УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АБИНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АБИНСКИЙ РАЙОН
Принята на заседании
педагогического совета
от 25 марта 2024 г.
протокол № 3
Утверждаю
Директор МБУ ДО СЮТ
________________ Н.А. Саянова
приказ от 13.04.2024 г. № 124
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«РУССКИЕ ШАШКИ»
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы:1 год, 72 ч.
Возрастная категория: от 7 до 15 лет
Состав группы: от 8 человек
Форма обучения очная
Вид программы: модифицированная
Программа реализуется: на бюджетной основе
ID-номер Программы в Навигаторе: 6860
Автор-составитель
Луговой Владимир Николаевич
педагог дополнительного образования
п. Ахтырский, 2024 г.
Паспорт образовательной программы
Наименование муниципалитета
Абинский район
Наименование организации
МБУ ДО СЮТ
ID-номер
программы
в
АИС 6860
«Навигатор»
Полное наименование программы
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа «Русские
шашки»
Механизм финансирования
На бюджетной основе
(ПФДО, муниципальное задание,
внебюджет)
ФИО авторов составителей
Луговой Владимир Николаевич
Краткое описание программы
Форма обучения
Данная программа имеет выраженную
социально
гуманитарную
направленность,
личностноориентированная, личностно-значимая
Очная
Уровень содержания
Ознакомительный
Продолжительность
(объем)
Возрастная категория
Цель программы
Задачи программы
освоения 72 часа
7 -15 лет
Создание условий для реализации
творческого потенциала растущей
личности в процессе изучения и
совершенствования своих знаний и
навыков в шашечной игре и в процессе
соревнований.
Образовательные
−
Дать первоначальные знания об
устройстве шашечницы и правилах
игры в шашки;
−
Научить работать с шашечными
задачами и этюдами;
−
Научить пониманию и правильно
использовать
терминологию,
используемую в шашках.
−
Научить читать записанные
шашечные партии, а также записывать
свои партии.
Личностные
2
Ожидаемые результаты
− Формирование
общественной
активности
обучающихся,
гражданской позиции, культуры
общения и поведения в обществе,
навыков здорового образа жизни
правильного понимания своего места
в мире.
− Воспитывать
умение
с
уважением относиться к сопернику;
−
Воспитывать умение правильно
реагировать на победу и поражение в
игре.
− Воспитывать умение работать в
команде, эффективно распределять
обязанности.
− Воспитывать строго, соблюдать
все установленные правила, играть
честно, уметь подчинять свои
интересы интересам команды;
− Воспитывать умение отстаивать
свою
позицию,
воспитывать
целеустремленность
и
умение
бороться за победу до конца.
− Воспитывать
умение
сопереживать товарищу по команде и
сопернику.
Метапредметные
− Развитие
мотивации
к
логическому
мышлению,
потребности
в
саморазвитии,
самостоятельности, ответственности,
активности, аккуратности.
Предметные результаты:
− знать шашечницу и фигуры;
− строго
соблюдать шашечные
правила;
− знать
нотацию,
и
уметь
записывать свои партии;
− знать значение терминов - дебют,
миттельшпиль, эндшпиль;
− знать основы теории и стратегии
на основе изучения тем;
3
− уметь грамотно располагать
простые шашки в дебюте;
− находить несложные тактические
удары и проводить комбинации;
− обучающиеся будут знать основы
теории и стратегии на основе
изучения
«Треугольника
Петрова».
Личностные результаты:
− умение правильно реагировать на
победу и поражение игре.
− успешно выступать в шашечных
соревнованиях.
− уметь оценивать позицию;
− иметь начальные навыки расчета
и планирования.
− знать основы разыгрывания
позиции;
− знать
основы
работы
с
комбинациями и задачами;
− уметь
точно
разыгрывать
простейшие окончания;
− уметь проводить соревнования с
использованием компьютера
Метапредметные результаты.
Уметь
использовать
универсальные учебные действия и
коммуникативные навыки, которые
обеспечивают
способность
обучающихся к самостоятельному
усвоению новых знаний и умений.
Особые условия
На
обучения
зачисляются
все
желающие, в том числе дети, попавшие
в трудную жизненную ситуацию и
находящиеся в социально опасном
положении, дети с ограниченными
возможностями здоровья.
Возможность реализации в сетевой нет
форме
Возможность
реализации
в При
необходимости
возможна
электронном формате с применением реализация в электронном формате с
дистанционных технологий
применением
дистанционных
технологий.
4
Материально-техническая база
1. Помещение (класс) с набором столов
стульев и необходимыми условиями
для проведения занятий.
2. Шашечницы и шашки. Шахматные
часы и программа для компьютерной
жеребьевки. Ноутбук.
3. Дополнительная литература.
5
РАЗДЕЛ 1
«КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ:
ОБЪЕМ, СОДЕРЖАНИЕ, ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ»
1.1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
шашечного объединения «Русские шашки» разработана в соответствии со
следующими нормативными и распорядительными документами:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации" (с изменениями на 24.06.2023 года).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями на
31.07.2020 года);
3. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации
на период до 2024 года»;
4. Указ президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О
национальных целях развития России до 2030 года».
5. Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г.
№ 16).
6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от
29.05.2015 г. № 996-р.
7. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.2022г. № 678-р.
8. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - Приложение: к
протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту
«Образование» от 07.12.2018 г. № 3.
9. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.12.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи.
10. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
11. Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 г. №467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем развития
дополнительного образования детей».
12. Приказ министерства труда и защиты Российской Федерации от
6
05.05.2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
13. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ «включая разноуровневые
программы)»
14. Письмо Министерства образования и науки РФ от 29.03.2016 г. № ВК641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей».
15. Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от
20.02.2019 г. № ТС – 551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ
и инвалидностью»
16. Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от
31.01.2022 №ДГ 245/06 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с
«Методическими
рекомендациями
по
реализации
дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий»).
17. Устав МБУ ДО СЮТ.
Данная
программа
объединения
«Русские
шашки»
является
модифицированной в основу, которой легла типовая программа учебного курса
«Занятия в системе дополнительного образования детей» - В. Н. Иванченко,
2007г. Задания по темам подобраны с учётом возраста обучающихся, их
интересов, запросов времени.
Направленность (профиль) программы
Данная программа имеет выраженную социально-гуманитарную
направленность со спортивным уклоном и рассчитана на обучающихся возраста
7-15 лет. Личностно-ориентированная, личностно-значимая образовательная
деятельность, последствием которой должно стать повышение мотивации
ребенка к дальнейшей познавательной деятельности, в большей степени
самостоятельной (исследование, поиск, развитие) и воплотить его в реальной
игре, т.е. непосредственно организовать и принять участие в соревнованиях.
Актуальность программы
Программа
направлена
на
социально-экономическое
развитие
муниципального образования и региона в целом.
Актуальность развития этой программы заключается в том что, шашечное
творчество во всех его видах обладает высокой силой воздействия, оно
объединяет в себе элементы искусства, психологии и математики. Учит
обучаться и само развиваться не только лично, но и с учетом интересов команды
и коллектива. Поэтому шашки с давних пор имеют большое признание в
культурных и спортивных кругах общества.
7
Шашки являются одним из традиционных видов спортивного творчества,
как элемента народного искусства с глубокими национальными корнями,
формирующие эстетический вкус обучающегося, а так же развивающие чувство
прекрасного. Изучая традиции шашек, усваивая новые умения и навыки, правила
шашек, решая комбинации, знакомясь с особенностями тактики и стратегии,
обучающийся постигает опыт, накопленный человечеством, и получает импульс
к развитию творческих способностей. Удивительные свойства шашек –
небольшой набор, доступность, позволяют разнообразно использовать его для
развития обучающегося, развитию трехмерного зрения (помимо шашек это еще
может быть развито при игре в шахматы), развитию логики, умению мыслить
нестандартно, решать не типичные задачи. Богатые возможности определяют, и
различные подходы к формообразованию шашечных занятий и обучающиеся
обучаются овладевать и использовать полученные знания в своих
тренировочных партиях, в игровом процессе и во время шашечных
соревнований. Программа разработана для обучающихся младшего, среднего и
старшего возраста. Шашечная игра в силу своей специфики и необходимости
создания объёмного изображения, связанных с трехмерным пространством,
способствует развитию зрительного восприятия, памяти и образного мышления,
совершенствует интуитивное мышление, развивает чувство ответственности за
принимаемые решения, позволяет лучше чувствовать время и ориентироваться в
пространстве (переключение часов производиться автоматически без участия
зрения).
Новизна программы «Русские шашки» состоит в том, что она разработана
и адаптирована для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
имеющими умственную отсталость. Формирования интеллектуальной
активности помогает детям с ограниченными возможностями здоровья в
самореализации и является одним из этапов социализации детей.
Отличительные особенности программы
Отличительная особенность этой программы заключается в том что, она
является целостной и непрерывной в течение всего процесса обучения, и
позволяет учащемуся шаг за шагом раскрывать в себе творческие возможности
и само реализоваться в современном мире. В процессе обучения и соревнования
обучающиеся получат дополнительное образование в общении, математике,
психологии, организации соревнований.
Изучая правила игры и тактические приемы, обучающиеся учатся
планировать свою деятельность, развивают фантазию, изучают принципы
разыгрывать элементарные типовые позиции.
Преподавание курса предполагает использование шашечных наборов, и
часов. Важно отметить, что при этом используется компьютер, как средство
управления моделью; его использование направлено на составление пар для
жеребьевки при проведении соревнований. Обучающиеся получают
представление об особенностях работы программы «Swissperfect 98», и контроле
над ее работой.
Шашки позволяют обучающимся:
8
−
−
−
−
−
совместно обучаться в рамках одной команды;
распределять обязанности в своей команде;
проявлять повышенное внимание культуре и этике общения;
проявлять творческий подход к решению поставленной задачи;
создавать модели реальных шашечных позиций и умение применять
тактические и стратегические приемы;
− видеть реальный результат своей работы.
Адресат программы
Возраст
обучающихся,
участвующих
в
реализации
данной
дополнительной образовательной программы колеблется от 7 до 15 лет. В
коллектив могут быть приняты все желающие.
Объем и срок освоения программы
Общее количество учебных часов, запланированных на весь период
обучения и необходимых для освоения программы, определяется содержанием и
составляет 72 часа, необходимых для ее освоения.
Формы обучения
Очная в соответствии с учебным планом в объединении. Состав группы
постоянный.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Общее количество часов: 72 часа, в неделю одно занятие 2 часа или 2
занятия в неделю по 1 часу. Программа предназначена для обучающихся 7-15
лет, имеет социально - гуманитарную направленность. Система тем и заданий,
разработанных в данной программе, дает возможность зачислять всех
желающих. Обучающиеся имеют разные знания и умения, поэтому в программе
большое внимание уделяется индивидуальному подходу в работе с учащимися.
Группы обучения комплектуются в количестве 12 человек.
Режим занятий:2 часа в неделю для группы, с перерывами по 10-15 минут
для игр на воздухе или разминке, а также для отдыха глаз. 15 минут после
занятий необходимы для приведения рабочего места в порядок, уборки
инструментов.
Основанием для успешного обучения служит успешное выполнение всех
разделов программы.
