Положение об образовательной деятельности

ПРИНЯТО
На педагогическом совете
протокол №1
от 30.08.2024

УТВЕРЖДЕНО
приказом № 49
от 2.09.2024 г.
директор МБУ ДО
Станция юных техников
___________________
Н.А.Саянова

ПОЛОЖЕНИЕ
об образовательной деятельности муниципального бюджетного
учреждения дополнительного образования Станция юных техников
муниципального образования Абинский район
I. Общие положения
1.1. Положение об образовательной деятельности (далее- Положение)
регламентирует порядок работы педагогического состава, детских объединений,
контроль за качеством образования и сохранением единого образовательного
пространства.
1.2.
Дополнительные
общеобразовательные
общеразвивающие
программы разрабатываются педагогами в соответствии с нормативными и
правовыми документами:
− Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
− Федеральным законом Российской Федерации от 24 июля 1998 г.
№ 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (с изменениями от 20
июля 2000 г.; 22 августа и 21 декабря 2004 г.; 26 и 30 июня 2007 г.);
− указом президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809
«Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
− Стратегией развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года,
утвержденной распоряжением Правительством РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р;
− приоритетным национальным проектом «Доступное дополнительное
образование для детей» (2017-2025гг.), утвержденным президиумом Совета при
Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и
приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. № 11);
− Федеральным проектом «Успех каждого ребёнка» от 7 декабря 2018 г.;
− Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года
(распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г.
№ 678-р).
− приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;

− приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 13
марта 2019 г. № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие
критерии оценки качества условий осуществления образовательной
деятельности
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность
по
основным
общеобразовательным
программам,
образовательным программам среднего профессионального образования,
основным программам профессионального обучения, дополнительным
общеобразовательным программам»;
− приказом Министерства просвещения России от 3 сентября 2019 г.
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
− приказом Министерства науки и высшего образования РФ и
Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об организации
и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации
образовательных программ»;
− приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
− постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
− постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания»;
− методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), письмо
Минобрнауки от 18 декабря 2015 г. № 09-3242.
− рекомендациями по реализации внеурочной деятельности, программы
воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ
с применением дистанционных образовательных технологий, письмо
Минпросвещения России от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04;
− методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ, разработанными ГБОУ
«Институт развития образования» Краснодарского края (Краснодар, 2020).
− приказом управления образования и молодежной политики
администрации муниципального образования Абинский район от 29 января2021
г. № 38 «Об утверждении Положения об организации предоставления
дополнительного образования в муниципальном образовании Абинский район»;
−
уставом муниципального бюджетного учреждения дополнительного
образования Станция юных техников муниципального образования Абинский
район, утвержденный постановлением администрации муниципального
2

образования Абинский район от 25 июля 2019 г. № 791 (с изменениями от
22 сентября 2022 г. № 1161).
Образовательная деятельность по дополнительным
общеобразовательным программам
2.1. Образовательная деятельность по программам направлена на:
- формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
- удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в
интеллектуальном, техническом, художественно-эстетическом и нравственном
развитии.
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни,
укрепление здоровья обучающихся;
- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического,
военно-патриотического, трудового воспитания обучающихся;
- выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также
лиц, проявивших выдающиеся способности;
- профессиональную ориентацию обучающихся;
- создание и обеспечение необходимых условий для личностного
развития, профессионального самоопределения и творческого труда
обучающихся;
- социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
- формирование общей культуры обучающихся.
2.

3. Организация образовательной деятельности
3.1. Обучение и воспитание ведется на русском языке. Направленности
программ: техническая, художественная, социально-гуманитарная.
3.2. Цели, задачи и содержание деятельности объединения определяются
его руководителем (педагогом дополнительного образования) с учетом учебных
планов и программ, рекомендованных Министерством образования Российской
Федерации, управлением образования. Педагогические работники могут
разрабатывать модифицированные программы на основании имеющихся
типовых, авторских программ общего, среднего специального и высшего
образования в соответствии с профилем объединения. Программа педагога
рассматривается на методическом совете, утверждается педагогическим
советом и реализуется через учебный план, который составляется на весь
учебный год или на учебное полугодие. Программы ежегодно обновляются с
учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной
сферы.
3.3. Учебно-воспитательная и методическая работа строится с учетом
достижений педагогической науки, опыта творческих коллективов, на основе

