание проиграть партию, обида на соперника, отставание в счете
битых у соперника фигур расценивается как низкий уровень развития игровой
мотивации. Критерии оценки результатов: Высокий уровень – учащийся
самостоятельно и правильно справился с заданием; Средний уровень – для
правильного выполнения задания обучающемуся требуется несколько
самостоятельных попыток или подсказка педагога; Низкий уровень –
учащийся не выполнил задание даже после подсказки педагога.
Каждый обучающийся проходит текущую и итоговую аттестацию.
Обучающийся отвечает на вопросы по пройденным темам. По итогам года
уровень знаний и умений оценивается так же наличием грамот, дипломов,
медалей и кубков, а также итогами выступлений на соревнованиях разного
уровня.
2.3 ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Диагностические материалы, применяемые педагогом для определения
уровня развития личности: наблюдения, задания, тесты. Во время
образовательного процесса используются следующие методы отслеживания
усвоения программы:
- педагогическое наблюдение (как обучающийся усваивает материал, как
эти знания развиваются и совершенствуются в течении прохождения
программы;
- педагогический анализ проводится по степени активности и результатам
участия детей в турнирах разного уровня, в тематических мероприятиях:
-педагогический мониторинг. Непрерывное и систематическое
отслеживание результатов деятельности обучающихся.
По итогам года уровень знаний и умений оценивается так же наличием
грамот, дипломов, медалей и кубков.
2.4 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Методы, используемые при реализации программы в обучении:
- практический (работа с шахматными комплектами и записями партий).
- наглядный (фото и видеоматериалы по шахматам, распечатки
позиций и шахматных диаграмм);
- словесный (инструктажи, беседы, разъяснения);
- инновационные методы (поисково-исследовательский, проектный,
игровой);
- работа с литературой (изучение специальной литературы, диаграмм).
В программе применяются приемы: создание проблемной ситуации,
построение алгоритма решения задачи (решение комбинации), анализ партии
и т.д.
Принципы организации учебно-воспитательного процесса:
Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:
−
Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с
целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
−
Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое
действие, а не пассивное созерцание со стороны;
−
Принцип доступности,
последовательности
и
системности изложения программного материала.
Основой организации работы с детьми в данной программе является
система дидактических принципов:
−
принцип
психологической
комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие
всех стресс образующих факторов учебного процесса
−
принцип целостного представления о мире - при введении
нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями
окружающего мира;
−
принцип вариативности - у детей формируется умение
осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется
возможность выбора;
−
принцип творчества - процесс обучения сориентирован на
приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные
взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают
решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет
рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям
шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий,
развивать
пространственное
воображение,
целеустремленность,
настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения
и нести ответственность за них.
Основные виды занятий тесно связаны, дополняют друг друга и
проводятся в течение всего учебного периода с учетом планируемых общих
мероприятий МБУДО СЮТ и интересов обучающихся. В основу учебного
процесса в объединении положен принцип последовательности в
распределении учебного материала от простого к сложному, от схематизации
до обобщения.
2.5 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое оснащение.
Для организации деятельности объединения необходимо иметь:
−
помещение (класс), оборудованный набором столов, стульев,
шкафов, огнетушителем и необходимыми условиями для проведения занятий
– хорошо освещен и проветриваемый.
−
комплекты шахмат, шахматные часы.
−
магнитная доска и магнитные шахматы.
−
один ноутбук (во время соревнований) для жеребьевки, зарядное
устройство-адаптер, сканер, принтер.
−
дополнительная литература.
Кадровое обеспечение.
Педагог, работающий по данной программе должен знать основы игры
в шахматы и иметь необходимые навыки игры.
Информационное обеспечение.
Информационные ресурсы включают:
- методические и учебные пособия, учебно-методическая литература,
дополнительная литература.
2.6 ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
Сегодня под воспитанием в образовательной организации
понимается создание условий для развития личности ребенка, его духовнонравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению.
Общие задачи и принципы воспитания представлены в Федеральном
законе от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся», где воспитательная деятельность рассматривается как
компонента педагогического процесса в каждом общеобразовательном
учреждении и охватывает все составляющие образовательной системы,
что направленно на реализацию государственного, общественного и
индивидуально-личностного заказа на качественное и доступное образование
в современных условиях.
Цели воспитательной деятельности: формирование и развитие
учащихся
системы
нравственных,
морально-волевых
и
мировоззренческих установок,
способствующей
их
личностному,
гармоничному развитию и социализации в соответствии с принятыми
социокультурными правилами и нормами как основы их воспитанности.
Задачи воспитательной деятельности:
– развитие морально-нравственных качеств обучающихся: честности,
доброты, совести, ответственности, чувства долга;
– развитие волевых качеств обучающихся: самостоятельности,
дисциплинированности,
инициативности,
принципиальности,
самоотверженности, организованности;
– воспитание стремления к самообразованию, саморазвитию,
самовоспитанию;
– приобщение детей к экологической и социальной культуре,
здоровому образу жизни. Рациональному и гуманному мировоззрению;
– формирование нравственного отношения в духе демократии к
человеку, труду и природе;
– воспитание обучающихся в духе демократии, личностного
достоинства, уважения прав человека, гражданственности и патриотизма.