Особенности организации образовательного процесса
В программе предусмотрено участие детей с особыми образовательными
потребностями: детей-инвалидов и детей с особыми образовательными
потребностями: детей- инвалидов и детей с ограниченными возможностями
здоровья; талантливых (одаренных, мотивированных) детей; детей, находящихся
в трудной жизненной ситуации.
В программе предусмотрена возможность занятий по индивидуальной
образовательной траектории (по индивидуальному учебному плану).
9
1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: Создание условий для реализации творческого потенциала
растущей личности в процессе изучения и совершенствования своих знаний и
навыков в шашечной игре и в процессе соревнований.
Задачи:
Образовательные
− Дать первоначальные знания об устройстве шашечницы и правилах игры в
шашки;
− Научить работать с шашечными задачами и этюдами;
− Научить пониманию и правильно использовать терминологию,
используемую в шашках.
− Научить читать записанные шашечные партии, а также записывать свои
партии.
Личностные
− Формирование общественной активности обучающихся, гражданской
позиции, культуры общения и поведения в обществе, навыков здорового
образа жизни правильного понимания своего места в мире.
− Воспитывать умение с уважением относиться к сопернику;
− Воспитывать умение правильно реагировать на победу и поражение в
игре.
− Воспитывать умение работать в команде, эффективно распределять
обязанности.
− Воспитывать строго, соблюдать все установленные правила, играть честно,
уметь подчинять свои интересы интересам команды;
− Воспитывать умение отстаивать свою позицию, воспитывать
целеустремленность и умение бороться за победу до конца.
− Воспитывать умение сопереживать товарищу по команде и сопернику.
Метапредметные
− Развитие мотивации к логическому мышлению, потребности в
саморазвитии,
самостоятельности,
ответственности,
активности,
аккуратности.
1.3 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
−
−
−
−
Предметные результаты:
знать шашечницу и фигуры;
строго соблюдать шашечные правила;
знать нотацию, и уметь записывать свои партии;
знать значение терминов - дебют, миттельшпиль, эндшпиль;
10
−
−
−
−
знать основы теории и стратегии на основе изучения тем;
уметь грамотно располагать простые шашки в дебюте;
находить несложные тактические удары и проводить комбинации;
обучающиеся будут знать основы теории и стратегии на основе изучения
«Треугольника Петрова».
Личностные результаты:
− умение правильно реагировать на победу и поражение игре;
− успешно выступать в шашечных соревнованиях;
− уметь оценивать позицию;
− иметь начальные навыки расчета и планирования;
− знать основы разыгрывания позиции;
− знать основы работы с комбинациями и задачами;
− уметь точно разыгрывать простейшие окончания;
− уметь проводить соревнования с использованием компьютера
Метапредметные результаты:
Уметь использовать универсальные учебные действия и коммуникативные
навыки, которые обеспечивают способность обучающихся к самостоятельному
усвоению новых знаний и умений.
1.4
№
п/п
1.1
2.1
Название
раздела,
темы
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебно-тематический план
Количество часов
всег
о
теори
я
Практик
а
Формы
Формы
организации Аттестации
занятий
(контроля)
Модуль №1 Основы шашек ( 34 часа).
Раздел №1 Знакомство с шашками (2 часа)
Вводное
2
2
Беседа.
Опрос
занятие.
Инструкта Педагогическо
Вводный
ж
е наблюдение.
инструктаж по
технике
б6езопасности.
Раздел №2 Шашечные правила. (12 часов)
2Описание
и
Беседа
Текущий
правила
2
0.5
1.5
Практика
контроль.
шашечной
Опрос.
игры.
11
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8
2Описание
Беседа
Текущий
шашечницы и 2
0.5
1.5
Практика
контроль.
путей на ней
Опрос.
2Простые
и
Беседа
Текущий
сложные
2
0.5
1.5
Практика
контроль.
удары.
Опрос.
Турецкий удар.
2Термины,
Беседа
Текущий
применяемые в 2
0.5
1.5
Практика
контроль.
шашечной игре.
Опрос.
Нотация.
2Основные
Беседа
Текущий
понятия
в 2
0.5
1.5
Практика
контроль.
шашечной
Опрос.
партии.
214
золотых
Беседа
Текущий
правил
2
0.5
1.5
Практика
контроль.
миттельшпиля.
Опрос.
Раздел №3 Элементы тактики игры в шашки( 18 часов)
3Оппозиция.
Беседа
Текущий
2
0.5
1.5
Практика
контроль.
Опрос.
3Оппозиция.
Беседа
Текущий
Решение задач 2
0.5
1.5
Практика
контроль.
на оппозицию.
Опрос.
3Изолированные
Беседа
Текущий
шашки
2
0,5
1, 5
Практика
контроль.
Опрос.
3 Простейшие
Беседа
Текущий
способы
2
0,5
1, 5
Практика
контроль.
выигрыша.
Опрос.
3Особенности
Беседа
Текущий
позиционных
2
0,5
1, 5
Практика
контроль.
приемов.
Опрос.
Прорыв.
3Опорные поля.
Беседа
Текущий
2
0,5
1, 5
Практика
контроль.
Опрос.
3Опорные поля
Беседа
Текущий
решение задач. 2
0,5
1, 5
Практика
контроль.
Опрос.
3Постановка
Беседа
Текущий
рожна.
2
0,5
1, 5
Практика
контроль.
Опрос.
12
3Связка.
3.9
4.1
1.1
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
2.9
2
0.5
1.5
Беседа
Практика
Текущий
контроль.
Опрос.
Раздел №4 Заключительное занятие (2 часа).
Подведение
Беседа.
Опрос.
итогов работы 2
2
Подведение
объединения за
итогов.
учебный
модуль
Модуль №2 Стратегия шашек (38 часов).