3

принципа соединения теоретического обучения с практической деятельностью
обучающихся. Учреждение самостоятельно в организации образовательного
процесса, выборе способов, форм, средств и методов обучения, вправе работать
по учебным планам и многопрофильным программам, разработанным
самостоятельно и утвержденным педсоветом.
Основная деятельность обучающихся в учреждении осуществляется, как в
одновозрастных, так и в разновозрастных объединениях по интересам. В работе
объединений при наличии условий и согласия руководителя могут участвовать
совместно с несовершеннолетними обучающимися их родители (законные
представители) без включения в основной состав.
Форма объединения - учебная группа, группа переменного состава, класс,
другие объединения (далее - объединения).
Каждый обучающийся может заниматься в одном или нескольких
объединениях, менять их в течение года.
Форма организации занятий: групповая, в малых группах (по подгруппам)
и индивидуальная. Учитывая особенности и содержание работы объединения,
исходя из педагогической целесообразности, педагог может проводить занятия со
всем составом объединения, по подгруппам, с распределением времени занятия.
Педагог может вести обучение индивидуально, если индивидуальные часы
заложены в программу (для углубленной работы с талантливыми детьми). Для
детей, выполнивших программу обучения, но желающих продолжить обучение,
и для детей, проявивших выдающие способности (дипломантов, лауреатов,
победителей конкурсов) могут быть созданы мастер-классы, занимающиеся по
специальному учебно- тематическому плану. Возможна организация
индивидуального обучения детей - инвалидов.
3.4. Прием детей в объединения производится согласно заявлению о
приеме родителей (законных представителей) или самих обучающихся,
достигших возраста 14 лет.
Заявление о приеме может быть направлено в электронной форме с
использованием АИС «Навигатор дополнительного образования детей
Краснодарского края».
3.5. В заявлении о приеме родитель (законный представитель) или
обучающийся, достигший возраста 14 лет, предоставляют сведения о номере
сертификата дополнительного образования.
Одновременно с заявлением о приеме родитель (законный представитель)
обучающегося, обучающийся, достигший возраста 14 лет, предоставляют
заявление – согласие на обработку персональных данных.
При приёме обучающихся в учреждение, администрация обязана
ознакомить родителей (лиц их заменяющих) с уставом, лицензией на право
образовательной деятельности, другими нормативными документами.
3.6. Отчисление обучающихся производится по окончанию обучения в
объединении, а также в случае грубых нарушений уставных требований,
предъявляемых к обучающемуся.
3.7. Комплектование учебных групп проводится ежегодно в августе –
4