Приоритетные направления в организации воспитательной работы:
гражданско-патриотическое,
духовно-нравственное,
художественноэстетическое,
спортивно-оздоровительное,
трудовое
и
профориентационное,
здоровьесберегающее,
социокультурное,
экологическое, воспитание семейных ценностей и т.д.
Педагог разрабатывает план мероприятий по реализации программы.
План воспитательной работы
Организационная работа
1.
Принять участие в выставках по школам для вовлечения детей в
объединение. Провести ознакомительные беседы с обучающимися.
2.
К 10 сентября укомплектовать группу объединения.
3.
В группах провести:
Беседу о правилах поведения на занятиях.
Беседу по технике безопасности.
Воспитательная работа
1.
В соответствии с планом учебно-воспитательной работы МБУ ДО СЮТ
принимать участие в мероприятиях, проводимых в СЮТ.
2.
Провести тематические беседы: по программе
3.
Провести беседы на нравственную тему: «Главные правила вежливости
в общении», «Я, житель моего поселка», «Учимся ценить добрые отношения»,
«Организованность в труде».
4.
Провести викторины: «Литературная викторина по сказкам»,
«Дикие животные», «Зрительные вопросы», «О домашних животных».
5.
Проводить игры: «Поле чудес», «Вспомним разные слова»,
«Игры Деда Буквоеда», «Запутанный зоопарк», «Собери картинку»,
«Загадки-задачки», «Головоломки», «Разгадай кроссворд».
6.
Принимать участие в выставках технического творчества,
организованных в СЮТ.
7.
Принимать участие в районных и краевых выставках детского
технического творчества.
Связь со школой, семьей
1.
На родительском собрании в объединении провести выставку работ.
2.
Приглашать родителей обучающихся групп на мероприятия,
проводимые в СЮТ.
3.
Выполнить сувениры к праздникам и знаменательным датам.
План-график воспитательной работы
Дата
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
Тема
Игра-приветствие
Беседа:«Техника безопасности при работе в кабинете»
Беседа:«Как вести себя на занятиях в объединении»
Беседа:«Бережное отношение к имуществу СЮТ»
Беседа:«Правила перехода улиц и дорог»
Беседа:«Поддержание чистоты и порядка в объединении»
Беседа:«Главные правила вежливости в общении»
Инсценировка детей на тему: «Самый вежливый у нас…».
Беседа: «Подарок – символ уважения».
«Золотые руки»-почему так говорят.
Беседа:«Чаще улыбайся, если хочешь нравиться людям».
Беседа: «Что такое справедливость».
Беседа-викторина «История Олимпийских игр»
Беседа:«История авиации, флота, бронетанковой техники».
Беседа: «Закаляйся, если, хочешь быть здоров».
Беседа: «Масленица–древний славянский праздник»
Беседа: «Урок вежливости»
Игровая минутка«1-апреля день смеха»
Беседа-викторина «Шагает эра космоса вперед»
Беседа: «Патриотизм и любовь к Родине».
Беседа-размышление: «Мой лучший друг».
Беседа: «Не пробовать, не начинать» (о вреде алкоголя и пагубных
привычек).
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список рекомендуемой литературы:
Литература для педагога.
1)
Глигорич. Играю против фигур. Издательство Москва.
«Физкультура и спорт» 2013г.
2)
Голенищев «Подготовка юных шахматистов 2 и 3 разрядов».
Русский шахматный дом. 2010г.
3)
Дворецкий«Искусство анализа». Москва. «Физкультура и спорт».
2019г.
4)
Карпов «Оценка позиции». Издательство «Русский шахматный
дом» 2017г.
Литература для родителей.
1)
Зак» О маленьких для больших». Издательство. Физкультура и
спорт.2003г.
2)
Карпов «Учитесь шахматам». Издательство Москва. «Эгмонт
России» 2017г.
3)
Литература для учащихся.
4)
Волчок. Методы шахматной борьбы. Москва. Физкультура и
спорт. 2016г.
5)
Голенищев. Подготовка юных шахматистов I разряда. Русский
шахматныйдом, 2010г
6)
Горт, Янса. Вместе с гроссмейстерами. Издательство:
Физкультура и спорт Год: 2016г
7)
Издательство: РИПОЛ классик Серия: Искусство шахмат.
8)
Дамский. По законам красоты. Издательство: Москва. «Рипол
Классик», 2002 г
9)
Капабланка. Учебник шахматной игры. Издательство: Москва,
2008 год.
10) Карпов А.Е. - 50 миниатюр чемпионов мира. Издательство:
«Физкультура и спорт». 2009 год.
11) Конотоп В., Конотоп С. - Тесты по тактике для шахматистов III
разряда,2006 год
Издательство «RUSSIAN CHESS HOUSE», серия
«ШАХМАТНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
12) Конотоп В., Конотоп С. - Тесты по тактике для шахматистов II
разряда,2007 год.
Издательство «RUSSIAN CHESS HOUSE», серия
«ШАХМАТНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
13) Славин И.Л. - Практикум.2009 год издательство «Правда, севера»
Интернет ресурсы
1.
Клуб шахматных гроссмейстеров
2.
ChessOK - шахматные программы и книги
3.
ChessZone - виртуальная шахматная школа
4.
ChessEBook - шахматная школа в Интернете
5.
День шахмат (20 июля)