Раздел №1 Вводное занятие (2 часа).
Вводное
2
2
Беседа.
Опрос
занятие.
Инструктаж Педагогическо
Текущий
е наблюдение.
инструктаж по
технике
б6езопасности.
Раздел №2 Основы стратегии шашек(32 часа).
Блокада и
Беседа
Текущий
зажим фланга. 2
0,5
1, 5
Практика
контроль.
Опрос.
Связка центра.
Беседа
Текущий
2
0,5
1, 5
Практика
контроль.
Опрос.
Связка правого
Беседа
Текущий
фланга.
2
0,5
1, 5
Практика
контроль.
Опрос.
Связка обоих
Беседа
Текущий
флангов.
2
0,5
1, 5
Практика
контроль.
Само зажим.
Беседа
Текущий
2
0,5
1, 5
Практика
контроль.
Опрос.
2Без упорные
Беседа
Текущий
позиции.
2
0,5
1, 5
Практика
контроль.
Опрос.
2Решение задач.
Беседа
Текущий
2
0,5
1, 5
Практика
контроль.
Опрос.
2Цугцванг.
Беседа
Текущий
2
0,5
1, 5
Практика
контроль.
Опрос.
2Самообложение
Беседа
Текущий
2
0,5
1, 5
Практика
контроль.
13
2Отсталые и
2.10 скученные
шашки.
3Окружение.
2.11
Текущий
2
0,5
1, 5
контроль.
Опрос.
Беседа
Текущий
2
0,5
1, 5
Практика
контроль.
Опрос.
2Решение
Беседа
Текущий
2.12 комбинаций.
2
0,5
1, 5
Практика
контроль.
Опрос.
2Решение
Беседа
Текущий
2.13 комбинаций.
2
0,5
1, 5
Практика
контроль.
Опрос.
2Угроза и
Беседа
Беседа
2.14 ловушка.
2
0,5
1, 5
Практика
Практика
2Двойная угроза.
Беседа
Беседа
2.15
2
0,5
1, 5
Практика
Практика
2Треугольник
Беседа
Беседа
2.16 Петрова.
2
0,5
1, 5
Практика
Практика
Раздел № 3 Проведение шашечных турниров. (2 часа)
3Шашечный
Наблюдение.
3.1
турнир с
2
2
Турнир
Результат.
участием
шашистов
СЮТ и
обучающихся
школ поселка.
Раздел № 4 Заключительное занятие.( 2 часа )
5Заключительно
Беседа
Опрос.
4.1
е
занятие. 2
2
Подведение
Подведение
итогов.
итогов работы
объединения за
учебный
модуль.
Итого за учебный 72
19,5
52,5
Всего 38 часов
период:
1.5
Беседа
Практика
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
Содержание программы
1 модуль обучения
1.
Вводное занятие. 2 часа.
План работы объединения на новый учебный модуль.
14
Постановка индивидуальных и коллективных целей и задач на учебный модуль.
Выборы актива объединения.
Инструктаж по технике безопасности.
2.
Общие правила и термины в шашках. 12 часов.
Общие понятия об игре в шашки. Ходы фигур. Общие термины,
применяемые в игре. Изучение правил шашечной игры. Практические навыки
игры.
Практическая работа: Закрепление полученных знаний в тренировочных
играх, проведение конкурсов кто лучше знает шашечницу и термины игры.
3.
Элементы тактики игры в шашки.18 часов.
Продолжать обучение обучающихся элементам тактики шашечной игры,
применяемой в разных частях игры (дебют, миттельшпиль, эндшпиль).
Познакомиться с основными правилами дебюта и основными дебютными
схемами. В миттельшпиле основы построения позиции и ее элементами. Изучаем
основные технические приемы и основы комбинационной игры. Практическая
работа: Решение шашечных этюдов и задач на закрепление изученных
элементов тактики. Тренировочные игры для совершенствования знаний умений
и навыков и спортивного и творческого роста мастерства обучающихся.
Проведение мини турниров по классическим и быстрым шашкам.
4.
Заключительное занятие. 2 часа.
Подведение итогов работы шашечного объединения за прошедший
учебный модуль. Рекомендации выпускникам
по дальнейшему
совершенствованию шашечной игры. Поощрение лучших обучающихся.
2 модуль обучения
1.Вводное занятие. 2 часа.
План работы объединения на новый учебный модуль.
Постановка индивидуальных и коллективных целей и задач на учебный модуль.
Выборы актива объединения.
Инструктаж по технике безопасности.
2.Основы стратегии шашек. 32 часов.
Общие понятия об игре в шашки. Ходы фигур. Общие термины,
применяемые в игре. Изучение правил шашечной игры. Практические навыки
игры. Изучаем основные технические приемы и основы комбинационной игры.
Практическая работа: Решение шашечных этюдов и задач на закрепление
изученных элементов тактики. Тренировочные игры для совершенствования
знаний умений и навыков и спортивного и творческого роста мастерства
обучающихся. Проведение мини турниров по классическим и быстрым шашкам.
Практическая работа: Закрепление полученных знаний в тренировочных
играх, проведение конкурсов кто лучше знает шашечницу и термины игры.
3.Проведение шашечных турниров. 2 часа.
В течение учебного модуля проводится не менее 2 шашечных турниров
согласно планов воспитательной работы СЮТ. В турнирах принимают участие,
как обучающиеся объединения, так и обучающиеся других образовательных
15
учреждений, если это предусмотрено положением о соревновании. А также 1
соревнование 2 часа среди группы обучения.
4.Заключительное занятие. 2 часа.
Подведение итогов работы детского шашечного объединения за
прошедший учебный модуль. Рекомендации выпускникам по дальнейшему
совершенствованию шашечной игры. Поощрение лучших обучающихся.