сентябре, занятия должны начинаться не позднее 1 сентября и заканчиваться 31
мая. В зависимости от профиля работы объединения, от целей и задач,
заложенных в программе. В случае невозможности замены педагога
дополнительного образования, находящегося на больничном листе или в
учебном отпуске, занятия объединения могут быть продлены на период летних
каникул в форме экскурсий, походов, творческих встреч, концертов, работы
групп здоровья. Второй и последующие годы обучения начинают учебный год
с 1 сентября.
Обучающиеся могут заниматься в нескольких объединениях.
3.8. Количество объединений в учреждении зависит от количества
обучающихся и условий, созданных для осуществления образовательного
процесса с учетом СанПиН 1.2.368521.
3.9.
Наполняемость объединений определяется педагогическими
работниками с учетом условий учреждения, площадью учебных комнат,
количеством рабочих мест, в зависимости от возраста обучающихся, года
обучения, специфики деятельности объединения.
Учебными группами второго года обучения являются группы, в состав
которых входит не менее 50% обучающихся первого года обучения.
3.10. Основной формой образовательного процесса является учебное
занятие. Могут практиковаться и другие формы: лекции, семинары,
собеседования, конкурсы, практикумы, экскурсии и др.
3.11. Объединения комплектуются из обучающихся в возрасте
преимущественно от 6 до 18 лет.
3.12.
Организация образовательного процесса в учреждении строится на
основе учебного плана, разрабатываемого учреждением самостоятельно и
регламентируется расписанием занятий. При этом учреждение работает по
графику семидневной рабочей недели. В выходные дни могут проводиться
массовые мероприятия. Начало занятий с 8.00 часов, окончание – не позднее
20.00 часов.
В учебном плане количество часов, отведенных на занятие, определяется
программой и годом обучения. Недельная педагогическая нагрузка на одну
группу устанавливается директором учреждения в зависимости от профиля
объединения, возраста его членов, года занятий по программе, как правило, в
пределах 1-4 часов.
3.13. Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от
возрастных и физиологических способностей, допустимой нагрузки
обучающихся. Для дошкольников продолжительность одного занятия без
перерыва может составлять 30 минут, для школьников среднего и старшего
возраста продолжительность 45 минут. Перерывы между занятиями не менее 10
минут для проветривания и отдыха детей с использованием физминуток.
3.14. Учебный год в Учреждении начинается 1 сентября.
Продолжительность занятий в объединениях зависит от программы и составляет
от 34 до 144 часов в год. Количество часов может быть иным, обоснованным
программой. Рекомендуемая продолжительность занятий детей в учебные дни –
5

не более 3-х академических часов в день, в выходные и каникулярные дни не
более 4-х академических часов в день. В каникулярное время учреждение может
открывать в установленном порядке лагеря (по своему положению), создавать
объединения с постоянным или переменным составом, на своей базе
организовывать экскурсии, поездки, соревнования. Праздники в объединениях,
походы, экскурсии и другие мероприятия могут проводиться за счет занятий
кружков с разрешения администрации, согласно плану учебно-воспитательной
работы.
3.15. Учреждение может создавать детские объединения в других
образовательных учреждениях, по согласованию и договору с ними, а также по
месту жительства обучающихся. Материально-техническое обеспечение этих
объединений и контроль (частично) за их работой осуществляется
администрациями учреждений, на базе которых действуют объединения, в
соответствии с договорами о совместной образовательной деятельности.
Контроль за качеством освоения учебного материала осуществляет педагог
дополнительного образования в соответствии с формами и методами текущего
и
итогового
контроля,
запланированными
в
дополнительных
общеобразовательных программах. Это может быть опрос, выставка, конкурс,
соревнование, олимпиада, защита проекта и др.
3.16. Занятия в объединениях могут проводиться как по программе
одной тематической направленности, так и по комплексным, интегрированным
программам. Обучающиеся, показавшие высокий уровень достижений и
результатов, могут заниматься по индивидуальным учебно-тематическим
планам.
В
каникулярное
время
могут
создаваться
краткосрочные
общеобразовательные программы дополнительного образования для групп с
переменным составом детей.
3.17. Расписание занятий объединений составляется администрацией
учреждения по представлению педагогических работников с учетом СанПиНов,
пожеланий обучающихся и их родителей и возрастных особенностей.
3.18. Учреждение может взаимодействовать с предприятиями,
учреждениями, осуществлять поиск новых форм работы, поддерживать
значимые инициативы и движения.
3.19. Учреждение может по согласованию с управлением образования
осуществлять производственную практику обучающихся в данном учреждении,
принимать на работу несовершеннолетних в летний период, а также выполнять
в установленном порядке заказы предприятий, организаций на изготовление
изделий, необходимых данным организациям, но при этом тематика и
содержание работы должны способствовать развитию обучающихся и целям
данного объединения.
3.20. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
детей – инвалидов, учреждение осуществляет образовательную деятельность,
организует образовательный процесс по программам с учетом особенностей
психофизического развития и состояния здоровья указанных категорий
6

обучающихся.
С обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьмиинвалидами может проводиться индивидуальная работа как в организации,
осуществляющей образовательную деятельность, так и по месту жительства, а
также с использованием дистанционных форм обучения.
3.21. Учреждение организует и проводит различные районные,
зональные, очно-заочные мероприятия: конференции, семинары, фестивали,
олимпиады, соревнования, мероприятия, которые являются подведением итогов
работы по определенному направлению, объединений - по выполнению учебной
программы. В массовой работе учреждение взаимодействует с семьей,
общественными организациями, учебными заведениями, внешкольными,
культурно-просветительскими, спортивными учреждениями различных
ведомств.
3.22. По инициативе обучающихся в учреждении могут создаваться
детские и юношеские общественные организации, действующие в соответствии
с существующим законодательством. Администрация учреждения оказывает
помощь и содействие в деятельности таких организаций.
3.23.Учреждение несет ответственность за качество и полноту
реализуемых программ.
3.24. Учреждение в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации, несет ответственность:
- за невыполнение функций, отнесенных к компетенции учреждения
действующим законодательством;
- за адекватность применяемых форм, методов и средств организации
образовательного процесса возрастным психофизиологическим особенностям,
склонностям, способностям, интересам обучающихся, требованиям охраны их
жизни и здоровья;
- за жизнь и здоровье обучающихся и работников учреждения во время
образовательного процесса;
- за нарушение прав и свобод обучающихся и работников учреждения;
- за иные действия, предусмотренные действующим законодательством.
4. Требования к педагогу дополнительного образования.
4.1. К педагогической деятельности допускаются лица, как правило,
имеющие высшее или среднее профессиональное образование, отвечающие
требованиям
квалификационных
характеристик,
определенных
для
соответствующих должностей педагогических работников.
4.2. К педагогической деятельности не допускаются лица:
-лишённые права заниматься педагогической деятельностью в
соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
-имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные
тяжкие и особо тяжкие преступления;
-признанные недееспособными в установленном федеральным законом
порядке;
7

-имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по
выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию
в области здравоохранения.
4.4. Педагоги дополнительного образования МБУ ДО Станция юных
техников для организации учебной деятельности, проведения мероприятий
воспитательного
характера
должны
представить
материалы
для
предварительного анализа:
методисту:
- дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа;
- календарный учебный график (составляется педагогом, является
приложением к программе и хранится у него в течение учебного года);
-план проведения мониторинга образовательного уровня обучающихся;
заместителю директора по УВР:
- расписание занятий с указанием времени и места работы объединения;
- список обучающихся объединения (ФИО, дата рождения, адрес
проживания, школа, класс, сведения о родителях, социальное положение),
- ведение
электронного
журнала
учета
работы
педагога
дополнительного образования,руководителя объединения;
- план учебно-воспитательной работы
- инструкции для обучающихся по технике безопасности по данному
направлению.
4.5.Дополнительные общеобразовательные программы разрабатываются
педагогами дополнительного образования в соответствии с характером
деятельности объединения, возрастом обучающихся, условиями работы,
программой деятельности МБУ ДО Станция юных техников, рассматриваются
на педагогическом совете и утверждаются директором.
Педагог самостоятельно следит за укомплектованностью объединения и
своевременно делает добор обучающихся. Всех вновь прибывших детей
зачисляет,а выбывших отчисляет по приказу МБУ ДО Станция юных техников.
При отсеве обучающихся из объединения в период обучения выше 50 %
от состава на начало учебного года администрация вправе закрыть объединение.
В случае невыполнения учебного плана, изменения численности детей в
объединении, в том числе неоднократной неявки детей на занятия учебного
объединения, согласно учебного плана, администрация вправе рассмотреть
вопрос об уменьшении учебной нагрузки педагога или закрытии детского
объединения.
4.6. Заполнение журналов.
Для всех объединений формируется электронный журнал в АИС
«Сетевой город .Образование», которые заполняются по итогам каждого занятия
или мероприятия.
«Записи» в журналах производятся согласно плану работы объединения.
Журнал заполняется лично педагогом.
Проверка заполнения журналов осуществляется не реже 1 раза в квартал.
8