16
РАЗДЕЛ 2
«КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ,
ВКЛЮЧАЮЩИХ ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ»
2.1 КАЛЕНДАРНЫЙ - УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
1 раз в неделю по 2 часа.
Дата проведения
Дата проведения
№
Наименование темы
Количество часов
Плани
факти
п./п.
всего теория практика
руемая
ческая
Модуль №1 Основы шашек ( 34 часа).
1
Вводное занятие. 2
1
1
Вводный инструктаж
по
технике 6езопасности.
2
Описание
и 2
0,5
1,5
правила
шашечной игры.
3
Описание
2
0,5
1,5
шашечницы
и
путей на ней
4
Простые
и 2
0,5
1,5
сложные удары.
Турецкий удар.
5
Термины,
2
0,5
1,5
применяемые
в
шашечной игре.
Нотация.
6
Основные
2
0,5
1,5
понятия
в
шашечной
партии.
7
14 золотых правил 2
0,5
1,5
миттельшпиля.
8
Оппозиция.
2
0,5
1,5
9
Оппозиция.
2
0,5
1,5
Решение задач на
оппозицию.
10 Изолированные
2
0,5
1,5
шашки
11
Простейшие
2
0,5
1,5
способы
выигрыша.
17
12
13
14
15
16
17
Итого часов:
Особенности
позиционных
приемов. Прорыв.
Опорные поля.
Опорные
поля
решение задач.
Постановка
рожна.
Связка.
Заключительное
занятие.
Подведение
итогов работы
объединения за
учебный модуль.
2
0,5
1,5
2
2
0,5
0,5
1,5
1,5
2
0,5
1,5
2
2
0,5
0,5
1,5
1,5
34
9
Модуль №2 Стратегия шашек (38 часов).
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Вводное занятие. 2
Текущий инструктаж по
технике
6езопасности.
Блокада и зажим
2
фланга.
Связка центра.
2
Связка правого
2
фланга.
Связка обоих
2
флангов.
Само зажим.
2
Без упорные
2
позиции.
Решение задач.
2
Цугцванг.
2
Самообложение
2
Отсталые и
2
скученные
шашки.
Окружение.
2
Решение
2
комбинаций.
Решение
2
комбинаций.
Угроза и ловушка. 2
18
25
0,5
1,5
0,5
1,5
0,5
0,5
1,5
1,5
0,5
1,5
0,5
0,5
1,5
1,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1,5
1,5
1,5
1,5
0,5
0,5
1,5
1,5
0,5
1,5
0,5
1,5
16
17
18
19
Двойная угроза.
Треугольник
Петрова.
Шашечный
турнир с
участием
шашистов СЮТ и
обучающихся
школ поселка
Заключительное
занятие.
Подведение
итогов работы
объединения за
учебный модуль.
Итого часов:
Итого часов за курс обучения:
2
2
0,5
0,5
1,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
38
72
9.5
19,5
28.5
52,5
2.2 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ
Важность процесса аттестации определяется не только необходимостью
для педагога проверки достижения обучающимися определенных результатов.
Надо учитывать еще также и желание ребенка получить оценку за свой труд.
Выявить начальный уровень помогает предварительная, или начальная
аттестация. После того, как проведена предварительная аттестация, частота
дальнейших проверок зависит от предпочтений педагога: контроль проводится
на каждом занятии (текущий контроль), после изучения каждой темы
(тематический контроль) или раздела (итоговый контроль). В середине учебного
периода проводится промежуточная аттестация. На ней проверяется, как
усвоили обучающиеся пройденный материал. И, наконец, в конце учебного
периода проводится итоговая аттестация, когда проверяется уровень усвоения
программы изученной период обучения. Форма аттестации также должна
учитывать возраст ребенка, уровень его подготовки и его индивидуальные
особенности. Это могут быть: собеседование, тестирование, творческие и
самостоятельные исследовательские работы. Контрольные уроки, практические
работы, зачеты, выставки. Спортивные соревнования, конкурсы, олимпиады,
конференции, турниры. Итоговые занятия, защита творческих работ и проектов,
доклад.
Мониторинг качества усвоения программы.
Мониторинг проводится 2 раза в год: вводная – сентябрь ( последняя
неделя), итоговая – май.
Методика диагностики:
1. Беседа с обучающимся.
2. Беседа с опорой на практический материал.
19
3. Наблюдение за учащимися во время занятий.
4. Выполнение практического материала.
5. Опрос родителей по выполнению игровых заданий обучающимся дома.
Мониторинг уровня умений учащимися играть в шашки.
Диагностика сформированности умения обучающимся играть в шашки
предусматривает , наблюдение за его игрой с педагогом, сверстниками, а также
беседы с родителями о том, как обучающийся играет в шашки дома.
1. Учащемуся предлагается расставить шашки в количестве 24 штук двух
цветов для дальнейшей игры.
2. Кто начинает игру и почему? Как определить, кто играет белыми
шашками?
3. Педагог предлагает учащемуся начать игру, наблюдая за тем, как он
делает ходы.
4. В игре педагог создает ситуацию, при которой обучающийся имеет
возможность бить шашки соперника как по одной, так и несколько.
5. Педагог предлагает разыграть диаграммы в соответствии с определенным
условием.
6. Проверка понимания игроком преимущества дамки перед обычной
шашкой проходит непосредственно во время игры.
7. Проверку целесообразно проводить в игре как со взрослыми, так и со
сверстниками.
8. Если обучающийся оставляет партию незаконченной, педагог должен
попытаться выяснить причину.
Нежелание проиграть партию, обида на соперника, отставание в счете
битых у соперника шашек расценивается как низкий уровень развития игровой
мотивации. Критерии оценки результатов: Высокий уровень – обучающийся
самостоятельно и правильно справился с заданием; Средний уровень – для
правильного выполнения задания учащемуся требуется несколько
самостоятельных попыток или подсказка педагога; Низкий уровень –
обучающийся не выполнил задание даже после подсказки педагога.
2.3 ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Диагностические материалы, применяемые педагогом для определения
уровня развития личности: наблюдения, задания, тесты. Во время
образовательного процесса используются следующие методы отслеживания
усвоения программы:
- педагогическое наблюдение (как обучающийся усваивает материал, как
эти знания развиваются и совершенствуются в течении прохождения программы;
- педагогический анализ проводится по степени активности и результатам
участия детей в турнирах разного уровня, в тематических мероприятиях:
-педагогический
мониторинг.
Непрерывное
и
систематическое
отслеживание результатов деятельности обучающихся.
20
2.4 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое оснащение
Для организации деятельности объединения имеется:
1. Комплекты шашек, количество комплектов определяется из расчета
один комплект на 2 обучающихся.
2. Часы.
3.Один ноутбук для жеребьевки, зарядное устройство-адаптер.
4. Помещение (класс) с набором столов стульев и необходимыми
условиями для проведения занятий.
5.Распечатки заданий и комбинаций.
Методические материалы
Методы, используемые при реализации программы:
в обучении:
- практический (работа с шашечными комплектами и записями партий).
- наглядный (фото и видеоматериалы по шашкам, распечатки позиций и
шашечных диаграмм);
- словесный (инструктажи, беседы, разъяснения);
- инновационные методы (поисково-исследовательский, проектный,
игровой);
- работа с литературой (изучение специальной литературы, диаграмм).
В программе применяются приемы: создание проблемной ситуации,
построение алгоритма решения задачи (решение комбинации), анализ партии и
т.д.
Современные педагогические технологии в сочетании с современными
информационными технологиями могут существенно повысить эффективность
образовательного процесса, решить стоящие перед педагогом задачи воспитания
всесторонне развитой, творчески свободной личности.
Творческий метод используется в данной программе как важнейший
художественно-педагогический
метод,
определяющий
качественно
результативный показатель ее практического воплощения. Творчество
понимается как нечто сугубо своеобразное, уникальное, присущее каждому
учащемуся и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах
деятельности обучающихся и в высшей степени проявляет себя во время
соревнований по шашкам.
Принципы организации учебно-воспитательного процесса:
Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:
−
Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью
развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
−
Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое
действие, а не пассивное созерцание со стороны;
−
Принцип доступности, последовательности и системности
изложения программного материала.
21
Основой организации работы с детьми в данной программе является
система дидактических принципов:
−
принцип
психологической
комфортности – создание
образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стресс образующих
факторов учебного процесса
−
принцип целостного представления о мире - при введении нового
знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего
мира;
−
принцип вариативности - у детей формируется умение
осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется
возможность выбора;
−
принцип творчества - процесс обучения сориентирован на
приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды
об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач
интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать
на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шашками, появление
умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное
воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит
принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.
Основные виды занятий тесно связаны, дополняют друг друга и
проводятся в течение всего учебного периода с учетом планируемых общих
мероприятий МБУДО СЮТ и интересов обучающихся. В основу учебного
процесса в объединении положен принцип последовательности в распределении
учебного материала от простого к сложному, от схематизации до обобщения.
2.5 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Одним из важных факторов, напрямую влияющих на успешность и
результативность осуществления образовательной программы, является условия
реализации образовательной программы.
Работа ведется с учетом местных условий и учебно-воспитательного
режима МБУ ДО Станция юных техников. Группы комплектуются с учетом
возраста детей.
Для успешного функционирования кружка необходимо хорошее учебноматериальное обеспечение, которое включает:
- помещение для занятий, которое должно соответствовать всем
санитарно-гигиеническим и психогигиеническим нормам;
- помещение оборудовано всем необходимым для работы: столы, стулья,
шашечные доски, шашки, методическая литература.
Для того чтобы работа в кружке была эффективной необходимо уделять
внимание воспитательной работе. Дети должны выполнять правила поведения,
посещать занятия, поддерживать дружеские отношения друг с другом,
выполнять все задания преподавателя.
22
Работу по программе осуществляет педагог дополнительного
образования с высшим, или средне-специальным педагогическим образованием,
обладающим знаниями и навыками обучения игре в шашки.
Методическое обеспечение
№
п/
п
Разделы
Форма
занятия
Приемы и
методы
организац
ии
занятий
Методическ
ий и
дидактичес
кий
материал
Техничес
кое
оснащени
е
Форма
подведени
я итогов
1.
История
развития шашек
Беседа,
Словесный,
рассказ,
наглядный.
объяснени
е.
Фотоматериал
, специальная
литература.
Компьютер,
тетрадь для
записей и
зарисовок,
ручка.
Собеседован
ие.
2.
Первоначальные
понятия
Рассказ,
объяснени
е,
практику
м.
Словесный,
наглядный,
практическ
ий.
Фотоматериал
, комплект
шашек,
шашечная
доска
специальная
литература.
Компьютер,
тетрадь для
записей и
зарисовок,
ручка.
Собеседован
ие, игры с
записью
партий.
3.
Тактика
Рассказ,
объяснени
е,
практику
м, показ.
Словесный,
наглядный,
практическ
ий.
Фотоматериал
, комплект
шашек,
шашечная
доска
специальная
литература.
Компьютер,
тетрадь для
записей и
зарисовок,
ручка.
Собеседован
ие, игры.
4.
Стратегия
Рассказ,
объяснени
е,
практику
м, показ.
Словесный,
наглядный,
практическ
ий.