4.7. Зарплата педагога дополнительного образования выплачивается по
мере поступления бюджетных средств в соответствии с табелем отработки
рабочего времени.
5. Показатели результативности образовательного процесса.
Мониторинг образовательных результатов.
5.1. Результатом реализации общеобразовательных программ являются
изменения в интеллектуальной, эмоционально-волевой и действеннопрактической сферах обучающихся.
Изменения в интеллектуальной сфере характеризуются:
усвоением
компетентностей,
предусмотренных
учебными
программами;
- расширением кругозора и представлений о сфере практического
интереса обучающегося;
- развитием восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления.
Изменения в эмоционально-волевой сфере характеризуются:
- формированием интереса к определенным видам деятельности;
- формирование положительного отношения к занятиям;
- формирование положительной мотивации творческой деятельности;
Изменения в действенно-практической сфере характеризуются:
- формированием у обучающихся практических компетентностей в
определенных видах деятельности;
- обогащением опыта творческой деятельности;
-расширением опыта социального взаимодействия (коммуникативные,
организаторские умения);
5.2. Для проверки степени освоения общеобразовательной программы за
каждое полугодие проводится мониторинг.
Результативность работы объединений можно оценивать по следующим
показателям:
- участие в Российских, региональных, муниципальных олимпиадах,
конференциях, конкурсах, выставках, соревнованиях;
- наполняемость и сохранность групп в течение учебного года;
- результаты тестирования;
- поступление обучающихся в учебные заведения по направлениям
деятельности МБУДО Станция юных техников.
6. О режиме работы в период каникул.
6.1. Занятия детей могут проводиться в любой день недели, включая
воскресные и каникулярные дни.
6.2. В период каникул занятия могут:
-проводиться по специальному расписанию;
-продолжаться в форме экспедиций, профильных лагерей и летних
оздоровительных площадок;
-создаваться различные объединения с постоянным и переменным
9

составами детей в лагерях или на базе образовательного учреждения.
6.3. В дни летних школьных каникул педагог дополнительного
образования на период вне отпуска составляет программу летней занятости с
учетом нагрузки учебного года, которая согласуется с методической службой и
утверждается приказом директора.
7. Обязанности педагогов дополнительного образования.
7.1. Педагог дополнительного образования работает в соответствии с
расписанием занятий, утвержденным директором, исходя из специфики
объединения.
7.2. Все педагоги дополнительного образования на занятие являются не
позднее, чем за 15 мин. до начала занятия.
7.3. Запрещаются случаи переноса времени и места занятий без ведома
администрации.
7.4. Время, отведенное на занятия, является неприкосновенным и долг
педагога дополнительного образования использовать его рационально и
эффективно. Педагог обязан проводить занятия с группами по утвержденному
плану и расписанию на высоком научно-педагогическом и методическом уровне.
7.5. До начала занятий педагог готовит помещение к занятиям, отвечает
за его санитарное состояние и сохранность имущества.
7.6. В начале занятий педагог отмечает всех отсутствующих в журнале,
несет ответственность за посещаемость занятий обучающимися.
7.7. Педагог дополнительного образования:
- отвечает за ведение журнала;
- несет ответственность за состояние воспитательного и учебного
процесса и постоянно следит за выполнением учебных программ;
- обязан с целью обмена опытом работы, а также по поручению
администрации осуществлять посещения занятий других педагогов;
- систематически проводит воспитательную работу с обучающимися,
особое внимание уделяя подросткам, склонным к правонарушениям;
- до ухода в отпуск, после окончания учебного года, сдает зам. директора
по УВР отчет о работе объединения в истекшем учебном году и план работы на
следующий год;
- обеспечивает информационное освещение его работы;
- организует работу с родителями, проводит не менее одного
родительского собрания в полугодие в объединении, ведёт с ними
индивидуальную работу;
- обеспечивает участие членов объединения в массовых мероприятиях
согласно плану проведения массовых мероприятий;
- оказывает содействие проведению всех учебно-воспитательных
мероприятий МБУ ДО Станция юных техников;
- несет материальную ответственность за имущество, получаемое в МБУ
ДО Станция юных техников, пособия для работы, оборудование;
- сдаёт в течение года методическую разработку из опыта своей
10

педагогической деятельности.

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».