Комплект
шашек,
шашечная
доска
специальная
литература.
Компьютер,
тетрадь для
записей и
зарисовок,
ручка.
Собеседован
ие, игра.
5.
Эндшпиль
Объяснен
ие,
практику
м, показ.
Словесный,
наглядный,
практическ
ий.
Комплект
шашек,
шашечная
доска
специальная
литература.
Компьютер,
тетрадь для
записей и
зарисовок,
ручка.
Собеседован
ие, решение
специальны
х
упражнений.
23
6.
Дебют
Объяснен
ие,
практику
м, показ.
Словесный,
наглядный,
практическ
ий.
Комплект
шашек,
шашечная
доска
специальная
литература.
Компьютер,
тетрадь для
записей и
зарисовок,
ручка.
Собеседован
ие,
выполнение
контрольны
х образцов.
7.
Композиция
Беседа,
Словесный,
объяснени наглядный.
е.
Специальная
литература.
Компьютер,
тетрадь для
записей и
зарисовок,
ручка.
Собеседован
ие.
8.
Международные
шашки
Беседа,
объяснени
е,
практику
м.
Словесный,
наглядный,
практическ
ий.
Комплект
шашек,
шашечная
доска
специальная
литература.
Компьютер,
тетрадь для
записей и
зарисовок,
ручка.
Собеседован
ие, решение
специальны
х
упражнений.
9.
Спарринг
тренировки,
конкурсы
решений, сеансы
одновременной
игры
Беседа,
объяснени
е,
практику
м.
Словесный,
наглядный,
практическ
ий.
Комплект
шашек,
шашечная
доска
специальная
литература.
Компьютер,
тетрадь для
записей и
зарисовок,
ручка.
Собеседован
ие, игры с
записью
партий.
10
.
Классификацион
ные турниры
Беседа,
практику
м.
Словесный,
наглядный,
практическ
ий.
Комплект
шашек,
шашечная
доска.
Компьютер,
тетрадь для
записей и
зарисовок,
ручка.
Соревнован
ия.
2.6 ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
Сегодня под воспитанием в образовательной организации понимается
создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного
становления и подготовки к жизненному самоопределению.
Общие задачи и принципы воспитания представлены в Федеральном
законе от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся», где воспитательная деятельность рассматривается как
компонента педагогического процесса в каждом общеобразовательном
учреждении и охватывает все составляющие образовательной системы, что
направленно на реализацию государственного, общественного и индивидуальноличностного заказа на качественное и доступное образование в современных
24
условиях.
Цели воспитательной деятельности: формирование и развитие
учащихся системы нравственных, морально-волевых и мировоззренческих
установок, способствующей их личностному, гармоничному развитию и
социализации в соответствии с принятыми социокультурными правилами и
нормами как основы их воспитанности.
Задачи воспитательной деятельности:
– развитие морально-нравственных качеств обучающихся: честности,
доброты, совести, ответственности, чувства долга;
– развитие волевых качеств обучающихся: самостоятельности,
дисциплинированности,
инициативности,
принципиальности,
самоотверженности, организованности;
– воспитание стремления к самообразованию, саморазвитию,
самовоспитанию;
– приобщение детей к экологической и социальной культуре,
здоровому образу жизни. Рациональному и гуманному мировоззрению;
– формирование нравственного отношения в духе демократии к
человеку, труду и природе;
– воспитание обучающихся в духе демократии, личностного достоинства,
уважения прав человека, гражданственности и патриотизма.
Приоритетные направления в организации воспитательной работы:
гражданско-патриотическое,
духовно-нравственное,
художественноэстетическое, спортивно-оздоровительное, трудовое и профориентационное,
здоровьесберегающее, социокультурное, экологическое, воспитание семейных
ценностей и т.д.
Педагог разрабатывает план мероприятий по реализации программы.
План воспитательной работы
Организационная работа
1.
Принять участие в выставках по школам для вовлечения детей в
объединение. Провести ознакомительные беседы с обучающимися.
2.
К 10 сентября укомплектовать группу объединения.
3.
В группах провести:
Беседу о правилах поведения на занятиях.
Беседу по технике безопасности.
Воспитательная работа
1.
В соответствии с планом учебно-воспитательной работы МБУ ДО СЮТ
принимать участие в мероприятиях, проводимых в СЮТ.
2.
Провести тематические беседы: по программе
3.
Провести беседы на нравственную тему: «Главные правила вежливости в
общении», «Я, житель моего поселка», «Учимся ценить добрые отношения»,
«Организованность в труде».
4.
Провести викторины: «Литературная викторина по сказкам»,
«Дикие животные», «Зрительные вопросы», «О домашних животных».
5.
Проводить игры: «Поле чудес», «Вспомним разные слова»,
25
«Игры Деда Буквоеда», «Запутанный зоопарк», «Собери картинку»,
«Загадки-задачки», «Головоломки», «Разгадай кроссворд».
6.
Принимать участие в выставках технического творчества, организованных
в СЮТ.
7.
Принимать участие в районных и краевых выставках детского
технического творчества.
Связь со школой, семьей
1.
На родительском собрании в объединении провести выставку работ.
2.
Приглашать родителей обучающихся групп на мероприятия, проводимые
в СЮТ.
3.
Выполнить сувениры к праздникам и знаменательным датам.
План-график воспитательной работы
Дата
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
Тема
Игра-приветствие
Беседа:«Техника безопасности при работе в кабинете»
Беседа:«Как вести себя на занятиях в объединении»
Беседа:«Бережное отношение к имуществу СЮТ»
Беседа:«Правила перехода улиц и дорог»
Беседа:«Поддержание чистоты и порядка в объединении»
Беседа:«Главные правила вежливости в общении»
Инсценировка детей на тему: «Самый вежливый у нас…».
Беседа: «Подарок – символ уважения».
«Золотые руки»-почему так говорят.
Беседа:«Чаще улыбайся, если хочешь нравиться людям».
Беседа: «Что такое справедливость».
Беседа-викторина «История Олимпийских игр»
Беседа:«История авиации, флота, бронетанковой техники».
Беседа: «Закаляйся, если, хочешь быть здоров».
Беседа: «Масленица–древний славянский праздник»
Беседа: «Урок вежливости»
Игровая минутка«1-апреля день смеха»
Беседа-викторина «Шагает эра космоса вперед»
Беседа: «Патриотизм и любовь к Родине».
Беседа-размышление: «Мой лучший друг».
Беседа: «Не пробовать, не начинать» (о вреде алкоголя и пагубных
привычек).
26
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для педагога
1.
Цукерник Э.Г. Антология шашечных комбинаций(Русские
шашки).изд.Физкультура и спорт.1987 год 384стр. 3переиздание 2015 год.
2.
В.Б.Городецкий Книга о шашках. Москва Детская литература
1984год. 2 переиздание 2017год.274 стр.
3.
В.К. Погрибной, В.Я. Юзюк Шашки для детей. Изд.Феникс 2008
год.140стр.
4.
И.Д. Ивацко Шашки мой досуг.2009 год. 128стр.
5.
И.Волосанов Дорога к прекрасному или искусство побеждать.
Виляны 2005год. 63стр.
6.
Е.М.Юровский, Л.П. Кондратьева. Зайкины шашки. СанктПетербург. Изд. Литера 2001г. 2 переиздание 2016г. 66стр.
7.
А.Я. Вирный
Немного о шашках но по существу. Москва.
Издательство Гранд. 2005год. 324стр.
Литература для родителей.
1.
Цукерник Э.Г. Антология шашечных комбинаций(Русские
шашки).изд.Физкультура и спорт.1987 год 384стр. 3переиздание 2015 год.
2.
В.Б.Городецкий Книга о шашках. Москва Детская литература
1984год. 2 переиздание 2017год.274 стр.
Литература для обучающихся
1.
Е.М.Юровский, Л.П. Кондратьева. Зайкины шашки. СанктПетербург. Изд. Литера 2001г. 2 переиздание 2016г. 66стр.
2.
А.Я. Вирный
Немного о шашках но по существу. Москва.
Издательство Гранд. 2005год. 324стр.
Интернет-ресурсы:
http://sport.ch-lib.ru/shashki.html
http://www.shashkivsem.ru/shashki-v-internet
27
Приложение 1
Оценочный материалы
Критерии оценки результатов:
•
Высокий уровень - ученик самостоятельно и правильно справился с
заданием, умеет производить расчеты на несколько ходов вперед, аналитически
мыслит, записывает сыгранные партии;
•
Средний уровень - для правильного выполнения задания ученику требуется
несколько самостоятельных попыток или подсказка педагога, недостаточно
знает правила игры, с трудом записывает сыгранные партии;
•
Низкий уровень - ученик не выполнил задание даже после подсказки
педагога, не знает правила игры, не может записать сыгранные партии.
1. По каким линиям выполняются ходы?
а) по горизонтальным
б) по диагональным
в) разницы нет
2. На каких полях ведется игра в шашки?
а) на белых полях
б) на черных полях
в) большой разницы нет
3.Ломаный путь "называемый тройником" - это
а) путь ограниченный полями c1, h8, f4, a8
б) путь ограниченный полями c1, h6, f8, a4
в) путь ограниченный полями g1, h2, b8, a7
4. какие поля обозначаются буквами латинского алфавита?
а) горизонтальные
б) вертикальные
28
5. передвижение шашки с одного поля на другое - это
а) дамка
б) пешка
в) ход
6. Когда можно снимать побитые шашки с доски?
а) нет никакой разницы
б) после того как выполнены все ударные ходы до конца
в) после каждого ударного хода
7. Ломаный путь "называемый двойником" - это
а) путь ограниченный полями c1, h8, f4, a8
б) путь ограниченный полями c1, h6, f8, a3
в) путь ограниченный полями g1. h2. b8, a7
8. Игровой путь называемый "большой дорогой" - это
а)c1 h6
б)a1 h8
в)f8 a3
9) Сколько соперников в шашечной партии?
а) 4
б) 2
в) 1
10) Правильно ли выполнена запись3с-4d?
а) нет
б) да
29
Критерии оценки:
Высокий уровень - ученик самостоятельно и правильно справился с заданием;
Средний уровень - для правильного выполнения задания ученику требуется
несколько самостоятельных попыток или подсказка педагога;
Низкий уровень - ученик не выполнил задание даже после подсказки педагога.
Оценочный материал для промежуточной аттестации
Выберите правильные ответы:
Дайте определение термину «рожон»:
А) шашка, достигшая 6-ой горизонтали и противостоящая двум шашкам
соперника, если у него нет возможности её атаковать.
А) шашка, достигшая 7-ой горизонтали и противостоящая двум шашкам
соперника, если у него нет возможности её атаковать.
А) шашка, достигшая 8-ой горизонтали и противостоящая двум шашкам
соперника, если у него нет возможности её атаковать.
Дайте характеристику термину «ЛЮБКИ»:
А)шашка соперника заходит в середину, когда одна из шашек гибнет, тоесть она
как бы говорит «отдай любую»
б)шашка соперника заходит на поле b4
в)шашка соперника изолируется от остальных
3. Окончание в партии - …
А) завершающая стадия партии в которой действует ограниченное
количество шашек и где значение каждого хода огромно.
Б)начальная стадия игры
В) стадия в середине партии в которой действует неограниченное
количество шашек.
30